Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 55% действует до 01.05
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Ускоренное обучение, СПО. Изучение показательных уравнений. | Светлана Николаевна Петрова. Работа №334008

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Новые учебные планы освоения общеобразовательных дисциплин сильно удивили даже опытных учителей. Как форсировать учебный процесс с пользой для дела и минимальным ущербом для нервов? Надежды на заявленные часы самоподготовки рухнули сразу. Как быть? Практические приемы обучения студентов СПО в условиях уменьшенного количества учебных часов. Как учителю при отсутствии времени на тренировки не потерять лицо и вывести учеников на экзамен. Как пытаться склонить к сотрудничеству не жаждущих знаний вчерашних школьников.

Пойми меня, бегом!

Маховик образовательных реформ закрутился в сторону практической целесообразности изучаемых предметов, запахло единой трудовой школой времен большевиков, слиянием образования с производством, идеей трудового обучения и кластеров. Потребность в специалистах, дефицит квалифицированных рабочих привели к существенному ускорению процесса обучения общеобразовательным предметам до уровня взлет – посадка с сохранением при этом письменных экзаменов и сочинения. Разнообразить просиживание штанов за партой, а также увлекать и мотивировать вчерашних школяров помогают виртуальные лаборатории, экскурсии, видеоуроки и прочие элементы самообразования. Вкусить, пропустить через голову и руки львиную долю всех затей цифровой среды надо вечерочком, после растянутых кучей перемен основных и дополнительных занятий и дороги домой. Дефицит времени на жизнь. 20 минут на обед, 8 минут на изучение формул сложения…. А ведь математика- предмет инструментальный. На овладение инструментом необходимо время. Умение приходит с опытом, опыт приобретают со временем.

Вот и приходится учителям проявлять недюжинную смекалку в области перераспределения времени и оттачивания «козырных» навыков в целях благополучного выхода обучающихся на экзамен. А материал проходится нешуточный. Символика специфическая, тарабарский язык сплошь да рядом. И это на фоне первичных проблем с Прощайвасями, сдавшими ОГЭ не с первого раза, и типичной ошибкой «не смог списать пример».

Что выручает? Совмещаем перекличку с вычислительным практикумом. Максимально используем бытовые аналогии и ассоциации, наглядность, иллюстративность, хвалим за четкое исполнение инструкций и восторгаемся любым проявлением смекалки и самостоятельности. То есть стремимся снизить эмоциональное напряжение и имитировать посильность и доступность материала. Обращаем внимание на правильные «взрослые» названия некоторых знаков. В конце концов, дети не виноваты в том, что они после привычного прочтения записи как «три в четвертой степени» странноватенько представляют себе степень. Слишком лапотно и приземленно? Да. Но это эффективнее, чем рассказ на непонятном языке.

Мальчишки – будущие техники по ремонту двигателей. Начинаем урок.

Двое

–у

доски

во время переклички вычисляют значение выражения (

). Обычно здесь обнаруживается проблема с вычислительной грамотностью.

Если таковой нет, то у вас 6-8 минут запаса во времени.

Спокойно воспринимают заявление, что степень – это двухэтажная конструкция, у которой нижняя деталь называется основанием степени, а верхняя – показателем степени (детали обводятся и подписываются). Степень с натуральным показателем почти никого не удивляет, сказывается почти трехгодичный опыт использования.

Степень с нулевым показателем – сюрприз для многих. А что минус в показателе вообще не про вычитание, а про переворот числа вверх тормашками –

культурный шок. Про к

орни пока следует помолчать, не

то волна бессилья смоет все труды.

По два- три вычислительных примера на каждый случай- под за

пись, три- четыре вопроса устно

(на правах вычислительной разминки)

.

Далее осваиваем обратную процедуру – «переодевание» числа в форму степени с заказанным основанием.

Можно в виде задания «заполни окошко». Обращаем внимание на качество записи, небрежное написание показателя может здорово заморочить голову. Подсовываем про

вокационный пример

с

отрицательным числом, обсуждаем

. Пара устных вопросов- ответов по оформлению числа

в виде степени. Не сбавляя

темпа

напоминаем, что решение уравнений

- одно из важнейших умений

на территории математики

. Добывать

«

иксики

» нам придется научиться отовсюду, куда бы их от нас ни спрятали.

Простейшие показательные уравнения. Переменную нам

аж

на антресоль закинули.

Демонстрируем простенькое уравнение типа

Основная идея

: упаковка – распаковка.

Упаковать (записать, оформить – нащупываем эффективный синоним

)

обе части примера в

виде степени

с одинаковым основанием, а теперь

- распаковка! Основания с обеих сторон по-братски паль

чиком прикрыли, записали оставшиеся показатели

– и

спокойно гоняемся за иксом, он теперь нам доступен.

Еще на двух примерах проходим этот путь.

(

)

Оформляем в

рамочку нашу идею в общем виде

, на полях рисуем сердечко (звездочку, восклицательный знак – выбирайте на свой вкус),

что означает принять близко к сердцу эту ценную идею, она – главная дорога к ответу показательного уравнения.

Еще один пример такого же типа – для закрепления эффекта «ну вроде бы понятно». Если время позволяет

обратить внимание на обманчивость внешнего вида десятичных дробей, а мы по одежке встречаем.

Если обстановка благоприятная – усложняем задачу

. Попутно повторяем свойства степеней.

Потухли глаза

- последний пример в исполнении учителя. Остался задор – можно предложить пару примеров на скоростное исполнение и самым шустрым двоим –

троим тут

же

похвалиться

и отметку получить.

Домашнее задание, занавес.

Следующий урок – как вырулить на главную дорогу

,

если вам не повезло с примером.

На перекличке - двое у доски с простейшими

уравнениями. Пример с радикалом

.

Разложение на множители, замена переменной, сокращение, сочетанные приемы. Показываем все

типовые

возможности. Заявляем, что понимание приходит на пятом примере.

Освоение

инструментов

требует времени, терпения

и труд

а

. Спрашиваем,

на

какой из приемов

дать упражнения (лукавим, задание выдаем на свой вкус и прицел, но мальчишкам приятно немножко покомандовать учителем).

Вот в таком ключе терпеливо склоняем к сотрудничеству. И определитель третьего порядка вычислять научимся. Зачем оно сейчас нам надо - неуместный вопрос на фоне эксперимента. Другого времени не будет. Вот с методами интегрирования будет полный провал - не по возрасту материал. Всему свое время. Законы природы неумолимы. Водительские права – совершеннолетним, а не как только ноги до педалей доросли. Кушать грибы – с 12 лет, а не как только зубы выросли. Два урока на Великую Отечественную – издевка. Но наши учителя и в этих условиях что-нибудь придумают.

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×