Урок в 1 классе "Знакомство с согласным звуком [ч']. Буква Ч" | Юлия Владимировна Суслина. Работа №305442
Планируемые результаты:
Личностные: учебно-познавательный интерес к новому материалу.
Метапредметные:
-регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу, планировать свое действие, учитывать выделенные учителем ориентиры.
- познавательные: строить высказывания, анализировать, классифицировать, обобщать;
-коммуникативные: формулировать собственное мнение, умение договариваться, контролировать действия партнера.
Предметные: читать слоги, слова и предложения с буквой «ч».
Цель: формировать учебно-познавательный интерес к изучению новой буквы путем формирования ууд через умение читать слоги, слова и предложения с буквой «ч».
Конспект урока.
Тема: "Знакомство с согласным звуком [ч']. Буква Ч"
Планируемые результаты:
Личностные: учебно-познавательный интерес к новому материалу.
Метапредметные:
-регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу, планировать свое действие, учитывать выделенные учителем ориентиры.
- познавательные: строить высказывания, анализировать, классифицировать, обобщать;
-коммуникативные: формулировать собственное мнение, умение договариваться, контролировать действия партнера.
Предметные: читать слоги, слова и предложения с буквой «ч».
Цель: формировать учебно-познавательный интерес к изучению новой буквы путем формирования ууд через умение читать слоги, слова и предложения с буквой «ч».
Ход урока.
1. Орг. момент.
Громко прозвенел звонок –
Начинается урок.
Мы сюда пришли учиться,
Не лениться, а трудиться.
Работаем старательно,
Слушаем внимательно.
Улыбнулись друг другу,
Пожелали мысленно удачи.
2. Артикуляционная разминка:
Начнем урок с речевой дыхательной разминки. Перед вами буквенный ряд гласных:
е е а а е у а я а и и а а о а я.
Делаем вдох и на каждой четвертой букве – выдох.
Усложним задание: сделаем глубокий вдох через нос и, задерживая дыхание на выдохе, прочитаем весь буквенный ряд до конца.
- Какие две группы можно выделить в этом ряду гласных?
Кто пришел к нам в гости? - Послушайте стихотворение:
Кто же это ходит
В каменной рубахе?
В каменной рубахе
Ходят ….. (черепахи).
(картинка «черепаха») Посчитайте , сколько слогов в этом слове. Какой слог ударный?
3. Определение темы урока:
- Произнесите первый звук в этом слове. -Кто уже знает, какой буквой обозначается этот звук?
Попробуйте назвать тему нашего сегодняшнего урока. Определите задачи.
Итак, нам предстоит:
познакомиться с новым согласным звуком [ч’], обозначающим букву ч;
учиться отличать новый звук от других, ранее изученных, звуков;
учиться читать слова с новым звуком.
4. Новый материал. Знакомство с новым звуком [ч’], буквами Чч.
Итак, о каком звуке мы сегодня говорим? Проведём небольшое исследование нового звука:
Чтобы звуком управлять,
О нём всё точно надо знать.
- Дайте характеристику нового звука.
- Произнесите новый звук ещё раз (произносят вполголоса). Выберите фишку, которой обозначите новый звук. Докажите свой выбор. Какой это звук? (согласный)
- Почему вы так решили? (звук произносится кратко, с препятствиями, произносится коротко).
- Что мы ещё узнаём всегда про согласный звук? (звонкий он или глухой)
- Как мы это определяем? (прижимаем ладошки к ушкам) Чувствуем вибрацию или нет? Значит звук (ч) – глухой. Давайте проверим себя, буквы, которые обозначают глухие согласные звуки располагаются у нас в каком ряду на ленте букв? (в нижнем ряду)
-Посмотрите на схему на доске. Как вы думаете, о чем хочет узнать черепаха ? (какой звук твердый или мягкий согласный обозначает буква Ч?) Давайте попробуем ответить на этот вопрос. Произнесите этот звук. Что можете сказать?
-Откройте учебники. Рассмотрите букву. На что похожа буква «Ч»?
Да, вы правильно решили:
«ч» похожа как четыре.
Только с цифрами, друзья,
Буквы путать нам нельзя.
5. Физкультминутка.
1 ряд встанет, если слышит звук в начале слова
2 ряд, если слышит звук в середине слова
3 ряд, если слышит звук в конце слова
Слова для работы: Чебурашка, мяч, речка, чайник, туча, ночь, печать, грач, чемодан, волчок
6. Упражнения в чтении слогов, слов с буквой «ч».
Чтение стихотворения хорошо читающими детьми. Почему у мальчиков часы стоят на месте? (сломались). Для чего нужны часы?
Кто жить умеет по часам И ценит каждый час, Того не надо по утрам Будить по десять раз. Успеет он одеться в срок, Умыться и поесть И раньше, чем звенит звонок, За парту в школе сесть.
- Какие бывают часы? (слайд 1: часы-куранты)
Снизу, с Красной площади, эти башенные часы кажутся не такими уж великанами, а на самом деле громадные. Большая стрелка - 3 метра, а каждая цифра на циферблате высотой чуть ли ни метр. Бьют куранты каждые 15 минут. А торжественный звон курантов слышит вся страна.
-Найдите в Букваре картинки слева внизу. Что видите? (чайник, спички)
-Ростом спичка-невеличка,
Не смотрите, что мала,
Эта маленькая спичка,
Может сделать много зла.
Крепко помните, друзья,
Что с огнем шалить нельзя!
- Какое задание вам предстоит сделать? Какую фишку выбрали для обозначения звука «ч»? А почему никто не выбрал синюю фишку. Как будете произносить звук, если увидите букву Ч? (Мягко) прочитайте слоги в учебнике.
- С какими гласными буква «ч» не встретилась? (ы, ю, я)
Вывод учителя: в русском языке нет слов с сочетанием «чы». А так как звук [ч’] всегда мягкий, то для обозначения его мягкости не нужны буквы «я»- «ю».
Дифференцированная работа:
Читающие дети (работа по карточкам) .
Соедини слова и устно составь предложения. Подумай, какое слово в левом столбике может быть лишним :
черёмуха вкусный
чай картофельные
чипсы мягкое
печенье горячий
чернослив неспелая
Слабочитающие дети: читают слова на с. 130 (хором, «жужжанием», вслух по столбикам)
7. Зрительная гимнастика. (Слайд 2)
Проверка работы у хорошо читающих детей. (Беседа о вреде чипсов)
Человеку нужно есть,
Чтобы встать и чтобы сесть,
Чтобы прыгать, кувыркаться,
Песни петь, дружить, смеяться,
Чтоб расти и развиваться,
И при этом не болеть,
Нужно правильно питаться
С самых юных лет уметь.
8. Закрепление изученного.
1. Работа в парах.
-Посмотрите в учебник на с. 130, таблица слева внизу. Сформулируйте задание. Посмотрите друг на друга. Улыбнитесь друг другу. Выполните это задание в парах.
Мудрая Черепаха осталась довольна вашими ответами и поэтому она приготовила для вас небольшой сюрприз. Выполните её задания (Слайды)
1. Выбрать из данных букв ту, которая обозначает глухой согласный звук:
- М
- К
- В
2. Выбрать букву, которая всегда обозначает мягкий согласный звук:
- Х
- Ш
- Ч
3. Выбрать из данных слогов букву, обозначающую мягкий согласный звук:
- СА
- ГО
- ЛИ
4. Какая гласная буква не употребляется в сочетании с буквой «ч»:
- А
- Ю
- И
- Что приготовила вам в подарок Мудрая Черепаха? Составьте из букв слово и прочитайте. (КЛЮЧ) (слайд)
Объясните значение этого слова.
Много разных есть ключей:
Ключ – родник среди камней,
Ключ скрипичный, завитой
И обычный ключ дверной.
-А ключ, который нам дарит черепаха, от волшебной коробочки, где спрятана письменная буква «Ч». На уроке русского языка мы ее откроем, познакомимся с письменной буквой и научимся ее писать.
8. Итог. Рефлексия.
-С какой буквой сегодня познакомились? В чём её особенность?
Что интересного и познавательного вы узнали на уроке? Оцените свою деятельность на уроке (смайликами).
Народная мудрость гласит: «Делу – время, потехе - час». Наш урок окончен.