Ускоренное обучение, СПО. Изучение показательных уравнений. | Светлана Николаевна Петрова. Работа №334008
Новые учебные планы освоения общеобразовательных дисциплин сильно удивили даже опытных учителей. Как форсировать учебный процесс с пользой для дела и минимальным ущербом для нервов? Надежды на заявленные часы самоподготовки рухнули сразу. Как быть? Практические приемы обучения студентов СПО в условиях уменьшенного количества учебных часов. Как учителю при отсутствии времени на тренировки не потерять лицо и вывести учеников на экзамен. Как пытаться склонить к сотрудничеству не жаждущих знаний вчерашних школьников.
Пойми меня, бегом!
Маховик образовательных реформ закрутился в сторону практической целесообразности изучаемых предметов, запахло единой трудовой школой времен большевиков, слиянием образования с производством, идеей трудового обучения и кластеров. Потребность в специалистах, дефицит квалифицированных рабочих привели к существенному ускорению процесса обучения общеобразовательным предметам до уровня взлет – посадка с сохранением при этом письменных экзаменов и сочинения. Разнообразить просиживание штанов за партой, а также увлекать и мотивировать вчерашних школяров помогают виртуальные лаборатории, экскурсии, видеоуроки и прочие элементы самообразования. Вкусить, пропустить через голову и руки львиную долю всех затей цифровой среды надо вечерочком, после растянутых кучей перемен основных и дополнительных занятий и дороги домой. Дефицит времени на жизнь. 20 минут на обед, 8 минут на изучение формул сложения…. А ведь математика- предмет инструментальный. На овладение инструментом необходимо время. Умение приходит с опытом, опыт приобретают со временем.
Вот и приходится учителям проявлять недюжинную смекалку в области перераспределения времени и оттачивания «козырных» навыков в целях благополучного выхода обучающихся на экзамен. А материал проходится нешуточный. Символика специфическая, тарабарский язык сплошь да рядом. И это на фоне первичных проблем с Прощайвасями, сдавшими ОГЭ не с первого раза, и типичной ошибкой «не смог списать пример».
Что выручает? Совмещаем перекличку с вычислительным практикумом. Максимально используем бытовые аналогии и ассоциации, наглядность, иллюстративность, хвалим за четкое исполнение инструкций и восторгаемся любым проявлением смекалки и самостоятельности. То есть стремимся снизить эмоциональное напряжение и имитировать посильность и доступность материала. Обращаем внимание на правильные «взрослые» названия некоторых знаков. В конце концов, дети не виноваты в том, что они после привычного прочтения записи как «три в четвертой степени» странноватенько представляют себе степень. Слишком лапотно и приземленно? Да. Но это эффективнее, чем рассказ на непонятном языке.
Мальчишки – будущие техники по ремонту двигателей. Начинаем урок.
Двое
–у
доски
во время переклички вычисляют значение выражения (
). Обычно здесь обнаруживается проблема с вычислительной грамотностью.
Если таковой нет, то у вас 6-8 минут запаса во времени.
Спокойно воспринимают заявление, что степень – это двухэтажная конструкция, у которой нижняя деталь называется основанием степени, а верхняя – показателем степени (детали обводятся и подписываются). Степень с натуральным показателем почти никого не удивляет, сказывается почти трехгодичный опыт использования.
Степень с нулевым показателем – сюрприз для многих. А что минус в показателе вообще не про вычитание, а про переворот числа вверх тормашками –
культурный шок. Про к
орни пока следует помолчать, не
то волна бессилья смоет все труды.
По два- три вычислительных примера на каждый случай- под за
пись, три- четыре вопроса устно
(на правах вычислительной разминки)
.
Далее осваиваем обратную процедуру – «переодевание» числа в форму степени с заказанным основанием.
Можно в виде задания «заполни окошко». Обращаем внимание на качество записи, небрежное написание показателя может здорово заморочить голову. Подсовываем про
вокационный пример
с
отрицательным числом, обсуждаем
. Пара устных вопросов- ответов по оформлению числа
в виде степени. Не сбавляя
темпа
напоминаем, что решение уравнений
- одно из важнейших умений
на территории математики
. Добывать
«
иксики
» нам придется научиться отовсюду, куда бы их от нас ни спрятали.
Простейшие показательные уравнения. Переменную нам
аж
на антресоль закинули.
Демонстрируем простенькое уравнение типа
Основная идея
: упаковка – распаковка.
Упаковать (записать, оформить – нащупываем эффективный синоним
)
обе части примера в
виде степени
с одинаковым основанием, а теперь
- распаковка! Основания с обеих сторон по-братски паль
чиком прикрыли, записали оставшиеся показатели
– и
спокойно гоняемся за иксом, он теперь нам доступен.
Еще на двух примерах проходим этот путь.
(
)
Оформляем в
рамочку нашу идею в общем виде
, на полях рисуем сердечко (звездочку, восклицательный знак – выбирайте на свой вкус),
что означает принять близко к сердцу эту ценную идею, она – главная дорога к ответу показательного уравнения.
Еще один пример такого же типа – для закрепления эффекта «ну вроде бы понятно». Если время позволяет
–
обратить внимание на обманчивость внешнего вида десятичных дробей, а мы по одежке встречаем.
Если обстановка благоприятная – усложняем задачу
. Попутно повторяем свойства степеней.
Потухли глаза
- последний пример в исполнении учителя. Остался задор – можно предложить пару примеров на скоростное исполнение и самым шустрым двоим –
троим тут
же
похвалиться
и отметку получить.
Домашнее задание, занавес.
Следующий урок – как вырулить на главную дорогу
,
если вам не повезло с примером.
На перекличке - двое у доски с простейшими
уравнениями. Пример с радикалом
.
Разложение на множители, замена переменной, сокращение, сочетанные приемы. Показываем все
типовые
возможности. Заявляем, что понимание приходит на пятом примере.
Освоение
инструментов
требует времени, терпения
и труд
а
. Спрашиваем,
на
какой из приемов
дать упражнения (лукавим, задание выдаем на свой вкус и прицел, но мальчишкам приятно немножко покомандовать учителем).
Вот в таком ключе терпеливо склоняем к сотрудничеству. И определитель третьего порядка вычислять научимся. Зачем оно сейчас нам надо - неуместный вопрос на фоне эксперимента. Другого времени не будет. Вот с методами интегрирования будет полный провал - не по возрасту материал. Всему свое время. Законы природы неумолимы. Водительские права – совершеннолетним, а не как только ноги до педалей доросли. Кушать грибы – с 12 лет, а не как только зубы выросли. Два урока на Великую Отечественную – издевка. Но наши учителя и в этих условиях что-нибудь придумают.