Уровни развития познавательного интереса. Ценность познавательного интереса. | Кикеева Татьяна Николаевна. Работа №319864
Уровни развития познавательного интереса. Познавательный интерес как важнейший мотив личности к развитию интеллектуальной деятельности. Ценность познавательного интереса. Соотношение теорий Г. И. Щукина и И. П. Павлова в определении уровней развития познавательного интереса. Определение аффективного интереса. Интеллектуальный интерес и его связь сознательностью и волей. Отличие интереса-любознательности от творчески волевого интереса. Создание проблемной ситуации,трудности,решаемые учащимися при помощи имеющихся знаний, как условие возникновения повышения познавательного интереса.
Министерство образования и науки Республики Калмыкия
БПОУ РК «Торгово-технологический колледж»
Методическое объединение ГСЕМД
«Уровни развития познавательного интереса. Ценность познавательного интереса»
Педагог-психолог Кикеева Т.Н.
Элиста
Введение
Г.И. Щукина считает что интерес - это избирательное отношение личности к объекту в силу его жизненного значения и эмоциональной привлекательности.
По ее мнению интересы возникают на основе потребностей, но не сводятся к ним. Потребность выражает необходимость, интерес выражает личную приязнь к какой-то деятельности.
Формирование интереса не всегда начинается с осознания потребностей, призвания или общественного долга. Интерес может появиться стихийно и не осознано вследствие эмоциональной привлекательности объекта, а уже потом осознается его жизненное значение, которое может определяться многими причинами: потребностями, общественными требованиями.
Интересы имеют существенное значение в жизни и деятельности человека. Поэтому и счастье жизни человек испытывает тогда, когда, у него есть интересы. Интересы побуждают к деятельности, активизируют личность, И.П. Павлов рассматривал интерес как то, что активизирует состояние коры головного мозга. Работа, отвечающая интересам, осуществляется легко и продуктивно.
К.Д. Ушинский писал: "что учение, лишённое всякого интереса и взятое только силой принуждения, убивает в учении охоту к овладению знаниями. Вместе с тем, он указывал, что нельзя всё учение свести к интересу. Учение требует и черновой работы и волевого усилия ".
Интересы людей чрезвычайно разнообразны, как разнообразна человеческая деятельность. Интересы различают по их содержанию или направленности. В этом плане можно выделить математические, общественные и духовные интересы.
Нас интересуют духовные интересы, так как они характеризуют высокий уровень развития личности. Это прежде всего познавательные интересы (в широком смысле слова) к математике, физике, химии, биологии и т.п. к ним также относятся познавательные интересы к литературе и различным видам искусства (музыке, живописи).
Непосредственный и опосредованный интересы.
Непосредственный интерес - это интерес к самому процессу деятельности, процессу познания, овладения знаниями, процессу труда.
Опосредованный интерес - это интерес к результатам деятельности.
Наиболее благоприятными для активной и продуктивной деятельности личности является правильное соотношение непосредственного и опосредованного интересов.
Г.И. Щукина выделяет следующие уровни развития интереса:
1) Интерес - любознательность - связанный с эмоциями удивления, изумления, смешного, любопытства. Этот интерес отличается слабой устойчивостью, изменчивостью и недостаточной глубиной.
2) Аффективный интерес - основанный на более сильных чувствах коллективизма, симпатии, долга. Этот интерес отличается большой глубиной и устойчивостью, но недостаточно дифференцирован и
генерализован
.
3) Интеллектуальный интерес - связан с пониманием значения объекта, его связей с другими предметами. Он отличается большой сознательностью и возрастающим волевым характером.
4) Творчески-волевой интерес - здесь интерес планируется самой личностью и его устойчивость такова, что он выдерживает трудности и преодолевает
противодейственные
влияния. В соответствии с теорие
й
И.П. Павлова определяются следующие уровни развития интереса:
- первый уровень - интерес-любознательность. На этом уровне интерес является ситуативным, непосредственным, связанным с эмоциями удивления, любопытства. Этот интерес ярко проявляется, но отличается слабой устойчивостью и недостаточной глубиной;
- второй уровень - аффективный интерес, в отличие от интереса-любознательности, в определенной степени является опосредованным, характеризуется сильным эмоциональным состоянием, однако, также недостаточно стабилен;
- третий уровень - интеллектуальный интерес, связан с пониманием значения объекта познания, его связей с другими предметами и объектами. Отличается большей осознанностью, устойчивостью и возрастающим волевым характером. В то же время, столкновения с серьезными трудностями могут привести к ослаблению, а иногда к исчезновению интереса;
- четвертый уровень - творчески-волевой интерес. Высшая стадия развития интереса. На этом этапе интерес становится чертой характера человека, элементом структуры его личности.
На основе общей психологической динамики развития интереса в педагогике разработана уровневая модель развития познавательных интересов обучающихся:
- первый уровень - наиболее низкий уровень осознанности и действенности, интерес связан с временным, эпизодическим переживанием; возникает в результате яркости впечатлений, новизны изучаемого материала. Он отличается непродолжительностью, нестабильностью, легко вытесняется новыми, яркими впечатлениями; познавательная активность
обучающегося
низка, его самостоятельность в расширении знаний отсутствует, во внеурочное время
обучающийся
данным предметом не занимается;
- второй уровень - интересы могут быть как широкими, так и дифференцированными, ограниченными рамками одного предмета; однако интересы на данном уровне развития осознаются
обучающимся
неглубоко, интерес возникает лишь к определенным фактам, не вызывая желания проникнуть в сущность изучаемого явления, осознать логику предмета Задача для учителя весьма трудная. Как правило, учащиеся заинтересованы частным вопросом темы. На этом уровне интерес способен побуждать к деятельности, частично его реализующей (вопросы к учителю, поиски литературы и самостоятельная работа с ней, вступление в кружок, посещение факультатива и т.д.; тем не менее, данная деятельность является репродуктивной, бессистемной и неустойчивой; неизбежно возникающие неудачи и затруднения легко разрушают интерес;
- третий уровень - интерес возникает к предмету в целом. Достаточно велика степень осознанности и активности при изучении предмета. Интерес проявляется к сущности изучаемых явлений, заметна определенная самостоятельность в изучении предмета, стремление преодолевать трудности. Значительную часть своего свободного времени школьник отдает изучению предмета;
- четвертый уровень - интерес
обучающегося
становится исключительно стойким; характеризуется высокой степенью осознанности. Он проявляется в нескольких направлениях:
· значительной направленности личности школьника на изучение определенного предмета и потребности в расширении и углублении знаний по этому предмету;
· в самостоятельном, творческом подходе к изучаемым вопросам, дополнительном, более глубоком изучении ряда разделов предмета;
· в добровольном выборе заданий повышенной трудности по интересующему предмету и их успешном выполнении;
· в переходе познавательного интереса в интерес профессиональный, в решении проблемы профессионального самоопределения.
Четвертый уровень характеризуется стойкой познавательной активностью, стремлением проникнуть в сущность изучаемых явлений. Учащиеся начинают работать не только самостоятельно, но и творчески, далеко выходя за рамки школьной программы. Под влиянием интереса, развитого до высшей стадии, меняется образ жизни школьника, большую часть свободного времени он отдает реализации возникшего интереса. На этом этапе познавательный интерес становится стойким личностным качеством, направленностью, прошедшей стадию мотивации.
Ценность познавательного интереса
Ценность познавательного интереса для развития личности состоит в том, что познавательная деятельность в данной предметной области под влиянием интереса к ней активизирует психические процессы личности, приносит ей глубокое интеллектуальное удовлетворение, содействующее эмоциональному подъему. Познавательный интерес выступает как важнейший мотив личности, ее познавательной деятельности. Своеобразие этого интереса состоит в сложном познавательном отношении к миру предметов, к знаниям о них, к научным областям их изучающим. Процесс учения в состоянии интереса носит не созерцательный, а активный целенаправленный характер, познавательный интерес составляет важнейший мотив учения. Под влиянием познавательного интереса в интеллектуальной деятельности проявляются активный поиск, догадка, исследовательский подход, готовность к решению задач. В него вплетены такие эмоциональные проявления как эмоции удивления, чувство ожидания нового, чувство интеллектуальной радости, чувство успеха. Гармоничное развитие человека не может совершаться вне формирования познавательного интереса. Особенность познавательного интереса как мотива учебной деятельности в том, что он раньше и более ясно, чем другие мотивы, осознается школьниками. «Интересно - неинтересно» - основные критерии.
Важность создания условий возникновения интереса к учителю, к учению (как эмоционального переживания удовлетворения познавательной потребности) и формирования самого интереса отмечалась многими исследователями. На основе системного анализа были сформулированы основные факторы, способствующие тому, чтобы учение было интересным для ученика. Согласно данным этого анализа, важнейшей предпосылкой создания интереса к учению является воспитание широких социальных мотивов деятельности, понимание ее смысла, осознание важности изучаемых процессов для собственной деятельности.
Необходимое условие для создания у учащихся интереса к содержанию обучения и к самой учебной деятельности - возможность проявить в учении умственную самостоятельность и инициативность. Чем активнее методы обучения, тем легче вызвать интерес к учению. Основное средство воспитания устойчивого интереса - использование таких вопросов и заданий, решение которых требует от учащихся активной поисковой деятельности.
Большую роль в формировании интереса к учению играет создание проблемной ситуации, столкновение учащихся с трудностью, которую они не могут разрешить при помощи имеющегося у них запаса знаний; сталкиваясь с трудностью, они убеждаются в необходимости получения новых знаний или применения старых в новой ситуации. Интересна только та работа, которая требует постоянного напряжения. Легкий материал, не требующий умственного напряжения, не вызывает интереса. Преодоление трудностей в учебной деятельности - важнейшее условие возникновения интереса к ней. Но трудность учебного материала и учебной задачи приводит к повышению интереса только тогда, когда эта трудность посильна, преодолима, в противном случае интерес быстро падает.
Учебный материал и приемы учебной работы должны быть достаточно (но не чрезмерно) разнообразны. Разнообразие обеспечивается не только столкновением учащихся с различными объектами в ходе обучения, но и тем, что в одном и том же объекте можно открывать новые стороны. Один из приемов возбуждения у учащихся познавательного интереса - «отстранение», т. е. показ учащимся нового, неожиданного, важного в привычном и обыденном. Новизна материала - важнейшая предпосылка возникновения интереса к нему. Однако познание нового должно опираться на уже имеющиеся у обучающегося знания. Использование прежде усвоенных знаний - одно из основных условий появления интереса. Существенный фактор возникновения интереса к учебному материалу - его эмоциональная окраска, живое слово учителя.
Список использованной литературы:
Основные источники:
Глазкова Н.Н. Психология делового общения. Учебное пособие для специальностей
СПО .
/СПб.: Речь, 2016. -80с.
Бороздина Г.В. Психология делового общения: Учебное пособие/ Г. В. Бороздина – М.: ИНФРА-М, 2016. -224с
Власова Т. И. Профессиональное и деловое общение в сфере туризма: учебное пособие для студентов вузов/
Т.И.Власова
, М. М., 2016.
Данилова Е. Е.,
Шарухин
А. П. -
М.:Академия
, 2015.-256 с.
Сидоренко Е.В. Тренинг коммуникативной компетентности в деловом взаимодействии/Е.В. Сидоренко. СПб.: Речь, 2016. -208с.
Сухов А. Н. Социальная психология: Учебное пособие для студентов учреждений среднего и профессионального образования
М:Академия
, 2015. -60 с.
Дополнительные источники:
Батаршев
А. В. Психология индивидуальных различий. От темперамента - к характеру и типологии
личности./
А. В.
Батаршев
– М.: «
Владос
», 2015.
Интернет-ресурсы:
http
://
www
.
proforientator
.
ru
http
://
www
.
mkc
.
ampirk
.
ru
http://www
.
students.ru
http://www.profosvita.org.ua