урок в 1 классе по теме Гласный звук и,буква И,и | Калиненко Татьяна Михайловна. Работа №221362
Автор: Калиненко Татьяна Михайловна
Конспект урока литературное чтение(обучение грамоте) по программе "Школа России"
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа
с.Первомайск
Конспект урока
для учащихся 1 класса
Тема урока: «Гласный звук[ и], буква И, и»
учитель начальных классов
Калиненко Татьяна Михайловна
Урок обучения грамоте
Тема: Гласный звук[ и], буква И, и.
Цель урока: Познакомить со звуком [и], буквой И и.
Основные понятия: Строчная буква, заглавная буква, гласный звук, буква.
Формируемые УУД:
Познавательные: осмысление соответствия звука букве.
Регулятивные: создавать алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера.
Коммуникативные: умение объяснять свои действия , учиться быть терпимыми к чужому мнению.
Оборудование: учебник «Азбука» под ред.Г.Горецкого, картинки( индюк, муравьи, иволга, лиса, сапоги ,аист, азбука, кот, дом, волк), маршрутный лист с заданиями.
Ход урока
1.Организационный момент
Учитель: Доброе утро!
Я смотрю на ваши лица –
Хорошо, отрадно мне,
Словно я в большой, дружной
И приветливой семье.
– Дети, посмотрите друг на друга, улыбнитесь! Вы начать урок готовы?
Дети: Мы начать урок готовы!
Будем слушать, рассуждать
И друг другу помогать
2. Актуализация знаний
С какими гласными звуками мы знакомились на прошлых уроках?
1)Игра «Соотнеси картинку и звук»
Рассмотрите внимательно картинки на доске. В каких словах есть звуки [а],[о].(на доске висят картинки : аиста, азбуки, кота, мамы, дома, волка, звуков [а],[о]).Соотнесите картинку и звук.
Ребята, скажите, какой звук [а],[о]? Как определить, что звук гласный?
Сегодня на уроке вам будут помогать получать новые знания не только учебник , но и маршрутный лист с заданиями, он у каждого лежит на парте. (Показать лист) Посмотрите внимательно на задание под цифрой один. Давайте пропоем гласные, которые там написаны. Поставьте пальчик где написаны эти слова(показать). Молодцы.
2)Сравнительный фонетический анализ слова.
Нужно составить звуковую схему слов Оля, Эля, Алик, используя буквы и квадраты для обозначения согласных звуков. Как называются эти слова. (имена людей) С какой буквы они пишутся? Исключите одно имя. (По трём признакам: имя мальчика, четыре буквы, заканчивается на согласный звук.)Ещё раз скажем, как зовут мальчика. (Алик) Произнесите все звуки в этом слове. Подумайте, какой новый гласный звук вы услышали и назовите тему нашего урока. (Мы будем говорить о звуке[ и])
3.Работа по теме урока
1)Как мы произносим звук «И»?
Губы растянуты в улыбке.
Зубы видны. Кончик языка прижат к нижним зубам, спинка языка сильно выгнута.
Выдыхаемый воздух не встречает во рту преград.
Горло дрожит, голос есть.
- Произнесите звук «И».
- Есть ли преграда, когда мы произносим звук «И»?
- Значит, какой звук «И» – гласный или согласный?
- Дрожит ли горло при произношении звука «И»?
Запомните: звук «И» - гласный.
Почему? (Произносится без преград, воздуху легко выходить изо рта)
2) Назовите предметы, где находится звук «И» в названии картинки:
индюк, муравьи, иволга, лиса, сапоги и т.д.
3) Игра «Сломался телевизор». Произносите звук «И», а я буду договаривать слово. Какое слово получится?
(и)грушка (и)голка (и)збушка (и)риска (и)кра (и)ней
(и)юнь (и)юль (и)зюминка (и)волга (и)гра.
4)Загадка :
В узкий глазок вдета тонкая нитка
И поплыла за корабликом прытко.
Шьет, зашивает и колется колко,
А называют кораблик …
Сколько слогов в слове И-ГОЛ-КА
Какой первый слог?
Какой звук в первом слоге -и?
Он согласный или гласный? Ударный или безударный?
Беседа :
Человек может шить, рубить, пилить, резать. В его работе ему помогают инструменты. Иголка – инструмент для работы, с нею нужно обращаться аккуратно. Укол иголкой очень болезнен.
У каких растений есть колючие иголки?
У какого животного есть иголки?
А у какого дерева есть иголки? Молодцы!
5)Знакомство с буквой И
Каждый звук на письме обозначается буквой, а наш звук [и] на письме обозначается буквой И. Давайте узнаем, как выглядит буква И, откройте страницу 29 учебника «Азбуки» и посмотрите в правый верхний угол. Что нарисовано в красном квадрате.
Какая это буква? Гласная или согласная?
Печатаем и составляем букву и (Компьютер, составляем из цветных карандашей, пишем на доске и в тетради. (Тетрадь в клеточку, где печатаются буквы фломастерами или цветными карандашами.)
Физкультминутка
6)Работа по маршрутному листу
Ребята, а теперь посмотрите еще раз в свои маршрутные листы- помощники. Найдите задание под цифрой 2. Поставьте пальчик, чтобы знать, где начать работать. Прочитайте стихотворение Валентина Берестова «Ивы». А теперь возьмите в руки простой карандаш и подчеркните в стихотворении все буквы И, которые найдете. Сколько всего букв И вы нашли? В каких словах? Прочитайте. Молодцы!
4.Закрепление изученного материала
1)Работа в группах.
Учитель: Как вы думаете, на что похожа буква и? (калитка, ползущая змея, нитка, лежащая на полу) А что такое калитка? (Дверца в заборе, в воротах) Мальчики выйдите и изобразите калитку, а девочки нарисуйте калитку в тетради. А сейчас послушайте стихотворение, в котором говорится, на кого ещё похожа буква « и». Читает тот, кто умеет читать) И
Дрессировщик с буквой "И"
В цирке на арене.
Эта буква, посмотри,
Встала на колени.
Долго-долго хлопал зал.
И под шум оваций
Дрессировщик приказал:
- Надо подниматься!
"И" сказала:
- Иго-го!
Хлопать мне не надо.
Не хочу я ничего,
Кроме рафинада.
Учитель показывает рисунок на компьютере. (Объяснение слов рафинад, дрессировщик.)
2)Вывод; Букву новую узнали,
Образ мы её создали,
А теперь вперёд, друзья,
Сможем мы прочесть слова.
3) Работа по азбуке с.32-33
Посмотрите еще раз в свои маршрутные листы. Найдите задание под цифрой 3. Поставьте пальчик.
Давайте все вместе прочитаем буквы И с различной интонацией.
5. Итог урока.
Учитель: Кто желает выйти к доске и задать вопрос по теме урока. Вопрос начинается со слов с каким…. (С каким звуком мы сегодня познакомились?)
Дети: Мы познакомилиcь с гласным звуком [ и ], который обозначается буквой И и, пишется после мягких согласных, может быть в начале, в середине и в конце слова.(приводят примеры)
6.Рефлексия.
Учитель: Встаньте в шеренгу. Кто усвоил новое знание, три шага вперёд, руки вверх. Кто не совсем усвоил новое знание, ему ещё нужна помощь, два шага вперёд, руки в стороны. А если тема непонятна, шаг вперёд, руки вниз.
Урок закончен. Всем спасибо.
Маршрутный лист ученика (цы)__________________________________________
1.Речевая разминка. Пропойте гласные буквы.
АО ОА АОА ОАО ОО АА
2. Подчеркните в стихотворении В.Берестова буквы И,и.
Ивы
-Почему вы так красивы?
-Потому, - шепнули ивы,
Что стоим мы над рекой,
Над красивою такой. (В.Берестов)
3. Прочитайте буквы И,и с различной интонацией.
И. И. И.
И! И! И!
И? И? И?