Уроки физкультуры в начальной школе | Полякова Н.В., Вербицкая Е.А.. Работа №351878
Учителя физической культуры, работающие в начальной школе, делятся многолетним опытом работы с младшими школьниками на уроках физкультуры в условиях КОУ ВО "Семилукская специальная общеобразовательная школа". Приемы и методы работы с детьми, имеющими статус ОВЗ, слабую физическую подготовку, слабую мотивацию
КОУ ВО «Семилукская специальная общеобразовательная школа»
Уроки физической культуры в начальной школе
Полякова Н.В. – учитель физкультуры
Вербицкая Е.А. – учитель физкультуры
Учебно-воспитательная работа в школе включает в себя физическое воспитание обучающихся, так как готовит их к общественно-полезному труду, прививает навыки жизни, умение бороться и побеждать трудности.
Работа по физическому воспитанию в школе требует от учащихся проявления организованности, самодеятельности, инициативы. Физическое воспитание содействует всестороннему развитию школьников. Физическое воспитание младших школьников имеет свою специфику, обусловленную их анатомо-физиологическими и психологическими особенностями, новыми условиями существования, новым коллективом
С началом учебы значительно растет объем умственной деятельности детей и в то же время ограничивается их двигательная активность. В связи с этим физическое воспитание в младшем школьном возрасте является необходимым условием всестороннего гармоничного развития личности ученика и действенным фактором повышения его умственной работоспособности.
Специфика физвоспитания младших школьников обусловлена их анатомо-физиологическими и психологическими особенностями – это высокое возбуждение нервной системы, повышенная реактивность и в силу этого частота сердечных сокращений ребенка 7 лет – 88 уд/мин, 10 лет – 79 уд/мин. Артериальное давление ребенка 7 лет – 85/60, 10 лет – 90/55. Масса и размеры сердца меньше, чем у взрослых, ещё не закончилось окостенение скелета, слабо развиты мышцы, особенно мышцы туловища, недостаточно крепкие связки и сухожилия, что способствует деформации при нагрузке позвоночника. Перегруз может привести к задержке роста ребенка.
Перед нами стоят следующие задачи физического воспитания младших школьников:
1) укреплять их здоровье;
2) формировать двигательные умения и навыки;
3) вооружать учеников знаниями по физической культуре, гигиене;
4) развивать двигательные качества;
5) формировать интерес к физкультуре;
6) воспитывать позитивные морально-волевые качества;
7) готовить в дальнейшем к сдаче норм ГТО.
Успешное решение задач физического воспитания младших школьников возможно лишь в том случае, если оно становится органической частью всего учебно-воспитательного процесса школы. Укрепление здоровья и содействие правильному физическому развитию учеников является важной задачей начальной школы. Физическое состояние ребенка, его здоровье является той базой, на которой развиваются все его силы и возможности, в том числе и умственные.
Правильное физическое воспитание учеников — необходимое условие нормального развития всего организма. Благодаря двигательной активности обеспечивается развитие сердечно-сосудистой системы и органов дыхания, улучшается обмен веществ, повышается жизненный тонус. Выдающийся педагог В. О. Сухомлинский большое значение придавал деятельности школы, направленной на улучшение здоровья школьников, особенно учеников младших классов. Он считал, что заботиться о здоровье детей – важнейшая задача учителя.
Важным показателем нормального физического развития ребенка является правильная осанка, которая предопределяет нормальное положение и функционирование внутренних органов. Формирование правильной осанки зависит от многих условий, а именно от того, как ученик ходит, стоит, сидит, выполняет ли ежедневно утреннюю гимнастику, физкультминутки на уроках, игры и упражнения на переменах. Физические упражнения являются основным средством формирования правильной осанки.
Формирование двигательных умений и навыков в начальных классах проводится согласно с учебной программой, которая предусматривает обучение учеников упражнениям основной гимнастики, легкой атлетики, игр, лыжной подготовки, плавания. Кроме того, в нашей школе проводится ежедневная общешкольная утренняя зарядка и зарядка на большой перемене в рекреационном помещении под руководством выборных спорторгов из числа учащихся.
Формируя у учеников жизненно важные умения и навыки, мы уделяем надлежащее внимание выработке у них умения быстро и точно выполнять мелкие движения пальцами рук, умело взаимодействовать обеими руками, быстро перестраивать движения в соответствии с условиями. Развитие у школьников движений руки является важным заданием начальной обучения. На развитие движений руки ученика влияют разные виды деятельности: письмо, рисование, ручной труд, самообслуживание, занятие физической культурой. Занятия физкультурой играют специфическую роль в развитии движений руки, в развитии произвольной регуляции их. Именно на этих занятиях ставятся и выполняются задания развития у учеников точных и согласованных между собой движений рук с помощью упражнений с предметами (с большими и малыми мячами, со скакалкой, с палками, флажками и др.), а также с помощью специальных упражнений для развития дифференцированных движений пальцев рук.
Развитие двигательных (физических) качеств заключается в том, чтобы в процессе занятий физкультурой развивать у учеников скорость, силу, ловкость, выносливость. Этот процесс тесно связан с формированием двигательных навыков и обусловлен объемом и характером двигательной активности ребенка. От уровня развития двигательных качеств зависят результаты выполнения таких естественных движений как: бег, прыжки, метание, плавание и др. В младшем школьном возрасте естественное физиологичное развитие двигательных качеств имеет свои особенности: ловкость и скорость движений развиваются интенсивнее, чем сила и выносливость. Для методики физического воспитания важно учитывать то, что мышца как орган ощущения созревает раньше, чем как рабочий орган. У детей с 7 до 13 лет наблюдаются наибольшие сдвиги в развитии координации движений. Учитывая это, важно правильно определить содержание и методы физического воспитания, которые бы содействовали развитию у детей двигательных качеств в соответствии с их возрастными особенностями.
Специфика влияния занятий физкультуры на воспитание морально-волевых качеств заключается в том, что ученики для достижения успехов в выполнении физических упражнений выявляют целенаправленность и волю, дисциплинированность, умение мобилизовать в нужный момент свои физические и духовные силы. В то же время на занятиях физкультурой преобладает коллективная деятельность. Ученики приучаются выявлять чувство дружбы, приобретают навыки культуры поведения, коллективизма и тому подобное. Правильно организованное выполнение упражнений группами, командные игры, участие в соревнованиях способствуют входу ребенка в коллектив и воспитанию у него привычки жить интересами коллектива.
Подготовка учеников к сдаче норм комплекса ГТО «К стартам готов» рассчитана на детей 7-9 лет. Задания этой степени заключаются в том, чтобы дети приобретали навыки выполнения физических упражнений, развивали ловкость, смелость, координацию движений, приобретали интерес к спорту. В 1 классе ученики готовятся к сдаче норм начальной степени, а в 2 – продолжают подготовку и сдают эти нормы. В 3 классе готовятся к сдаче в 4 классе норм I степени – «Смелые и ловкие». Для мальчиков и девочек нормы степени «К стартам готов» одни. Большинство упражнений этой степени входит в программу по физической культуре для 1-3 классов.
Гигиена для младших школьников – это неотъемлемая часть их воспитания и становления. Гигиенические факторы — это режим дня школьника и соблюдения правил гигиены. Правильный режим дня (в школе и дома) предотвращает переутомление, способствует успешному выполнению всех заданий, устраняет нерациональную трату времени.
Школьный врач является нашим ближайшим советником по вопросам здоровья и физического воспитания детей и в то же время контролером в выполнении санитарно-гигиенических требований. Все указания врача, касающиеся здоровья и физического воспитания детей, являются обязательными для нас. Школьники не реже одного раза в год проходят медицинское обследование и распределяются по медицинским группам. С учетом распределения детей по группам мы осуществляем дифференцированный подход к учащимся при проведении всей учебно-воспитательной работы, в том числе уроков и внеклассной работы по физической культуре.