Уроки по роману А. С. Пушкина "Евгений Онегин" | Евгения Александровна Лисовская. Работа №343097
Цикл уроков по роману А. С. Пушкина "Евгений Онегин". Подборка проблемных вопросов, которые помогают осознать нравственные уроки произведения. Логика составления цикла уроков - анализ по главам. Работа начинается с изучения истории создания романа, времени написания и исследования временных рамок самого произведения.
Материалы для проведения цикла уроков по роману А.С.Пушкина «Евгений Онегин»
А.С.Пушкин. «Евгений Онегин» - роман в стихах.
«Это лучшее мое творение…»
А.С.Пушкин.
С «Евгения Онегина» начинается история русского реалистического романа.
История создания романа.
Годы создания романа_____________________
Время, изображенное в романе__________________________
1 глава: зима 1819 – 1820гг, весна и раннее лето 1820г.
2,3,4 главы – лето 1820г, конец 4 гл свидетельствует уже о зиме 1820г
5 глава – январь 1820г.
Гаданье и сон Татьяны – Крещенский сочельник 6 января.
Именины и бал у Лариных – Татьянин день( 25 января сейчас, тогда – 12 января 1812г).
6 глава «Дуэль» - 14 января 1821г.
7 глава начинается описанием весны 1821 г. Онегин уехал из деревни в Петербург, а с июля того же года он начинает скитаться по России.
Лето 1822 г - свадьба Ольги с уланом.
Последние дни декабря 1822 г - Татьяна приехала в Москву.
В начале 1823 г Татьяна встретилась с мужем на балу.
8 глава начинается во 2-й половине 1824 г, ранней весной.
В черновых вариантах « Путешествия Онегина» Пушкин пишет, что Онегин приехал к нему в Одессу и жил с ним до ссылки поэта в с Михайловское, а Пушкин выехал в Михайловское 31 июля 1824 г.
Последнее свидание Онегина с Татьяной - весна 1825 г.
- К чему привели бы события в 10 гл ? _____________________________
Закончив 8-ю ( 9-ю) главу в сентябре 1830 г , Пушкин на другой день составил план полного издания романа , озаглавил каждую главу и разбил весь роман на три части:
Онегин.
Часть первая. Предисловие.
1 песнь. Хандра. Кишинев, Одесса. 1823 г.
2 песнь. Поэт. Одесса. 1824 г.
3 песнь. Барышня. Одесса, Михайловское. 1824г.
Часть вторая.
4 песнь. Деревня. Михайловское. 1825г.
5 песнь. Именины. Михайловское. 1825 г.
6 песнь. Поединок. Михайловское. 1826г.
Часть третья.
7 песнь. Москва. Михайловское. П. Б. малинники. 1827 – 1828 г.
8 песнь. Странствие. Павловское, Москва, 1829. Болдино.
9 песнь. Большой свет. Болдино.
Кишинев 1823г 9 мая – Болдино 1830 г 25 сентября.
7 лет 4 месяца 17 дней.
По жанру «Евгений Онегин» - роман в стихах, т е лироэпическое произведение, где лирическое и эпическое равноправно, где автор свободно переходит от повествования к лирическим отступлениям.
Таким образом, по жанру Пушкин назвал свой роман «СВОБОДНЫМ». ( Поэт свободен в нем от каких-либо обязательных правил и канонов, он свободно изливает в нем свою душу).
Жанр «свободного романа» во многом определил композицию «Евгения онегина».
В романе 2 сюжетные линии:
- Онегин- Татьяна.
- Онегин- Ленский.
2. Основной принцип организации романа – это симметрия ( зеркальность) и параллелизм.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3.Антитеза частей романа:
Глава 1 – Петербург – жизнь Онегина.
Глава 2 – деревня – жизнь Татьяны.
4.В центре системы худ образов:
Онегин – « высший свет» - « лишний человек».
Татьяна – патриархальное дворянство – идеал «русской души».
Ленский – дворянство – «романтическое сознание».
-Первые строки вводят в сознание читателя образы высоты и глубины ( доказать на примерах).
- Мгла у Пушкина создает сразу два образа – ночи и лунного света.
Ночь, пронизанная успокаивающим светом луны.
Таким образом, пейзаж первых строк содержит образы…
Картина контрастная и примиренная одновременно, широкая и спокойно-печальная.
-Что открывается поэту в общении с прекрасной и вечной природой?
Третий, четвертый стихи характеризуют внутреннее состояние лирического героя.
- Как с помощью повтора ( и даже тройного повтора) выражается постепенное нарастание чувства любви?
Чувства, испытываемые героем противоречивы:…
Объяснить выражение « печаль моя светла». Откуда свет?
Чей это свет? Почему не названа возлюбленная, которая становится источником света? Параллелизм пейзажа и душевного мира.
Следующие четыре стиха меняют интонацию: она делается более напряженной ( увеличивается число слов).
- Какое чувство изображается дальше, после описания всепоглощающей любви?
- Какие строки стихотворения приняли форму поэтического афоризма?
Что можно сказать о состоянии души лирического героя? В чем общечеловеческая ценность описанного чувства? ( Любовь, о которой говорит поэт. – любовь самопожертвенная).
- Какие мысли и чувства вызывает оно у современного читателя?
-Первые строки вводят в сознание читателя образы высоты и глубины ( доказать на примерах).
- Мгла у Пушкина создает сразу два образа – ночи и лунного света.
Ночь, пронизанная успокаивающим светом луны.
Таким образом, пейзаж первых строк содержит образы…
Картина контрастная и примиренная одновременно, широкая и спокойно-печальная.
-Что открывается поэту в общении с прекрасной и вечной природой?
Третий, четвертый стихи характеризуют внутреннее состояние лирического героя.
- Как с помощью повтора ( и даже тройного повтора) выражается постепенное нарастание чувства любви?
Чувства, испытываемые героем противоречивы:…
Объяснить выражение « печаль моя светла». Откуда свет?
Чей это свет? Почему не названа возлюбленная, которая становится источником света? Параллелизм пейзажа и душевного мира.
Следующие четыре стиха меняют интонацию: она делается более напряженной ( увеличивается число слов).
- Какое чувство изображается дальше, после описания всепоглощающей любви?
- Какие строки стихотворения приняли форму поэтического афоризма?
Что можно сказать о состоянии души лирического героя? В чем общечеловеческая ценность описанного чувства? ( Любовь, о которой говорит поэт. – любовь самопожертвенная).
- Какие мысли и чувства вызывает оно у современного читателя?
1 глава романа. День Онегина.
«Недуг, которого причину давно бы отыскать пора».
Проблема: Почему Онегин, «забав и роскоши дитя», к жизни вовсе охладел?
Он ни в чем не видит смысла и равнодушен ко всему на свете, кроме_______________________________________________________________________________________________________________________________________________.
Раздражение оттого, что_____________________________________________________.
Так 1 строфа выявляет странность характера героя, его противоречивость и сложность.
- Почему так? Обратимся к детству.
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Пушкин имеет право описать 1 день Онегина и считать, что о герое сказано все.
Дни подобны.
Мы видим, что Онегин не отдан ни одному из занятий, ни одному из наслаждений, составляющих круг его жизни. Он ото всего может в любой момент оторваться, так как ничем не увлечен, кроме излюбленного искусства –____________________________________________________________________________________________________________________________________________________.
Хандра – еще одна роль Онегина, правда, роль, выбранная, как ему кажется, окончательно и удовлетворяющая_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.
! Словарь синонимов: скука, хандра, сплин, уныние, тоска, холодность.
1 глава романа. День Онегина.
«Недуг, которого причину давно бы отыскать пора».
Проблема: Почему Онегин, «забав и роскоши дитя», к жизни вовсе охладел?
Он ни в чем не видит смысла и равнодушен ко всему на свете, кроме_______________________________________________________________________________________________________________________________________________.
Раздражение оттого, что_____________________________________________________.
Так 1 строфа выявляет странность характера героя, его противоречивость и сложность.
- Почему так? Обратимся к детству.
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Пушкин имеет право описать 1 день Онегина и считать, что о герое сказано все.
Дни подобны.
Мы видим, что Онегин не отдан ни одному из занятий, ни одному из наслаждений, составляющих круг его жизни. Он ото всего может в любой момент оторваться, так как ничем не увлечен, кроме излюбленного искусства –____________________________________________________________________________________________________________________________________________________.
Хандра – еще одна роль Онегина, правда, роль, выбранная, как ему кажется, окончательно и удовлетворяющая_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.
! Словарь синонимов: скука, хандра, сплин, уныние, тоска, холодность.
Онегин и Ленский. ( 2 глава).
Выяснить портретные характеристики героев, их взаимоотношения со средой.
Ответить на вопросы:
- Почему Онегин чуждается соседей, но сближается с Ленским?
- Как отразилась на Онегине деревенская жизнь?
- Что более всего отличают Ленского от Онегина?
- Как выражено отношение автора к герою?
Выводы: 1. Постепенно Онегин втягивается в деревенскую жизнь и находит в ней свои очарования_________________________________________________________.
Деревенская жизнь не переменила Онегина, но природа приоткрыла ему новые ценности жизни: в деревне Онегину открылась привлекательность естественности, герой перестал быть чуждым природе.
2 . Пушкин подчеркивает непрочность дружбы О. и Л. И дело здесь не только в разности этих людей, но и в том, что Онегину дружба вообще не свойственна.
Ленский лишь временное исключение. Душа Онегина охладилась, она угасает, но еще не мертва. Онегин трезв, он не верит чувствам, хотя тоскует по ним.
Общение с Ленским усиливает в Онегине потребность возрождения чувств.
В юном Ленском Онегину все было ново. Он отличен от Онегина тем, что его душа была согрета.
И в Онегине постепенно пробуждается потребность чувствовать.
3. В Ленском обнаруживается не только романтическая мечтательность, но и энтузиазм, цельность чувства, преданность своим убеждениям, способность ценою жизни их отстаивать. Он пылок, порывист, он верит мира совершенству. Он чувствует то, что и многие декабристы, и сам Пушкин в своей вольнолюбивой юности.
Онегин и Ленский. ( 2 глава).
Выяснить портретные характеристики героев, их взаимоотношения со средой.
Ответить на вопросы:
- Почему Онегин чуждается соседей, но сближается с Ленским?
- Как отразилась на Онегине деревенская жизнь?
- Что более всего отличают Ленского от Онегина?
- Как выражено отношение автора к герою?
Выводы: 1. Постепенно Онегин втягивается в деревенскую жизнь и находит в ней свои очарования_________________________________________________________.
Деревенская жизнь не переменила Онегина, но природа приоткрыла ему новые ценности жизни: в деревне Онегину открылась привлекательность естественности, герой перестал быть чуждым природе.
2 . Пушкин подчеркивает непрочность дружбы О. и Л. И дело здесь не только в разности этих людей, но и в том, что Онегину дружба вообще не свойственна.
Ленский лишь временное исключение. Душа Онегина охладилась, она угасает, но еще не мертва. Онегин трезв, он не верит чувствам, хотя тоскует по ним.
Общение с Ленским усиливает в Онегине потребность возрождения чувств.
В юном Ленском Онегину все было ново. Он отличен от Онегина тем, что его душа была согрета.
И в Онегине постепенно пробуждается потребность чувствовать.
3. В Ленском обнаруживается не только романтическая мечтательность, но и энтузиазм, цельность чувства, преданность своим убеждениям, способность ценою жизни их отстаивать. Он пылок, порывист, он верит мира совершенству. Он чувствует то, что и многие декабристы, и сам Пушкин в своей вольнолюбивой юности.
Урок №3. «Плоды сердечной полноты».
(Ольга и Татьяна. Главы 2 – 3).
Цель: Сопоставить образы сестер Лариных, выявить авторское отношение к ним, сочувствие поэта влюбленной Татьяне.
Раскрыть глубину, цельность, поэтическую одухотворенность главной героини.
Проблема: Почему любовь проснулась в Татьяне так неожиданно, почему решилась написать письмо?
Почему свою любимую героиню автор не наделяет ни одним признаком внешней красоты?
Вывод: Красота Татьяны - в обаянии, самобытности натуры, гармонии сердца и ума.
Чем так не похожи сестры Ларины?
Обратите внимание на репродукции портретов Татьяны и Ольги. Смог ли художник соответствовать тексту Пушкина и отобразить правдиво внутренние сущности сестер?
(Пушкин отличает бледность лица Татьяны. Эта бледность признак сильных чувств, страдания и внутренней сосредоточенности. Это отличает Татьяну от цветущей и легкомысленной Ольги. Портрет Ольги дан дважды: снисходительными глазами автора и беспощадно трезвым взглядом Онегина).
Татьяна самобытна, не похожа на всех. Почему?
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.
3 глава. Прочитаем 1-5 строфы и подумаем над словами В.Г.Белинского: « Случай свел Онегина с Ленским. От Ленского Онегин познакомился с семейством Лариных. Возвращаясь от них домой после первого визита, Онегин зевает; Из его разговора с Ленским мы узнаем, что он Татьяну принял за невесту своего приятеля, и узнав о своей ошибке, удивляется его выбору, говоря, что если бы он сам был поэтом, то выбрал бы Татьяну. Этому бездушному, охлажденному человеку стоило одного-двух невнимательных взглядов, чтоб понять различие между обеими сестрами, - тогда как пламенному, восторженному Ленскому и в голову не входило, что его возлюбленная была совсем не идеальное и поэтичное создание , а просто хорошенькая и простенькая девица, которая совсем не стоила того, чтоб за нее убить приятеля или самому быть убитым». Прав ли Белинский?
Татьяна связана с народной, национальной стихией. Она мечтательница. Мечтательность , уход от обыденности поместной жизни в любовь, книги, преданность природе и чуждость среде сближает Ленского и Татьяну. Им свойственна цельность чувства. Эта поэтичность, отданность любви, одиночество, отчуждение от окружающих, глубокая сосредоточенность на внутренних движениях души делают для Татьяны любовь почти единственным выходом за пределы себя.
ПОЭТОМУ Татьяна любит не шутя, без искусства . Любя, она обращается к своим главным собесе6дникам: природе и книгам.
Читаем строфы 7-10 . Они посвящены любви Татьяны.
В 11 строфе Пушкин дает характеристику пленительных романов 18 века, которыми увлекалась Татьяна.
Встреченный на ее жизненном пути, Онегин сливается в сознании Татьяны с образом героя любимого романа.
Но Онегин не тот, Онегин – герой нового типа: в нем торжествует «любезный порок» и «безнадежный эгоизм».
Строфы 16 – 21. Разговор няни с Татьяной. « Разговор Татьяны с няней – чудо художественного совершенства». (В.Г.Белинский).Написав письмо, Татьяна совершает необычный, смелый поступок, нарушает общепринятые правила.
Урок № 4 «Так проповедовал Евгений». (Исповедь Онегина. Глава 4).
Цели: Понять, почему не состоялось счастье Онегина и Татьяны.
Выяснить, как относится автор к любовной драме Татьяны, к своему герою.
Обучиться приемам косвенной характеристики( черты характера героя, на которые указывает сам автор, другие герои, сам герой в своем монологе).
В 4 главе, как и в 1 главе , на первом плане Онегин и его жизнь в деревне. И снова рядом с героем открыто стоит автор.
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ НА ЭПИГРАФ.
! В этой главе для Пушкина особенно важны проблемы нравственности.
Лирическое отступление ( начало 4 главы). О чем оно? _____________________________________________________________________________________________________________________________________________.
Исповедь Онегина
- центральная сцена главы.
- Почему Онегин свое объяснение с Татьяной называет «исповедью», а автор и его героиня( 7 глава) – «проповедью»?
- Как поэт передает душевное состояние героини перед объяснением с Онегиным и во время него?
- Почему Онегин так суров к Татьяне? Заслуживает ли она его проповедь?
- Прав ли он в оценке Татьяны и ее чувств?
- Какую оценку дает автор исповеди Онегина?
- Почему он, несмотря на свой скептицизм, сочувствует Татьяне?
3) «Картины счастливой любви». ( Ленский и Ольга).
- Почему вслед за рассказом о безответном чувстве Татьяны автор повествует о «счастливой любви» Ольги и Ленского?
- Как он относится к «счастливым влюбленным»?
- Почему свой рассказ Пушкин прерывает лирическими отступлениями об альбомах уездной барышни и светской дамы, рассуждениями об элегии и оде?
- Как унылые элегии юного Ленского характеризуют его?
4) Жизнь Онегина в деревне.
- Какие чувства испытывает Онегин, проводя время в деревне?
- Какие внутренние перемены происходят в его душе?
- Зачем автор сближает свои личные настроения с настроениями главного героя?
ВЫВОДЫ: Онегин
Искренние мечты - игра;
Надежды и мечты молодости - показались наивными
НЕВЕРИЕ, убил в себе великое,
БЕЗРАЗЛИЧИЕ К ЖИЗНИ - Оставил только низменное.
НО! Высокое готово воскреснуть! И…
ИСПУГАЛСЯ: - обязательств дружбы
- волнений любви
- страданий.
ОНЕГИН несчастен, страдает и Татьяна. – К беде поведет не неопытность Татьяны,
а опытность Онегина ( в этом трагизм).
Кто виноват?
Виноват стиль жизни, бездеятельной и лицемерной, бесстрастной и пустой жизни, которая убила в нем живые чувства; то общество, которое облекает людей на подобие любви, подобие дружбы, подобие деятельности.
Онегин – «страдающий эгоист» - «лишний человек».
- Почему же не состоялось счастье Онегина и Татьяны?
Урок №5 «Татьяна, русская душою». (Сон и именины Татьяны. Гл. 5).
Цели: 1. Углубить представление о главной героине романа, ее искренности и естественности натуры, близости к народной жизни как к одной из основ нравственного совершенства.
2. Видеть подтекст событий ( мотивировка поведения Онегина на именинах Татьяны).
3. Видеть выражение авторской позиции, в том числе через внесюжетные элементы ( СОН).
Главные вопросы: 1. Почему Татьяна смогла предугадать столкновение Онегина с Ленским, в чем сходство именин со сном Татьяны?
Что в Онегине сильнее: желание внутреннего покоя, основанное на сознании своего превосходства над другими, или сочувствие любви, дружбе?
ЧТЕНИЕ. КОММЕНТИРОВАНИЕ. АНАЛИЗ.
Зимний пейзаж. Его роль в передаче чувств и настроений главной героини романа.
Вывод: Пушкин передает образами природы духовные состояния героини. ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________.
Гадание и сон Татьяны. Эта часть 5 главы выдержана в тонах, близких народной поэзии песен и сказок: зимний русский пейзаж , святочные гадания, приметы и поверья, связанные с ними, зимняя ночь, таинственный страшный сон Татьяны, богатый образами русских народных сказок, светлое и радостное пробуждение, атмосфера девичьей влюбленности, девичьей мечты – все это выражено в глубоко русских народных мотивах и красках, чтобы______________________________________________________________________________________________________________________________________________.
Вторая половина главы дает яркую картину помещичьей среды, в которой родилась и жила Татьяна
, но с которой она связана в очень малой степени. Перечитаем строфы 25-28, 35-36, всмотримся во всех гостей Лариных.
Попробуем доказать, что автор изображает уездных дворян на «литературном фоне» широко известных сатирических персонажей произведений русских писателей 18-19 веков.( Например, обращается к комедии Д.И.Фонвизина «Недоросль».).
- Как ведет себя на именинах Татьяны Онегин?
- Почему он поклялся Ленского взбесить и как ему это удается?
- Как объясняют поведение Онегина на именинах Татьяны герои романа и автор?
Вывод: Ленский и Татьяна переживают именины как потрясение.
Урок №5 «Татьяна, русская душою». (Сон и именины Татьяны. Гл. 5).
Цели: 1. Углубить представление о главной героине романа, ее искренности и естественности натуры, близости к народной жизни как к одной из основ нравственного совершенства.
2. Видеть подтекст событий ( мотивировка поведения Онегина на именинах Татьяны).
3. Видеть выражение авторской позиции, в том числе через внесюжетные элементы ( СОН).
Главные вопросы: 1. Почему Татьяна смогла предугадать столкновение Онегина с Ленским, в чем сходство именин со сном Татьяны?
Что в Онегине сильнее: желание внутреннего покоя, основанное на сознании своего превосходства над другими, или сочувствие любви, дружбе?
ЧТЕНИЕ. КОММЕНТИРОВАНИЕ. АНАЛИЗ.
Зимний пейзаж. Его роль в передаче чувств и настроений главной героини романа.
Вывод: Пушкин передает образами природы духовные состояния героини. ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________.
Гадание и сон Татьяны. Эта часть 5 главы выдержана в тонах, близких народной поэзии песен и сказок: зимний русский пейзаж , святочные гадания, приметы и поверья, связанные с ними, зимняя ночь, таинственный страшный сон Татьяны, богатый образами русских народных сказок, светлое и радостное пробуждение, атмосфера девичьей влюбленности, девичьей мечты – все это выражено в глубоко русских народных мотивах и красках, чтобы______________________________________________________________________________________________________________________________________________.
Вторая половина главы дает яркую картину помещичьей среды, в которой родилась и жила Татьяна
, но с которой она связана в очень малой степени. Перечитаем строфы 25-28, 35-36, всмотримся во всех гостей Лариных.
Попробуем доказать, что автор изображает уездных дворян на «литературном фоне» широко известных сатирических персонажей произведений русских писателей 18-19 веков.( Например, обращается к комедии Д.И.Фонвизина «Недоросль».).
- Как ведет себя на именинах Татьяны Онегин?
- Почему он поклялся Ленского взбесить и как ему это удается?
- Как объясняют поведение Онегина на именинах Татьяны герои романа и автор?
Вывод: Ленский и Татьяна переживают именины как потрясение.
Урок №5 «Татьяна, русская душою». (Сон и именины Татьяны. Гл. 5).
Цели: 1. Углубить представление о главной героине романа, ее искренности и естественности натуры, близости к народной жизни как к одной из основ нравственного совершенства.
2. Видеть подтекст событий ( мотивировка поведения Онегина на именинах Татьяны).
3. Видеть выражение авторской позиции, в том числе через внесюжетные элементы ( СОН).
Главные вопросы: 1. Почему Татьяна смогла предугадать столкновение Онегина с Ленским, в чем сходство именин со сном Татьяны?
Что в Онегине сильнее: желание внутреннего покоя, основанное на сознании своего превосходства над другими, или сочувствие любви, дружбе?
ЧТЕНИЕ. КОММЕНТИРОВАНИЕ. АНАЛИЗ.
Зимний пейзаж. Его роль в передаче чувств и настроений главной героини романа.
Вывод: Пушкин передает образами природы духовные состояния героини. ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________.
Гадание и сон Татьяны. Эта часть 5 главы выдержана в тонах, близких народной поэзии песен и сказок: зимний русский пейзаж , святочные гадания, приметы и поверья, связанные с ними, зимняя ночь, таинственный страшный сон Татьяны, богатый образами русских народных сказок, светлое и радостное пробуждение, атмосфера девичьей влюбленности, девичьей мечты – все это выражено в глубоко
русских народных мотивах и красках, чтобы______________________________________________________________________________________________________________________________________________.
Вторая половина главы дает яркую картину помещичьей среды, в которой родилась и жила Татьяна
, но с которой она связана в очень малой степени. Перечитаем строфы 25-28, 35-36, всмотримся во всех гостей Лариных.
Попробуем доказать, что автор изображает уездных дворян на «литературном фоне» широко известных сатирических персонажей произведений русских писателей 18-19 веков.( Например, обращается к комедии Д.И.Фонвизина «Недоросль».).
- Как ведет себя на именинах Татьяны Онегин?
- Почему он поклялся Ленского взбесить и как ему это удается?
- Как объясняют поведение Онегина на именинах Татьяны герои романа и автор?
Вывод: Ленский и Татьяна переживают именины как потрясение.
Урок № 7. «Враги. Давно ли друг от друга их жажда крови отвела?» (Дуэль. Глава 6.).
Проблемы: Почему друзья стали врагами и сталкиваются на поединке? Кто виноват в дуэли и ее трагическом исходе? Почему ни Ленский, ни Онегин не отказались от дуэли?
ЧТЕНИЕ. КОММЕНТАРИЙ. АНАЛИЗ.
В ссору вступает сила, которую уже нельзя повернуть вспять – « общественное мнение»( Зарецкий).Онегин боится этой силы.
Ленский победил ревность. Но в его глазах это поединок с мировым злом. Защищал идею, а не Ольгу. Он чувствует себя в этой истории идеальным романтическим героем, который за убеждения идет на смерть.
СОСТОЯНИЕ ЛЕНСКОГО В НОЧЬ НАКАНУНЕ ДУЭЛИ.
СЦЕНА ДУЭЛИ.
Гибель Ленского обрисована в таких торжественных и величественных образах, что заставляет думать о громадной катастрофе, действительной трагедии.
Автор использует различные художественные приемы, при помощи которых добивается наращивания особого напряжения действия:
- неторопливое описание дуэли,
- стиховые «переносы» деталей,
- паузы, повторы,
- прямое авторское осуждение поведения героев, его нетерпеливое желание виешаться в поединок, развести бывших друзей,
- сравнение убитого Ленского со страшной тишиной « опустелого дома»,
- использование анафоры, подчеркивающей необратимость происшедшего, конец, забвение.
Теперь, как в доме опустелом,
Все в нем и тихо и темно;
Замолкло навсегда оно.
Закрыты ставни, окна мелом
Забелены.
Ленский умирает без смятения, без страдания.
ДВА ВАРИАНТА СУДЬБЫ ЛЕНСКОГО.
- Кто был убит на дуэли – будущий помещик или поэт-романтик?
ИТОГ: 1. Чувство превосходства, которым Онегин так гордился и которое было основой его жизни, мнимо. Онегин сражен. Убив на поединке друга, он нарушает равственную природу вещей.
2. Он ужаснулся собой, своим поступком. Он сломлен нравственно. Предрассудки среды, им презираемой, оказались сильнее его желаний, спрятанных чувств.
Урок № 8. «Ужель она? Но точно… Нет…».
( Татьяна в доме Онегина. Отъезд в Москву. Татьяна – светская дама. Глава 7).
Цели:1. Выяснить, изменили смерть Ленского, отъезд Онегина, посещение его дома и Москвы отношение Татьяны к герою?
2.Понять, под влиянием каких жизненных обстоятельств происходит перемена в Татьяне, превратившейся из «девочки несмелой» в «законодательницу зал», что в ней появилось нового и что осталось неизменным?
ЧТЕНИЕ. КОММЕНТАРИЙ. АНАЛИЗ.
ТАТЬЯНА В КАБИНЕТЕ ОНЕГИНА.
-Зачем поэт приводит свою героиню в дом Онегина?
- Какие чувства испытываетТатьяна, посетив его кабинет?
- Что нового узнает она о любимом человеке, листая его книги?
- Находит ли она ответ на загадку: «… по ком она вздыхать должна, осуждена судьбою властной»?
ВЫВОД: Татьяна Онегина еще любит, но разуверяется в любви и в своем герое. Сначала «взором умиленным» Татьяна рассматривает дом пустой. Вечер, который привел Татьяну к дому Онегина, полон тихого умиротворения. Но это первое посещение еще полно привязанности к Онегину.
Через день, уже утром, Татьяна в молчаливом кабинете чувствует скорее горечь, обиду, чем умиление. «Глаза внимательной девицы» по этим книгам пытались понять, чем жила Онегина душа.
Сомнение Татьяны в герое лишает ее веры: «Уж не пародия ли он?»
Ошибка Татьяны вызвана прежде всего тем, что она судит героя в его отсутствие.
Онегин не исчерпывается книгами, которые он прочел. Байрон и Наполеон – символы веры Онегина, но не Боги, которым он поклоняется. Богов у Онегина вообще нет: он слишком скептичен для поклонения и слишком уважает самого себя, чтобы подчинить свою жизнь чужим правилам. Но Татьяна этого не поняла и разуверилась в любви и своем герое.
Теперь ей предстоит скука дороги, тоска по родному краю, суета Москвы, которая Татьяну не занимает.
ТАТЬЯНА В МОСКВЕ.
- Что роднит пушкинскую Москву с грибоедовской?
- Как московский свет принимает Татьяну?
- Почему «…ей душно здесь…»?