УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО, КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ У ДОШКОЛЬНИКОВ 5-6 ЛЕТ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ | Крайчак Светлана Владимировна. Работа №349327. Номер работы: №349327
УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО, КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ У ДОШКОЛЬНИКОВ 5-6 ЛЕТ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
Аннотация: В статье рассматривается роль устного народного творчества в формировании коммуникативных навыков у дошкольников. Описаны формы работы с детьми с ОНР при формировании коммуникативных навыков в общении со сверстниками и взрослыми в условиях детского сада, рассматривается коррекционно-образовательная работа с родителями и специалистами доу.
Ключевые слова: устное народное творчество, общее недоразвитие речи, коммуникативные навыки, дошкольники.
УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО, КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ У ДОШКОЛЬНИКОВ 5-6 ЛЕТ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
Аннотация: В статье рассматривается роль устного народного творчества в формировании коммуникативных навыков у дошкольников. Описаны формы работы с детьми с ОНР при формировании коммуникативных навыков в общении со сверстниками и взрослыми в условиях детского сада, рассматривается коррекционно-образовательная работа с родителями и специалистами доу.
Ключевые слова: устное народное творчество, общее недоразвитие речи, коммуникативные навыки, дошкольники.
S.V. Kraychak
ORAL FOLK ART AS A MEANS OF FORMING COMMUNICATION SKILLS IN PRESCHOOLERS 5-6 YEARS OLD WITH GENERAL UNDERDEVELOPMENT
Annotation: The article examines the role of oral folk art in the formation of communication skills in preschoolers. The forms of work with children with ONR in the formation of communication skills in communication with peers and adults in kindergarten conditions are described, correctional and educational work with parents is considered.
Keywords: oral folk art, general underdevelopment of speech, communication skills, preschoolers.
Имея возможность постоянно общаться, ребенок решает одну из значимых социальных потребностей – потребность в коммуникационном общении, именно она, по утверждению психолога Л.И. Божович, несет в себе изначальную силу, побуждает психическое развитие ребенка, развивается вместе с ним, является базой для развития других его социальных потребностей [1, с. 15].
Коммуникативные навыки – это умение детей управлять собственным поведением, использовать рациональные приемы в решении коммуникативных задач [4, с. 9].
Основная часть детей с общим недоразвитием речи, испытывает трудности, вступая в контакт со сверстниками и взрослыми, это является следствием не сформированности коммуникативных умений. Уровень развития коммуникативных навыков детей с общим недоразвитием речи в большинстве случаев зависит от уровня развития его речи.
Общее недоразвитие речи – речевая аномалия, при которой страдает формирование всех компонентов речевой системы: словаря, грамматического строя, звукопроизношения [3, с. 77].
Недостаточно развитая речь ограничивает общение ребенка, а это приводит к чрезмерному стеснению, робости, даже закомплексованности; особенности общего и речевого поведения проявляются чаще и заметнее; такому ребенку трудно первому вступать в контакт. Эту проблему описывают в своих трудах И. Ф. Исаев, Г. М. Коджаспирова, В. А. Сластёнин, Е. И. Рогов, А. Н. Сухов, С. А. Смирнов, Е. Н. Шиянов.
В психолого-педагогических источниках, не просматривается системы использования устного народного творчества, как средства формирования коммуникативных умений применяемых в работе с детьми, что делает проблему еще более актуальной.
Педагогическая наука пробудила интерес к устному народному творчеству, определила место детского фольклора в общей системе воспитания. Важно отметить оценку К.Д. Ушинским роли устного народного творчества в развитии всех сторон личности ребенка и во введение фольклора в область детского чтения. В основе педагогической системы Ушинского лежит идея народности. Он высоко ценил творчество русского народа и широко вводил его в учебную литературу [3, с. 37].
Детский фольклор, как очень важный и полезный источник используется педагогами для обучения и воспитания дошкольников. Дети, развлекаясь и играя, учатся взаимодействовать в коллективе, выражать мысли, получают навыки общения, приобретают социальный опыт. Приобщение к устному народному творчеству, тесно связано с всестороннем развитием личности. Коммуникативные умения и навыки входят в число основных приобретений дошкольников, и рассматриваются в дошкольном воспитании, как основа воспитания и обучения детей.
Колоссальное эмоциональное воздействие на дошкольников оказывают русские народные сказки, песенки, заклички, потешки, считалки. Являясь творением устного народного творчества, они очень мелодичны, певучи. Становятся переходным материалом между речевым и напевным произнесением, между разговорно-бытовой и стихотворной формами речи. Русские народно-песенные интонации создают напевность, слитность, мелодичность произнесения. Дошкольники с восторгом и любовью слушают, обсуждают, рассказывают сказки, участвуют в инсценировках, что так же способствует формированию коммуникативных навыков.
Сочетание речи с движением развивает и укрепляет звучание голоса, обогащает его мелодико-интонационную окраску, развивает связную речь, пополняет словарь. К тому же, сказки играют важную роль в формировании нравственных суждений.
Нами было проведено исследование, в результате которого устанавливались особенности сформированности у старших дошкольников с ОНР коммуникативных умений.
Работа носила групповой и индивидуальный характер, и представляла собой взаимосвязь всех специалистов ДОУ (специалистов, воспитателя, музыкального руководителя, инструктора по физическому воспитанию, руководителя изобразительной деятельности), поэтому своё продолжение находила на физкультурных, музыкальных занятиях, а также на занятиях по изобразительной деятельности и художественному труду.
Взаимодействие с детьми строилось таким образом:
- проводилась работа со сказками;
- работа над малыми жанрами.
Знакомство детей с новыми для них русскими народными сказками «Лиса и тетерев», «Волк и собака», «Бобовое зернышко», «Лиса и журавль», «Дружба зверей», «Три медведя», «Лиса и волк», «Маша и медведь», «Петушок - золотой гребешок», «Мужик и медведь», «Волк и козлята», «Крылатый мохнатый да масленый», «Сестрица Аленушка да братец Иванушка», «У страха глаза велики», «Ховрошечка».
Чтение сказок осуществлялось вместе с инсценированием и закреплялось пересказыванием. В процессе пересказа сказок были использованы различные дополнительные приемы (придумывание названий к сказке, объяснение непонятных слов, проговаривание отдельных словосочетаний, повторов, пение песен из сказок, пересказ по ролям, пересказ с другом, оценка ответа каждого пересказа сказки детьми, зарисовки элементов сказок). А в качестве обязательного, вспомогательного средства при пересказе использовалась наглядность и моделирование плана высказывания, при которых (или по поводу которых) происходил речевой акт.
В отличие от литературного произведения к сказкам намного проще подготовить панно или схему. Практически во всех сказках присутствуют повторы сказочных сюжетов. Действия происходят последовательно, главный герой поочередно взаимодействует с несколькими персонажами.
Работая с иллюстрированными схемами, дошкольникам представляли всех персонажей сказки, поочередно, показывая связь, друг с другом. Это помогало детям при пересказе концентрировать внимание на правильном построении предложений, на употребление в пересказе повторяющихся фраз, характерных для конкретного произведения.
В последующем обучении иллюстрированные схемы заменялись моделированием сюжета произведения с помощью мнемотаблиц, которые помогали детям учиться составлять план пересказа.
Использование мнемотаблиц, при составлении пересказов заметно облегчало овладение связной речью. Кроме того, наличие зрительного плана делало такие пересказы чёткими, связными, полными, последовательными.
На более поздних этапах используемые мнемотаблицы сменялись более простыми схемами-рисунками, которые составляли сами дети. После чего дети составляли пересказ без опорных таблиц.
Рассматривая совместную коррекционно-образовательную работу с родителями необходимо отметить, что она играет важную роль в успешном обучении детей. Использовались стабильные формы работы с родителями, которые являются эффективными (регулярно проводились консультации для родителей по проблеме речевого развития, дни открытых дверей, совместные праздники, на которых проводились веселые подвижные игры, пляски, хороводы, совместные инсценировки сказок, изготовление сказочных персонажей вместе с родителями). Дети с особой нежностью и любовью «оживляли» игрушки, эмоционально описывали их, от лица игрушки знакомились с другими детьми и с педагогами, коллективно обсуждали какие потешки, прибаутки и загадки подходят к их сказочному персонажу, вспоминали, в каких сказках есть похожие герои, повторяли дразнилки. Это повышало общий эмоциональный настрой, дети с удовольствием, не принужденно общались друг с другом, с родителями и с педагогами.
Вместе с музыкальным руководителем, родителями и детьми подготовили и провели праздники: «За околицей», «Широкая масленица», «Русская рубаха». Дети и взрослые играли в подвижные игры, использовали считалки, отгадывали загадки, вспоминали заклички, рассказывали приметы праздников, что являлось универсальным средством формирования взаимоотношений взрослых с ребёнком и детей между собой, формировало и развивало навыки коммуникативного общения. На праздниках, дети получали не только положительные эмоции, но и обогащали и систематизировали свои знания о русских национальных традициях, обычаях, быте русских людей.
Таким образом, в результате мы увидели, что детский потенциал достаточно высок даже при наличии общего недоразвития речи. Позитивность изменений у детей связывается с синхронным воздействием на весь спектр речевого развития детей, имеющих общее недоразвитие речи, а так же использованием в практике работы разнообразных методов и приемов. И, конечно же, важную роль в положительном результате коррекционно-образовательного процесса, сыграло тесное сотрудничество специалистов ДОУ и родителей.
Список используемых источнтков и литературы
1. Балабанова, В. П. Диагностика нарушения речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения / В. П. Балабанова –СПб : Детство-пресс, 2009.– 255 с. – Текст : непосредственный.
2. Большева, Т. В.Учимся по сказке. Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники / Т. В. Большева. – СПб : 2001.– 143 с. – Текст : непосредственный.
3. Ушинский, К. Д. Русская школа / К. Д.Ушинский –Москва : Институт русской цивилизации, 2015.– 688 с. – Текст : непосредственный.
4. Филичева, Т. Б. Развитие речи дошкольника/ Г. Б. Филичева – Екатеринбург : 1996.– 120 с. – Текст : непосредственный.