Уроки математики в начальной школе для глухих детей: проблемы,пути их решения. | Заркова Татьяна Анатлльевна. Работа №320975
Одна из важнейших составляющих урока в нашей школе, и урока математики в том числе, - коррекционная, которая направлена на формирование и развитие речи, использование и развитие остаточного слуха учащихся.
Практика обучения математике учащихся с нарушением слуховой функции позволяет выделить проблемы и пути решения, изложенные в данной статье.
При написании мы опирались на практический опыт работы с учащимися с нарушениями слуха 1 доп., 1, 2, 3 классов как на уроках математики, так и во время всего учебно-воспитательного процесса.
Успешное разрешение учебно-воспитательных задач на уроках математики в школе для детей с нарушением слуха невозможно без уяснения особенностей этой категории учащихся в овладении математическими знаниями и навыками. Важно знать, с какими представлениями и умениями ребенок приходит в школу, определить перспективу его развития в процессе обучения.
Одна из важнейших составляющих урока в нашей школе, и урока математики в том числе, - коррекционная, которая направлена на формирование и развитие речи, использование и развитие остаточного слуха учащихся.
Практика обучения математике учащихся с нарушением слуховой функции позволяет выделить следующие проблемы:
- затруднения при проведении логических операций;
- анализ зависимости между различными величинами;
- сопоставление полученных результатов с исходными, формулирование выводов;
- недостаточное развитие речи, бедность словарного запаса и , как следствие, трудности понимания содержания задачи;
- затруднения в определении пространственных отношений между объектами с помощью словесных средств.
С этими затруднениями учащиеся сталкиваются не только на уроках математики, но и на других учебных дисциплинах. Решение их должно носить комплексный подход и осуществляться не только на уроках, но и во внеурочной деятельности, на внеклассных и индивидуальных развивающих занятиях. Задача учителя класса — своевременно обозначить возникающие трудности, продумать и составить план их коррекции по всем направлениям, привлечь к работе с ребенком не только педагогов школы, но и родителей ученика.
Пути решения вышеописанных затруднений могут быть совершенно различными в зависимости от ситуации с каждым отдельным учащимся. Перечислим некоторые из них, которые были использованы нами в работе:
- развитие слухо-зрительного восприятия (в том числе с использованием наглядности);
- активизация мыслительной деятельности (постановка различного рода вопросов);
- представление материала небольшими объемами;
- многократное произведение изученного материала;
- опора на предметно-практическую деятельность.
И последний, но по значимости первый, - индивидуальный подход к каждому учащемуся.