Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 18.11
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Устный счёт на уроках математики | Атняшева Гульнария Борисовна. Работа №350775. Номер работы: №350775

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Аннотация. Статья рассматривает методические подходы к развитию устного счёта на уроках математики. Анализируется значимость устного счёта для формирования математической грамотности и развития логического мышления учащихся. Особое внимание уделяется приемам, которые помогают укрепить навыки устных вычислений, а также методам, повышающим интерес к данной форме работы. Статья адресована учителям математики, стремящимся повысить уровень математических знаний и поддерживать учебную мотивацию школьников.

Ключевые слова: устный счёт, урок математики, математическая грамотность, логическое мышление, учебная мотивация, навыки устных вычислений.

 

УСТНЫЙ СЧЁТ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ

 

Атняшева Гульнария Борисовна, учитель математики

МБОУ «СОШ №7 с/п Канабековская ООШ», д. Малая Шадейка

 

Аннотация. Статья рассматривает методические подходы к развитию устного счёта на уроках математики. Анализируется значимость устного счёта для формирования математической грамотности и развития логического мышления учащихся. Особое внимание уделяется приемам, которые помогают укрепить навыки устных вычислений, а также методам, повышающим интерес к данной форме работы. Статья адресована учителям математики, стремящимся повысить уровень математических знаний и поддерживать учебную мотивацию школьников.

Ключевые слова: устный счёт, урок математики, математическая грамотность, логическое мышление, учебная мотивация, навыки устных вычислений.

 

Устный счёт представляет собой важный элемент обучения математике, направленный на формирование базовых вычислительных навыков, развитие логического мышления и умения быстро принимать решения. На уроках математики устный счёт занимает особое место, так как он помогает школьникам тренировать внимательность, оперативность и уверенность при решении задач. Кроме того, устные вычисления играют значительную роль в повышении уровня математической грамотности учащихся, поскольку способствуют развитию их способности быстро обрабатывать числовую информацию и находить решения на основе сформированных математических закономерностей.

Математические знания, необходимые для успешного выполнения устных вычислений, закладываются с начальной школы, и этот процесс продолжается в старших классах. Обучение устному счёту требует систематического и последовательного подхода, поскольку именно регулярная практика формирует устойчивые навыки вычислений. Учитель может использовать различные формы работы, чтобы поддерживать интерес учащихся к устным упражнениям и закреплять полученные знания. Важно, чтобы дети понимали, что умение быстро считать – это навык, который окажется полезным не только в учебной деятельности, но и в повседневной жизни.

Устный счёт способствует развитию у школьников логического мышления и способности к обобщению, что важно для освоения более сложных тем математики. В процессе устных вычислений учащиеся учатся использовать простые алгоритмы для решения задач и совершенствовать математические операции, такие как сложение, вычитание, умножение и деление. Регулярные упражнения в устном счёте позволяют ученикам развить память, укрепляют понимание числовых отношений и делают их более внимательными к деталям, что становится основой для более глубокого восприятия математики.

Одним из ключевых методов обучения устному счёту является применение заданий на повторение и закрепление. Учащиеся выполняют ряд примеров, постепенно усложняя вычисления, что способствует выработке устойчивых алгоритмов решения и совершенствованию техники счёта. Учитель может варьировать задания, добавляя упражнения с числовыми рядами, процентами, дробями и другими элементами, чтобы учащиеся постепенно осваивали все необходимые навыки. Использование повторяющихся заданий не только улучшает технику устного счёта, но и помогает учащимся осваивать новые темы и расширяет их кругозор.

Методы активного включения учеников в процесс устного счёта играют значительную роль в повышении их интереса к математике. Например, применение игр и соревновательных элементов помогает учащимся воспринимать устные вычисления как захватывающий и познавательный процесс. Игровые задания активизируют детей, делают процесс обучения увлекательным и позволяют каждому почувствовать уверенность в своих силах. Учитель может организовать такие игры, как «Математический бой», где школьники соревнуются в быстроте счёта, или задачи на логику, где они должны быстро находить решение в устной форме. Соревнования помогают детям преодолевать возможные трудности, формируют у них командный дух и желание достигать успеха.

Применение нестандартных заданий также стимулирует мотивацию учащихся и способствует развитию у них интереса к устным вычислениям. Например, учитель может предложить задачи на определение числовых закономерностей или решение задач с нехваткой данных, которые требуют дополнительного анализа. Такие задачи способствуют развитию у детей аналитических способностей и учат их гибкости в применении математических операций. Применение нестандартных заданий показывает учащимся, что устный счёт – это не просто механическое действие, а целый процесс, где важно анализировать и прогнозировать результат.

Важным аспектом формирования навыков устного счёта является использование современных технологий. Учителя могут применять интерактивные доски, планшеты, компьютерные программы и приложения, которые делают процесс обучения интереснее и разнообразнее. Существуют специальные цифровые ресурсы, ориентированные на устные вычисления, которые позволяют школьникам тренироваться в индивидуальном темпе и получать обратную связь сразу после выполнения задания. Применение цифровых технологий позволяет учащимся больше внимания уделять самоконтролю, а учителю — организовать дифференцированный подход к обучению, подбирая задания с учётом уровня подготовки каждого ученика.

Особое место в обучении устному счёту занимают задачи на быстрое выполнение вычислений и на точное определение результата. Такие задачи тренируют внимание и память, развивают у детей быстроту мышления и формируют умение эффективно использовать математические операции. Учитель может организовать занятия, где учащиеся за ограниченное время выполняют определённое количество задач или решают примеры на время. Эти упражнения учат детей контролировать себя и работать в условиях ограниченного времени, что становится полезным навыком в их учебной практике.

Работа с табличными данными и диаграммами помогает школьникам наглядно представить числовую информацию и лучше понять её структуру. В процессе работы с таблицами учащиеся учатся анализировать данные, искать связи между числами и вырабатывать алгоритмы, которые помогают им быстро находить ответы. Таблицы и диаграммы способствуют развитию аналитических способностей, а также делают процесс устного счёта более понятным и логичным для учащихся. Эти задания формируют у детей способность к структурированию информации и помогают понять, как можно упрощать решение задач, используя визуальные средства.

Применение проблемных задач на устный счёт помогает школьникам развивать логическое и критическое мышление, что играет важную роль в их математическом образовании. Проблемные задачи требуют от учащихся осмысления информации, анализа условий задачи и поиска оптимального способа решения. Например, учитель может предложить задачу, которая требует оценки чисел и их преобразования без записи. Такие задачи тренируют память и логическое мышление, формируют у учащихся навык последовательного выполнения математических операций и помогают углубить понимание материала.

Таким образом, устный счёт на уроках математики является неотъемлемым элементом, направленным на формирование у школьников важнейших вычислительных навыков, которые помогают им достигать успеха в обучении. Разнообразие подходов к устным вычислениям, применение игровых элементов, цифровых технологий и заданий на критическое мышление создают у школьников положительное отношение к математике, развивают у них уверенность в собственных силах и интерес к дальнейшему изучению предмета. Успешное овладение навыками устного счёта способствует развитию у учащихся математического мышления и становится основой для их дальнейших академических достижений.

 

Список литературы

 

1. Голунова А. А. Обучение математике в профильных классах : учебно-методическое пособие / А. А. Голунова. — 3-е изд., стер. — Москва : ФЛИНТА, 2019. — 204 с. — ISBN 978-5-9765-1940-4. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/122590

2. Темербекова А. А. Методика обучения математике : учебное пособие / А. А. Темербекова, И. В. Чугунова, Г. А. Байгонакова. — Санкт-Петербург : Лань, 2022. — 512 с. — ISBN 978-5-8114-1701-8. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/211811

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×