Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 21.11
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ УЧЕНИЧЕСКОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ | Оберемок Юлия Алексеевна . Работа №320925. Номер работы: №320925

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Одной из актуальных задач начальной школы по ФГОС является развитие ученического самоуправления. Именно от школы зависит, приобретут ли обучающиеся навыки самоорганизации, окажутся ли они приспособленными к жизни в обществе. Педагог, владеющий современными воспитательными технологиями, играет в этом самую важную роль.

Актуальность ученического самоуправления в структуре общего образования отражена в положениях ст. 35 Закона «Об образовании». Данная статья провозглашает два принципа управления образовательным учреждением: единоначалие и самоуправление – и дает право на управление учебным заведением (то есть, право на самоуправление) педагогам, родителям и обучающимся.

УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ УЧЕНИЧЕСКОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

 

Позднякова Ю.А.,

Руководитель: Гачкова Ю.А.

ГБПОУ «Магнитогорский педагогический колледж»

Г. Магнитогорск

 

 

Одной из актуальных задач начальной школы по ФГОС является развитие ученического самоуправления. Именно от школы зависит, приобретут ли обучающиеся навыки самоорганизации, окажутся ли они приспособленными к жизни в обществе. Педагог, владеющий современными воспитательными технологиями, играет в этом самую важную роль.

Актуальность ученического самоуправления в структуре общего образования отражена в положениях ст. 35 Закона «Об образовании». Данная статья провозглашает два принципа управления образовательным учреждением: единоначалие и самоуправление – и дает право на управление учебным заведением (то есть, право на самоуправление) педагогам, родителям и обучающимся.

Главный смысл самоуправления состоит в том, что с его помощью участники учебной жизни получают возможность влиять на политику образовательного учреждения – как через участие в принятии решений, которыми руководствуется администрация учебного заведения, так и через собственную активность в управлении внутришкольными процессами. Самоуправление делает учебную жизнь полноценной и насыщенной.

В современном мире, самоуправление позволяет формировать у обучающихся способность брать на себя ответственность, активно участвовать в совместном принятии решения, совместном выполнении запланированных дел. Все это помогает создавать активно действующее ученическое самоуправление, воспитывать настоящих лидеров. Благодаря ученическому самоуправлению обучающиеся получают возможность влиять на жизнь школы, взаимодействовать с педагогами на равных с целью сделать школьную жизнь интересной и увлекательной.

Проблема самоуправления исследовалась многими отечественными учёными: А.С. Макаренко, Д.В. Григорьевым, М.И. Рожковым, Н.К. Крупской, Н.Л. Селивановым, С.Т. Шацким.

Неоценимый вклад в становление теории самоуправления, а также в практику его развития внес А.С. Макаренко, который выявил и убедительно раскрыл основные элементы системы управления жизнедеятельностью школьного коллектива: целеполагание, планирование, организацию и самоуправление.

Таким образом, актуальность данной проблемы позволяет сформулировать следующую тему: «Условия развития ученического самоуправления в начальной школе».

Цель исследования: раскрытие проблемы ученического самоуправления в начальной школе и описание условий его развития.

Объект исследования: деятельность классного руководителя.

Предмет исследования: условия развития ученического самоуправления в начальной школе.

Задачи исследования:

изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме развития ученического самоуправления в начальной школе;

дать характеристику понятию «ученическое самоуправление»;

раскрыть особенности ученического самоуправления в России;

описать особенности ученического самоуправления в начальной школе;

выявить условия развития ученического самоуправления в начальной школе.

В процессе исследования были использованы следующие методы: анализ, синтез, обобщение, сравнение, изучение педагогического опыта.

В результате анализа подходов к содержанию понятия «ученическое самоуправление» в качестве основного было выбрано, ученическое самоуправление – это управление жизнедеятельностью школьного коллектива, осуществляемое обучающимися, основанное на инициативе, самостоятельности, творчестве, совершенствовании собственной жизни, чувстве ответственности, взаимопомощи и организаторских способностях школьников.

В процессе исследования мы рассмотрели особенности ученического самоуправления в России и выявили, что педагогические идеи А.С. Макаренко относительно организации ученического самоуправления остаются актуальными и сегодня, так как при модернизации отдельных элементов, форм, структуры самоуправления и видов самостоятельной деятельности сущность самоуправления остаётся неизменной.

Также была описаны особенности ученического самоуправления в начальной школе. Мы выявили что, особенно важно, чтобы функции и роли, обучающихся организации своей жизни и деятельности менялись. Поручения давались как индивидуальные, так и групповые, в ходе которых обучающиеся приобретает опыт сотрудничества и сотворчества. Получая какое-то поручение, младший школьник должен хорошо представлять своих обязанностей и видеть пути выполнения этой работы.

В ходе исследования нами были рассмотрены условия развития ученического самоуправления в начальной школе.

Мы выяснили, что технология организованного общения младших школьников будет результативна, если классный руководитель сумеет обеспечить ряд важных педагогических условий:

o организацию взаимодействия микрогрупп в классе;

o создание ситуаций успеха как для отдельных обучающихся, так и для микрогрупп, и для всего класса;

o предоставление обучающимся возможности свободного выбора значимой для них деятельности, форм ее организации и общения.

Теоретическая значимость нашего исследования состоит в том, что выявленные условия развития ученического самоуправления в начальной школе могут быть использованы учителями начальных классов, а также студентами-практикантами.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

Данилюк

,

А. Я. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в сфере общего образования: проект/ А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков. Рос

.

а

кад

. образования. ― М.: Просвещение

, 2009. ― 23 с.

Александрова

,

М.А.

Классному руководителю о самоуправлении в классе. Методические ре

комендации/

М.А. Александрова, Е.И. Баранова, Е.В. Володина, Е.

Н. Степанов. – М.: Сфера, 2009

. –

96 с.

Бочкарёв

, В.И. Опыт школьного самоуправления

/ В. И.

Бочкарёв

//

Н

ародное образование.

2010

.

№8.

С

.

99-102

.

Рогаткин

,

Д.

В.

Что может самоуправление? Право на участие в управлении школой. – Петрозаводс

к: Дорога, 2009

.

189 с.

Рожков

, М.И

. Развитие самоуправления в детских к

оллективах. - М.:

Владос

, 2010.

– 160 с.

Селиванова

, Н.Л.

Развитие личности школьника в воспитательном простран

стве: проблемы управления. – М.:

Педаг

огическое общество России, 2009.

– 284 с.

Кондратьева, О. Г.

Отечественный опыт становления ученического самоуправления в XX веке [Электронный ресурс]

\ О. Г. Кондратьева\\ Сибирский педагогический журнал.

2009

. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru

. –

(Дата обращения: 02.03.2018).

 

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×