Название статьи:
Урок во 2 классе по теме: «Разделительный твёрдый знак» | Банникова Татьяна Викторовна. Работа №333138
Дата публикации:
03.04.2024
Автор:
Банникова Татьяна Викторовна
Описание:
Технологическая карта предназначена для учителей начальных классов, работающих по программе "Школа России". Технологическая карта в полной мере соответствует ФГОС.Ввключенный в разработку «Технологическая карта урока русского языка во 2 классе по программе «Школа России» по теме: «Разделительный твёрдый знак» материал может применяться для различных групп (категорий) воспитанников, что достигается обобщенностью включенных в данную работу знаний. В разработке учтены взгляды и интересы современного общества и тенденции развития современных технологий.
Банникова Татьяна Викторовна учитель начальных классов МОУ СОШ №1 г.Юрюзань
Технологическая карта урока русского языка во 2 классе по программе Школа России
по теме: Разделительный твёрдый знак
Цель: создание условий для формирования навыков правописания слов с разделительным ь.
Личностные УУД:
- заинтересованность в получении консультации, определять правила работы в парах
-старается сдерживать себя, высказывать просьбы, предложения, несогласие в приемлемой форме.
Познавательные УУД:
-находит необходимую информацию как в учебнике,
- устанавливает причинно – следственные связи, проводит сравнение
Регулятивные УУД:
- учится высказывать свое предположение, пробует предлагать способы проверки
- оценивает выполнения действия, ориентируясь на его содержательные основания
Коммуникативные УУД:
- оформляет свою мысль в устной и письменной речи
- обосновывает высказанное суждение
- уметь с достаточной полнотой высказывать свои мысли
Оборудование: карточки для групповой работы, таблица-схема, тесты для системы голосования
Этап урока (учебная ситуация)
Результаты этапа
Цель этапа
Взаимодействие в образовательном процессе
Действия педагога
Действия обучающегося
Самоопределение к деятельности
Включение в учебную деятельность на личностно – значимом уровне. Самооценка.
Формирование умения оценивать готовность к предстоящей деятельности
Здравствуйте, ребята!
Вот и прозвенел звонок,
Начинается урок.
Очень тихо вы садитесь
И работать не ленитесь.
Актуализация знаний
Умение определять результат, цель и способ деятельности. ОС на умение воспринимать задание.
Формирование и развитие ЦО к умению определять результат, цель, способ деятельности
Сегодня на уроке.
- я буду внимательным;
- я буду активным;
- я буду работать в тетради аккуратно;
- я не буду подсказывать своим товарищам и др.
Дети проговаривают с учителем.
Постановка учебной задачи
Определяют и формируют цель деятельности на уроке с помощью учителя, овладеют способностью понимать учебную задачу.
Определять и формулировать проблему
Наблюдение.
Посмотрите на слова на экране.
Коньки, письмо, лень, конь, долька.
-что общего у всех этих слов? (мягкий знак)
-что он обозначает?
-Ребята, сегодня на ур вы узнаете новую тайну мяг знака
В шкатулочке секрет, тайна. Вы любите секреты?
В ней и находится эта новая тайна.
-пытаюсь открыть коробочку. Никак.
А чтобы её открыть нам нужны опр знания о мягком знаке. А вот какие- давайте подумаем!
-Что вы знаете о мягком знаке?( не обоз звука)
-Достаточно ли этих знаний, чтобы открыть шк? (нет)
-Чтобы откр шк мы будем добывать новые знания. А для этого….
Наблюдение за словами, выделяют общее
Систематизируют знания
Решение учебной задачи
Осознают роль языка и речи, подчеркивают важность орфографически грамотного письма.
Учаться высказывать свое предположение на основе работы с материалом, осознают, достаточно ли имеющихся знаний для выполнения заданий.
Формировать умение самостоятельно определять и формулировать проблему, познавательную цель и тему изучения.
Для этого сравним два слова и сделаем фон р-р:
солю и солью
солю-4б., 4 зв
солью- 5 б., 5 зв.
Как так? Вы мне только что сказали. Что мягк знак зв не обоз(Ю- два звука). А в первом слове? Почему в слове солю она обоз 1 звук., а в слове солью –два.( стоит после мягкого знака).
Вывод? Если Ю стоит после мяг знака то обоз два звука. А какие ещё буквы обоз два звука?( е ё я ).
-Сделайте предположение, если они в словах будут стоять после мяг знака, то они тоже будут обоз два звука.
Приведите примеры.
Давайте убедимся в наших догадках. Посмотрите на слова Семья, веселье, бельё, вьюга, соловьи.
- что можно о них сказать?(Ь)
-Мы говорили, что если е ё ю я стоят после Ь то обоз два звука. Почему же в этом ряду появилось слово соловьи? Ведь она не обоз два звука.
-посчитаем кол-во звуков в этом слове -7 звуков. Значит И тоже может обоз два звука.
-А если мы допустим ошибку и не напишем его…
-Получится другое слово.
-Солови, семя, веселе и т.д.
-Для чего в этих словах нужен Ь?
-Что он делает с буквами в слове?(разделяет). А какие с какими? Давайте сейчас откроем шкатулочку?
ОТКРЫЛАСЬ!!! Сейчас мы узнаем новую тайну мяг знака!!(картинка Ь)
-А вот и он!!!
-а здесь ещё что-то лежит? (что может обоз синий круг?)- согласный. А здесь ещё и буквы!! Называйте их…. Буквы е, ё, ю,я, и Как назвать одним словом? (Гласные) Где они стоят в словах? (после) А синий квадрат куда поставим?
Объясните, почему мяг знак изображён с ручками?( он не пускает, разделяет)
-Раз он разделяет, то какой он? (разд-й) Сформулируйте тему нашего урока
-Посмотрите на доску, кто сможет ответить, когда пишется разд. Ь
-А теперь откроем тетрадь, запишем число, кл.раб.
-Интересно какой согл спрятался за синим квадратом? (перевернуть Н)
-Давайте красиво акк запишем все эти слоги в тетрадь, Собл высоту . Осанка.
-сама пишу на доске
-разд Ь –это орфогр. Выделяется на письме….
-Какую тайну разд.Ь мы узнали на уроке?(разделяет, показывает, что согласный не сливается с гласным)
Сравнивают слова, определяют количество звуков и букв
Делают предположения
Анализируют слова с мягким знаком
Составляют схему правила
Формулируют тему урока
Формулируют правило
Число, кл работа
Минутка чистописания
Выделяют орфограмму.
Первичное закрепление (применение алгоритма на практике) Работа в парах
Обдумывают ответы, обмениваются мнениями, умеют слушать друг друга, строят понятные для партнера по коммуникации речевые высказывания, делают выводы в результате совместной работы.
Формирование умений и навыков учащихся выполнять задание по алгоритму.
А теперь эту тайну мягкого мы постараемся использовать на уроке. Сейчас вы будете работать в парах. Возьмите на партах конверты со словами (Листья, соль, муравьи, пеньки, ночью, боль, бельё, веселье, роль, соль.
распределите эти слова на две группы).
–Ваша пара читает что получилось
-Почему именно эти слова вы объединили в группу с разд Ь? Когда он пишется?
Выполнение упражнения в парах
Работа в парах с проверкой
Структурируют знания и умения на основе известной информации, ориентируются на инструкцию учителя по выполнению задания.
Формирование и развитие ЦО к закреплению знаний и способов действий.
Отгадайте , о каком литературном персонаже идёт речь: влюблённый, грустный актёр театра кукол К-Б. (Пьеро)
-Почему именно он появился ведь в театре было много кукол?(есть Ь. Какой? Раздел. )
Он предлагает нам поиграть в слова- подобрать антонимы к след.словам ( Это задание трудное, вы можете советоваться с соседом по парте, только помните, это должны быть слова с разд Ь):
Работа… безделье
Болезнь -… здоровье
Скука-… веселье
Враги-… друзья
-подумали? Давайте подскажем тем, кто затрудняется, какие это слова
- запишите эти слова в тетрадь и выделите орф.
- Какую же новую тайну Ь вы узнали на уроке?( разделяет…, пишется…)
-Поднимите руку те, кто понял тайну Ь.
Отгадывают загадку
Находят орфограмму
Работа с антонимами
Выделяют орфограмму
Систематизируют знания
Обобщение усвоенного и включение его в систему раннее усвоенных компетенций
Проговаривают последовательность действий на уроке, формулируют полные ответы на вопросы, слушают и понимают речь других, позитивно относятся к процессу общения со сверстниками и взрослыми.
Обеспечить условия для развития речи учащихся, развитие навыков написания слов с разделительным ь.
-А вот теперь поиграем в одну игру. Перед вами пульты… Я читаю вопрос, вы выбираете ответ.
Голосование
1. Разделительный мягкий знак показывает:
а) согласный звук не сливается с гласным звуком
б) мягкость согласного звука.
2.Разделительный мягкий знак пишется после согласных:
а) е, ё, и, я, ю, а
б) е, ё, и, яю,
3. В какой строчке записаны слоги с разделительным мягким знаком
а)ви,ня,зе,лю,лёб)вьи,нья,зье,лью,рьё
4. Выбери имена собственные с разделительным мягким знаком:
а)Илья,Марья
б) Ольга,Эльвира
5. Слова с разделительным мягким знаком записаны в:
а) в первый столбикб) второй столбик
плетьюплеть
осенью осень
шальюшаль
медьюмедь
6. Выбери лишнее слово: крыльцо, льёт, шью, листья.
а)льётб)крыльцов) шью г) листья
7*. В каком предложении есть слово с разделительнымЬ?
а) Привет дорогому гост..ю.
б) Зови дорогую гост…ю.
Работа с системой голосования
Итог занятий. Рефлексия деятельности
Адекватно воспринимать оценку учителя. Осуществлять контроль по результату
Формирование и развитие умения анализировать и осмысливать свои достижения.
Как вы считаете, справились вы с задачами, которые ставили перед собой в начале урока?
- Какую работу вы выполнили, для того чтобы изучить новую тему?
- Что нового узнали на уроке?
Возьмите звездочки и зажгите их на той ступеньке, как вы себя оцениваете.
На следующем уроке мы продолжим разговор о разделительном ь.
Задание на дом. Упр. 191 (Дидактический материал)
Отвечают на вопросы.
Запись д/з в дневники
Скачать работу
Технологическая карта урока русского языка во 2 классе по программе Школа России
по теме: Разделительный твёрдый знак
Цель: создание условий для формирования навыков правописания слов с разделительным ь.
Личностные УУД:
- заинтересованность в получении консультации, определять правила работы в парах
-старается сдерживать себя, высказывать просьбы, предложения, несогласие в приемлемой форме.
Познавательные УУД:
-находит необходимую информацию как в учебнике,
- устанавливает причинно – следственные связи, проводит сравнение
Регулятивные УУД:
- учится высказывать свое предположение, пробует предлагать способы проверки
- оценивает выполнения действия, ориентируясь на его содержательные основания
Коммуникативные УУД:
- оформляет свою мысль в устной и письменной речи
- обосновывает высказанное суждение
- уметь с достаточной полнотой высказывать свои мысли
Оборудование: карточки для групповой работы, таблица-схема, тесты для системы голосования
Этап урока (учебная ситуация)
Результаты этапа
Цель этапа
Взаимодействие в образовательном процессе
Действия педагога
Действия обучающегося
Самоопределение к деятельности
Включение в учебную деятельность на личностно – значимом уровне. Самооценка.
Формирование умения оценивать готовность к предстоящей деятельности
Здравствуйте, ребята!
Вот и прозвенел звонок,
Начинается урок.
Очень тихо вы садитесь
И работать не ленитесь.
Актуализация знаний
Умение определять результат, цель и способ деятельности. ОС на умение воспринимать задание.
Формирование и развитие ЦО к умению определять результат, цель, способ деятельности
Сегодня на уроке.
- я буду внимательным;
- я буду активным;
- я буду работать в тетради аккуратно;
- я не буду подсказывать своим товарищам и др.
Дети проговаривают с учителем.
Постановка учебной задачи
Определяют и формируют цель деятельности на уроке с помощью учителя, овладеют способностью понимать учебную задачу.
Определять и формулировать проблему
Наблюдение.
Посмотрите на слова на экране.
Коньки, письмо, лень, конь, долька.
-что общего у всех этих слов? (мягкий знак)
-что он обозначает?
-Ребята, сегодня на ур вы узнаете новую тайну мяг знака
В шкатулочке секрет, тайна. Вы любите секреты?
В ней и находится эта новая тайна.
-пытаюсь открыть коробочку. Никак.
А чтобы её открыть нам нужны опр знания о мягком знаке. А вот какие- давайте подумаем!
-Что вы знаете о мягком знаке?( не обоз звука)
-Достаточно ли этих знаний, чтобы открыть шк? (нет)
-Чтобы откр шк мы будем добывать новые знания. А для этого….
Наблюдение за словами, выделяют общее
Систематизируют знания
Решение учебной задачи
Осознают роль языка и речи, подчеркивают важность орфографически грамотного письма.
Учаться высказывать свое предположение на основе работы с материалом, осознают, достаточно ли имеющихся знаний для выполнения заданий.
Формировать умение самостоятельно определять и формулировать проблему, познавательную цель и тему изучения.
Для этого сравним два слова и сделаем фон р-р:
солю и солью
солю-4б., 4 зв
солью- 5 б., 5 зв.
Как так? Вы мне только что сказали. Что мягк знак зв не обоз(Ю- два звука). А в первом слове? Почему в слове солю она обоз 1 звук., а в слове солью –два.( стоит после мягкого знака).
Вывод? Если Ю стоит после мяг знака то обоз два звука. А какие ещё буквы обоз два звука?( е ё я ).
-Сделайте предположение, если они в словах будут стоять после мяг знака, то они тоже будут обоз два звука.
Приведите примеры.
Давайте убедимся в наших догадках. Посмотрите на слова Семья, веселье, бельё, вьюга, соловьи.
- что можно о них сказать?(Ь)
-Мы говорили, что если е ё ю я стоят после Ь то обоз два звука. Почему же в этом ряду появилось слово соловьи? Ведь она не обоз два звука.
-посчитаем кол-во звуков в этом слове -7 звуков. Значит И тоже может обоз два звука.
-А если мы допустим ошибку и не напишем его…
-Получится другое слово.
-Солови, семя, веселе и т.д.
-Для чего в этих словах нужен Ь?
-Что он делает с буквами в слове?(разделяет). А какие с какими? Давайте сейчас откроем шкатулочку?
ОТКРЫЛАСЬ!!! Сейчас мы узнаем новую тайну мяг знака!!(картинка Ь)
-А вот и он!!!
-а здесь ещё что-то лежит? (что может обоз синий круг?)- согласный. А здесь ещё и буквы!! Называйте их…. Буквы е, ё, ю,я, и Как назвать одним словом? (Гласные) Где они стоят в словах? (после) А синий квадрат куда поставим?
Объясните, почему мяг знак изображён с ручками?( он не пускает, разделяет)
-Раз он разделяет, то какой он? (разд-й) Сформулируйте тему нашего урока
-Посмотрите на доску, кто сможет ответить, когда пишется разд. Ь
-А теперь откроем тетрадь, запишем число, кл.раб.
-Интересно какой согл спрятался за синим квадратом? (перевернуть Н)
-Давайте красиво акк запишем все эти слоги в тетрадь, Собл высоту . Осанка.
-сама пишу на доске
-разд Ь –это орфогр. Выделяется на письме….
-Какую тайну разд.Ь мы узнали на уроке?(разделяет, показывает, что согласный не сливается с гласным)
Сравнивают слова, определяют количество звуков и букв
Делают предположения
Анализируют слова с мягким знаком
Составляют схему правила
Формулируют тему урока
Формулируют правило
Число, кл работа
Минутка чистописания
Выделяют орфограмму.
Первичное закрепление (применение алгоритма на практике) Работа в парах
Обдумывают ответы, обмениваются мнениями, умеют слушать друг друга, строят понятные для партнера по коммуникации речевые высказывания, делают выводы в результате совместной работы.
Формирование умений и навыков учащихся выполнять задание по алгоритму.
А теперь эту тайну мягкого мы постараемся использовать на уроке. Сейчас вы будете работать в парах. Возьмите на партах конверты со словами (Листья, соль, муравьи, пеньки, ночью, боль, бельё, веселье, роль, соль.
распределите эти слова на две группы).
–Ваша пара читает что получилось
-Почему именно эти слова вы объединили в группу с разд Ь? Когда он пишется?
Выполнение упражнения в парах
Работа в парах с проверкой
Структурируют знания и умения на основе известной информации, ориентируются на инструкцию учителя по выполнению задания.
Формирование и развитие ЦО к закреплению знаний и способов действий.
Отгадайте , о каком литературном персонаже идёт речь: влюблённый, грустный актёр театра кукол К-Б. (Пьеро)
-Почему именно он появился ведь в театре было много кукол?(есть Ь. Какой? Раздел. )
Он предлагает нам поиграть в слова- подобрать антонимы к след.словам ( Это задание трудное, вы можете советоваться с соседом по парте, только помните, это должны быть слова с разд Ь):
Работа… безделье
Болезнь -… здоровье
Скука-… веселье
Враги-… друзья
-подумали? Давайте подскажем тем, кто затрудняется, какие это слова
- запишите эти слова в тетрадь и выделите орф.
- Какую же новую тайну Ь вы узнали на уроке?( разделяет…, пишется…)
-Поднимите руку те, кто понял тайну Ь.
Отгадывают загадку
Находят орфограмму
Работа с антонимами
Выделяют орфограмму
Систематизируют знания
Обобщение усвоенного и включение его в систему раннее усвоенных компетенций
Проговаривают последовательность действий на уроке, формулируют полные ответы на вопросы, слушают и понимают речь других, позитивно относятся к процессу общения со сверстниками и взрослыми.
Обеспечить условия для развития речи учащихся, развитие навыков написания слов с разделительным ь.
-А вот теперь поиграем в одну игру. Перед вами пульты… Я читаю вопрос, вы выбираете ответ.
Голосование
1. Разделительный мягкий знак показывает:
а) согласный звук не сливается с гласным звуком
б) мягкость согласного звука.
2.Разделительный мягкий знак пишется после согласных:
а) е, ё, и, я, ю, а
б) е, ё, и, яю,
3. В какой строчке записаны слоги с разделительным мягким знаком
а)ви,ня,зе,лю,лёб)вьи,нья,зье,лью,рьё
4. Выбери имена собственные с разделительным мягким знаком:
а)Илья,Марья
б) Ольга,Эльвира
5. Слова с разделительным мягким знаком записаны в:
а) в первый столбикб) второй столбик
плетьюплеть
осенью осень
шальюшаль
медьюмедь
6. Выбери лишнее слово: крыльцо, льёт, шью, листья.
а)льётб)крыльцов) шью г) листья
7*. В каком предложении есть слово с разделительнымЬ?
а) Привет дорогому гост..ю.
б) Зови дорогую гост…ю.
Работа с системой голосования
Итог занятий. Рефлексия деятельности
Адекватно воспринимать оценку учителя. Осуществлять контроль по результату
Формирование и развитие умения анализировать и осмысливать свои достижения.
Как вы считаете, справились вы с задачами, которые ставили перед собой в начале урока?
- Какую работу вы выполнили, для того чтобы изучить новую тему?
- Что нового узнали на уроке?
Возьмите звездочки и зажгите их на той ступеньке, как вы себя оцениваете.
На следующем уроке мы продолжим разговор о разделительном ь.
Задание на дом. Упр. 191 (Дидактический материал)
Отвечают на вопросы.
Запись д/з в дневники