Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 21.11
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

условия психолого-педагогического сопровождения одаренных детей | Бородина Полина Александровна. Работа №297996

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Автор: Бородина Полина Александровна
Цель статьи заключается в рассмотрении особенности направлений и условий психолого-педагогического сопровождения одаренных детей младшего школьного возраста. Особое внимание уделяется проблемам, с которыми сталкиваются одаренные дети младшего школьного возраста. Рассматриваются основные коррекционно-развивающие направления с одаренными детьми младшего школьного возраста в условиях внеурочной деятельности. Предметом пристального внимания стала способность учащихся к проектированию индивидуальной траектории (маршрута) обучения, профессионализации, а также способность к проектированию собственного жизненного пути.

 

 

Направления и условия психолого-педагогического сопровождения одаренных детей младшего школьного возраста

Бородина Полина Александровна

Студент, Северо-Кавказский федеральный университет,

РФ, г. Ставрополь

 

Все чаще в современном обществе поднимаются вопросы поиска, развития и поддержки талантливой молодежи. Молодежная одаренность является общепризнанным междисциплинарным феноменом. Как правило, молодежные таланты проявляются через нейропсихические, социальные и коммуникативные функции, но в социологии их преимущество видят в том, чтобы вовремя и полностью выявить одаренность и создать надлежащие условия для последующей сферы её применения На современном этапе социально-экономических преобразований, с внедрением в обыденную жизнь информационных и интеллектуальных технологий, положение молодого поколения является уязвимым во всех сферах жизнедеятельности. Все больше возрастает роль интеллекта и одаренности. Все более возникает потребность общества в сохранении и развитии интеллектуального потенциала и духовного возрождения Данные потребности общества удовлетворяются формированием разносторонне развитой личности, творческой личности, которая займет важное место в социально-экономической и духовной жизни государства.

Выявление, поддержка, социализация одаренных детей, как носителей «золотого» интеллектуального генофонда страны, в сложившейся ситуации становится приоритетной задачей государства и общества в целом. Проблема в том, что не существовало и не существует целостной государственной системы развития талантов, которая позволяла бы выявить талантливых детей и создать условия для её развития, позволяющей объединить усилия различных специалистов, а также создать соответствующий механизм реализации в обществе.

Именно в детском возрасте, в том числе младшем школьном возрасте, происходит перерождение задатков в способности, а затем становление личности, посредством интенсивных интегративных процессов в психике. Именно от уровня и широты данных процессов зависит формирование и зрелость явления одаренности.

В условия актуализации проблемы сохранения и развития интеллектуального потенциала страны, особым направление в работе образовательных учреждений является педагогическая поддержка и психологическое сопровождение одаренных и талантливых детей, так данная тенденция носит общемировой характер.

В этой связи, психолого-педагогическое сопровождение одаренных детей младшего школьного возраста является чрезвычайно важным направление в работе педагога-психолога образовательного учреждения.

Психолого-педагогическое сопровождение одаренных детей в образовательном процессе – это система деятельности, направленная на создание социально-психологических условий для успешного обучения, развития, воспитания, социализации и адаптации ребенка.

Цель психолого-педагогического сопровождения одаренных детей: выявление, поддержка и развитие, психолого-педагогическая помощь в адаптации учащихся к учебно-воспитательному процессу, психолого-педагогическая помощь учащимся в профессиональном самоопределении, сохранение психологического и физического здоровья; создание оптимальных условий для гармоничного развития одаренных детей.

По мнению М.Н. Акимова, Ю.Д. Бабаева и М.М. Безруких к основным задачам психолого-педагогического сопровождения одаренных детей младшего школьного возраста можно отнести:

- определение критериев и признаков одаренности детей, формирование банка диагностических методик, а также реализация системы диагностической работы, направленной на выявление одаренных школьников, которым требуется особый маршрут сопровождения;

- проведение профилактических мероприятий, направленных на предупреждение возникновения проблем в обучении, развитии и воспитании одаренных детей;

- оказание помощи одаренным учащимся в решении актуальных задач развития, обучения, социализации, выбора образовательного и профессионального маршрута;

- участие в проведении различных по форме мероприятий по психологическому просвещению педагогов и родителей, имеющие своей целью расширение их представлений о природе одарённости, об особенностях обучения и воспитания одарённых детей; развитие психолого-педагогической компетентности учащихся, родителей, педагогов.

- психологическое обеспечение образовательных программ и т.д.

В образовательном учреждении психолого-педагогическое сопровождение одаренных детей может осуществляться на следующих уровнях:

1. Индивидуальный – индивидуальная психолого-педагогическая работа непосредственно с талантливым или одарённым учеником (индивидуальные консультации, дополнительные занятия).

2. Групповой – психолого-педагогическая работа с группами талантливых и одаренных школьников (групповые консультации, тренинги).

3. Уровень класса – деятельность педагогов по созданию психологически комфортной среды, позитивных взаимоотношений с одноклассниками.

4. Уровень специализированного учреждения (психолого-педагогические, консультационные центры).

Основными направлениями психолого-педагогического сопровождения одаренных детей в образовательном учреждении являются:

1. Диагностическое направление: формирование банка психодиагностических методик и реализация психологической диагностики, направленной на выявление талантливых и одаренных школьников, актуальных задач и проблем их развития, обучения, социализации. Диагностическое направление предполагает изучение индиви¬дуальных и личностных особенностей одаренных детей, их интересов и склонностей. При реализации данного направления, педагогам и психологам необходимо помочь одаренным школьникам осуществить выбор деятельности в учреждении дополнительного образования в соответствии с их интересами, психофизиологическими и личностные свойствами и особенностями.

Диагностика одаренности должна опираться на следующие принципы:

- комплексность оценивания разных сторон поведения и деятельности ребенка;

- анализ поведения ребенка в тех сферах деятельности, которые в максимальной степени соответствуют его склонностям и интересам;

- оценка признаков одаренности ребенка с учетом зоны его ближайшего развития и др.

Для образовательной практики оценка ребенка как одаренного не должна являться самоцелью. Диагностику одаренных детей необходимо связывать с задачами их обучения и воспитания, а также с оказанием им психологической помощи и поддержки. Иначе говоря, диагностика детской одаренности должна быть ориентирована не на результат, а на процесс: от диагностики отбора необходимо перейти к диагностике прогноза и развития.

2. Коррекционно-развивающее направление: развитие эмоциональной устойчивости, помощь в школьной адаптации, формирование навыков саморегуляции, навыки успешного преодоления стресса в экстремальных ситуациях (конкурсах, олимпиадах, экзаменах), содействие в социализации, формированию коммуникативных навыков.

Основной смысл развивающей работы с одаренными детьми – это раскрытие потенциальных возможностей ребенка. Поэтому главные цели всей коррекционно-развивающей работы с одаренными детьми должны быть направлены на:

формирование у детей уверенности в успехе и признании, возможности совершить то или иное действие, осуществить намеченное, почувствовать свою значимость и защищённость;

развитие форм и навыков личностного общения в группе сверстников, способов взаимопонимания; овладение способами регуляции поведения, эмоциональных состояний;

развитие коммуникативных навыков;

снижение уровня тревожности;

формирование адекватной самооценки;

обучение методам релаксации и визуализации.

Основные направления развивающей работы с одаренными детьми могут быть представлены как организация групповой и индивидуальной рефлексии; групповые тренинги, нацеленные на освоение учащимися способов самопрезентации, самоанализа, самоконтроля, организации труда, планирования, эффективной коммуникации и т.д.

При проведении коррекционной работы специалисты системы сопровождения имеют определенные эталоны психического развития. Поэтому, как правило, за коррекционной работой закрепляется смысл «исправления» отклонений.

3. Просветительское направление: развитие психолого-педагогической компетентности администрации, педагогов, родителей; содействие в повышении квалификации педагогов, работающих с талантливыми детьми.

Данное направление требует от специалистов организации работы с родителями одаренных детей как участниками учебно-воспитательного процесса.

Работу с родительской общественностью следует рассматривать как важнейшую задачу, решаемую в системе психолого-педагогического со-провождения как в традиционных формах консультирования и просвещения, так и в достаточно новой для системы сопровождения форме совместных (родители и дети) семинаров-тренингов по развитию навыков общения, сотрудничества, разрешения конфликтов, которые позволяют преодолеть недостаток знаний в области педагогики и психологии и повысить педагогическую и психологическую культуру при реализации задач развития одаренного ребенка. Педагогическое просвещение и образование необходимо и педагогам.

В силу этих причин педагог нередко оказывается на грани работы «на износ». Поэтому необходимы профилактические меры – организация условий, важных для работы в данном направлении:

1. организация специальных клубов, где учителя получали бы в полной мере необходимую эмоциональную и профессиональную поддержку;

2. необходима организация специальных релаксационных мероприятий для педагогов;

3. создание благоприятных возможностей для реализации вне профессиональных интересов (занятия искусством, спортом, разного рода «хобби»);

4. наличие специальных культурно-туристических программ для педагогов, предусматривающих возможности интересного, регулярного и доступного отдыха.

4.Консультационное направление: оказание психологической помощи талантливым и одарённым детям, родителям и педагогам в решении возникающих у них проблем (конфликты в явной и скрытой форме, нежелание ученика и педагога сотрудничать вне урока и пр.).

Консультационное направление призвано не только поддержать одаренного школьника в его выборе деятельности, но и обеспечить формирование самой способности к сознательному ответственному выбору.

Предметом пристального внимания специалистов должна стать способность учащихся к проектированию индивидуальной траектории (маршрута) обучения, профессионализации, а также способность к проектированию собственного жизненного пути.).

5. Психопрофилактическое направление: охрана и укрепление здоровья, формирование в школьном сообществе определённой психологической установки в отношении одарённости. Организация психологической среды в школе, поддерживающей и развивающей идеи уникальности каждого школьника, ценности именно его способностей. Такая установка является противовесом конкуренции, самоутверждению за счёт других.

6. Экспертное направление: экспертиза образовательных и учебных программ, проектов, пособий, образовательной среды, профессиональной деятельности специалистов школ.

В образовательной программе основное внимание должно уделяться становлению, развитию и воспитанию личности одаренного ребенка в совокупности ее когнитивных, эмоциональных, мотивационно-потребностных характеристик. возможностей и динамики развития ребенка в процессе освоения программы.

7. Мотивационное направление — поощрение талантливых и одаренных учащихся, педагогов и родителей (премии, почетные грамоты и пр.).

Работа психолого-педагогической службы может осуществляться по трем направлениям:

непосредственно с ребенком;

путем организация квалифицированной помощи педагогам;

путем реализации помощи родителям одаренного ребенка.

Образовательная среда школы будет адаптирована к образовательным потребностям одаренных детей за счет следующих факторов:

подбора оптимальных рефлексивных методов обучения, воспитания, развития;

психолого-педагогической, правовой, социальной, валеологической поддержки обучающихся;

психолого-педагогического сопровождения учащихся на каждом этапе и уровне образовательного процесса; комфортности окружающей среды.

Таким образом, подводя итог вышесказанному, мы можем сделать вывод, что главной особенностью психолого-педагогического сопровождения одаренных детей младшего школьного возраста является единство деятельности всех участников воспитательно-образовательного процесса, в лице педагога-психолога, классного руководителя, заместителя директора по воспитательной работе. Однако, одной их важнейших задач психолого-педагогического сопровождения одаренных детей в младшем школьном возрасте-коррекционная, данная задача реализуется деятельностью педагога-психолога в образовательном учреждении.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

 

Агалакова М.Ю., Лучинина А.О. Особенности детской одарённости // Вестник Вятского государственного университета. 2018. № 1. С. 75–80.

Бине

А., Симон Т. Методы измерения умственной одаренности. -

М.:,

1923. - 46 с.

Бине

А., Симон Г. Методы измерения умственной одаренности. Под ред. Рубинштейна Б.М. Гос. изд., Украина 2016. - 179 с.

Богоявленская Д.Б. Одаренность: понятие, виды, метод идентификации/ Д.Б. Богоявленская //

Alma

matter

. – 2010 – № 7 – С. 40–45.

Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей. - М.:2002. - 320 с.

Богоявленская Д.Б. Исследование творчества и одаренности в традициях процессуально-деятельностной парадигмы // Основные современные концепции творчества и одаренности / Под ред. Д.Б. Богоявленской. – М., 1997.

- 402 с.

Венгер Л.А. Педагогика способностей. М.: Педагогика, 1973. -345 с.

Грабовский А.И. К вопросу о классификации видов детской одаренности // Педагогика. – 2017. - №8. – С.13-18.

Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. – М: «Русский язык», 1980. - С.272.

Дьячкова М. А. Психолого-педагогическое сопровождение одаренных детей в образовательных

учреждениях :

учебное пособие. –

Екатеринбург :

Издательско-полиграфическое предприятие «Макс-Инфо», 2015. – 178 с.

Дьяченко М.И.,

Кандыбович

Л А. Психологический словарь-справочник. Минск:

Харвест

, 2004. - 455 с.

Евгеньева Е.И. Понятие «одаренность» в психолого-педагогической литературе // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. –

2011 .

– № 3. – С. 62-69

Зеер

Э.Ф. Психология профессионального образования: учебник для студ. учреждений

высш

. проф. образования / Э.Ф. 

Зеер

. — 2-е изд.,

испр

.

и доп. — М.: Издательский центр «Академия», 2013. — 416 с.

Иванова,

 

Е.

 

А.

 

Психологические особенности и

психолого

 

педагогическое сопровождение одаренных детей 

/

Е.А.Иванова

// Одаренный ребенок. – 2012. – № 4 (июль–август). – С. 18–22.

Кант И. Сочинения. М., 1964. 503 с.

Коджаспирова, Г.М. Педагогический словарь /Г.М. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспиров. – М. Академия, 2000 – С. 167.

Константинов, H.A. История педагогики: учебник для студентов пед. институтов. - 5-е изд., доп. и

перераб

. / H.A. Константинов, Е.Н.

Медынский, М.Ф.

Шабаева

. -М.: Просвещение, 1982. - 447 с.

Курчатова, Н. Ю. Модель психолого-педагогического сопровождения и поддержки интеллектуально одаренных детей в лицее / Н. Ю. Курчатова, Т. В. Дунаева // Обучение и педагогическое сопровождение одаренной личности: инновационные подходы и технологии : Сборник научных статей Международной научно-практической конференции, Саратов, 23–24 ноября 2017 года. – Саратов: ИЦ "Наука", 2018. – С. 133-138.

Лейтес

Н.С. Возрастная одаренность

школьников :

Учеб. пособие : Для студентов высших пед. учеб. заведений - М. :

Academia

, 2000. – 318 с.

Лейтес

, Н.С. О признаках детской одаренности / Н.С.

Лейтес

// Вопросы психологии. — М.: Издательство Московского

психолого

– социального института, 2013. — № 4

.

С. 13-

19.

Мальцева

Е.В. Особенности воспитания одаренных детей // Педагогика искусства. - 2015. - № 1. С.48-52.

Матюшкин А.М. Мышление, обучение, творчество (серия «Психологи Отечества). М.; Воронеж, 2003.- 718 с.

Немов Р.С. Психология. В 3 кн. Кн. 3: Экспериментальная педагогическая психология и психодиагностика. -

М. :

Просвещение, 1995. - 512 с.

Немов Р.С. Общая психология. В 3 т. Том III. В 2 кн. Книга 2. Свойства личности. – М.: Изд.

Юрайт

. – 2019. – С. 13.

Одаренный ребенок / Центр семьи и детства Рос. акад. образования, Дет. центр Венгера

; Под

ред. О. М. Дьяченко. -

М. :

Междунар

.

образоват

. и психол. колледж, 1997. – 137 с.

Организация работы с одаренными детьми [Текст

] :

электронный учебно-метод. комплекс: / сост. Т. В. Александрович ; Брест. гос. ун-т имени А.С. Пушкина, каф. специальных педагогических дисциплин. –

Брест :

БрГУ

, 2018. – 204 с.

Панов, В.И. Если одаренность - явление, то одаренные дети — это проблема / В.И. Панов // Начальная школа «+» «-

».-

2011. - № 2. – 86 с.

Песина

Е.А. Исследование одаренности как социальная проблема // Социальные явления. 2016. № 3(6). С. 17–22.

Попадейкина А. В. Психолого-педагогические особенности развития одаренности младших школьников / А. В. Попадейкина, Л. И. Доценко // Актуальные проблемы развития науки и современного

образования :

Сборник материалов Международной научно-практической конференции, Белгород, 10 апреля 2017 года. – Белгород: Издательский дом "Белгород", 2017. – С. 502-504.

Психология одаренности детей и подростков: учеб. пос. для

высш

.

и сред. пед. заведений / ЮД. Бабаева, Н. С.

Лейтес

, Т.М.

Марютина

и др.; под ред. Н.С.

Лейтеса

. -2-е изд.,

перераб

. и. доп. - М.:

Издат

. центр «Академия», 2000. — 336 с.

 

 

 

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×