Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 27.04
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Урок-Вахта Памяти по теме " Глагол как часть речи" | Литвиненко Елена Викторовна. Работа №205911

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Автор: Литвиненко Елена Викторовна

Тема

Глагол как часть речи

Цель

Углубление знаний  учащихся о глаголе,

об особенностях  функционирования  глагола в речи

Задачи

Образовательные: продолжить формирование представления о глаголе как части речи

Развивающие : развивать навыки языкового анализа

Воспитательные : почтить память погибших в годы Великой Отечественной войны, воспитывать уважительное отношение к родному языку

 

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
Глагол как часть речи
Цель деятельности учителя
Углубление знаний учащихся о глаголе, об особенностях функционирования глагола в речи,
Тип урока
Комбинированный урок
Планируемые образовательные результаты
Предметные: знать характеристику глагола по значению, морфологическим признакам и синтаксической роли; уметь рассказать о глаголе в форме научного описания, уметь определять морфологические признаки глагола, уметь определять роль глагола в речи.
Метапредметные: способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам; применение полученных знаний , умений и навыков анализа языковых явлений на межпредметном уровне.
Личностные: осознание эстетической ценности языка; уважительное отношение к родному языку , гордость за него; осознание роли русского слова на пути к Великой Победе советского народа над фашизмом
Методы и формы обучения
Наблюдение над языком, эвристический метод ; работа фронтальная, индивидуальная, работа в парах
Оборудование
Интерактивная доска, компьютер , мультимедийный проектор
Наглядно-демострационный материал
Мультимедийный ряд : презентация по теме урока. Раздаточный материал, листы самооценки
Основные понятия
Морфологические признаки глагола, синтаксическая роль глагола , глагол
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА С ДИДАКТИЧЕСКОЙ СТРУКТУРОЙ УРОКА
тип урока: комплексное применение знаний (комбинированный урок)
Дидактическая
структура урока
Деятельность учителя
Деятельность учеников
Формы организации взаимодействия
Планируемые результаты
( УУД)
Мотивация учащихся
к деятельности
Вступительное слово учителя.
Здравствуйте, ребята! Я рада видеть Вас! Прошу гостей приветствовать! Удачи! В добрый час!
Слушают учителя, участвуют в диалоге с учителем. Размещают учебные материалы на столе, демонст-
рируют готовность к уроку
Фронтальная
Познавательные: понимают познавательную задачу.
Регулятивные : планируют в сотрудничестве с учителем и одноклассниками необходимые действия.
Коммуникативные: готовность слушать собеседника
Актуализация
комплекса знаний
Слово учителя
Сегодня мы вновь возвращаемся в страну Морфологию, но очень необычно!
Звучат стихи под музыку (Песня "Вставай, страна огромная!")
Забыв о сказке в сорок первом,
Вступили мы в неравный бой!
Был рядом с нами незаметный,
Но главный в дни войны герой!
О слово русское! Ты гений!
Восстанешь против преступлений!
Фашизм навек искоренишь,
Героям песни посвятишь!
Учитель задает вопрос классу.
Какой же части речи, дети! Мы всем на свете? Кто незаметный наш герой, зовущий смело за собой?
Какова тема нашего урока?
2. Определение целей урока;
- углубить знания о глаголе;
-определить, какова роль глаголов в речи;
-почтить память погибших в годы Великой Отечественной войны
3. Построение проекта выхода из затруднения
- учитель задает вопросы , выясняя ,что известно о глаголе из курса начальной школы.
Вопросы
1. Что необходимо сделать на первом этапе нашего урока?
( Вспомнить, что известно о глаголе из курса начальной школы)
2. Достаточно ли этих знаний для серьезного разговора о глаголе? ( Нет, нужно прочитать правило в учебнике)
- учитель организует работу с учебником
Отвечают на вопросы, строят понятные для собеседника высказывания. Формулируют тему урока и ставят цели. Обдумывают ответы на вопросы и понимают , что их знаний недостаточно для полных ответов.
Понимают, что необходимо знать научную формулировку правила для грамотной работы.
Знакомятся с правилом в учебнике ( с.97)
Фронтальная
Познавательные: анализируют и синтезируют учебный материал, устанавливают причинно-следственные связи, умеют находить информацию в источниках.
Коммуникативные: задают вопросы, отвечают на вопросы других, формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения
Регулятивные: осознают недостаточность своих знаний
Образец комплексного
применения знаний
1.Учитель предлагает сравнить блок-схему на слайде с формулировкой правила из учебника.
2. Просит дополнить схему.
3. Предлагает для работы на уроке блок-схемы, лежащие на партах
Формулируют собственные мысли , высказывают и обосновывают свою точку зрения, в сотрудничестве с учителем и одноклассника-ми делают выводы
Фронтальная
Личностные: осознают свои трудности и стремятся их преодолеть; демонстрируют способность к самооценке своих действий.
Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи, делают выводы.
Коммуникативные : выражают свою точку зрения и обосновывают ее, умеют координировать в ходе сотрудничества разные точки зрения.
Регулятивные: волевая саморегуляция как способность мобилизации сил и энергии
Самостоятельное
комплексное
применение знаний
1. Учитель сообщает о готовности выполнить важную миссию.
Мы открываем Вахту Памяти.
2. Работа с текстом.
В годы войны дети часто становились настоящими героями. Послушайте рассказ, скажите , о ком идет речь?
Работа с текстом.
Ленинградской школьнице было 15 лет. Работая в столовой для немецких офицеров, она отравила более ста гитлеровцев. Позже служила в разведке. Однажды ее схватили каратели , долго пытали. Во время допроса схватила со стола пистолет и выстрелила. Убегая , сразила часового. Уйти не удалось. Ее долго мучили, издевались . 13 января 1944 года девушку расстреляли.
1. Читаем текст выразительно.
2. Какова тема текста?
( подвиг девушки)
3. О какой девушке рассказывается в тексте ?
( О Зине Портновой)
4.Можно ли разделить условно глаголы из данного текста на смысловые группы? ( Да)
5. Названа первая группа , назовите вторую .
6.Выпишите в две колонки глаголы: 1) глаголы-свидетели жестокости; 2) глаголы- свидетели героизма .
7.Обменяйтесь тетрадями, проверьте работу по эталону.
8. Объясните, почему некоторые глаголы могут находиться сразу в нескольких группах?
( Война жестока, поэтому даже героизм в годы войны граничит с жестокостью).
10. Какова роль глаголов в этом тексте?
( Картина оживает благодаря глаголам, они помогают передать состояние девушки)
Формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения.
Определяют тему текста.
Условно делят глаголы на смысловые группы.
Определяют роль глаголов в тексте.
Регулятивные: контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки, умеют самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность.
Познавательные: умеют рационально читать и находить в тексте необходимую информацию, умеют критически оценивать и интерпретировать информацию.
Коммуникативные: умеют продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности.
Личностные : усваивают нравственные ценности , формируют гражданскую позицию
Физкультминутка
Вступление к физкультминутке.
Силу духа и здоровье невозможно отделить. С физкультурою , ребята, очень нужно нам дружить.
Звучит мелодия . Учитель проводит физкультминутку.
Вдохнем, прижав к груди ладони.
Мы рождены для мирных снов.
Поклон земной всем вам, герои!
Не жаль для Вас высоких слов!
Поднимем руки выше, выше.
Глаза закроем, помолчим,
Представим аиста на крыше.
Жить в мире без войны хотим.
Глаза откроем, улыбнемся ,
К труду приятному вернемся.
Выполняют упражнения
Личностные: принятие и реализация ценностей здорового образа жизни, формирование нравственных ценностей
Самостоятельное
комплексное
применение знаний
1. Слово учителя.
Изучая страницы великого подвига, однажды я обнаружила обрывки письма, адресованного отцу на фронт.
2. Подумайте, каким может быть наш вклад в дело Великой Победы на этом этапе Вахты Памяти ?
( Восстановить текст письма)
3. Работа в парах .
Письмо на фронт
Дорогой папа!
Я очень хочу попросить тебя , чтобы ты ..... фашистов и поскорее .... домой живым. Я ...., что мой отец-солдат. Ты..... нас от фашистов! Ждем тебя!
Твой сын Женя
4. Учитель знакомит со своим вариантом письма, показывая свою причастность важному делу.
Дорогой папа!
Я очень хочу попросить тебя, чтобы ты разгромил фашистов и поскорее возвратился домой живым. Я горжусь, что мой отец-солдат. Ты защищаешь нас от фашистов! Ждем тебя!
Твой сын Женя
5.Почему мальчик гордится своим отцом? Ответьте словами из письма.
(Ты защищаешь нас от фашистов! ) Выполним синтаксический разбор этого предложения.
Выпишите глагол , назовите его морфологические признаки
6. Мини - проект "Военные корреспонденты"
Наши ребята несколько дней назад получили интересное предложение поработать военными корреспондентами, помочь юному другу закончить статью о подвиге мальчика в годы Великой Отечественной войны.
Было герою 14 лет
Марат ходил в разведку, как в одиночку, так и с группой..(Подрывал,взрывал, уничтожал) эшелоны. За бой в январе 1943 года, когда, раненый, он (поднял , позвал, призвал) своих товарищей в атаку и (пробился, прошел, проскочил) сквозь вражеское кольцо, Марат получил медаль За отвагу. А в мае 1944-го Марат погиб. Возвращаясь с задания вдвоем с командиром разведки, они (наткнулись, встретили, увидели) на немцев. Командира убили сразу, Марат, отстреливаясь, залег в ложбинке. Уходить в чистом поле было некуда, да и возможности не было - Марата тяжело ранили. Пока были патроны, (держал, оборонял, удерживал) оборону, а когда магазин опустел, взял в руки свое последнее оружие - две гранаты, которые с пояса не снимал. Одну( бросил, кинул, забросил) в немцев, а вторую оставил. Когда немцы подошли совсем близко, взорвал себя вместе с врагами.
Вечная память погибшим за Родину!
Отчет о работе военных корреспондентов
Работая со словарем, объясняют лексическое значение слова корреспондент. Зачитывают статьи.
О каком герое рассказали ребята? ( О Марате Казее)
Какую роль сыграли глаголы в этой статье?
Назовите их.
Формулируют задание .
Восстанавливают пропущенные слова.
Находят предложение, которое объясняет, почему мальчик гордится отцом. Выполняют его синтаксический разбор
Группа отчитывается о выполненном задании. Работают со словарем, объясняя значение слова корреспондент. Читают готовые статьи.
Размышляют о роли глаголов в речи.
Работа в парах
Работа у доски индивидуальная
групповая работа
Регулятивные: контролируют учебные действия, умеют самостоятельно оценивать и принимать решения. Познавательные: умеют рационально читать и находить в тексте необходимую информацию, умеют устанавливать причинно-следственные связи.
Коммуникативные: умеют продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности.
Личностные : усваивают нравственные ценности , формируют гражданскую позицию
Самостоятельная
работа
с самопроверкой
1. Слово учителя.
Наша малая Родина - Камчатка тоже подарила миру великих людей, поэтов , рассказавших о войне. Среди них Юлия Семенова , написавшая стихотворение " Морское братство".
2. Выразительное чтение стихотворения учителем.
Мол...дые мужчины, чей удел- боевые тревоги,
За любовь и за дружбу часто жизнью пл...тили своей.
Пог...бая в пучинах , ух...дили в бессмертье , как боги.
НА нелёгкую службу шлет Отчизна своих сыновей.
3.Какова тема текста? (Подвиг героев -подводников)
4.Определите задание к тексту в соответствии с нашей темой.
Списать, обозначить орфограммы, найти и подчеркнуть глаголы, назвать их роль в тексте.
5.Выполняем работу самостоятельно.
6. Проверьте по эталону.
7. Объясним орфограммы.
8 . Какова роль глаголов в этом стихотворении?
Не забывайте заполнять листы самооценки.
Формулируют задание по тексту. Записывают текст. Выделяют орфограммы, подчеркивают глаголы, указывая их синтаксическую роль .
Проверяют по эталону.
Заполняют листы самооценки.
Индиви-дуальная работа
Регулятивные: контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки, умеют самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность.
Познавательные: умеют рационально читать и находить в тексте необходимую информацию, умеют критически оценивать и интерпретировать информацию.
Коммуникативные: умеют продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности.
Личностные : усваивают нравственные ценности , формируют гражданскую позицию
Включение в
систему знаний
Вахта памяти завершается . Мы сегодня прикоснулись к великой силе русского слова, глагола, а значит, способны написать письмо своим современникам в память о героях войны.
О чем будет это письмо?
Вы можете сделать это сами!
А если очень волнуйтесь, воспользуйтесь конструкциями-помощницами .Приступим к написанию.
Читаем наши послания.
Какова же роль глагола ? Запись в справочник.
( Глаголы передают действие и состояние предмета. Делают речь живой).
Пригодятся ли на уроках в дальнейшем , использованные на уроке схемы?
( Да, поэтому мы вклеиваем их в раздел " Морфологии")
Делают записи в справочнике.
Пишут письмо современнику. Определяют роль глаголов в послании.
Записывают в справочник определения.
Приклеивают схемы в справочник
Индивидуальная
Познавательные: умеют анализировать и синтезировать учебный материал
Коммуникативные:
владеют языковыми средствами
Личностные : усваивают нравственные ценности , формируют гражданскую позицию
Домашнее задание
Закончить Письмо современнику
Написать Послание ветерану Великой Отечественной войны
Составить 6 предложений о Великой Отечественной войне, подчеркнуть в них глаголы
Записывают в дневник домашнее задание. Заполняют листы самооценки
Рефлексия
Подведем итоги , закончив предложения.
Я сегодня узнал (а), что…
На уроке мне понравилось(не понравилось ) …
Глаголы помогут мне в будущем…
Для меня герои Великой Отечественной войны…
Слово учителя
Пройдет месяц , и мы всем миром отметим юбилей великой Победы.
Позвольте завершить Вахту памяти словами известного поэта-песенника
М. Пляцковского
Учитель читает стихотворение под музыку на стихи Михаила Пляцковского)
"День победы"
Глядя в синий простор небосвода,
Вспоминать мы не можем без слез
Майский день сорок пятого года,
Тот , который Победу принес.
Красоту, что нам дарит природа,
Отстояли солдаты в огне.
Майский день сорок пятого года
Стал последнею точкой в войне.
Заключительное слово учителя.
Спасибо за Вам , ребята , и Вам , уважаемые гости , за эту замечательную встречу. Всего Вам доброго!
Подводят итоги работы.
Заполняют таблицу о достигнутых целях, заканчивают предложения
Фронтальная
Личностные: понимают значимость знаний для человека, приобретают мотивацию процесса образования, стремятся к приобретению новых знаний
Регулятивные: оценивают свою работу, умеют прогнозировать результат деятельности.
Личностные: осознают роль русского слова в истории страны, формируют нравственные ценности
Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×