Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Уроки развития речи в коррекционном классе | Евстратова Светлана Валерьевна. Работа №347214

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Аннотация.   Уроки развития речи в коррекционном классе для школьников с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) требуют особого подхода и использования разнообразных методов и технологий. В данной статье рассматриваются стратегии и приемы, направленные на развитие речевых навыков, поддержание мотивации и создание комфортной образовательной среды. Приводятся практические примеры, которые помогут учителям эффективно организовать занятия.

Ключевые слова: развитие речи, коррекционный класс, старшие школьники, ОВЗ, методы обучения.

Уроки развития речи в коррекционном классе

 

Евстратова Светлана Валерьевна, учитель

Горковская муниципальная специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат с. Горки

 

Аннотация.   Уроки развития речи в коррекционном классе для школьников с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) требуют особого подхода и использования разнообразных методов и технологий. В данной статье рассматриваются стратегии и приемы, направленные на развитие речевых навыков, поддержание мотивации и создание комфортной образовательной среды. Приводятся практические примеры, которые помогут учителям эффективно организовать занятия.

Ключевые слова: развитие речи, коррекционный класс, старшие школьники, ОВЗ, методы обучения.

 

В современных условиях образования важно помнить, что каждый ученик уникален, особенно если речь идет о детях с ограниченными возможностями здоровья. Старшие классы — это не только время для подготовки к экзаменам и поступлению в учебные заведения, но и период, когда важным становится формирование коммуникативных навыков, личной уверенности и социальных связей. Уроки развития речи в коррекционном классе имеют особое значение, поскольку способствуют не только усвоению учебного материала, но и общему развитию личности ученика.

Одной из ключевых задач уроков является создание мотивационной среды, где каждый ученик чувствует себя значимым и способным к обучению. Для этого можно использовать различные методики, направленные на активизацию интереса к занятиям. Например, на уроках можно внедрять элементы театрализации, где ученики вживаются в роли персонажей, что позволяет им не только развивать речь, но и повышать уверенность в себе. Учащиеся могут разыгрывать сценки из литературных произведений, адаптированных к их уровню. Это не только помогает лучше усвоить материал, но и способствует развитию эмоциональной сферы.

Работа с текстами — еще один важный аспект. В старших классах целесообразно использовать адаптированные литературные произведения, которые содержат разнообразные темы и жанры. Например, анализ рассказов, стихотворений или эссе позволяет ученикам учиться выражать свои мысли, сравнивать различные точки зрения и формировать собственное мнение. Во время обсуждений учитель может задавать наводящие вопросы, помогая детям глубже понять текст и научиться обосновывать свою точку зрения. Важно, чтобы каждое мнение было услышано и принято, что способствует созданию доверительной атмосферы.

Для активизации речевой активности можно использовать методы парного и групповое обучения. Например, ученики могут работать в парах, обсуждая прочитанный текст и готовя короткие презентации для класса. Это способствует не только развитию речевых навыков, но и умению работать в команде, что особенно важно для будущей социализации. Во время таких занятий учитель может выступать в роли фасилитатора, направляя обсуждение и поддерживая интерес учащихся.

Актуальным методом является внедрение проектов в учебный процесс. Проектная деятельность позволяет учащимся самостоятельно исследовать интересные для них темы, создавать презентации, проводить опросы и анализировать результаты. Например, проект на тему "Русский язык в современном мире" может включать в себя исследование новых слов, сленга и их использования в различных сферах жизни. Учащиеся могут собирать информацию, обсуждать ее и представлять результаты класса. Это не только развивает речевые навыки, но и формирует критическое мышление и самостоятельность.

Также стоит обратить внимание на использование информационных технологий. В современном мире это неотъемлемая часть образовательного процесса. Учителя могут использовать онлайн-ресурсы, чтобы делать занятия более интерактивными. Например, создание блога или видеоканала, где учащиеся могут делиться своими мыслями, рецензиями на книги или отзывами о фильмах, станет отличным способом развивать не только речь, но и цифровые навыки. В этом контексте важно обучать детей не только выражать свои мысли, но и быть ответственными за информацию, которую они публикуют.

Необходимо также уделять внимание специфическим задачам, связанным с развитием фонематического восприятия и орфографии. В этом может помочь использование различных дидактических игр, направленных на развитие слухового восприятия, памяти и внимания. Игры на звуковое различение, такие как "Угадай звук" или "Составь слово", могут быть как индивидуальными, так и групповыми, что способствует вовлечению всех учащихся в процесс.

Кроме того, при работе с детьми с ОВЗ важно поддерживать постоянную обратную связь. Регулярное обсуждение прогресса помогает ученикам понимать свои достижения и области, которые требуют внимания. Это может быть сделано как в рамках урока, так и в форме индивидуальных консультаций, где каждый ученик сможет высказать свои сомнения и получить поддержку. Позитивная обратная связь, особенно в виде похвалы за успехи, играет огромную роль в поддержании мотивации и уверенности.

Не стоит забывать о важности сотрудничества с родителями. Проводя открытые уроки или мастер-классы, учитель может показать родителям, как они могут поддерживать развитие речи у детей дома. Это может быть чтение книг вслух, совместное обсуждение прочитанного и создание домашних заданий, которые способствуют развитию речевых навыков.

В заключение, уроки развития речи в коррекционном классе для старших школьников с ОВЗ требуют особого подхода, разнообразия методов и технологий, а также внимания к индивидуальным особенностям каждого ученика. Создание поддерживающей и мотивирующей среды, использование проектов, информационных технологий и активных методов обучения поможет развивать речевые навыки, уверенность в себе и коммуникативные способности учащихся. Важно помнить, что каждое достижение, даже самое маленькое, является шагом к успеху и способствует общему развитию личности ученика.

 

Список литературы

 

1. Аксенова, А. К. Методика обучения русскому языку в специальной (коррекционной) школе языка [Текст]: Учебник для студ. дефектолог. фак. пед. вузов / А. К. Аксенова. - М.: ВЛАДОС, 2014. – 315 с.

2. Зуробьян, С. А. Подготовка учащихся с ОВЗ к письменному экзамену по русскому языку за курс основной школы / С.А. Зуробьян. - М.: Владос, 2014. - 176 c.

3. Лалаева, Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах / Р.И. Лалаева. – М.: ВЛАДОС, 2021. – 224 с.

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×