Урок в 1 классе по литературному чтению | Мой кабинет. Работа №347556
Урок литературного чтения в 1 классе по теме
«О братьях наших меньших»
Н.И.Сладков, С.В.Михалков «Трезор», Р. С. Сеф «Кто любит собак…».Тип урока: урок «открытия» нового знания.
Цели урока (триединая дидактическая):
Познавательная (образовательная):
- познакомить с произведениями С.В.Михалкова «Трезор», Р.С.Сефа «Кто любит собак»;
- совершенствовать навык чтения целыми словами и навык выразительного чтения;
- учить понимать характер героев
Урок литературного чтения в 1 классе по теме
«О братьях наших меньших»
Н.И.Сладков, С.В.Михалков «Трезор», Р. С. Сеф «Кто любит собак…».
Автор: Карпунина Елена Николаевна
Учитель начальных классов МБОУ Сачковичской СОШ
Тип урока: урок «открытия» нового знания.
Цели урока (триединая дидактическая):
Познавательная (образовательная):
- познакомить с произведениями С.В.Михалкова «Трезор», Р.С.Сефа «Кто любит собак»;
- совершенствовать навык чтения целыми словами и навык выразительного чтения;
- учить понимать характер героев.
Развивающая:
- развивать умение прогнозировать текст;
- развивать воображение, речь, память учащихся;
- развивать осознанное чтение;
-развивать функциональную грамотность (читательскую грамотность) учащихся.
Воспитательная:
- воспитывать бережное отношение к природе;
- воспитывать любовь к «братьям нашим меньшим»;
- пробудить познавательный интерес и мотивацию к изучению стихотворений о животных.
Планируемые результаты:
Личностные:
- оценивать конкретные поступки людей, как хорошие или плохие;
- эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;
- сочувствовать, сопереживать «братьям нашим меньшим»;
- высказывать своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам.
Метапредметные:
-развивать функциональную грамотность (читательскую грамотность) учащихся.
Регулятивные УУД:
- определять и формировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
- проявлять желание самостоятельно читать, совершенствовать свой навык чтения.
Познавательные УУД:
- читать вслух целыми словами без пропусков и перестановок букв и слогов доступные по восприятию и небольшие по объёму стихотворные произведения;
-ориентироваться в терминах и понятиях: заголовок, содержание произведения, автор, герой, стихотворение;
-понимать фактическое содержание прочитанного или прослушанного произведения;
-анализировать текст: определять тему, устанавливать последовательность событий в произведении, характеризовать героя, задавать вопросы по фактическому содержанию.
Работа с информацией:
-понимать, что текст произведения может быть представлен в иллюстрациях;
-соотносить иллюстрацию с текстом произведения, читать отрывки из текста, которые соответствуют иллюстрации .
Коммуникативные УУД:
- описывать своё настроение после слушания (чтения) стихотворений.
- оформлять свои мысли в устной и письменной форме;
- слушать и понимать речь других;
- выразительно читать текст;
- договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им;
- учиться работать в группе.
Предметные:
- умение предугадывать содержание произведения;
-умение анализировать иллюстрации учебника;
-умение правильно, осознанно читать целыми словами в рамках оперативного поля чтения;
- умение строить ответы на вопросы учителя, задавать вопросы, работать над обогащением словарного запаса, выяснять значение непонятных слов;
- умение отвечать на вопросы учителя по содержанию прочитанного.
Задачи урока (в соответствии с целями и планируемыми результатами):
- совершенствование навыков чтения;
- формирование правильного, сознательного, беглого и выразительного чтения;
- формирование вдумчивого читателя, любящего книгу и умеющего работать с ней;
-расширение и углубление знаний учащихся об окружающем мире, о животных;
-нравственное, эстетическое воспитание школьников;
-развитие речи и мышления.
Структура (план) урока:
1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.
2. Актуализация и пробное учебное действие.
3. Выявление места и причины затруднения.
4. Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения.
5. Реализация построенного проекта.
6. Первичное закрепление с комментированием во внешней речи.
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
8. Включение в систему знаний и повторение.
9. Информация о домашнем задании.
10. Рефлексия учебной деятельности на уроке.
11.Развитие функциональной грамотности (читательской грамотности) учащихся.
Оборудование урока:
1.Учебник;
2. Изображения животных;
3.Текст для речевой разминки;
4. Портреты писателей;
5. Выставка книг по теме урока;
6. Ребусы.
7. Презентация.
8. https://gimnazia133.my1.ru/index/funkcionalnaja_gramotnost/0-97
Ход урока
1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.
У.- Сейчас у нас с вами урок чтения.
Прозвенел звонок весёлый,
Мы начать урок готовы.
Будем слушать, рассуждать
И друг другу помогать. СЛАЙД 1
У.- Посмотрите друг на друга, улыбнитесь. Пожелайте глазками друг другу самого лучшего, успехов на уроке.
У.- Давайте сыграем в игру «Доскажи словечко» и повторим правила поведения на уроке.
На уроке будь старательным,
Будь спокойным и … (внимательным).
Говорите чётко, внятно,
Чтобы было всё … (понятно).
Если хочешь отвечать,
Надо руку … (поднимать). СЛАЙД 2
У.-Молодцы, ребята! Все правила поведения на уроке вы знаете.
У.- На ваших столах лежат карточки:
«С каким настроением ты идёшь на урок литературного чтения?»
а) с желанием, потому что хочу узнать что- то новое;
б) с нежеланием, потому что не люблю этот предмет;
в) с безразличием, потому что это очередной урок в расписании.
Вам нужно внимательно прочитать и обвести свой вариант ответа. Это ваша анкета-настроения. Отодвиньте ее на край стола. К ней мы вернемся в конце урока.
2. Актуализация и пробное учебное действие.
У.- Посмотрите внимательно на записи. Нам нужно составить пословицы.
У.– Что объединяет эти пословицы?
У.– Объясните их значение. СЛАЙД 3
1) Хорошая собака
2) Не на пользу книги читать,
3) Дерево держится корнями,
4) Человек без друзей,
1) что сокол без крыльев.
2) без хозяина не останется.
3) коли только вершки в них хватать.
4) а человек друзьями.
У.- Молодцы, дети! Правильно справились с заданием.
Вывод: пословицы дают людям уроки о том, что нужно быть добрым, трудолюбивым, щедрым, находчивым, что плохо быть ленивым, злым, трусливым.
3. Выявление места и причины затруднения.
У.- Ребята, сегодня на уроке мы начинаем изучать новый раздел.
У.- Отгадайте загадку, и вы узнаете, о ком мы будем читать в произведениях этого раздела.
Это не человек, не насекомое, не предмет.
Они бывают дикие и домашние.
У.- Какая отгадка? (Жuвотные)
У.- Как вы думаете, о ком мы будем сегодня говорить на уроке?
4. Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения.
1.Разминка.
У.- Прочтите скороговорки:
Лежит ежик у елки, у ежа иголки,
А внизу, похожие на маленьких ежат,
Шишки прошлогодние на траве лежат СЛАЙД 4
2. Работа по учебнику.
У.- Откройте учебник на стр.55
У.- Прочитайте, с чем мы познакомимся в этом разделе?
У.- Чему мы научимся?
У.- Чему будем учиться?
У.-Почему животных называют «нашими меньшими братьями»?
5. Реализация построенного проекта.
У.– Прочтите небольшой текст на стр.56
У.– Кто его автор? СЛАЙД 5
1. Чтение про себя.
2. Чтение вслух.
3.Беседа по прочитанному. СЛАЙД 6
У. - Кто зорче нас?
У. - Кто втрое выше нас?
У. - Кто сильнее нас?
У.- Кто быстрее нас?
У.- Кто летает без самолётов?
У. - Кто пересекает моря без пароходов?
У. - Послушайте сообщение учащейся об авторе этой статьи, которое она приготовила дома.
Н. И. Сладков – автор сказок, рассказов, повестей. Книги писателя – это поиск ответов, это образы Природы, Человека, всматривающихся друг в друга. Об авторе писали, что Н. Сладков – «лирик, влюбленный в природу, тонко, музыкально передающий эту влюбленность детям. Цель писателя – пробудить благородные чувства путем общения с природой, защитить, уберечь природу в наш атомный век.
У.- Ребята, как вы считаете, почему животных называют «нашими меньшими братьями»?
У.- Как люди должны относиться к животным?
Физминутка (имитация движений) СЛАЙД 7
Пёс Барбос
Вот сидит наш пес Барбос
В лапы спрятал черный нос.
Пёсик дремлет или спит.
На ребяток не глядит.
Наши дети тихо встали
И к собачке подбежали
- Ну-ка пёс скорей вставай
И ребяток догоняй!
У.- Сейчас мы познакомимся со стихотворениями С.В.Михалкова и Р.Р.Сефа.
О ком эти стихи, вы узнаете, когда отгадаете загадку.
Белый хвост, чёрный нос
Наши тапочки унёс
В уголок под кровать
И не хочет отдавать. (Щенок). СЛАЙД 8
У.- О чём вы подумали , когда прочитали это слово?
У. -Что пришло в голову?
(Друг, защитник, сторож, охранник)
Учитель фиксирует слова на доске, дети составляют предложения с данными словами.
(Со щенком весело проводить время.) СЛАЙД 9
У.– Прочтите слова, записанные на доске.
1.По слогам.
2.Целыми словами. СЛАЙД 11
вза-пер-ти взаперти
ос-та-ви-ли оставили
без при-смот-ра без присмотра
пе-ре-пор-тил – перепортил
ра-зор-вал – разорвал
о-тыс-кал – отыскал
за-брал-ся – забрался
пе-ре-вер-нул-ся – перевернулся
не за-хлеб-нул-ся – не захлебнулся
мо-чал-кой – мочалкой
3.Дети читают стихотворение С. Михалкова «Трезор»
Приём «Читай до знака»
(До первой точки читает первый ученик – останавливается, далее читает второй ученик до следующей остановки и.т.д.)
4.Чтение стихотворения С. Михалкова «Трезор» учителем.
5.Беседа по стихотворению.
У. -С кем остался щенок?
У. – Почему Трезор начал шалить?
У.– Что перепортил Трезор?
У.– Прочтите отрывок стихотворения, в котором говорится о шалостях щенка.
У.– Чем закончились шалости Трезора?
У.– Как поступили хозяева, когда вернулись домой?
У.– Любят ли они Трезора?
У.– Прочтите строки, в которых говорится, какое решение приняли дети.
У. – Почему в конце этого предложения стоит восклицательный знак?
У.- С какой интонацией надо прочитать это предложение?
6. Первичное закрепление с комментированием во внешней речи.
Групповая работа: СЛАЙД 12
1 группа (слабых детей): распределяют и подготавливают чтение строф стихотворения.
2 группа (средних детей по подготовке): восстанавливают последовательность событий в указанных предложениях
1.Взаперти сидел щенок.
2.Зайцу выдрал шерсти клок.
3.Разорвал на кукле платье.
4.Наши туфли уволок.
5.В доме заперли его.
3 группа (сильных детей): составляют вопросы к тексту
(Почему дети оставили щенка в доме одного?)
Представление и отчёт групп. Оценивание «Карандаш». СЛАЙД 13
Отчёт 1 группы
Оценивание: поднимают КАРАНДАШИ:
Зелёный - молодец!
Жёлтый - можешь лучше!
Красный - надо постараться!
Отчёт 2 группы
Оценивание:
Отчёт 3 группы:
Оценивание:
У.- Ребята, смогли ли мы справиться с этим заданием?
7.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
Чтение стихотворения Р. Сефа «Кто любит собак ... »
У. – Ребята, давайте разгадаем ребусы (кот, заяц, собака, корова) СЛАЙД 14-17
У. - Как назвать одним словом?
У.- Какое слово среди них лишнее? Почему?
У.- Есть ли у вас домашние животные?
У.- Какие произведения вы читали про животных?
Выставка книг о животных. СЛАЙД 18
У.- Прочтите название стихотворения на стр.59.
У.- Кто его автор? СЛАЙД 19
У.- Рассмотрите иллюстрации. Как вы думаете, о ком это произведение? СЛАЙД 20
У.- Прочтите слова, записанные на доске, сначала по слогам, затем целыми словами:
серь-ёз-ных - серьёзных
без-за-бот-ных - беззаботных
во-ве-ки - вовеки
У.- Прочтите самостоятельно стихотворение.
Учитель читает стихотворение Р. Сефа «Кто любит собак …»
У.– О каких животных рассказал нам автор?
У.– Объясните значение выражения «прочих животных».
У.– Кто, по мнению автора, не сделает людям зла? Почему?
У.– Составьте по иллюстрации рассказ.
У.-Что делают дети?
У.– Кого держит мальчик?
8. Включение в систему знаний и повторение.
У.- Ребята, давайте ещё раз обратимся к стихотворению С. Михалкова «Трезор».
По ключевому слову щенок давайте попытаемся построить предложение, с использованием вопросов: кто сделал, что сделал, кому сделал, когда сделал, как сделал, почему сделал?
Техника оценивания «Резюме в одном предложении»
(Озорной щенок УСТРОИЛ в доме большой беспорядок, потому что был оставлен дома без присмотра.)
9. Информация о домашнем задании.
1) Дома выразительно прочитайте эти стихотворения.
2) Подберите пословицы к ним.
3) Подготовьте иллюстрацию к любому из стихотворений.
10. Рефлексия учебной деятельности на уроке. СЛАЙД 21
У.- С какими произведениями мы познакомились?
У.- Объясните слова Н. И.Сладкова «Мы в ответе не только за себя, но за братьев наших меньших».
У.- -А теперь давайте обобщим наши с вами знания. На этапе обобщения знаний используем приём синквейн. СЛАЙД 22
Работа в группах.
Составьте синквейн со словом «Собака».
Например, СЛАЙД 23
Собака
Умная, верная
Лает, охраняет, играет
Собака помогает человеку.
Друг!
СЛАЙД 24
У.-Посмотрите на свои анкеты - настроения. Совпадает ли ваше настроение в конце урока с тем, которое было в начале урока.
СЛАЙД 25