Устное народное творчество в формировании культурно-гигиенических навыков | Карпухина Нина Викторовна. Работа №334085
Устное народное творчество в формировании культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста.Использование устного народного творчества в формировании культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания с детьми поможет решить многие педагогические задачи, обогатит социально-игровой опыт детей, разовьет их фантазию. Под потешки дети с удовольствием умываются, засыпают, обедают, занимаются различными делами. У ребенка при этом развиваются память, внимание, мышление и речь, а если он выполняет определенные движения, то дополнительно — координация и ловкость.
Использование устного народного творчества в формировании культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания у дошкольников раннего возраста
Для плодотворного общения взрослого и ребенка важно установление добрых и доверительных взаимоотношений, важен эмоциональный контакт. В этом помогает детское устное народное творчество - сказки и малые фольклорные жанры: песенки, потешки, прибаутки, считалки,загадки, дразнилки, кричалки, заклички, пестушки.
Припевки, потешки, маленькие народные песенки дети слышат с самого младшего возраста. Взрослые используют их, чтобы успокоить ребенка, развеселить, просто поговорить. Такие процессы как одевание, прием пищи и другие требуют сопровождения словом. Потешки, песенки произносятся просто, ласково, весело, эмоционально, близко к живой разговорной речи. Чтение малых фольклорных произведений проводится в форме теплой беседы, веселой, увлекательной игры, при сопровождении слова движением, которое должно совпадать с моментом производимого ребенком движения или действия.
Использование устного народного творчества в формировании культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания с детьми поможет решить многие педагогические задачи, обогатит социально-игровой опыт детей, разовьет их фантазию. Под потешки дети с удовольствием умываются, засыпают, обедают, занимаются различными делами. У ребенка при этом развиваются память, внимание, мышление и речь, а если он выполняет определенные движения, то дополнительно — координация и ловкость.
Рассказывая потешки, используют на первых порах наглядность, объясняют значение новых слов, опираются на опыт и знания малышей. Постоянно работают над совершенствованием речи педагога, используют часто подражание, так как это движущая сила в развитии ребенка!
Вся работа с фольклором включает несколько этапов.
1этап – Предварительная работа: знакомство с персонажем, героем, животным предполагаемой потешки, сказки:
- рассматривание картинок, игрушек, животных,
- игры с ними,
- наблюдения (за явлениями природы, животными и т. д.),
- дидактические игры (направленные на формирование культурно-гигиенических навыков),
- пропевание песенок (колыбельных)
На этом этапе необходимо как можно сильнее воздействовать на чувства ребенка, вызвать эмоциональное отношение к персонажам.
2 этап – Знакомство с художественным произведением (сказка, потешка, прибаутка):
- рассказывание и чтение сказки, потешки,
- повторное чтение (2-3 раза) с сопровождением иллюстраций,
- беседа по содержанию,
- выборочное чтение отрывков, песенок,
- обыгрывание (с куклой, игрушкой),
Здесь большое внимание уделяется выразительности речи воспитателя. Что позволяет понять ребенком смысл произведения, поступки героев, овладеть интонационной выразительностью.
3 этап – Повторение потешек, сказок. Повторения необходимы не только на одном и том же занятии; необходимо повторять и сами занятия в целом через определенное время. Это помогает закрепить и расширить знания детей:
- рассказывание сказок, потешек с использованием настольного театра, театра картинок,
- рассматривание иллюстраций,
- чтение без показа иллюстраций,
- прием договаривания стихотворных слов и фраз (катится колобок, а навстречу ему…),
- проговаривание отдельным ребенком (с использованием масок, игрушек),
- проигрывание диалогов героев.
Использование этих приемов помогает закрепить навыки интонационной выразительности, умение передавать особенности действий различных персонажей.
4 этап – Внесение потешек и сказок во все виды детской деятельности:
- использование в режимных процессах,
- элементы и игры драматизации,
- чтение на занятии сразу нескольких потешек 2-3,
- использование героев сказок на других занятиях.
Использование этих приемов помогает детям почувствовать большую уверенность в своих силах, проявлять речевую активность.
Потешка, присказка, песенка и другие малые фольклорные формы весьма динамичны: каждая строчка несет определенное смысловое содержание, лаконичная фраза рисует целую картину. И если кто-то из детей не понял первой фразы, то вторая, несущая дополнительную смысловую информацию, ничего не разъяснит. Так теряется нить понимания в целом. В этом заключается сложность фольклорных занятий с самыми маленькими. Вот почему методика занятий в группах младшего дошкольного возраста должна предусматривать обратную связь с детьми и повторяемость занятий.
Таким образом, целенаправленное и систематическое использование малых форм фольклора в работе с детьми младшего дошкольного возраста помогает им овладеть культурно-гигиеническими навыками и навыками самообслуживания.