УРОКИ ПУБЛИЧНОЙ ДИПЛОМАТИИ КАК СРЕДСТВО ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ ШКОЛЬНИКОВ | Ольга Ивановна Табешадзе. Работа №347837
В статье рассматриваются инструменты, позволяющие обучить молодёжь приемам общественной дипломатии.МАОУ СОШ 10 г. Калининград является ассоциированной школой ЮНЕСКО. Обобщается опыт работы автора статьи по проведению мероприятий по теме школьной публичной дипломатии. Рассматривается эффективность проведение ролевой творчекой игры, в которой участники примеряют на себя роли делегатов от различных государств на импровизированной заседании ООН.
УРОКИ ПУБЛИЧНОЙ ДИПЛОМАТИИ КАК СРЕДСТВО ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ ШКОЛЬНИКОВ
Противостояние крупных мировых держав актуализирует необходимость использования грамотных способов урегулирования разногласий и конфликтов. В этой связи дипломатия будет играть важную роль в любой стране мира, поскольку она является эффективным инструментом внешней политики. В настоящее время огромное значение в мировой политике играет общественная дипломатия, ориентированная на международное гуманитарное сотрудничество и расширение образовательно-просветительского формата международных отношений. В основе общественной дипломатии лежат принципы межкультурного диалога, взаимоуважения и толерантности. Общественная дипломатия в силу своего характера позволяет организовывать и осуществлять совместную созидательную деятельность, и такой опыт имеет историческое подтверждение. Активными общественными дипломатами выступают дети и подростки, участвующие в общественной жизни своей страны и развивающие молодежное международное сотрудничество.
Отдельного изучения и анализа заслуживает деятельность сети ассоциированных школ ЮНЕСКО. Проект «Сеть ассоциированных школ ЮНЕСКО» (ПАШ) был инициирован ЮНЕСКО в 1953 году. На сегодняшний день Проект объединяет 7500 организаций в 174 странах. Проект ассоциированных школ ЮНЕСКО - один из самых продолжительных проектов Организации. СССР включился в движение ассоциированных школ в 1966 году.
Обратимся к определению термина «Ассоциированные школы ЮНЕСКО», приведенного на сайте Википедии:
В организации Ассоциированные школы ЮНЕСКО в более чем 180 государствах мира насчитывается свыше 9,5 тысяч ассоциированных школ и других учебных заведений, в том числе в России в настоящее время свыше 260 (школы, гимназии, ПТУ, техникумы, педагогические институты и др.) ЮНЕСКО декларирует преемственность образования. Среди ассоциированных учебных заведений представлены учреждения дошкольного образования, начальная школа, средняя школа, учреждения профессионально-технического образования, программы подготовки учителей. Координация Проекта осуществляется Комиссией Российской Федерацией по делам ЮНЕСКО совместно с Министерством образования Российской Федерации через Национальный координационный центр ПАШ ЮНЕСКО (НКЦ).
Участников проекта во всем мире объединяет следующие основные направления деятельности:
Распространение информации об ООН и ЮНЕСКО;
Экология
,
охрана
окружающей
среды
;
Изучение всемирного культурного и природного наследия;
Права человека, права ребенка, демократия, ненасилие, формирование установок толерантного поведения.
Программа проектов UNESCO, реализуемая в МАОУ СОШ 10 г. Калининграда, подразумевает продвижение идей защиты мира и развитие межкультурных коммуникаций, учит молодежь быть толерантной и жить в многообразном мире, но при этом помнить свои истоки и сохранять национальную культуру. Этому способствуют различные формы и методы работы по развитию молодежной общественной дипломатии.
Одним из инструментов, позволяющих обучать молодежь общественной дипломатии и распространять идеи и цели ООН, является моделирование работы Организации Объединенных Наций.
Модель ООН – это ролевая творческая игра, в которой участники примеряют на себя роли делегатов от различных государств. Участники отстаивают позиции своего государства и вырабатывают решение различных глобальных проблем. Так, дети копируют работу реальных делегатов, работающих в ООН в штаб-квартире в Нью-Йорке. Роль дипломата дает школьникам возможность понимать актуальные вопросы политики и проблемы экономики, проникать в их суть и предлагать собственные пути решения острых вопросов; помогает пониманию и принятию разных культур. Моделирование заседаний ООН способствует пониманию национальных интересов разных стран мира, помогает глубже изучить географию, культуру и традиции, вникнуть в основы международного законодательства и международной финансовой системы.
Ключевая роль – роль общественной дипломатии через Моделирование ООН – очевидна. С помощью этой научно-образовательной игры ООН, объединяющая 193 государства, распространяет свои ценности и идеалы, продвигает цели и установки, поскольку для подготовки к участию и для самого участия школьники анализируют информацию о представляемой стране и самой ООН, ее миссии, уставе.
Непосредственное участие в этом движении принимают и школы РФ. Так, в Калининградской области в МАОУ СОШ 10 проводятся заседания Международного Молодежного Форума ООН, ролевые деятельностные игры «Калининградская молодежная модель ООН». Игры проходят при поддержке ученых БФУ им. И. Канта и общественных деятелей области.
В ходе проведенных диагностических бесед с учениками-участниками проектов ЮНЕСКО, выясняя, какова их мотивация к участию в проектах.
Интересно, что ученики 6-8 классов отмечали в качестве основного стимула к участию – возможность ориентироваться в потоке информации о политике и делать собственные выводы на основе предложенных фактов, а ученики старших классов преследовали цели пополнения портфолио и обогащения социального опыта. Обе группы выделяли также профориентационную составляющую мотивации к участию в проектах, но для среднего звена возможность участия в проектах рассматривалась как возможность сориентироваться в мире профессий и выбрать для себя вектор движения, а для старшеклассников участие в проектах рассматривается как возможность убедиться в том, что уже выбранная специальность им подойдет в будущем.
Кроме того, ученики среднего звена предпочитали индивидуальную работу в рамках проекта ЮНЕСКО предположительно ввиду не сформированности коммуникативных навыков и умения командной работы, а их старшие товарищи склонялись к групповой работе, поскольку чувствуют себя уже достаточно уверенно.
Школьная публичная дипломатия посредством моделирования заседаний ООН достигает сразу двух целей. Во-первых, она посредством подобных моделирований достигается цель ООН в части улучшения качества образования среди молодежи. Во-вторых, подобные моделирования выгодны и ООН, поскольку работают на имидж Организации Объединенных Наций, популяризируют ее в молодежной среде. Путем участия в школьных проектах ООН организация приобретает новым молодых сторонников, которые могут говорить с современными юношами и девушками на понятном подросткам языке и доступно излагать молодежной аудитории ценности и идеи ООН. Кроме того, молодежная публичная дипломатия побуждают школьников интересоваться международным культурным диалогом.
Руководство школ, реализуя проекты ЮНЕСКО, ставит следующие цели:
–расширить представления учащихся о публичной дипломатии;
-привить уважение к многообразию мировых культур и выработать толерантность ;
– научить школьников публичным выступлениям, ведению дискуссий, аргументированному выражению своей позиции;
– совершенствовать навыки иностранных языков;
– познакомиться с духовными ценностями своего и других народов мира;
– воспитать поликультурную личность;
-сформировать активную жизненную позицию молодого гражданина РФ.
Таким образом, мы можем сделать вывод о том, что молодежная публичная дипломатия, взращиваемая в ассоциированных школах ЮНЕСКО, является важным элементом молодежной публичной дипломатии современности.