Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Урок в 1 классе по литературному чтению | Мой кабинет. Работа №347556

Дата публикации:
Автор:
Описание:

 

Урок литературного чтения   в 1 классе  по теме

 

«О братьях наших меньших»

 

 Н.И.Сладков, С.В.Михалков «Трезор», Р. С. Сеф «Кто любит собак…».Тип урока: урок «открытия» нового знания.

 

 

 

Цели урока (триединая дидактическая):

 

Познавательная (образовательная):

 

 - познакомить с произведениями  С.В.Михалкова «Трезор», Р.С.Сефа «Кто любит собак»;

 

- совершенствовать навык чтения целыми словами и навык выразительного чтения;

- учить понимать характер героев

Урок литературного чтения в 1 классе по теме

«О братьях наших меньших»

Н.И.Сладков, С.В.Михалков «Трезор», Р. С. Сеф «Кто любит собак…».

 

Автор: Карпунина Елена Николаевна

Учитель начальных классов МБОУ Сачковичской СОШ

Тип урока: урок «открытия» нового знания.

 

Цели урока (триединая дидактическая):

Познавательная (образовательная):

- познакомить с произведениями  С.В.Михалкова «Трезор», Р.С.Сефа «Кто любит собак»;

- совершенствовать навык чтения целыми словами и навык выразительного чтения;

- учить понимать характер героев.

Развивающая:

- развивать умение прогнозировать текст;

- развивать воображение, речь, память учащихся;

- развивать осознанное чтение;

-развивать функциональную грамотность (читательскую грамотность) учащихся.

Воспитательная:

- воспитывать бережное отношение к природе;

- воспитывать любовь к «братьям нашим меньшим»;

- пробудить познавательный интерес и мотивацию к изучению стихотворений о животных.

Планируемые результаты:

Личностные:

-  оценивать конкретные поступки людей, как хорошие или плохие;

-  эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;

-  сочувствовать, сопереживать «братьям нашим меньшим»;

-  высказывать своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам.

 

 

Метапредметные:

-развивать функциональную грамотность (читательскую грамотность) учащихся.

Регулятивные УУД:

-  определять и формировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;

-  проявлять желание самостоятельно читать, совершенствовать свой навык чтения.

Познавательные УУД:

- читать вслух целыми словами без пропусков и перестановок букв и слогов доступные по восприятию и небольшие по объёму стихотворные произведения;

-ориентироваться в терминах и понятиях: заголовок, содержание произведения, автор, герой, стихотворение;

-понимать фактическое содержание прочитанного или прослушанного произведения;

-анализировать текст: определять тему, устанавливать последовательность событий в произведении, характеризовать героя, задавать вопросы по фактическому содержанию.

Работа с информацией:

-понимать, что текст произведения может быть представлен в иллюстрациях;

-соотносить иллюстрацию с текстом произведения, читать отрывки из текста, которые соответствуют иллюстрации .

Коммуникативные УУД:

- описывать своё настроение после слушания (чтения) стихотворений. 

-   оформлять свои мысли в устной и письменной форме;

-  слушать и понимать речь других;

-  выразительно читать текст;

-  договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им;

-  учиться работать в группе.

Предметные:

- умение предугадывать содержание произведения;

мение анализировать иллюстрации учебника;

-умение правильно, осознанно читать целыми словами в рамках оперативного поля чтения;

- умение строить ответы на вопросы учителя, задавать вопросы, работать над обогащением словарного запаса, выяснять значение непонятных слов;

- умение  отвечать на вопросы учителя по содержанию прочитанного.

 

Задачи урока (в соответствии с целями и планируемыми результатами):

- совершенствование навыков чтения;

- формирование правильного, сознательного, беглого и выразительного чтения;

- формирование вдумчивого читателя, любящего книгу и умеющего работать с ней;

асширение и углубление знаний учащихся об окружающем мире, о животных;

равственное, эстетическое воспитание школьников;

азвитие речи и мышления.

 

Структура (план) урока:

1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.

2. Актуализация и пробное учебное действие.

3. Выявление места и причины затруднения.

4. Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения.

5. Реализация построенного проекта.

6. Первичное закрепление с комментированием во внешней речи.

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

8. Включение в систему знаний и повторение.

9. Информация о домашнем задании.

10. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

11.Развитие функциональной грамотности (читательской грамотности) учащихся.

 

 

Оборудование урока:

 

1.Учебник;

2. Изображения животных;

3.Текст для речевой разминки;

4. Портреты писателей;

5. Выставка книг по теме урока;

6. Ребусы.

7. Презентация.

8. https://gimnazia133.my1.ru/index/funkcionalnaja_gramotnost/0-97

 

 

 

 

 

Ход урока

 

1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.

У.- Сейчас у нас с вами урок чтения.

Прозвенел звонок весёлый,

Мы начать урок готовы.

Будем слушать, рассуждать

И друг другу помогать. СЛАЙД 1

У.- Посмотрите друг на друга, улыбнитесь. Пожелайте глазками друг другу самого лучшего, успехов на уроке.

У.- Давайте сыграем в игру «Доскажи словечко» и повторим правила поведения на уроке.

На уроке будь старательным,

Будь спокойным и … (внимательным).

Говорите чётко, внятно,

Чтобы было всё … (понятно).

Если хочешь отвечать,

Надо руку … (поднимать). СЛАЙД 2

У.-Молодцы, ребята! Все правила поведения на уроке вы знаете.

У.- На ваших столах лежат карточки:

«С каким настроением ты идёшь на урок литературного чтения?»

а) с желанием, потому что хочу узнать что- то новое;

б) с нежеланием, потому что не люблю этот предмет;

в) с безразличием, потому что это очередной урок в расписании.

Вам нужно внимательно прочитать и обвести свой вариант ответа. Это ваша анкета-настроения. Отодвиньте ее на край стола. К ней мы вернемся в конце урока.

 

2. Актуализация и пробное учебное действие.

У.- Посмотрите внимательно на записи. Нам нужно составить пословицы.

У.– Что объединяет эти пословицы?
У.– Объясните их значение. СЛАЙД 3

 

 

1) Хорошая собака

2) Не на пользу книги читать,

3) Дерево держится корнями,

4) Человек без друзей,

 

1) что сокол без крыльев.

2) без хозяина не останется.

3) коли только вершки в них хватать. 

4) а человек друзьями.

 

 

У.- Молодцы, дети! Правильно справились с заданием.

Вывод:  пословицы дают людям уроки о том, что нужно быть добрым, трудолюбивым, щедрым, находчивым, что плохо быть ленивым, злым, трусливым.

 

3. Выявление места и причины затруднения.

У.- Ребята, сегодня на уроке мы начинаем изучать новый раздел.

У.- Отгадайте загадку, и вы узнаете, о ком мы будем читать в произведениях этого раздела.

Это не человек, не насекомое, не предмет.

Они бывают дикие и домашние.

У.- Какая отгадка? (Жuвотные)

У.- Как вы думаете, о ком мы будем сегодня говорить на уроке?

 

4. Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения.

1.Разминка.

У.- Прочтите скороговорки:

Лежит ежик у елки, у ежа иголки,

А внизу, похожие на маленьких ежат,

Шишки прошлогодние на траве лежат СЛАЙД 4

2. Работа по учебнику.

У.- Откройте учебник на стр.55

У.- Прочитайте, с чем мы познакомимся в этом разделе?

У.- Чему мы научимся?

У.- Чему будем учиться?

У.-Почему животных называют «нашими меньшими братьями»?

 

5. Реализация построенного проекта.

У.– Прочтите небольшой текст на стр.56
У.– Кто его автор? СЛАЙД 5

1. Чтение про себя.

2. Чтение вслух.

3.Беседа по прочитанному. СЛАЙД 6

У. - Кто зорче нас?

У. - Кто втрое выше нас?

У. - Кто сильнее нас?

У.- Кто быстрее нас?

У.- Кто летает без самолётов?

У. - Кто пересекает моря без пароходов?

У. - Послушайте сообщение учащейся об авторе этой статьи, которое она приготовила дома.

Н. И. Сладков – автор сказок, рассказов, повестей. Книги писателя – это поиск ответов, это образы Природы, Человека, всматривающихся друг в друга. Об авторе писали, что Н. Сладков – «лирик, влюбленный в природу, тонко, музыкально передающий эту влюбленность детям. Цель писателя – пробудить благородные чувства путем общения с природой, защитить, уберечь природу в наш атомный век.

У.- Ребята, как вы считаете, почему животных называют «нашими меньшими братьями»?

У.- Как люди должны относиться к животным?

Физминутка (имитация  движений) СЛАЙД 7

Пёс Барбос

Вот сидит наш пес Барбос

В лапы спрятал черный нос.

Пёсик дремлет или спит.

На ребяток не глядит.

Наши дети тихо встали

И к собачке подбежали

- Ну-ка пёс скорей вставай

И ребяток догоняй!


У.- Сейчас мы познакомимся со стихотворениями С.В.Михалкова и Р.Р.Сефа.

О ком эти стихи, вы узнаете, когда отгадаете загадку.

Белый хвост, чёрный нос

Наши тапочки унёс

В уголок под кровать

И не хочет отдавать. (Щенок). СЛАЙД 8

У.- О чём вы подумали , когда прочитали это слово?

У. -Что пришло в голову?

руг, защитник, сторож, охранник)

Учитель фиксирует слова на доске, дети составляют предложения с данными словами.

(Со щенком весело проводить время.) СЛАЙД 9

У.– Прочтите слова, записанные на доске.

1.По слогам.

2.Целыми словами. СЛАЙД 11
  вза-пер-ти  взаперти 
  ос-та-ви-ли оставили 
  без при-смот-ра  без присмотра 
  пе-ре-пор-тил – перепортил 
  ра-зор-вал – разорвал 
о-тыс-кал – отыскал 
  за-брал-ся – забрался
 пе-ре-вер-нул-ся – перевернулся 
 не за-хлеб-нул-ся – не захлебнулся 
  мо-чал-кой – мочалкой 

3.Дети читают стихотворение С. Михалкова «Трезор»

Приём «Читай до знака»

о первой точки читает первый ученик – останавливается, далее читает второй ученик до следующей остановки и.т.д.)

4.Чтение стихотворения С. Михалкова «Трезор» учителем.

5.Беседа по стихотворению.

У. -С кем остался щенок?
У. – Почему Трезор начал шалить?
У.– Что перепортил Трезор?
У.– Прочтите отрывок стихотворения, в котором говорится о шалостях щенка.
У.– Чем закончились шалости Трезора?
У.– Как поступили хозяева, когда вернулись домой?
У.– Любят ли они Трезора?

У.– Прочтите строки, в которых говорится, какое решение приняли дети.
У. – Почему в конце этого предложения стоит восклицательный знак?

У.- С какой интонацией надо прочитать это предложение?


6. Первичное закрепление с комментированием во внешней речи.

Групповая работа: СЛАЙД 12

1 группа (слабых детей): распределяют и подготавливают чтение строф стихотворения.

2 группа (средних детей по подготовке): восстанавливают последовательность событий в указанных предложениях

1.Взаперти сидел щенок.

2.Зайцу выдрал шерсти клок.

3.Разорвал на кукле платье.

4.Наши туфли уволок.

5.В доме заперли его.

3 группа (сильных детей): составляют вопросы к тексту

(Почему дети оставили щенка в доме одного?)

Представление и отчёт групп. Оценивание «Карандаш». СЛАЙД 13

Отчёт 1 группы

Оценивание: поднимают КАРАНДАШИ:

Зелёный - молодец!

Жёлтый - можешь лучше!

Красный - надо постараться!

Отчёт 2 группы

Оценивание:

Отчёт 3 группы:

Оценивание:

У.- Ребята, смогли ли мы справиться с этим заданием?

 

7.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Чтение стихотворения Р. Сефа «Кто любит собак ... »

У. – Ребята, давайте разгадаем ребусы (кот, заяц, собака, корова) СЛАЙД 14-17

 

 

 

 

У. - Как назвать одним словом?

У.- Какое слово среди них лишнее? Почему?

У.- Есть ли у вас домашние животные?

У.- Какие произведения вы читали про животных?

Выставка книг о животных. СЛАЙД 18

У.- Прочтите название стихотворения на стр.59.

У.- Кто его автор? СЛАЙД 19

У.- Рассмотрите иллюстрации. Как вы думаете, о ком это произведение? СЛАЙД 20

У.- Прочтите слова, записанные на доске, сначала по слогам, затем целыми словами:

серь-ёз-ных - серьёзных

без-за-бот-ных - беззаботных

во-ве-ки - вовеки

У.- Прочтите самостоятельно стихотворение.

Учитель читает стихотворение Р. Сефа «Кто любит собак …»

У.– О каких животных рассказал нам автор?
У.– Объясните значение выражения «прочих животных».
У.– Кто, по мнению автора, не сделает людям зла? Почему?
У.– Составьте по иллюстрации рассказ.

У.-Что делают дети?
У.– Кого держит мальчик?

 

8. Включение в систему знаний и повторение.

У.- Ребята, давайте ещё раз обратимся к стихотворению С. Михалкова «Трезор».

По ключевому слову щенок давайте попытаемся построить предложение, с использованием вопросов: кто сделал, что сделал, кому сделал, когда сделал, как сделал, почему сделал?

Техника оценивания «Резюме в одном предложении»

(Озорной щенок УСТРОИЛ в доме большой беспорядок, потому что был оставлен дома без присмотра.)

 

9. Информация о домашнем задании.

1) Дома выразительно прочитайте эти стихотворения.

2) Подберите пословицы к ним.

3) Подготовьте иллюстрацию к любому из стихотворений.

 

10. Рефлексия учебной деятельности на уроке. СЛАЙД 21

У.- С какими произведениями мы познакомились?

У.- Объясните слова Н. И.Сладкова «Мы в ответе не только за себя, но за братьев наших меньших».

У.- -А теперь давайте обобщим наши с вами знания. На этапе обобщения знаний используем приём синквейн. СЛАЙД 22

Работа в группах.

Составьте синквейн со словом «Собака».

Например, СЛАЙД 23

Собака

Умная, верная

Лает, охраняет, играет

Собака помогает человеку.

Друг!

СЛАЙД 24

У.-Посмотрите на свои анкеты - настроения. Совпадает ли ваше настроение в конце урока с тем, которое было в начале урока.

СЛАЙД 25

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×