условия психолого-педагогического сопровождения одаренных детей | Бородина Полина Александровна. Работа №297996
Автор: Бородина Полина Александровна
Цель статьи заключается в рассмотрении особенности направлений и условий психолого-педагогического сопровождения одаренных детей младшего школьного возраста. Особое внимание уделяется проблемам, с которыми сталкиваются одаренные дети младшего школьного возраста. Рассматриваются основные коррекционно-развивающие направления с одаренными детьми младшего школьного возраста в условиях внеурочной деятельности. Предметом пристального внимания стала способность учащихся к проектированию индивидуальной траектории (маршрута) обучения, профессионализации, а также способность к проектированию собственного жизненного пути.
Направления и условия психолого-педагогического сопровождения одаренных детей младшего школьного возраста
Бородина Полина Александровна
Студент, Северо-Кавказский федеральный университет,
РФ, г. Ставрополь
Все чаще в современном обществе поднимаются вопросы поиска, развития и поддержки талантливой молодежи. Молодежная одаренность является общепризнанным междисциплинарным феноменом. Как правило, молодежные таланты проявляются через нейропсихические, социальные и коммуникативные функции, но в социологии их преимущество видят в том, чтобы вовремя и полностью выявить одаренность и создать надлежащие условия для последующей сферы её применения На современном этапе социально-экономических преобразований, с внедрением в обыденную жизнь информационных и интеллектуальных технологий, положение молодого поколения является уязвимым во всех сферах жизнедеятельности. Все больше возрастает роль интеллекта и одаренности. Все более возникает потребность общества в сохранении и развитии интеллектуального потенциала и духовного возрождения Данные потребности общества удовлетворяются формированием разносторонне развитой личности, творческой личности, которая займет важное место в социально-экономической и духовной жизни государства.
Выявление, поддержка, социализация одаренных детей, как носителей «золотого» интеллектуального генофонда страны, в сложившейся ситуации становится приоритетной задачей государства и общества в целом. Проблема в том, что не существовало и не существует целостной государственной системы развития талантов, которая позволяла бы выявить талантливых детей и создать условия для её развития, позволяющей объединить усилия различных специалистов, а также создать соответствующий механизм реализации в обществе.
Именно в детском возрасте, в том числе младшем школьном возрасте, происходит перерождение задатков в способности, а затем становление личности, посредством интенсивных интегративных процессов в психике. Именно от уровня и широты данных процессов зависит формирование и зрелость явления одаренности.
В условия актуализации проблемы сохранения и развития интеллектуального потенциала страны, особым направление в работе образовательных учреждений является педагогическая поддержка и психологическое сопровождение одаренных и талантливых детей, так данная тенденция носит общемировой характер.
В этой связи, психолого-педагогическое сопровождение одаренных детей младшего школьного возраста является чрезвычайно важным направление в работе педагога-психолога образовательного учреждения.
Психолого-педагогическое сопровождение одаренных детей в образовательном процессе – это система деятельности, направленная на создание социально-психологических условий для успешного обучения, развития, воспитания, социализации и адаптации ребенка.
Цель психолого-педагогического сопровождения одаренных детей: выявление, поддержка и развитие, психолого-педагогическая помощь в адаптации учащихся к учебно-воспитательному процессу, психолого-педагогическая помощь учащимся в профессиональном самоопределении, сохранение психологического и физического здоровья; создание оптимальных условий для гармоничного развития одаренных детей.
По мнению М.Н. Акимова, Ю.Д. Бабаева и М.М. Безруких к основным задачам психолого-педагогического сопровождения одаренных детей младшего школьного возраста можно отнести:
- определение критериев и признаков одаренности детей, формирование банка диагностических методик, а также реализация системы диагностической работы, направленной на выявление одаренных школьников, которым требуется особый маршрут сопровождения;
- проведение профилактических мероприятий, направленных на предупреждение возникновения проблем в обучении, развитии и воспитании одаренных детей;
- оказание помощи одаренным учащимся в решении актуальных задач развития, обучения, социализации, выбора образовательного и профессионального маршрута;
- участие в проведении различных по форме мероприятий по психологическому просвещению педагогов и родителей, имеющие своей целью расширение их представлений о природе одарённости, об особенностях обучения и воспитания одарённых детей; развитие психолого-педагогической компетентности учащихся, родителей, педагогов.
- психологическое обеспечение образовательных программ и т.д.
В образовательном учреждении психолого-педагогическое сопровождение одаренных детей может осуществляться на следующих уровнях:
1. Индивидуальный – индивидуальная психолого-педагогическая работа непосредственно с талантливым или одарённым учеником (индивидуальные консультации, дополнительные занятия).
2. Групповой – психолого-педагогическая работа с группами талантливых и одаренных школьников (групповые консультации, тренинги).
3. Уровень класса – деятельность педагогов по созданию психологически комфортной среды, позитивных взаимоотношений с одноклассниками.
4. Уровень специализированного учреждения (психолого-педагогические, консультационные центры).
Основными направлениями психолого-педагогического сопровождения одаренных детей в образовательном учреждении являются:
1. Диагностическое направление: формирование банка психодиагностических методик и реализация психологической диагностики, направленной на выявление талантливых и одаренных школьников, актуальных задач и проблем их развития, обучения, социализации. Диагностическое направление предполагает изучение индиви¬дуальных и личностных особенностей одаренных детей, их интересов и склонностей. При реализации данного направления, педагогам и психологам необходимо помочь одаренным школьникам осуществить выбор деятельности в учреждении дополнительного образования в соответствии с их интересами, психофизиологическими и личностные свойствами и особенностями.
Диагностика одаренности должна опираться на следующие принципы:
- комплексность оценивания разных сторон поведения и деятельности ребенка;
- анализ поведения ребенка в тех сферах деятельности, которые в максимальной степени соответствуют его склонностям и интересам;
- оценка признаков одаренности ребенка с учетом зоны его ближайшего развития и др.
Для образовательной практики оценка ребенка как одаренного не должна являться самоцелью. Диагностику одаренных детей необходимо связывать с задачами их обучения и воспитания, а также с оказанием им психологической помощи и поддержки. Иначе говоря, диагностика детской одаренности должна быть ориентирована не на результат, а на процесс: от диагностики отбора необходимо перейти к диагностике прогноза и развития.
2. Коррекционно-развивающее направление: развитие эмоциональной устойчивости, помощь в школьной адаптации, формирование навыков саморегуляции, навыки успешного преодоления стресса в экстремальных ситуациях (конкурсах, олимпиадах, экзаменах), содействие в социализации, формированию коммуникативных навыков.
Основной смысл развивающей работы с одаренными детьми – это раскрытие потенциальных возможностей ребенка. Поэтому главные цели всей коррекционно-развивающей работы с одаренными детьми должны быть направлены на:
• формирование у детей уверенности в успехе и признании, возможности совершить то или иное действие, осуществить намеченное, почувствовать свою значимость и защищённость;
• развитие форм и навыков личностного общения в группе сверстников, способов взаимопонимания; овладение способами регуляции поведения, эмоциональных состояний;
• развитие коммуникативных навыков;
• снижение уровня тревожности;
• формирование адекватной самооценки;
• обучение методам релаксации и визуализации.
Основные направления развивающей работы с одаренными детьми могут быть представлены как организация групповой и индивидуальной рефлексии; групповые тренинги, нацеленные на освоение учащимися способов самопрезентации, самоанализа, самоконтроля, организации труда, планирования, эффективной коммуникации и т.д.
При проведении коррекционной работы специалисты системы сопровождения имеют определенные эталоны психического развития. Поэтому, как правило, за коррекционной работой закрепляется смысл «исправления» отклонений.
3. Просветительское направление: развитие психолого-педагогической компетентности администрации, педагогов, родителей; содействие в повышении квалификации педагогов, работающих с талантливыми детьми.
Данное направление требует от специалистов организации работы с родителями одаренных детей как участниками учебно-воспитательного процесса.
Работу с родительской общественностью следует рассматривать как важнейшую задачу, решаемую в системе психолого-педагогического со-провождения как в традиционных формах консультирования и просвещения, так и в достаточно новой для системы сопровождения форме совместных (родители и дети) семинаров-тренингов по развитию навыков общения, сотрудничества, разрешения конфликтов, которые позволяют преодолеть недостаток знаний в области педагогики и психологии и повысить педагогическую и психологическую культуру при реализации задач развития одаренного ребенка. Педагогическое просвещение и образование необходимо и педагогам.
В силу этих причин педагог нередко оказывается на грани работы «на износ». Поэтому необходимы профилактические меры – организация условий, важных для работы в данном направлении:
1. организация специальных клубов, где учителя получали бы в полной мере необходимую эмоциональную и профессиональную поддержку;
2. необходима организация специальных релаксационных мероприятий для педагогов;
3. создание благоприятных возможностей для реализации вне профессиональных интересов (занятия искусством, спортом, разного рода «хобби»);
4. наличие специальных культурно-туристических программ для педагогов, предусматривающих возможности интересного, регулярного и доступного отдыха.
4.Консультационное направление: оказание психологической помощи талантливым и одарённым детям, родителям и педагогам в решении возникающих у них проблем (конфликты в явной и скрытой форме, нежелание ученика и педагога сотрудничать вне урока и пр.).
Консультационное направление призвано не только поддержать одаренного школьника в его выборе деятельности, но и обеспечить формирование самой способности к сознательному ответственному выбору.
Предметом пристального внимания специалистов должна стать способность учащихся к проектированию индивидуальной траектории (маршрута) обучения, профессионализации, а также способность к проектированию собственного жизненного пути.).
5. Психопрофилактическое направление: охрана и укрепление здоровья, формирование в школьном сообществе определённой психологической установки в отношении одарённости. Организация психологической среды в школе, поддерживающей и развивающей идеи уникальности каждого школьника, ценности именно его способностей. Такая установка является противовесом конкуренции, самоутверждению за счёт других.
6. Экспертное направление: экспертиза образовательных и учебных программ, проектов, пособий, образовательной среды, профессиональной деятельности специалистов школ.
В образовательной программе основное внимание должно уделяться становлению, развитию и воспитанию личности одаренного ребенка в совокупности ее когнитивных, эмоциональных, мотивационно-потребностных характеристик. возможностей и динамики развития ребенка в процессе освоения программы.
7. Мотивационное направление — поощрение талантливых и одаренных учащихся, педагогов и родителей (премии, почетные грамоты и пр.).
Работа психолого-педагогической службы может осуществляться по трем направлениям:
• непосредственно с ребенком;
• путем организация квалифицированной помощи педагогам;
• путем реализации помощи родителям одаренного ребенка.
Образовательная среда школы будет адаптирована к образовательным потребностям одаренных детей за счет следующих факторов:
• подбора оптимальных рефлексивных методов обучения, воспитания, развития;
• психолого-педагогической, правовой, социальной, валеологической поддержки обучающихся;
• психолого-педагогического сопровождения учащихся на каждом этапе и уровне образовательного процесса; комфортности окружающей среды.
Таким образом, подводя итог вышесказанному, мы можем сделать вывод, что главной особенностью психолого-педагогического сопровождения одаренных детей младшего школьного возраста является единство деятельности всех участников воспитательно-образовательного процесса, в лице педагога-психолога, классного руководителя, заместителя директора по воспитательной работе. Однако, одной их важнейших задач психолого-педагогического сопровождения одаренных детей в младшем школьном возрасте-коррекционная, данная задача реализуется деятельностью педагога-психолога в образовательном учреждении.
Список литературы
Агалакова М.Ю., Лучинина А.О. Особенности детской одарённости // Вестник Вятского государственного университета. 2018. № 1. С. 75–80.
Бине
А., Симон Т. Методы измерения умственной одаренности. -
М.:,
1923. - 46 с.
Бине
А., Симон Г. Методы измерения умственной одаренности. Под ред. Рубинштейна Б.М. Гос. изд., Украина 2016. - 179 с.
Богоявленская Д.Б. Одаренность: понятие, виды, метод идентификации/ Д.Б. Богоявленская //
Alma
matter
. – 2010 – № 7 – С. 40–45.
Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей. - М.:2002. - 320 с.
Богоявленская Д.Б. Исследование творчества и одаренности в традициях процессуально-деятельностной парадигмы // Основные современные концепции творчества и одаренности / Под ред. Д.Б. Богоявленской. – М., 1997.
- 402 с.
Венгер Л.А. Педагогика способностей. М.: Педагогика, 1973. -345 с.
Грабовский А.И. К вопросу о классификации видов детской одаренности // Педагогика. – 2017. - №8. – С.13-18.
Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. – М: «Русский язык», 1980. - С.272.
Дьячкова М. А. Психолого-педагогическое сопровождение одаренных детей в образовательных
учреждениях :
учебное пособие. –
Екатеринбург :
Издательско-полиграфическое предприятие «Макс-Инфо», 2015. – 178 с.
Дьяченко М.И.,
Кандыбович
Л А. Психологический словарь-справочник. Минск:
Харвест
, 2004. - 455 с.
Евгеньева Е.И. Понятие «одаренность» в психолого-педагогической литературе // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. –
2011 .
– № 3. – С. 62-69
Зеер
Э.Ф. Психология профессионального образования: учебник для студ. учреждений
высш
. проф. образования / Э.Ф.
Зеер
. — 2-е изд.,
испр
.
и доп. — М.: Издательский центр «Академия», 2013. — 416 с.
Иванова,
Е.
А.
Психологические особенности и
психолого
–
педагогическое сопровождение одаренных детей
/
Е.А.Иванова
// Одаренный ребенок. – 2012. – № 4 (июль–август). – С. 18–22.
Кант И. Сочинения. М., 1964. 503 с.
Коджаспирова, Г.М. Педагогический словарь /Г.М. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспиров. – М. Академия, 2000 – С. 167.
Константинов, H.A. История педагогики: учебник для студентов пед. институтов. - 5-е изд., доп. и
перераб
. / H.A. Константинов, Е.Н.
Медынский, М.Ф.
Шабаева
. -М.: Просвещение, 1982. - 447 с.
Курчатова, Н. Ю. Модель психолого-педагогического сопровождения и поддержки интеллектуально одаренных детей в лицее / Н. Ю. Курчатова, Т. В. Дунаева // Обучение и педагогическое сопровождение одаренной личности: инновационные подходы и технологии : Сборник научных статей Международной научно-практической конференции, Саратов, 23–24 ноября 2017 года. – Саратов: ИЦ "Наука", 2018. – С. 133-138.
Лейтес
Н.С. Возрастная одаренность
школьников :
Учеб. пособие : Для студентов высших пед. учеб. заведений - М. :
Academia
, 2000. – 318 с.
Лейтес
, Н.С. О признаках детской одаренности / Н.С.
Лейтес
// Вопросы психологии. — М.: Издательство Московского
психолого
– социального института, 2013. — № 4
.
С. 13-
19.
Мальцева
Е.В. Особенности воспитания одаренных детей // Педагогика искусства. - 2015. - № 1. С.48-52.
Матюшкин А.М. Мышление, обучение, творчество (серия «Психологи Отечества). М.; Воронеж, 2003.- 718 с.
Немов Р.С. Психология. В 3 кн. Кн. 3: Экспериментальная педагогическая психология и психодиагностика. -
М. :
Просвещение, 1995. - 512 с.
Немов Р.С. Общая психология. В 3 т. Том III. В 2 кн. Книга 2. Свойства личности. – М.: Изд.
Юрайт
. – 2019. – С. 13.
Одаренный ребенок / Центр семьи и детства Рос. акад. образования, Дет. центр Венгера
; Под
ред. О. М. Дьяченко. -
М. :
Междунар
.
образоват
. и психол. колледж, 1997. – 137 с.
Организация работы с одаренными детьми [Текст
] :
электронный учебно-метод. комплекс: / сост. Т. В. Александрович ; Брест. гос. ун-т имени А.С. Пушкина, каф. специальных педагогических дисциплин. –
Брест :
БрГУ
, 2018. – 204 с.
Панов, В.И. Если одаренность - явление, то одаренные дети — это проблема / В.И. Панов // Начальная школа «+» «-
».-
2011. - № 2. – 86 с.
Песина
Е.А. Исследование одаренности как социальная проблема // Социальные явления. 2016. № 3(6). С. 17–22.
Попадейкина А. В. Психолого-педагогические особенности развития одаренности младших школьников / А. В. Попадейкина, Л. И. Доценко // Актуальные проблемы развития науки и современного
образования :
Сборник материалов Международной научно-практической конференции, Белгород, 10 апреля 2017 года. – Белгород: Издательский дом "Белгород", 2017. – С. 502-504.
Психология одаренности детей и подростков: учеб. пос. для
высш
.
и сред. пед. заведений / ЮД. Бабаева, Н. С.
Лейтес
, Т.М.
Марютина
и др.; под ред. Н.С.
Лейтеса
. -2-е изд.,
перераб
. и. доп. - М.:
Издат
. центр «Академия», 2000. — 336 с.