Устный счет – неотъемлемая часть в структуре урока математики | Михайлова Елена Александровна, Савельева Лидия Львовна. Работа №298031
Автор: Михайлова Елена Александровна, Савельева Лидия Львовна
Устный счет на уроках математики способствует развитию и формированию прочных вычислительных навыков и умений, он также развивает логическое мышление, личностные качества ребенка, повышает у детей познавательный интерес к урокам математики. Вызывая интерес и прививая любовь к математике, с помощью различных видов устных упражнений, учитель будет помогать ученикам активно действовать с учебным материалом, пробуждать у них стремление совершенствовать способы вычислений и решения задач, менее рациональные заменять более совершенными.
Устный счет – неотъемлемая часть в структуре урока математики
Е. А. Михайлова, Л. Л. Савельева
МБОУ «Лицей №44» г. Чебоксары
Аннотация. Устный счет на уроках математики способствует развитию и формированию прочных вычислительных навыков и умений, он также развивает логическое мышление, личностные качества ребенка, повышает у детей познавательный интерес к урокам математики.
Ключевые слова: устный счет, внимание, интерес, математика.
В системе учебных предметов математике принадлежит особая роль. Она вооружает учеников необходимыми знаниями, умениями и навыками, которые используются при изучении других школьных дисциплин, особенно при изучении геометрии, алгебры, физики и информатики. При изучении данного предмета от учащихся требуется немало волевых и умственных усилий, развитого воображения, концентрации внимания, математика развивает личность учащегося. Кроме того, изучение математики существенно способствует развитию логического мышления и расширяет кругозор школьников.
Спортсмены прежде, чем начать тренировку, сначала разминаются. А школьникам прежде, чем начать решать сложные задания, тоже нужна разминка – это устный счет. На наш взгляд, развивать познавательный интерес к математике возможно с помощью использования различных видов устного счета, и привлечения учащихся в подготовке и проведении данного этапа урока и урока в целом.
Устный счет на уроках математики может быть представлен разнообразными формами работы с классом, учениками (математический, арифметический и графический диктанты, математическое лото, ребусы, кроссворды, тесты, беседы, опрос, разминка, «круговые» примеры и многое другое). В него входит алгебраический и геометрический материал, решение простых задач и задач на смекалку, рассматриваются свойства действий над числами и величинами и другие вопросы, с помощью устного счета можно создать проблемную ситуацию и др.
Повышение вычислительной культуры способствует развитию основных психических функций учащихся, развитию речи, вниманию, памяти, помогает школьникам полноценно усваивать предметы физико-математического цикла, что, в современных условиях, не смотря на использование информационно-технологических средств, вычислительные навыки по-прежнему остаются актуальными.
Актуальность: в последнее время детям очень сложно производить арифметические действия в голове. Данный фактор заключается в специфической недостаточности навыков счета, которая не может быть объяснена умственной отсталостью или недостатками обучения в школе. Недостаточность касается умения производить основные арифметические действия – сложение, вычитание, умножение и деление, но в ещё большей степени это выявляется при необходимости выполнения сложных математических действий, которые необходимы в алгебре, геометрии, тригонометрии и сложных вычислениях.
Как показывает изученный опыт работы, многие учителя, признавая устаревшим навык устного счёта, не включают его в структуру урока, в результате чего отмечается снижение уровня сложности выполняемых учащимися вычислений – это противоречие актуализировало проблему нашего исследования, объектом которого является процесс формирования вычислительных навыков учащихся с 5 по 11 классы на уроках математики, а предметом вычислительная культура учащихся на уроках математики.
Цель: в результате обучения у учащихся должны формироваться: умения обобщать и систематизировать, переносить полученные знания на новые задания; развитие вычислительных навыков; развитие математической культуры, речи.
Задачи:
Воспроизводство и корректировка определённых знаний, умений и
навыков учащихся, необходимых для их самостоятельной деятельности на
уроке
или
осознанного восприятия
объяснения
учителя.
Контроль
учителя
за
состоянием
знаний
учащихся.
Психологическая подготовка учащихся к восприятию нового материала.
Повышение
познавательного
интереса.
Гипотеза исследования: при использовании определённых упражнений и заданий в процессе устного счёта на уроках математики можно эффективно развивать вычислительные навыки школьников.
Ученикам нравится принимать участие в подготовке к уроку, поэтому дополнительно к домашнему заданию по желанию можно дать задание самостоятельно подготовить устный счет к уроку в соответствии с тематикой, и провести самому на следующем уроке (побывать в роли учителя). Ребята очень ответственно и старательно готовят, и проводят устную работу на уроках. При выполнении этого задания они прикладывают немало усилий, так как нужно придумать такие задания, чтобы классу было интересно, чтобы задания соответствовали теме урока.
Чтобы поднять интерес учащихся к математике и разнообразить форму работы, я работаю над проектом «Зарядка для ума», а Лидия Львовна, студентка 5 курса ЧГПУ им. И. Я. Яковлева, активная участница данного проекта. Проблема, решаемая в ходе реализации проекта, это недостаточное знание и освоение учащимися различных приемов устного счета, позволяющих производить математические вычисления без калькулятора и черновиков. Целевые группы участников: 5а, 7д, 9в, 10а, 11а. Продукты, которые будут получены в результате реализации проекта – сборник презентаций участников проекта, буклет с приёмами устного счёта, публикация статьи
«Устный счёт – зарядка для ума», рекламный видеоролик.
Ученики сами готовят устный счет: заранее дома готовятся по очереди, в школу приносят материал на usb-накопителе, до начала урока учитель проверяет задания, и проводят в классе. Такое разнообразие развивает внимание, прививает любовь к математике и порождает интерес самим побыть в роли учителя, развивает память учащихся, быстроту их реакции, сосредоточенность.
Приведем некоторые варианты работ, которые готовили ученики и проводили в классах:
5 класс – Александрова Анастасия.
1. Вычислите: а)7∙56+7∙44; б)5∙48; в)25∙48; г)235∙14; д)14∙23; е)568-
429; ж)589-285; з) 896:4; и)25∙4; к)125:5; л)2+2∙4; м)56-16.
Запишите все делители числа 24. Запишите все числа, меньшие
двухсот,
которые кратны
этому
числу.
Из двух городов, расстояние между которыми 100 км, одновременно выехали навстречу друг другу два велосипедиста, скорости которых
12 км/ч и 14 км/ч. Каким будет расстояние между велосипедистами через 3
часа после
начала
их
движения?
9 класс – Гуляев Артем
Ответьте правильно на вопросы: что является графиком функции 𝑦 = 𝑥, 𝑦 = 𝑥2, 𝑦 =, 𝑦 =? Какая функция называется чётной? Какая функция называется нечётной? Какая функция является возрастающей? Какая функция является убывающей?
Данный этап является неотъемлемой частью в структуре урока математики. Он помогает нам, во-первых, переключить ученика с одной деятельности на другую, во-вторых, подготовить учащихся к изучению новой темы, в-третьих, в устный счет можно включить задания на повторение и обобщение пройденного материала, в-четвертых, он повышает интеллект учеников.
Хорошо развитые навыки устного счета - одно из условий успешного обучения учащихся в старших классах. Начинать развивать эти навыки необходимо.
При подготовке к уроку мы четко определяем (исходя из целей урока) объем и содержание устных заданий. Если цель урока – изложение новой темы, то в начале занятий можно провести устные вычисления по пройденному материалу, также можно организовать работу так, чтобы был плавный переход к новой теме. После изложения новой темы уместно предложить учащимся устные задания на выработку умений и навыков по этой теме. Если цель урока – повторение, то к устным вычислениям в классе должны готовиться и учитель, и учащиеся. Учащиеся, с консультацией учителя, могут проводить устный счет сами на каждом уроке. Устный счет можно соединять с проверкой домашних заданий, закреплением изученного материала, предлагать при опросе, а также специально отводить 5–7 минут на уроке для устного счёта. Материал для этого можно подобрать из учебника специальных сборников, математических энциклопедий или книг, можно предложить учащимся самим придумать задания.
Итак, в заключении нам хочется подчеркнуть еще раз о важности устного счета на уроках математики. Устный счет на уроках математики способствует развитию и формированию прочных вычислительных навыков и умений, он также развивает логическое мышление, личностные качества ребенка, повышает у детей познавательный интерес к урокам математики. Вызывая интерес и прививая любовь к математике, с помощью различных видов устных упражнений, учитель будет помогать ученикам активно действовать с учебным материалом, пробуждать у них стремление совершенствовать способы вычислений и решения задач, менее рациональные заменять более совершенными. А это важнейшее условие сознательного усвоения материала. Насыщение уроков разнообразными, занимательными и полезными вычислительными заданиями при большой плотности текущего теоретического материала по изучаемым темам возможно лишь через совершенствование системы устных упражнений на уроках. Это позволит, прежде всего, научить учащихся учиться, вникать на каждом шагу обучения в смысл, изучаемого настолько, чтобы получить возможность самостоятельно решать возникающие задачи. Это придает им уверенность в себе и подвигает их на улучшение достигнутых результатов, дети начинают активно работать на уроке и им начинает нравиться этот предмет.
Список литературы:
Василевская,
В.
С.
Формирование
вычислительных
навыков
на
уроках математики.
5–
9
классы
.
[Электронный
ресурс]. –
Режим
доступа:
http
://
nsportal
.
ru
/
shkola
/
raznoe
/
library
/2014/01/21/
formirovanie
-
vychislitelnykh
-
navykov
-
na
-
urokakh
-
matematiki
.
(Дата
обращения:
25.10.2021).
Глинчикова
,
Я. Б.
Формирование
навыков
устного
счета
путем
применения интерактивных форм и методов обучения на уроках математики
в
специальной
(коррекционной)
школе YIII
вида.
[Электронный
ресурс].
–
Режим
доступа:
ipk74.ru/
kafio
/
ksko
/
download
/18
.
(Дата
обращения:
25.10.2021).
Ильгамова
, Г. Р.
Устный счет как неотъемлемая часть в структуре
урока
математики.
[Электронный
ресурс].
–
Режим
доступа:
http://festival.1september.ru/articles/524550
.
(Дата
обращения:
25.10.2021).
Федотова, Л. Н.
Повышение вычислительной культуры учащихся
/
Л.
Н.
Федотова // Математика в
школе.
– 2004
год.
–
№
35.
– С.
3–7.