Уроки общего фортепиано в Школе искусств | Веселова Ирина Вячеславовна. Работа №314856
В статье приводятся примеры и рассматриваются проблемы преподавания предмета "Общее фортепиано" учащимся различных специальностей в Детской школе искусств, а также освещается вопрос необходимости освоения инструмента фортепиано как способом познакомить детей с мировой классической музыкой, расширить их художественный кругозор и развить музыкальные способности, а также о том, как освоение фортепиано оказывает положительное воздействие на исполнительские возможности учащихся в своих инструментальных и хоровых классах.
«УРОКИ ОБЩЕГО ФОРТЕПИАНО В ДШИ»
Главная цель изучения общего фортепиано - это расширение музыкального и культурного кругозора тех учащихся музыкальных учебных заведений, для которых фортепиано не является основной специальностью. Фортепиано – музыкальный инструмент, дающий самые широкие возможности для ознакомления не только с фортепианной литературой во всем ее богатстве и разнообразии, но и с литературой симфонической, оперной, балетной и любой другой (в виде фортепианных переложений для двух или четырех рук). В этом смысле рояль – это инструмент, который не имеет себе равных. Если не ставить перед собой задачи виртуозного овладения искусством фортепианной игры, то при желании и трудолюбии научиться играть на нем может буквально каждый человек, и притом в любом возрасте. Играя на фортепиано, учащийся даже в самом начале обучения, исполняя несложные мелодии, испытывает эстетическое удовольствие, что очень важно и развивает духовную составляющую юной личности.
Курс общего фортепиано играет важную роль в процессе воспитания
учащихся,так как владение исполнительскими навыками на фортепиано помогает учащимся познакомиться с мировой классической музыкой,
расширяет художественный кругозор и развивает музыкальные способности. Оказывает положительное воздействие на исполнительские возможности учащихся в своих инструментальных, танцевальных и хоровых классах. Зачастую определение вообще способностей у детей приводит к ложному представлению ввиду невозможности их демонстрации, их глубинной скрытости и замкнутости. Данный курс как раз и может сыграть роль толчка к раскрытию, раскрепощению и выявлению данных ребёнка за счёт развития слуховой, осязательной и зрительной
ориентации, развитию физических данных по ходу организации пианистического аппарата и приобретения аппликатурных навыков.
В результате обучения учащиеся должны научиться осмысленно разучивать музыкальные тексты, играть в фортепианных и смешанных ансамблях, подбирать по слуху, работать с лёгким аккомпанементом, научиться читать с листа, ориентироваться на клавиатуре и закрепить знания, полученные на уроках сольфеджио.
Основополагающими задачами были и остаются:
– приобретение первичных навыков фортепианной техники;
– разбор пьес разных стилей;
– знакомство с ансамблевой игрой и аккомпанементом;
– чтение с листа.
Решение этих задач в современных условиях подчас становится очень
проблематичным. Дети сейчас принимаются практически без конкурсного отбора, что приводит к упрощению программных требований.
Возрастающая учебная нагрузка в общеобразовательных школах, а также отсутствие инструмента дома не позволяет детям готовиться к урокам должным образом и закреплять пройденное. Вследствие чего, основной
формой учебной и воспитательной работы является урок, проводимый в форме индивидуального занятия с учащимся, результат которого в наши дни целиком и полностью зависит от уровня профессионализма преподавателя.
Развитие музыкального мышления у детей, кроме музыкальных
способностей, зависит от уровня общего развития и интеллекта, а также от организации нервной системы. Таким образом, важнейшей
задачей преподавателя становится индивидуальный подход, гибкая шкала
требований и максимально подробное изложение материала в классе
фортепиано. Ученик должен чётко усвоить, что без урока по общему фортепиано ему не обойтись в своём специальном классе. Преподаватель общего фортепиано выполняет как бы
функцию просветителя, владея основами узкой специализации
профилирующего предмета ученика. Обязательны беседы о музыке театра с театралами, о вокальном творческом наследии исполнителей и композиторов с вокалистами и хоровиками и т.д.
Очевидно, что положение учащихся фортепианного и не фортепианных отделений в ДШИ принципиально разнятся: обладая богатой палитрой звуковых выразительных возможностей, духовые и струнные инструменты ограниченны в воспроизведении многоголосья. В этом смысле неоспоримы развивающие возможности фортепианного исполнительства. Применительно к предмету общее фортепиано, это означает в первую очередь, возможность для учащегося лично, в собственной исполнительской практике, познакомиться с огромными фактурными возможностями фортепиано с первых шагов обучения. Ознакомление с широким кругом музыкальных произведений отечественных и зарубежных композиторов способствует расширению кругозора учащихся и позволяет значительно углубить общетеоретический и культурологический аспекты музыкального образования.
Общий курс фортепиано играет особую роль, являясь связующим звеном между игрой на любом музыкальном инструменте, сольфеджио, музыкальной литературой и хоровым пением. Все эти дисциплины призваны воспитывать музыканта. Процесс их усвоения напрямую зависит от фортепианной подготовки. В методике каждого урока должны присутствовать элементы обучения учащихся умению использовать фортепиано в помощь другим дисциплинам. Эти элементы составляют в сумме обязательный комплекс методических требований, называющихся межпредметными связями. Здесь имеется большой простор для инициативы, развития индивидуальной методики преподавателя.
Развитие методики общего фортепиано связано с именем Б.Л. Яворского "Методическая хрестоматия по курсу общего фортепиано", изданная в 1935г. Эта хрестоматия, уникальное явление не только в отечественной методической литературе, но и мировой педагогике. Уже известный тезис – «ориентация общего фортепиано на специальность в учебном процессе» у Яворского получает более глубокое развитие и звучит как "Курс фортепиано для исполнителей должен непрерывно поднимать их исполнительскую культуру". Красной нитью через весь труд проходит мысль о развивающей, воспитательной функции общего фортепиано, творческом подходе к решению этой задачи. Принципиально новой была установка на создание специального учебного материала в виде переложений ансамблевой, сольной литературы. Поставлен вопрос о воспитании на уроках навыка схематического, "конспективного" прочтения нотного текста. Убедительно доказана необходимость в различии методов технического развития учащихся разных специальностей. Вот некоторые выдержки: «Недалеко то время, когда программа курса общего фортепиано будет строго обособленна для каждой специальности» - это наказ Б. Яворского. К сожалению, в наше время предмету общее фортепиано отводится не столь значимая роль, как хотелось бы. Вышеуказанные задачи остаются актуальными и в настоящее время, правда, условия для их решения не простые:
отсутствие инструмента у учащихся, иногда классов для занятий;
чаще урок по 20 минут или по 40
минут раз в неделю, а в течение года ученику нужно освоить минимум 5 разнохарактерных пьес
,
так
как
и в конце полугодия
,
и в конце года ученик должен сыграть по 2 пьесы на различные штрихи и чаще двумя руками;
Когда предмет общее фортепиано начинается с 1-го класса, то в силу того, что принимают детей с 6-7 лет включительно, возникает проблема возрастной психологии. Интересно ученику тогда, когда урок проходит в хорошем темпе, речь преподавателя яркая, образная, эмоциональная (ведь у ребёнка этого возраста преобладает образное мышление). Ученик 1-го класса ещё не имеет навыка самостоятельной работы, всю работу преподаватель с учеником выполняет на уроке. Но, крайне важно с первых же шагов приучать его к обязательному выполнению домашнего задания. Тем самым мы постепенно приучаем его к систематической домашней работе и главное - к достижению результата работы, а это, в свою очередь, подогревает интерес к занятиям - ведь ребёнку интересно только то, что получается, и тогда ему хочется сделать ещё больше. Это решает главную задачу - развить у ученика музыкальные способности и пианистические навыки.
Надо сказать, что самое трудное и самое важное, чему преподаватель с первых же шагов должен учить ребёнка любого отделения - это слушать свою игру, не допускать резкой, грубой игры, прививать культуру исполнения. Преподаватель должен сразу учить ребёнка исполнять маленькие пьесы цельно, музыкально. Ученик должен понимать строение песенки, иметь понятие о фразе, предложении, цезуре. Занимаясь фортепиано, целесообразно разделять учащихся на две группы: инструменталистов и не инструменталистов (скажем, хоровиков и вокалистов). У первой группы развитие фортепианной техники происходит параллельно техническому развитию на спец.инструменте, превращается в процесс, зависимый от специальности. С одной стороны - корректируемый ею, с другой - учитывающий, использующий опыт работы над техникой в специальном классе. У второй группы процесс развития навыков фортепианной игры не зависит от спец. инструмента, но и лишен опыта работы над инструментальной техникой. Возникает вопрос, какая из названных групп потенциально перспективнее в работе над техникой? Если рассматривать эту работу как тренировку аппарата, то покажется, что инструменталисты находятся в менее выгодном положении, нежели вокалисты или хоровики, поскольку спец. инструмент ограничивает время и силы для занятий фортепиано. Однако при других равных условиях (муз. способностях, воле, наличии фортепиано для домашней работы), преодоление технических трудностей и развитие фортепианной техники идут более успешно у инструменталистов, чем у вокалистов. Причина такого явления – в природе техники инструментального исполнителя. Работа по усвоению техники игры на инструменте начинается с формирования звукотворческой воли и ее реализации посредством игрового аппарата. Успех развития техники немыслим без понимания учащимся закона волевой самоорганизации для успешного овладения специального инструмента. У не инструменталистов такое понимание нужно еще сформировать, равно как и сознание неизбежности трудоемкого процесса, каким является обучение игре на инструменте. Я на своем опыте работы с вокалистами вижу, как им трудно преодолевать себя и часто оказывается, что вокалисты более трудны в обучении игре на фортепиано. Это объясняется особенностями «инструмента» специальности хоровика или вокалиста. Воспроизведение музыки начинающим вокалистом на «инструменте» своей специальности не требует столь огромной работы, в том числе и домашней, как у инструменталиста. Поэтому отношение к задачам и заданиям технического развития у них разное. Естественный для инструменталиста начальный период кропотливой малоинтересной работы воспринимается вокалистом как насилие, создает внутренний дискомфорт, вызывает сопротивление. Особенно это проявляется у более одаренных детей в вокальном отношении. Поэтому так важен индивидуальный подход к каждому учащемуся.
Специфика занятий с учащимися отделения эстрадного вокала заключается в том, что фортепиано для них является моделью их специального инструмента- вокального ансамбля. Главное - научить учащихся видеть, слышать и воспроизводить нотный текст, разбираться в стиле разных эпох и композиторов, овладеть навыками чтения с листа, транспонирования, развивать музыкальную память, закреплять теоретические знания, полученные на сольфеджио, научиться аккомпанировать, играть в ансамбле, воспитать исполнительскую волю, эстрадную выдержку и артистизм.
В таких условиях виртуозность, как цель обучения, отметается. Главное - расширять музыкальное мышление, научить видеть нотный текст, слышать его и воспроизводить. В работе за фортепиано представляется идеальная возможность научить вокалиста пониманию смысла каждого обозначения в нотах и разумной целесообразности следования проставленным нюансам, научить распознавать черты стиля, его тончайшие детали, расшифровать замысел композитора, найти путь к образному содержанию и путям решения. Фортепиано является связующим звеном во всей цепи музыкально-теоретических дисциплин. Урок по фортепиано позволяет закреплять знания, которые нужны в вокально-хоровом исполнительстве: чтение хоровых партитур, игра вокальных мелодий, подбор баса, игра мелодий с буквенным обозначением баса (по цифровкам), чтение с листа, аккомпанементов, ансамблей. Конечно, для хоровика важно владеть инструментом в достаточной степени, т.к. это помогает основной специальности. Одной из важных форм работы на уроке - работа над аккомпанементом. Сближение интересов основной специальности учащегося с изучением навыков игры на фортепиано неизменно оказывает положительное влияние на его развитие. Исполнению с солистом должно предшествовать детальное изучение партии аккомпанемента, однако смысл и содержание эта работа получает только при игре с партнером, так как, работая вместе, они получают возможность приобрести необходимое умение слушать одновременно музыкальную фразу и словесный текст. В идеале - желательно проводить вечера вокальных аккомпанементов, фортепианных ансамблей, можно подготовить тематический концерт, где будут принимать участие все обучающиеся. Все эти выступления будут помогать хоровикам и вокалистам чувствовать себя на сцене более уверенно, что очень важно для их специализации.
Начиная обучение в классе общего фортепиано многие учащиеся, например скрипачи и гитаристы, сталкиваются с трудностями при чтении нот, так как на уроках по специальности они знакомятся с записью нот только в скрипичном ключе. Практика чтения нот в одном ключе приводит к тому, что первые опыты одновременной игры в скрипичном и басовом ключах, зачастую вызывают у детей своеобразный процесс «торможения», в результате которого они временно теряют способность гладкого чтения нотного текста даже в хорошо знакомом им скрипичном ключе.
Для преодоления этой трудности при чтении нотного текста можно порекомендовать временно ограничиться чтением нот только в басовом ключе, что позволит ускорить его освоение и, в дальнейшем, чтение нот в обоих ключах будет происходить без особых осложнений.
Говоря о специфике работы над техникой в классе общего фортепиано, необходимо отчетливо представлять себе, какие технические навыки фортепианной игры наиболее резко отличаются от приемов игры на духовых и струнных инструментах: непривычная объемность фортепианной клавиатуры, которая требует скачков и переносов руки, активность первого пальца, применение педали, штрих легато и т.д.
Ощутить фортепианную клавиатуру во всей ее объемности, непривычной для духовиков и скрипачей, помогает работа над гаммовым комплексом. Твердо освоив гаммы и арпеджио в едином комплексе (в противоположность прочтению текста по отдельным нотам), учащийся лучше проникнет в логику читаемого им с листа музыкального произведения и, как следствие, исполняет его более осознанно и технически уверенно.
Самым быстрым способом вовлечения ученика в процесс активного музицирования, приносящего ему не только эстетическое, но и моральное удовлетворение, является игра в ансамбле. Читая более легкую партию, учащийся, тем не менее, получает полное представление от музыки в целом, так как его партнер (обычно педагог) принимает на себя исполнение всех остальных, более трудных, элементов фортепианного текста. Игра в ансамбле мобилизует творческую волю учащегося, побуждает его играть ритмично и в определенном, обусловленном содержанием музыки, темпе.
При выборе учебного материала для учащихся крайне важно развивать полифоническое мышление. Работая в области многоголосия с хором, камерным ансамблем или оркестром, недостаточно обладать только мелодическим слухом. Изучение полифонических произведений оказывает также большое влияние на развитие гармонического слуха и общей и музыкальной культуры учащихся. Поэтому можно смело считать работу в этой области основой музыкального воспитания. Работе над произведениями полифонического склада придаётся особое значение еще и потому, что музыкальная литература, написанная для ряда инструментов (например, народных), вследствие специфики своего репертуара недостаточно воспитывает навыки исполнения полифонии.
В произведениях крупной формы, конечно, желательным является изучение сонатного аллегро с выраженной контрастностью тем, их разработкой и классической репризой. Однако на практике, к сожалению, в классе общего фортепиано зачастую приходится ограничиться прохождением любой другой части сонатины. Бесспорно, музыкально обогащает учащихся и представляет собой педагогически ценную задачу изучение различных вариаций, которые являются подлинным синтезом крупной и малой форм. Зачастую вариации пишутся на темы народных песен и танцев, которые усваиваются учащимися лучше. Они обычно различны по своим техническим приемам, контрастны по содержанию и разнообразны по форме.
Воспитание исполнительских навыков, игра в ансамбле, чтение нот с листа, аккомпанемент в классе общего фортепиано служат подготовительным этапом самостоятельной работы учащегося над музыкальным материалом. В свете этих задач преподавание данного курса имеет большое значение для всестороннего развития личности юных музыкантов.
Для успешной работы в классе общего фортепиано нужно убедить учащегося в необходимости изучения инструмента, показать и даже доказать необходимость этого на практике. Рекомендуя тот или иной репертуар или прием в работе, преподаватель не должен быть категоричным в своих требованиях, возможно предлагать иные варианты и даже предлагать учащемуся самому предлагать свой вариант решения той или иной проблемы (выбор репертуара, пальцы, овладение трудными пассажами). Главное - поддержать активность мысли учащегося.
Итак, успешному овладению фортепиано способствует доверие к преподавателю, его авторитет, взаимопонимание, чуткое отношение к малейшим жалобам учащихся на трудности, искренняя готовность ему помочь, заинтересованность в его успехах. В создании такой атмосферы большую роль играет реакция преподавателя на малейшие удачи в работе ученика - поощрение, похвала. Необходимо также своевременно реагировать на проявление лени, неорганизованности. Нужно дать ему понять, что ответственность за свою успеваемость несет, прежде всего, он сам. И последний совет, который мне понравился. Если ученик пришел в класс, не закрепив то, что было объяснено и требовало лишь домашней работы, посвятить предстоящий урок чтению с листа, не повторяя предыдущий урок. Такой подход повышает эффективность каждого урока, воспитывает самостоятельность и ответственность учащегося.
В заключении хочется еще раз подчеркнуть, что все, о чем шла речь не могут быть готовыми рецептами для практики преподавателя. Можно надеяться, что кто-то из нас возьмет на вооружение то или иное зерно для поиска своих методов в обучении общему фортепиано.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:
Артоболевская А.Д. «Первая встреча с музыкой».
СПб..
: из-во «Композитор», 1992.-.с. 100.
Баренбойм
Л., И Перунов «Путь к
музицированию
». Л: «Советский композитор», 1979. – с.352.
Загорный
Н.Н. Фортепианная игра как вспомогательный предмет в музыкальном образовании: опыт методического обоснования общего курса игры на фортепиано / Н. Н.
Загорный
.
Л. :
Academia
, 2-я типография
транспечати
НКПС им. Т.
Лоханкова
, 1928. - 58 с.
4.Сибор В.Л. Методические рекомендации к курсу ОКФ. М,1965 г
5.Ныркова В.Д. Вопросы методики курса фортепиано для учащихся разных специальностей. М.1980г.
6. Хрестоматия по курсу общего фортепиано. М.: из-во «Советская Россия», 1964г, - с.3-10.