Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

"Условия для формирования компонентов жизнестойкости у всех участников образовательных отношений" | Голикова Ольга Сергеевна. Работа №343571

Дата публикации:
Автор:
Описание:

 

 

Жизнестойкость – способность личности выдерживать стрессовую ситуацию, она служит показателем психического здоровья человека.

Сальвадором Мадди было выделено три компонента жизнестойкости: вовлечённость, контроль и принятие риска:

 

·        вовлечённость – это убеждённость человека в том, что участие в происходящих событиях даёт ему возможность найти в жизни что-то стоящее и интересное;

 

·        контроль – это своеобразная установка на проявление жизненной активности;

 

·       принятие риска - это убеждённость человека в том, что всё то, что с ним происходит, способствует его личностному развитию, а из любого жизненного события, позитивного или негативного можно почерпнуть полезный для себя опыт.

 

Личный опыт по проблеме формирования вышеназванных компонентов показал, что жизнестойкие дети осознают себя как автономную индивидуальность, они способны проводить границу между собой и окружающими их проблемами. Они независимы и самодостаточны, не теряют внутреннего контроля над собой. 

 

Министерство общего и профессионального образования Свердловской области
ОМС «Управление образования города Каменска-Уральского»
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 5»
(Детский сад № 5)

 

 

 

 

 

Тезисы

к участию в V Всероссийской педагогической конференции

 

Тема: «УСЛОВИЯ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ КОМПОНЕНТОВ ЖИЗНЕСТОЙКОСТИ У ВСЕХ УЧАСТНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ»

 

 

 

 

 

Составитель:

О.С. Голикова,

Должность: педагог-психолог,

высшая квалификационная категория

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Каменск-Уральский

2024

Актуаль

ность темы, мотивация её выбора

Жизнестойкость – способность личности выдерживать стрессовую ситуацию, она служит показателем психического здоровья человека.

Исследованиями доказано, что жизнестойкость не является врождённым качеством, а формируется в течение жизни, значит, большая роль в данном процессе принадлежит социуму, а именно: семье и воспитанию детей.

Сальвадором Мадди было выделено три компонента жизнестойкости: вовлечённость, контроль и принятие риска:

в

овлечённость

– это убеждённость человека в том, что участие в происходящих событиях даёт ему возможность найти в жи

зни что-то стоящее и интересное;

контроль

 – это своеобразная установка на

проявление жизненной активности;

п

ринятие риска

 - это

убеждённость человека в том, что всё то, что с ним происходит, способствует его личностному развитию, а из любого жизненного события, позитивного или негативного можно почерпнуть полезный для себя опыт.

Основные противоречия и проблемы

, их обусловленность

В рамках комплексного мониторинга качества дошкольного образования в организациях, осуществляющих образовательную деятельность в сфере дошкольного образования и на основании его результатов, выявлены существующие сильные стороны и дефициты в дошкольном образовании Свердловской области.

В ходе психолого-педагогической работы со всеми участниками образовательных отношений были выявлены следующие противоречия:

- между сформированной жизнестойкостью воспитанников детского сада и недостаточными навыками в преодолении жизненных изменений и трудностей, а также умения приспосабливаться к ним;

- между развитием педагогической компетентности родителей в вопросе формирования жизнестойкости у ребенка и сниженной активностью и заинтересованностью взрослых по данному вопросу.

Исходя из противоречий были выявлены следующие проблемы:

1. Как помочь ребенку сформировать компоненты жизнестойкости в условиях детского сада?

2. Какие формы взаимодействия педагога-психолога с семьями будут наиболее эффективными для формирования жизнестойкости у дошкольников?

3. Каким образом педагогам обеспечить новое качество дошкольного образования, проявив развитые компоненты жизнестойкости: вовлечённости, контроля, принятия риска?

Сообщение личного опыта. Механизмы реализации идей (как формы и методы)

Личный опыт по проблеме формирования вышеназванных компонентов показал, что жизнестойкие дети осознают себя как автономную индивидуальность, они способны проводить границу между собой и окружающими их проблемами. Они независимы и самодостаточны, не теряют внутреннего контроля над собой.

Создавая условия для формирования компонентов жизнестойкости у детей в дошкольном учреждении, в своей работе использовала разные формы взаимодействия с воспитанниками:

индивидуальные и подгрупповые коррекционно-развивающие занятия, направленные на снижение агрессивности и уровня тревожности дошкольников, подготовку детей старшего дошкольного возраста к школе

(например, «Управляем гневом» «Приключения будущих первоклассников»

)

;

совместную деятельность с

детьми раннего возраста

в процессе адаптации к детскому саду

(«Вместе весело играть»)

;

открытую педагогическую форму: интеллектуальная викторина «Умники и умницы» с детьми подготовительной к школе группы.

Для осуществления психолого-педагогической помощи семьям воспитанников, наиболее эффективными для формирования жизнестойкости у дошкольников оказались интерактивные формы взаимодействия с родителями, такие как:

деловые игры с родителями (например, «Психологическая готовность ребенка к школе», «Первые шаги к самостоятельности детей раннего возраста»);

родительские собрания (например, «Мой малыш пошел в детский сад», «Ваш ребенок идет в школу», «Как справиться с кризисом семи лет»);

индивидуальные консультации по проблемам

в воспитании

, детско-родительских отношениях

.

Для обеспечения нового качества дошкольного образования и проявления педагогами развитых компонентов жизнестойкости, использовала разные формы взаимодействия с воспитателями детского сада:

семинары-практикумы

для педагогов (например,

«Навстречу друг другу»: психологическая готовность педагога к деятельности в условиях инклюзивного образования»

)

;

тренинговые занятия для воспитателей (например,

«Психология успешного педагогического общения с родителями»

);

индивидуальные и

групповые консультации

(например,

«Создание психологического комфорта в детском саду в целях сохранения и укрепления психологического здоровья и развития личности ребёнка»

);

круглые столы

(например,

«На пути к инклюзивному образованию: особые дети без официального диагноза в детском саду»

).

4. Прогнозируемый результат

Жизнестойкие дети легко переходят от одного занятия к другому, умея довести дело до логического завершения. К окружающим относятся с состраданием и симпатией. Жизнестойкий ребёнок активен, инициативен, признает свою долю ответственности за происходящее.

От отношений родителей с ребенком зависит его жизнестойкость. Для формирования компонента вовлеченности принципиально важно принятие и поддержка, любовь и одобрение со стороны родителей.

Для формирования компонента контроля важна поддержка инициативы ребенка, его стремления справляться с задачами все возрастающей сложности на грани своих возможностей.

Для формирования компонента «принятие риска» важно богатство впечатлений, изменчивость и неоднородность среды.

Для педагогов с высоким уровнем жизнестойкости характерны

способность к активному поиску, принятие ответственности на себя, устремленность к четко осознаваемой цели, самоуважение и

самопринятие

, эмоциональный самоконтроль,

социабельность

и конструктивные поведенческие реакции на трудную ситуацию, включая ситуации профессиональной деятельности

.

Таким образом, созданные в детском саду условия для формирования компонентов жизнестойкости у всех участников образовательных отношений являются эффективными.

 

 

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×