Условия развития у детей дошкольного возраста познавательного интереса. | Туркина Евгения Анатольевна. Работа №252933
Автор: Туркина Евгения Анатольевна
Для развития у детей дошкольного возраста познавательного интереса необходимо создавать такие условия, при которых бы раскрывались детские интересы к разным сферам действительности.
Одним из основных условий являются участие в различных видах деятельности (игровой, познавательно-исследовательской, изобразительной и других).
МКОУ « Детский дом – школа 95»
Условия развития у детей дошкольного возраста познавательного интереса.
Выполнила: Туркина Е.А.
г. Новокузнецк 2020г
Условия развития у детей дошкольного возраста познавательного интереса.
Для развития у детей дошкольного возраста познавательного интереса необходимо создавать такие условия, при которых бы раскрывались детские интересы к разным сферам действительности.
Одним из основных условий являются участие в различных видах деятельности (игровой, познавательно-исследовательской, изобразительной и других).
Т.А. Куликова выявила тесную взаимозависимость между уровнем развития познавательных интересов, их глубиной и деятельностью, в которой данные знания проявляются и применяются. В ходе участия в деятельности формируются личностные отношения, избирательные отношения к той или иной сфере действительности, познавательно-исследовательской деятельности, участию в них, общению со сверстниками в процессе познания. На этой основе формируется мировоззрение, активное отношение к окружающему. Познавательный интерес аккумулирует многие психические процессы, что побуждает личность к постоянному исследованию окружающего мира. Другим условием являются вопросы воспитателя к детям. Вопросы активизируют детскую мысль, развивают умственные операции (сравнение, обобщение, рассуждение, классификация и др.). Вопросы и задания вызывают у детей положительные эмоции (радость, удивление, сочувствие, сопереживание и др.). Педагоги постепенно, в процессе участия в деятельности, закрепляют положительное отношение к изучаемым явлениям, фактам, расширяют их круг, обогащая любознательность и вместе с тем изучая заинтересованность детей определенным предметным содержанием. Дошкольники стремятся расширить горизонты познания, стремятся вникнуть в существующие в мире связи и отношения, испытывают потребность утвердиться в справедливости своего отношения к окружающему миру.
Одними из основных направлений познавательного развития ребенка является обогащение его представлений об окружающем, развитие любознательности, развитие умений устанавливать причинно-следственные связи, закономерности.
Один из эффективных приёмов стимуляции познавательных интересов – приём создания ситуаций занимательности (введение в образовательный процесс занимательных примеров, экспериментов, интересных, необычных фактов). Развитию интереса к познанию будет способствовать создание ситуации успеха у дошкольников, так как, многочисленными исследованиями показано, что без переживания радости успеха невозможно по-настоящему рассчитывать на дальнейшие успехи в преодолении затруднений в познавательно-исследовательской деятельности. Для создания ситуаций успеха необходим благоприятный эмоционально-психологический климат. Благоприятный микроклимат значительно снижает чувство неуверенности, тревожности, страха сделать что-нибудь неправильно.
Следующим важным условием развития познавательных интересов является использование игровых проблемных ситуаций, дидактических, компьютерных игр познавательного содержания, игр-путешествий, проектной деятельности. Всё это при умелом сопоставлении фактов, явлений, определении причинно-следственных связей и зависимостей, при убедительности этих примеров вызывает глубокие эмоциональные переживания у дошкольников.
В старшем дошкольном возрасте уже ярко проявляются познавательные интересы через увлеченное рассматривание, самостоятельный поиск и нахождение информации, знаний, через желание узнать, где, что и как растет, живет. Ребенок интересуется явлениями живой и неживой природы, проявляет самостоятельность, инициативу, что выражается в наблюдении, в стремлении узнать, подойти, потрогать, в выявлении связей и отношений. Дети старшего дошкольного возраста способны систематизировать и группировать, классифицировать объекты живой и неживой природы по различным признакам (как внешним, так и более существенным). Дети шестого года жизни уже понимают, что развитие и изменения в живой и неживой природе зависят и от отношения к ним человека.
На развитие познавательных интересов у дошкольников оказывают влияние как возрастные, так и индивидуальные особенности. Индивидуальное своеобразие проявления познавательного интереса чрезвычайно велико. Дети одного и того же возраста могут находиться на самых различных, даже крайне противоположных, уровнях развития познавательного интереса.
Современный подход к построению педагогического процесса предполагает, что педагог не только осуществляет воспитание, обучение, но и стимулирует стремление ребенка к саморазвитию и самовоспитанию. В связи с этим процесс педагогического сопровождения развития познавательных интересов приобретает важное значение в воспитательно-образовательном процессе ДОУ.
Непременным условием развития познавательного интереса у дошкольников является предметно-развивающая среда.