Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

урок в 3кл окружающий мир" Кто что ест? | Мой кабинет. Работа №347457

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Урок по окружающему миру .3кл.Приведены примеры цепей питания,на этом уроке старалась показать детям ,как в природе они добывают себе пищу,что способствовало позволиль развивать речь детей,учить бережно относиться к животным , да ик природе в целом.Урок проходит интересно, дети рассматривают картинки с животными,сами пробуют составлять цепи питания из предлагаемых фотографий животных.

Программа: УМК Школа России
МБОУ Жерновецкая средняя общеобразовательная школа
Золотухинского района Курской области
Предмет :окружающий мир,3 класс
Тема урока: Кто что ест? Цепи питания.
подготовила и провела: учитель начальных классов,
1квалификационная категория
Жданова Валентина Владимировна
Кто что ест? Цепи питания.
Цель: создать условия для формирования умений классифицировать животных по типу питания, составлять цепи питания и устанавливать взаимосвязи,
Задачи:
Предметные:
-способствовать развитию речи и логического мышления, умений сравнивать, обобщать, делать выводы;
выделить основные группы животных по способу питания;
рассмотреть цепи питания животных;
изучить приспособленность животных к добыванию пищи и защите от врагов;
содействовать воспитанию бережного отношения к животным, природе в целом;
обосновывать необходимость поддержания человеком природных цепей питания.
Метапредметные
Регулятивные УУД:
-проявлять инициативу действия в учебном сотрудничестве.
Познавательные УУД:
- учить осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий.
Коммуникативные УУД
- содействовать развитию умений слышать, слушать и понимать партнёра в учебном диалоге.
- планировать свои действия в учебном сотрудничестве.
Личностные УУД:
- содействовать проявлению умений устанавливать связь между целью учебной деятельности и её мотивом.
Оборудование: учебники А.Плешакова Окружающий мир, рабочие тетради к учебнику, рассказ Н. Сладкова Бежал ежик по дорожке, картинки с изображением животных, цепи питания, карточки с ключевыми словами темы, карточки с тестом Кто как приспособлен), стихотворение Б.Заходера Про всех на свете.
Ход урока
Актуализация знаний.
- Добрый день, ребята. Сейчас у нас урок окружающего мира. Желаю на этом уроке каждому из вас совершить открытие!
- На прошлом уроке мы с вами познакомились с разнообразием животных. Узнали, что ученые-зоологи делят царство животных на большое число групп по определенным признакам.
Перечислите эти группы (земноводные, пресмыкающиеся, птицы, млекопитающие и т.д.)
А сегодня мы попробуем сгруппировать животных по другому признаку. Попробуйте догадаться по какому, послушав текст.
II. Введение в тему.
БЕЖАЛ ЕЖИК ПО ДОРОЖКЕ
Бежал ежик по дорожке, только пяточки мелькали. Бежал и думал: Ноги мои быстры, колючки мои остры – шутя в лесу проживу. Повстречался с улиткой и говорит: Ну-ка, улитка, давай наперегонки. Кто кого перегонит, тот того и съест.
Глупая улитка говорит: Давай!
Пустились улитка и еж. Улиткина скорость известно какая – семь шагов в неделю. А ежик ножками туп-туп, носиком хрюк-хрюк, догнал улитку, хруп – и съел.
Дальше побежал – только пяточки замелькали. Повстречал лягушку-квакушку и говорит: Вот что, пучеглазая, давай-ка наперегонки. Кто кого перегонит, тот того и съест.
Пустились лягушка и еж. Прыг-прыг лягушка, туп-туп ежик. Лягушку догнал, за лапку схватил и съел.
Съел лягушку и дальше пятками замелькал. Бежал-бежал, видит, филин на пне сидит, с лапы на лапу переминается и клювищем щелкает. Ничего, – думает еж, – у меня ноги быстрые, колючки острые. Я улитку съел, лягушку съел – сейчас и до филина доберусь.
Почесал храбрый еж сытенькое брюшко лапкой и говорит этак небрежно: Давай, филин, наперегонки. А коли догоню – съем! Филин глазищи прищурил и отвечает: Бу-бу-будь по-твоему!
Пустились филин и еж.
Не успел еж и пяточкой мелькнуть, как налетел на него филин, забил широкими крыльями, закричал дурным голосом. Крылья мои, – кричит, – быстрее твоих ног, ногти мои длиннее твоих колючек! Я тебе не лягушка с улиткой – сейчас целиком проглочу, да и колючки выплюну!
Испугался еж, но не растерялся: съежился да под корни закатился. До утра там и просидел.
Нет, не прожить, видно, в лесу шутя. Шути, шути, да поглядывай.
Н. Сладков
Обсуждение прочитанного.
– Кем пообедал еж?
– Какую еще пищу ест еж?
– Почему еж испугался филина?
– Кем питается филин?
– Будет ли он есть траву, овощи, семена растений? Почему?
– Догадались ли вы, по какому признаку будем группировать животных сегодня? (по способу питанию).
III. Изучение нового материала.
1. Г р у п п и р о в к а ж и в о т н ы х п о с п о с о б у п и т а н и я.
На доске картинки с изображенными на них животными: лошадь, заяц, тигр, лиса, скворец, лягушка, свинья, еж.
- Рассмотрите животных и сгруппируйте их по способу питания.
Как называются животные, которые питаются растительной пищей?
Другими животными?
Насекомыми?
Всякой (разнообразной) пищей?
Н а д о с к е появляется с х е м а:
- Попробуем соотнести животных с группами. Лошадь – растительноядное, заяц – растительноядное, тигр – хищное, скворец – всеядное, лягушка – насекомоядное, свинья – всеядное, еж – всеядное.
-Какой вывод можете сделать по схеме? (животные питаются растениями или другими животными)
2. Введение понятия Цепи питания.
Животные питаются растениями или другими животными. Поэтому говорят, что живые существа связаны между собой в цепи питания. (на доске появляется карточка).
- Как вы понимаете это словосочетание? (кто кем питается; неразрывная связь; нечто единое)
- Чему, по-вашему, будем учиться сегодня на уроке? (составлять цепи питания)
- На какие вопросы будем отвечать на сегодняшнем уроке?
Зачем человеку нужны знания о цепях питания? (вопрос урока)- вывешивается на доску
Попробуем найти ответ на этот вопрос.
Как бы вы ответили на него в начале уроке?
- Почему она так названа – цепь? Есть ли что-то схожее с металлической цепью? (картинка на доске цепь)
Посмотрите, на ваших партах вы видите примеры цепей питания. Посовещайтесь в паре и попробуйте проанализировать их по плану.
В каком порядке расположены звенья в цепи питания?
С чего начинается цепь? Почему?
Примерный ответ: Растения способны использовать энергию солнца и производить питательные вещества из углекислого газа и воды. Их особенность заключается в том, что они сами готовят пищу. (В помощь можно предложить схему дыхания растений).
- Что заметили, выполняя задание?
- Какой вывод сделаем по заданию? (строгая последовательность) (появляется карточка на доске)
- Для чего выполняли задание, где пригодятся полученные знания? (при составлении цепей питания)
Хорошо ли мы разобрались в последовательности звеньев, узнаем, выполнив задание. Как вы думаете, что будем делать? (составлять цепь питания)
На партах вы видите конвертики, в них карточки со словами. Составьте из данных слов цепи питания.
Сосна-жук-короед - дятел
водоросли – карась – щука
яблоня – яблоневая тля – божья коровка
рожь-мышь-змея
- Сложно ли было справиться с заданием? Что помогло?
- Связаны ли цепи питания между собой? (нет)
- Почему? (разные природные сообщества)
-Давайте назовем их (1 – лес, 2-водоем, 3-сад, 4-поле)
- Какой вывод можно сделать по заданию? (в каждом природном сообществе образуются свои цепи питания) (появляется карточка на доске)
3. Знакомство со способами защиты животных от врагов
– Вспомните рассказ о еже и филине.
– Почему ежику удалось спастись? (помогли иголки)
– А знаете ли вы других животных, которые хорошо приспособились защищаться от врагов?
- Узнаем это, поработав с карточками, на которых дан текст Кто как приспособлен. Работаем с карандашом. Ваша задача - подчеркивать названия животных и их особенности.
- Поделитесь, что у вас получилось.
- Почему так устороена природа? (чтобы сохранялось равновесие, баланс в природе)
Какой сделаем вывод? (животные приспособлены к добыванию пищи и к защите от врагов) (появляется карточка на доске)
4. Обсуждение особенностей звеньев цепи питания.
- Сколько звеньев мы наблюдаем в цепях питания?
- Как вы думаете, есть ли в цепи питания конечное звено? Предлагаю это обсудить в группах. (обсудите в группах)
При затруднении ребят можно задать вспомогательный вопрос: -как образуется почва и почему в ней не заканчивается запас минеральных солей?
- Бактерии. Одни из них превращают остатки животных и растений в перегной, а другие - из перегноя вырабатывают минеральные соли, которые необходимы для жизни и роста растений. Так как в природе ничто не возникает из ничего и не исчезает без следа, с чего начинается же цепь питания? (С растения.)
- Чем она заканчивается? (Грибами и бактериями.)
- Какой можно сделать вывод? (непрерывность цепи питания) (появляется карточка на доске)
- Подумайте, что произойдёт, если из цепи питания выпадает какое-либо звено.
-Что произошло бы, если бы на Земле исчезли лягушки, змеи, совы?
Изобразим это на схеме.
- На каком месте в цепи питания они находятся? (на третьем)
-Вычеркиваем их.
- Какие животные находятся на втором месте? (травоядные)
-Что произойдет с ними? (их число будет расти)
-Раз травоядных будет все больше, что же произойдет с растениями? (они исчезнут)
-Так, что же бы произошло, если на Земле исчезли лягушки, змеи, совы?
(не стало бы растений на Земле, их съели бы растительноядные животные)
На доске появляется схема:
- К чему может привести исчезновение растений на Земле? ( к экологической катастрофе)
Приведу примеры, когда человек попытался разрушить звенья цепи питания и к чему это привело.
Основное занятие жителей полуострова Таймыр, что на севере России – оленеводство. Вот какая беда случилась здесь. На Таймыре решили обезопасить оленей от волков. Стали убивать волков с вертолетов и истребили их множество. Через три года заметили: число больных оленей увеличилось в 15 раз!
- Почему так произошло? (Волки – природные санитары)
Еще сравнительно недавно волков безжалостно уничтожали, да и теперь их преследуют почти повсеместно, считая, что они наносят природе невосполнимые потери и представляют угрозу для животноводства. Действительно, там, где волков много, а дичи мало, они нападают на стада и уничтожают много животных.
- А что произойдет, если убить всех волков?
В ряде заповедников США было решено полностью уничтожить волков, но это обернулось трагедией. Сначала копытные в заповеднике увеличили свою численность (в 5-10 раз), затем, уничтожив всю пригодную им в пищу растительность, тысячами гибли от голода. Волки уничтожают, главным образом, больных и слабых животных, выполняя роль санитаров.
-Какой вывод можно сделать по вышесказанному? (Неразрывность звеньев, иначе нарушается экологическое равновесие) (появляется карточка на доске)
4. Выводы. - Посмотрите сколько знаний мы сегодня получили о цепи питания, сколько открытий сделали. Попробуйте рассказать по схеме, что сегодня узнали о цепи питания.
-Давайте обратимся к главному вопросу сегодняшнего урока. Как бы вы сейчас на него ответили? (человеку нужно очень хорошо знать, что в природе все
взаимосвязано)
- Человек – самое могущественное из живых существ и больше других вмешивается в дела земного дома. В результате по незнанию человек совершает ошибки, а они оборачиваются общей бедой. Именно поэтому мы и знакомимся с цепями питания, чтобы быть осторожнее и мудрее в обращении с природой.
Наш урок я бы хотела закончить стихотворением Б.Заходера Про всех на свете
Все-все на свете
На свете нужны!
И мошки не меньше
Нужны, чем слоны.
Нельзя обойтись
Без чудищ нелепых
И даже без хищников
Злых и свирепых!
Нужны все на свете!
Нужны все подряд-
Кто делает мед
И кто делает яд.
Плохие дела у кошки без мышки,
У мышки без кошки не лучше делишки.
Да, если мы с кем- то не очень дружны-
Мы все-таки очень друг другу нужны.
А если нам кто-нибудь лишним покажется,
То это, конечно, ошибкой окажется!
6. Рефлексия.
-В конце нашего урока попробуем оценить свою работу по цветовой шкале.
ВСЕ ПОНЯЛ, БЫЛО ЛЕГКО НА УРОКЕ - желтый
ПОНЯЛ НЕ ВСЕ, ОСТАЛИСЬ ВОПРОСЫ — зеленый
БЫЛО ТРУДНО, НУЖНА ПОМОЩЬ УЧИТЕЛЯ- красный
- Поделитесь впечатлениями о теме урока.
Мне показалось трудным...
Было интересно…
Хотелось бы побольше узнать о…
7. Домашнее задание.
Попробуйте составить цепь питания любого животного.
Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×