Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

. Номер работы: №236810

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Автор: Руммо Анастасия Андреевна
Утренняя гимнастика является ценным средством оздоровления и  воспитания детей. У систематически занимающихся утренней гимнастикой пропадает сонливое состояние, появляется чувство бодрости, наступает эмоциональный подъем, повышается работоспособность. Необходимость тотчас после пробуждения встать с постели и приступить к выполнению упражнений требует определенного волевого усилия, вырабатывает настойчивость, дисциплинирует детей.

Таким образом, перед утренней гимнастикой стоят совершенно особенные  задачи, а именно: «разбудить» организм ребенка, настроить его на действенный  лад, разносторонне, но умеренно влиять на мышечную систему, активизировать деятельность сердечной, дыхательной и других функций организма, стимулировать  работу внутренних органов и органов  чувств, способствовать формированию правильной осанки, хорошей походки, предупреждать возникновение плоскостопия.

Утренняя гимнастика ценна  и тем, что у детей вырабатывается привычка, и потребность каждый день по утрам проделывать физические упражнения. Эта полезная привычка сохраняется у человека на всю жизнь.

1. Гимнастика после сна позволяет ребенку окончательно проснуться, размять свои мышцы. Сразу после нее ребенок начинает ощущать прилив энергии и бодрости.

2. Комплекс систематических упражнений приводит к постепенному укреплению детского иммунитета и повышению уровня сопротивляемости организма к болезням. Дети, ежедневно занимающиеся зарядкой, в дальнейшем имеют меньше проблем с опорно-двигательным аппаратом.

3., Утренняя гимнастика для детей выполняет педагогическую функцию и имеет важнейшее организационное значение.

 Все дело в том, что если данный «ритуал» сделать ежеутренним, то это приведет к формированию правильного режима дня. Активное начало утра настраивает ребенка на активное и плодотворное времяпровождение. Стремление к регулярности осуществления упражнений развивает упорство и прививает ощущение необходимости. Зарядка становится частью жизни, также необходимой как, к примеру, утренние гигиенические процедуры.

4. При необходимости зарядка может способствовать похудению. Утренние упражнения являются отличным способом для чрезмерно упитанного карапуза сбросить лишние килограммы. Поскольку диета и хирургическое воздействие в таком юном возрасте не могут быть панацеей от излишнего веса, специальный гимнастический комплекс может стать щадящим детское здоровье решением проблемы.

В заключение необходимо подчеркнуть, что не рекомендуется насильно заставлять ребенка делать зарядку. Единственным правильным путем является привитие к данному занятию искреннего интереса. Утренняя гимнастика позволяет обеспечить полную раскованность в поведении, приподнятое эмоциональное состояние и настоящую радость движений.

Министерство образования науки и молодёжной политике Нижегородской области

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение “ Нижегородский Губернский колледж”

Допустить к защите

Зам. Директора по УР

О.Ю.Овчиникова

“ “

Выпускная квалификационная работа

на тему: Утренняя гимнастика как средство оздоровления детей старшего дошкольного возраста

ДИПЛОМНАЯ РАБОТА

Специальность 44.02.01 Дошкольное образование

 

Выполнила

Студентка Руммо Анастасия Андреевна

Группа 444 курс 4

Руководитель Кольцова Мария Григорьевна

Рецензент ФИО

 

 

 

Нижний Новгород
2020 г.

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………………..3-10

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ УТРЕННЕЙ ГИМНАСТИКИ КАК СРЕДСТВА ОЗДОРОВЛЕНИЯ ДЕТЕЙ. …………………………………………………11

1.1. Оздоровление дошкольников - важная задача физического воспитания……………………………………………………………………... 11-19

1.2. Понятие утренней гимнастики. Значение утренней гимнастики для всестороннего развития детей дошкольного возраста………………….......19-22

1.3. Построение утренней гимнастики и подбор упражнений для утренней гимнастики…………………………………………………………………….23-31

1.4. Методика проведения утренней гимнастики в разных возрастных

группах…………………………………………………………………………32-35

1.5. Анализ вариативных программ по утренней гимнастике………………35-41

1.6. Анализ научных исследований и передового педагогического опыта по проблеме утренней гимнастики………………………………………………..41-45

Вывод по первой главе………………………………………………………46-47

Список используемых источников…………………………………..……….48-50

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Важной и необходимой задачей дошкольного воспитания и обучения является создание в детском учреждении здоровье-сберегающей среды, привитие детям навыков здорового образа жизни, желания быть здоровыми и заниматься спортом. Необходимо заботиться о здоровье детей всегда и везде: на любом занятии, при проведении любого режимного момента, любой формы работы. Большое значение в формировании у ребят здорового образа жизни имеет, конечно же, физическая культура. В дошкольных учреждениях очень большое внимание уделяется этому разделу дошкольной педагогики.

В настоящее время много внимания уделяется проблеме оздоровления дошкольников. Разработаны разные формы и методы оздоровления детей дошкольного возраста. Среди этих форм важное место занимает утренняя гимнастика. Утренняя гимнастика предназначена для того, чтобы разбудить организм ребенка, даже заряд бодрости на целый день. Велико её значение в оздоровлении детей. В то же время анализ теоретических исследований показывает целый ряд проблем. Методические пособия в основном содержат комплексы упражнений для проведения утренней гимнастики во всех возрастных группах, но недостаточно материала по проведению разных форм утренней гимнастики. Это связано с несколькими факторами:

Ухудшение состояния здоровья

В современном обществе должен быть создан приоритет здоровья, который формируется в сознании людей начиная с дошкольного возраста. Исследования показали, что за последние 10 лет количество детей дошкольного возраста, имеющих нарушения в состоянии здоровья, увеличилось в два раза, а число дошкольников, не имеющих таких отклонений, уменьшилось в три раза . [12, с. 21].

 

Особенно высокая заболеваемость детей, нередко переходящая в хронические болезни, наблюдается в дошкольных учреждениях, расположенных вблизи промышленных зон, — там она в 1,5—2 раза выше, чем в районах с относительно чистой воздушной средой; у сельских дошкольников заболеваемость, как правило, в 2—2,5 раза ниже, чем у городских. Оздоровление и укрепление здоровья детей, воспитывающихся в дошкольных учреждениях, помимо внешних влияний определяется рядом условий, среди которых основными являются:

— реализация здоровье сберегающих педагогических технологий по всем разделам образовательной работы;

— использование современных прогрессивных методов и приемов обучения, способствующих сокращению количества и длительности образовательных занятий;

— индивидуальный подход к ребенку сообразно его уровню развития, биологическому и психологическому возрасту;

— соблюдение рационального режима дня, обеспечивающего смену разнообразной деятельности и отдыха;

— создание условий для удовлетворения биологической потребности детей в движении;

— наличие в дошкольном учреждении специалистов высокой квалификации по физической культуре, обучению плаванию и др.;

— реализация системы мероприятий по оздоровлению ослабленных детей;

— реализация различных форм систематической работы с родителями и формирование у детей навыков здорового образа жизни на основе гигиенического воспитания и обучения.

Среди перечисленных выше условий важнейшим является обеспечение индивидуального подхода к ребенку, который должен реализовываться при организации всех видов работы воспитателя с детьми. Такой подход необходим, прежде всего, потому, что дети одного календарного возраста в дошкольном периоде, как правило, существенно различаются по ряду психофизиологических показателей, по темпам роста и развития. Более всего эти различия выражены в младшем дошкольном возрасте, но они сохраняются и в дальнейшем. На этапах детства и отрочества индивидуальные различия между детьми проявляются в уровне биологической и психологической зрелости организма, в физическом, интеллектуальном развитии, в формировании высших психических функций. Эти различия во многом обусловлены разными сроками созревания высшей нервной деятельности, а также комплексом внутренних и внешних факторов, связанных как с уровнем здоровья, наследственными факторами, так и с условиями жизни и воспитания. Наличие индивидуальных различий между детьми одного возраста сказывается на их способности к восприятию, умению трудиться, управлять своим поведением.

Дети дошкольного возраста, имеющие нарушения в развитии или отклонения в психоневрологическом статусе, как правило, чаще других болеют. Эти заболевания еще больше снижают их ослабленный иммунитет, повышают их предрасположенность к повторным заболеваниям. Все это осложняет процесс обучения детей, ухудшает их способность к усвоению знаний как из-за пропусков занятий (нерегулярные посещения дошкольного учреждения), так и из-за низкой работоспособности.

В связи с этим необходимо уделять постоянное внимание ослабленным детям, у которых снижена работоспособность на занятиях, добиваясь того, чтобы уровень их физиологических возможностей постепенно достигал уровня познавательного развития большинства детей. Такой подход

заключается, прежде всего, в обеспечении для детей тесного контакта с воспитателем, который помогает им в выполнении заданий на учебных занятиях, оказывает поддержку и внимание. Если в процессе учебной деятельности дети быстро устают, им можно разрешить отвлекаться. Помощь и поддержка воспитателя должны оказываться ослабленным

детям при организации всех видов деятельности и отдыха: в процессе самостоятельной двигательной деятельности, игры, дневного сна, приема пищи и др.

Все исследовани

я ученых по утренней гимнастике

сконцентрированы, в основном, на структуре, содержании, технике выполнения движений.

В практике работы в ДОУ используется утренняя гимнастика как важная форма оздоровления работы с детьми. Но наблюдения показывают, что в проведении утренней гимнастики наблюдается целый ряд недочетов:

а) Формальное отношение к проведению.

Утренняя гимнастика проводится не интересно, в основном в традиционной форме, всё это снижает интерес детей к утренней гимнастике. У них появляется нежелание заниматься. В результате снижается её оздоровительный эффект.

б) Нарушаются требования к составлению комплексов.

Один и тот же комплекс (без усложнения) может использоваться больше двух недель. Эффекта от такой гимнастики нет.

в) Непонимание родителями оздоровительного значения утренней гимнастики для детей. Поэтому наблюдаются частые пропуски утренней гимнастики детьми.

Утренняя гимнастика призвана «будить» организм ребенка, настраивать его на действенный лад, но в то же время умеренно влиять на мышечную систему , активизировать деятельность систем организма, стимулировать работу внутренних органов и органов чувств, способствовать формированию правильной осанки, хорошей походки и т.д. Утренняя гимнастика ценна еще и тем, что у детей вырабатывается привычка, и потребность каждый день по утрам проделывать физические упражнения. Кроме того, она обеспечивает организованное начало дня в детском саду.

Но эффективность данной формы работы может быть повышена, если синтезировать ее с другими видами деятельности, творчески подойти к пересмотру ее структуры, содержания, методов организации, использования оборудования, атрибутики, условий окружающей обстановки. Ведь гимнастику можно проводить не только утром, когда ребенок приходит в детский сад, но и после сна, чтобы до конца проснуться, настроится на новые дела.

Таким образом, на основе всего выше сказанного мы пришли в выводу, что взятая нами тема «Утренняя гимнастика как средство оздоровления детей старшего дошкольного возраста» достаточно актуальна. Всё это побудило нас обратиться к теме нашей дипломной работы.

 

Объект исследования: процесс оздоровления детей дошкольного возраста

Предмет исследования: утренняя гимнастика как средство оздоровления детей.

Гипотеза исследования: если разработать комплекс разных вариантов утренней гимнастики, то это будет способствовать укреплению здоровья детей дошкольного возраста.

Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально подтвердить возможности утренней гимнастики в оздоровлении детей старшего дошкольного возраста.

 

 

 

 

 

 

Задачи исследования:

Выяснить состояние здоровья детей старшей группы

На основе анализа психолого-педагогической литературы раскрыть сущность утренней гимнастики, структуру, содержание, методику проведения утренней гимнастики в разных формах

Разработать комплекс разных вариантов проведения утренней гимнастики

Апробировать данные комплексы и доказать их эффективность в укреплении здоровья детей.

Методы исследования:

Теоретический анализ психолог

о-

педагогической литературы по проблеме исследования.

Наблюдение за проведением утренней гимнастики

Изучение планов работы

Анкетирование

Эксперимент

Анализ

полученных результатов

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Методологической основой исследования:

Утренней гимнастики уделяли внимание многие ученные такие как: П.Ф. Лесгафт, Е.Г. Леви - Гориневская, А.И.Быкова, Н.А.Метлов, М.М. Канторович, А.В. Кенеман, Э.Я. Степаненкова, Л.И. Михайлова, Е.А.Алябьева и др. Заслуга этих ученых в том, что они разработали содержание, методические требования к организации утренней гимнастики в разных возрастных группах.

Теоретическая значимость исследования состоит в определении научно-педагогической основы важности занятий утренней гимнастики как средство оздоровления детей.

Практическая значимость исследования характеризуется тем, что основные научные выводы и результаты могут использоваться в практике в целях эффективной педагогической работы по взаимодействию дошкольных учреждений и семьи в рамках физического воспитания.

Источники исследования: изучение и анализ психологической, педагогической литературы по теме исследования.

Понятийно - категориальная основа исследования:

Утренняя гимнастика - это комплекс упражнений, который настраивает, заряжает весь организм человека положительной энергией и бодростью на весь предстоящий день в целом.(3)

Дошкольный возраст - этап психического развития ребенка в возрастном диапазоне от 3 до 7 лет. В его рамках выделяют три периода: младший дошкольный возраст - от 3 до 4 лет, средний дошкольный возраст - от 4 до 5 лет, старший дошкольный возраст - от 5 до 7 лет.(9)

Зарядка - комплекс несложных физических упражнений, выполняемых ежедневно утром после сна. Зарядка помогает более быстрому переходу организма от состояния покоя во время сна, когда все физиологические процессы замедлены, к бодрствованию, активной деятельности.(12)

Физкультура - часть общей культуры общества, направленная на укрепление здоровья, развитие физических способностей человека, спортивных достижений и др.(11)

Физическое развитие - это процесс изменения форм и функций организма человека под влиянием условий жизни и воспитания.(11)

Здоровье - состояние любого живого организма, при котором он в целом и все его органы способны полностью выполнять свои функции., отсутствие недуга, болезни.(4)

Здоровье сберегающие технологии - это все те психолого - педагогические технологии, программы, методы, которые направлены на воспитание у учащихся культуры здоровья, личностных качеств, способствующих его сохранению и укреплению, формирование представления о здоровье как ценности, мотивацию на введение здорового образа жизни.(3)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ УТРЕННЕЙ ГИМНАСТИКИ КАК СРЕДСТВА ОЗДОРОВЛЕНИЯ ДЕТЕЙ.

1.1 Оздоровление дошкольников - важная задача физического воспитания

Одной из сторон развития личности является физическое развитие, которое самым непосредственным образом связано со здоровьем человека. Здоровье - это физическая, гигиеническая, душевная, социальная культура человека. Оздоровление детей составляет предмет особой заботы взрослых. Ведь ребенок еще так мал, что не может без помощи взрослого беречь и укреплять свое здоровье. Взрослые создают благоприятную материальную среду, обеспечивают ребенку безопасность жизнедеятельности, питание, способствуют двигательной активности и т.п.(5, с.12)

Деятельность взрослого, направленная на оздоровление ребенка, составляет содержание физического воспитания, что при определенных условиях обеспечивает малышу физическое развитие.

Понимая общую цель физического воспитания как оздоровление ребенка, разные авторы формируют задачи физического воспитания немного по-разному. Анализ представленных ниже задач физического воспитания дает возможность увидеть их сходство по существу, но различие по логике группировки. Наиболее четким представляется третий подход. Он и принят в дошкольной педагогике. Выделение трех групп задач позволяет более целенаправленно выстраивать работу по физическому воспитанию дошкольников.(14,с.123)

Все указанные ниже групп задач решаются в каждой возрастной группе, но их конкретное содержание меняется в зависимости от психофизических возможностей детей.

Задачи первой группы (оздоровительные) имеют жизнеобеспечивающий смысл. От их успешного решения зависит здоровье, а зачастую и жизнь человека. Известно, что ребенок раннего возраста нуждается в особом уходе, направленном именно на сохранение его здоровья. Смертность детей в этом возрасте во многих случаях связана именно с отсутствием заботы об их здоровье или с тем, что она недостаточна.

Забота о здоровье не теряет своей актуальности в отношении детей более старшего возраста. На сегодняшний день данные о здоровье дошкольников в нашей стране являются тревожными: практически здоровыми призвано лишь 14% детей, 50% имеют отклонения в состоянии здоровья.

Средствами реализации задач этой группы являются гигиенические и социально-бытовые факторы, полноценное питание, оздоровительные силы природы, рациональный режим жизни, физические упражнения. (17, с.88)

Педагогическая работа, направленная на решение данной задачи, включает в себя организацию режима жизни детей, закаливающих процедур, специальных упражнений по развитию движений. Эта сфера физического воспитания детей требует от воспитателя постоянных контактов с медицинскими работниками, учета их рекомендаций, индивидуального подхода к детям, беседа с родителями.

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАДАЧИ

Ю.К.Бабанский

В.И.Логинова

Г.В.Хухлаева и др

1.Укрепление здоровья и закаливание, содействие правильному физическому развитию и повышению работоспособности

2.Формирование двигательных навыков и умений

3. Развитие основных двигательных качеств

4. Привитие гигиенических навыков, сообщение знаний по гигиене

5. Воспитание воли, смелости, дисциплины

6. Формирование привычки и интереса к систематическим занятиям физическими упражнениями

1. Охрана и укрепление здоровья

2. Обеспечение своевременного и полноценного развития всех органов и функций организма

3. Формирование основных движений и двигательных навыков, ловкости, гибкости, смелости

1. Группа оздоровительных задач: охрана и укрепление здоровья, закаливания, развитие движений

2. Группа воспитательных задач:

- формирование нравственно-физических навыков.

- формирование потребности в физическом совершенстве.

- воспитание

культурно-гигиенических качеств

3. Группа образовательный задач:

- формирование представлений о своем организме, о здоровье.

- формирование навыков выполнения основных движений.

- формирование представлений о режиме, об активности и отдыхе.

Обратимся, например, к вопросу о питании детей. Конечно, чем кормить ребёнка в дошкольном учреждении, как обеспечить ему сбалансированное питание абота не воспитателя ,а заведующего. Но только воспитатель может и должен знать, что любит малыш, а что не любит и надо ли его заставлять есть или, же лучше не настаивать.

Питание - важный фактор здоровья. Однако пища должна доставлять ребёнку удовольствие, надо, чтобы он ел с аппетитом. Вредны и недоедание, и переедание. Полнота, как известно ,ещё не означает здоровье. Врачи советуют помнить, что существуют ,по меньшей мере ,два регулятора аппетита -физическая активность и окончание приема пищи раньше ,чем наступит ощущение полной сытности. А известный врач Н. М. Амосов дает родителям несколько общих советов, которые могут быть применены и к питанию: «Во-первых, не доводить удовлетворения любого желания да полного насыщения, чтобы не притупить саму потребность. Это касается всего. Во-вторых, нужно создавать трудности, требующие преодоления, поскольку это тренировка характера. Но нужно строго дозировать, чтобы трудности были преодолимы и чтобы ребёнку это удавалось значительном проценте - от 50 % до 70 % . Но не 100». (11, с.7) Учёный рассматривает физическое здоровье в тесной взаимосвязи с нравственным здоровьем. Знаменательна его фраза: «Чтобы быть здоровым-очень важно быть счастливым». Так вот, последние во многом зависит от воспитателя. Необходимо создавать во время кормления такую обстановку, чтобы ребёнку хотелось ,есть без принуждения . Этому способствует и внешний вид столов , их сервировка, и то, как сидят дети - «спина к спине» или могут видеть друг друга ,улыбнуться друг другу и воспитателю. Не стоит запрещать детям разговаривать во время еды, это противоестественно. Нужно учить их разговаривать спокойно и не забывать о еде. А то ведь и среди взрослых можно встретить людей, которые или говорят, или едят, а совмещать эти два дела не могут. Существуют разные подходы к организации питания, к пониманию механизма закаливания, физической нагрузки и др. Очень часто современные родители склонны принимать любую «новую» систему оздоровления и смело экспериментируют на собственных детях.

Иногда подобные «смелостью» отличаются и дошкольные учреждения, войдя в систему своей работы какую-нибудь инновационную программу, не познакомившись предварительно с доказательствами её полезности для детей. Это недопустимо, так как речь идёт о здоровье детей и неосторожное обращение с ним может иметь необратимые последствия. (22, с.33-34)

Главные условия успешного решения первой группы задач физического воспитания следующие: знание особенностей функционирования детского организма, профессионально грамотный подход к оборудованию материальной среды, внимательное отношение к выбору программы оздоровления, постоянство и систематичность в работе по оздоровлению детей.

Важным фактором здоровья является физическая активность. Двигательная активность обеспечивает человеку выживание. В каждом возрасте она наполняется разным содержанием, но должна быть всегда. Маленькому ребенку полезны и необходимы не только ходьба, но и игры с беганьем, лазаньем по деревьям, всяческое напряжение сил. К сожалению, и воспитатели, и родители сдерживают активность малышей, не позволяют им свободно двигаться и тем наносят вред их здоровью. Для режима дошкольного учреждения обязательны утренняя гимнастика, подвижные игры, спортивные развлечения.

Организуя двигательную активность детей, воспитатель уделяет внимание смене разных видов деятельности, регулируется активность и отдых, но помнит при этом, что движения должны быть энергичными и продолжительными.

Задачи второй группы (воспитательные) - направлены на развитие качеств личности и потребности в физическом совершенстве. Конечно, эти задачи тесно связаны с оздоровительными задачами, поскольку при их решении также формируются личностные качества ребенка.

Средствами реализации этой группы задач являются деятельность детей, игры, а также художественные средства (художественная литература, фольклор, кинофильмы, произведения музыкального и изобразительного искусства).

Работа происходит в разных формах: физкультурно-оздоровительная работа в режиме дня ( утренняя гимнастика, подвижные игры, физические упражнения на прогулке), самостоятельная двигательная деятельность детей, активный отдых (физкультурные досуги, праздники, дни здоровья).

Методы - упражнения, беседа, игра, создание проблемных ситуаций, анализ физических и нравственных качеств.

Данная группа задач предполагает воспитание таких качеств, как ловкость, смелость, сила воли, стремление к преодолению трудностей, к победе, чувств товарищества, взаимопомощи. Исследователи (Т.И.Осокина, Е.Н.Вавилова, Э.Г.Степаненкова и др.) установили, что физическое развитие благоприятно сказывается на всестороннем воспитании ребенка. (13, с.4) Для формирования личностных качеств используются подвижные игры и упражнения, специальное обучение на занятиях физической культурой.

Воспитательные задачи решаются и при ознакомление детей со спортсменами. Хорошо, если есть возможность понаблюдать с детьми за тренировкой спортсменов, поговорить с ними. Можно рассказать детям о ком-то из известных спортсменов, чемпионов, защищавших честь Родины в мировых соревнованиях. Можно показать фильм, рассмотреть картины, фотографии. Привлекательный пример выполнит свою воспитывающую функцию. Если кто-то из детей занимается спортивной секции, целесообразно предложить ребёнку, чтобы он рассказал, как проходят тренировки, сколько сил они требуют. Важно, чтобы дети осознали, какое удовлетворение получает человек, воспитывая самого себя. (43, с.234)

Воспитание стремления к физическому совершенству можно начинать уже с того времени, когда ребенок овладевает свободой движений, будет уметь следить за своей осанкой. Исследователи и врачи отмечают среди дошкольников большой процент детей с нарушением осанки. Но именно в этом возрасте ещё возможно с помощью специальных упражнений, при каждодневном внимание воспитатели и родители и активизации сознания самого ребёнка исправить недостаток (Н.Н.Кожухова, С.Е.Шукшина и др.). (16,с.76) Важно, чтобы ребенку хотелось быть красивым, стройным, здоровым, чтобы это его желание поощрялось и поддерживалось, чтобы в группе царил дух стремления к самосовершенствованию.

Наконец, третью группу составляют задачи, связанные с формированием у ребенка осознанного отношения к своему здоровью.

Здесь ведущими становятся такие средства, как образец взрослого, собственная деятельность детей, художественные средства.

Формой работы, в процессе которой наиболее адекватно решаются задачи, являются учебная работа на физкультурных занятиях и в повседневной жизни.

Среди основных методов следует выделить экспериментирование, упражнения, беседу, рассматривание картин и иллюстраций.

Ребенка нужно ставить в ситуацию, когда он сам на себе почувствует, что может управлять своим здоровьем. В отечественной традиционной системе физического воспитания данная группа задач рассматривается как комплекс методов, направленных на обучение детей основным движениям. При этом акцент делается на воздействиях со стороны воспитателя, а ребенку же отводится роль послушного исполнителя, которому необязательно задумываться над механизмом влияния на его здоровье.

В настоящее время в нашей стране, как и во многих странах мира, стала развиваться валеология - наука о здоровом человеке.(6,с.90).

Концепция данной науки состоит в том, что человек может и должен быть активным по отношению к своему здоровью, понимать, что среди потребностей витальных и социальных потребность в здоровье, а отсюда и в здоровом образе жизни должна быть первичной. К сожалению, человек не ощущает своего здоровья (не ощущает нездоровье), не знает, как отзовётся его организм на то или другое воздействие, - в этом зачастую кроется причина безразличия и пренебрежения к своему здоровью. Основной валеологический принцип - человек должен познать и сотворить себя, научиться, по-особому бережно относиться, к своему здоровью. Правда, здесь лежит противоречие, которое устраняется системой нравственного воспитания. Суть противоречия в том, что при усиленном внимании к своему здоровью у человека, даже маленького, может развиваться равнодушие к другим людям, повышается эгоцентрическая фиксация на себе. Поэтому так важно, чтобы воспитатель вдумчиво проводил работу по формированию у детей осознанного отношения к своему здоровью и сочетал ее с решением задач нравственного воспитания (С.А.Козлова, Л.Г.Нисканен, С.Е.Шукшина, О.А.Князева). (34,35,17)

В главе, посвященной методике ознакомления детей с социальной действительностью, вы познакомитесь детальнее с организации этой работы в разных группах детского сада.

В содержание работы, направленной на решение указанных выше задачи, входит формирование у детей представление о безопасности жизнедеятельности. Сегодня в распоряжении дошкольных учреждений уже имеется соответствующие программы (Р.Б.Стеркина, О.Л.Князева, С.А. Козлова и др.). Воспитатель должен осознать важность этой работы и приложить максимум усилий к тому, чтобы дети усвоили способы охраны своего здоровья, понимая, что и зачем делают. (23, с.89)

Среди методов, с помощью которых реализуются задачи третьей группы, важное место занимает экспериментирование. Его цель - предоставить ребенку возможность на практике познать, как функционирует его организм. Экспериментирование на себе возможно, когда мы формируем у детей представление об отдыхе, о его необходимости для организма. После подобных наблюдений воспитатель проводит беседу, обобщая результаты экспериментирования, вызывая у детей желание больше узнавать о самих себе. Надо подчеркнуть, что исследователи и практики отмечают большой интерес детей к себе, к познанию своего организма. На специальных занятиях и в повседневной жизни с помощью наглядных пособий и книг («Главное чудо света» Г.Юдина) воспитатель удовлетворяет потребность дошкольников в познании своего организма. (45, с.12)

Нужно научить ребенка любить себя. Э.Фромм писал: «Хотя никто

не возражает против применения понятия любви к различным объектам, но широко распространено мнение, что в то время как любить других - добродетель, любить себя - грех. Предполагается, что чем больше я люблю себя, тем меньше я люблю других, что любовь к себе - то же самое, что эгоизм».(31,с.213). Э.Фромм опровергает эту точку зрения, утверждая, что любовь к себе рождает самоуважение, самолюбие. С.Л.Рубинштейн также считал, что уважение и любовь к себе являются положительными чертами, стимулирующими развитие, но противоречие остаётся.(4,с.61)

Оно разрешается благополучно в том случае, если воспитатель, помогая личности складываться, разумно уравновешивает любовь ребенка к себе с любовью и уважением к другим. И снова мы видим, как тесно физическое воспитание связано с воспитанием нравственным.

 

1.2. Понятие утренней гимнастики. Значение утренней гимнастики для всестороннего развития детей дошкольного возраста

Гимнастика - важная составная часть физического воспитания. Объем применяемых упражнений позволяет воздействовать на весь организм в целом и развивать отдельные группы мышц и органы, регулировать нагрузку с учетом пола, возраста, уровня физической подготовленности. Во всестороннем и гармоническом воспитании здорового, физически совершенного человека гимнастике принадлежит одно из основных мест. Гимнастика - это школа движений, которая обеспечивает высокую двигательную культуру. На занятиях гимнастикой успешно формируются жизненно важные прикладные навыки и умения: правильно ходить, бегать, прыгать, преодолевать препятствия, влезать на канаты и шесты, переползать и т.д. Занятия гимнастикой совершенствуют волевые, эстетические и многие физические качества, в том числе способность человека согласовывать действия различных звеньев своего двигательного аппарата. Это помогает овладеть сложными движениями, с которыми человек повседневно встречается в труде, быту и спортивной деятельности. Как средство физического воспитания гимнастика имеет многовековую историю. (33 с. 321)

Утренняя гимнастика (зарядка) - одна из наиболее распространённых форм применения физкультуры. Зарядка состоит из комплекса физических упражнений умеренной нагрузки, охватывающих основную скелетную мускулатуру. Проводимая обычно поле сна, зарядка тонизирует организм, повышая основные процессы жизнедеятельности.

Зарядка обеспечивает постепенный переход организма от состояния покоя во время сна к его повседневному рабочему состоянию. У детей, систематическая занимающихся зарядкой, улучшается сон, аппетит, общее самочувствие, повышается работоспособность. Систематически проводимая зарядка служит хорошим средством укрепления здоровья. Особо необходима зарядка для дошкольников с недостаточным двигательным режимом в повседневной деятельности, например, при подготовке к школе. (11, с.14)

Физические упражнения зарядки подбираются по определенному плану с учетом возраста, пола, состояния здоровья. Зарядка, как мы уже говорили, должна проводиться в хорошо проверенной комнате, а если позволяют условия - на свежем воздухе. Выполнять упражнения следует в легкой, не стесняющей движения одежде. После зарядки рекомендуются водные процедуры - влажное обтирание, обмывание, прием душа,

летом-купание. При выполнении зарядки необходимо следить за самочувствием и правильным дыханием во время упражнения.

Виды гимнастических упражнений, элементы которым используются при работе с дошкольниками:

Оздоровительные виды гимнастики: основная гимнастика, гигиеническая гимнастика.

Спортивные виды гимнастики: спортивная гимнастика, спортивная акробатика, художественная гимнастика.

Прикладные виды гимнастики.

Утренняя гимнастика или зарядка имеет большое значение в жизни ребенка, она решает не только оздоровительные, воспитательные, но и образовательные задачи. Утренняя гимнастика полезна для детей уже в возрасте 1 года. Детям старшего возраста упражнения вдвойне полезны для общего развития. Взрослым необходимо следить за правильностью выполнения упражнений и за дыханием, за осанкой ребенка.

Очень хорошо, если родители принимают участие в зарядке, они являются примером для своего чада.

Упражнения и длительность подбирается индивидуально для каждого ребёнка. Своё значение утренняя гимнастика приобретает в том случае, если проводится систематически.

Это ежедневная процедура, которая выполняется постоянно, не только в детском саду, но и дома. Она должна стать гигиенической потребностью. (9, с.19)

Требования к проведению утренней гимнастики:

Гимнастика проводиться в хорошо проветренном помещении перед завтраком. Упражнения простые и хорошо знакомые детям. Длительность зарядки 5-10 минут. Упражнения выполняются в медленном темпе. Легкая одежда удобная для ребенка.

Для того, чтобы гимнастика была интересной и увлекательной используют разные методы:

Сказка - она интересна малышам и старшим детям. При выполнении упражнений ребенок находится в определенном образе, совершая определенные действия. Благодаря этому методу дети не только закрепляют двигательные умения и навыки, но и получают знания о животных и их повадках.

Поточный метод: Проведение общеразвивающих упражнений разными детьми. Этот метод способствует развитию уверенности в себе, развитию силы голоса. Воспитывает уважение со стороны сверстников, умение действовать друг с другом.

Комплекс упражнений, придуманный детьми:

Ребенок сам проводит утреннюю гимнастику. Это способствует развитию уверенности в себе, повышает самооценку.

На утренней гимнастике идёт работа над развитием речи. Фонематического слуха, музыкального слуха, чувства ритма.

Одним из интересных методов проведения утренней гимнастики является использование игрового стретчинга. Они способствуют профилактике позвоночника. Игровым стретчингом важно заниматься с детьми дошкольного возраста т.к. упражнения охватывают все группы мышц.

Что такое утренняя гимнастика? Вот что об этом думают дети:

Зарядка - это здоровье. Она мне нравится, потому что воспитывает здоровье.

Зарядка - это спорт. На ней весело и интересно. Я просыпаюсь.

Утренняя гимнастика - это когда работает голова

.

Там мы танцуем и делаем хорошие упражнения.

Зарядка нужна чтобы вырасти и проснуться.

 

1.3. Построение утренней гимнастики и подбор упражнений для утренней гимнастики

Во все времена особую роль и важное значение придавали физическим упражнениям. Еще древние ученые Аристотель, Плутарх, Сократ, Марк Фабий, педагоги Я.А.Коменский, Ж-Ж. Руссо и др. подчеркивали важность физического развития ребенка и человека в целом. Разнообразные физические упражнения приносят пользу не только взрослым, но и детям с самого рождения. Правильное физическое воспитание детей - одна из ведущих задач дошкольных учреждений. Хорошее здоровье, полученное в дошкольном возрасте, является фундаментом общего развития человека. Ни в какой другой период жизни физическое воспитание не связано так тесно с общим воспитанием, как в первые шесть лет. В дошкольный период у ребенка формируются основы всесторонней двигательной подготовленности и гармонического физического развития. Главное условие - необходимо знать закономерности развития ребёнка на каждом возрастном этапе, чтобы правильно подобрать упражнения, скорректировать нагрузку. (37, с.93)

Особенностью развития детей дошкольного возраста является то, что двигательные навыки у них находятся на стадии формирования. Поэтому перед взрослым, занимающимся воспитанием ребенка, стоит важная задача - укрепление организма малыша и своевременное развитие движений.

Решению этой задачи способствуют специально подобранные физические упражнения, которые основаны на активных двигательных действиях осознанного характера. Каждому взрослому необходимо понять, что отличается физическая нагрузка от трудовой. Иногда можно услышать от взрослых, что помог ребёнок по дому убраться, устал, потрудился, ему можно дать отдохнуть: не надо уже выполнять какие-либо движения и упражнения. Но это совсем не так.

 

Отличием физических упражнений от трудовых действий является то, что:

Упражнения направлены на развитие определенной группы мышц и выполняются в строгой последовательности

В основе упражнений лежит регулирование нагрузки - длительность и интенсивность занятий.

Физические упражнения имеют огромное значение в развитии ребенка любого дошкольного возраста. Рассмотрим, в чем оно заключается.

Систематически тренируя крупные группы мышц, мы активизирует обменные процессы, создаем благоприятные условия для питания всех клеток и тканей организма.

Укрепляя мышцы брюшного пресса, мы улучшаем процессы пищеварения.

Разрабатываю мышцы спины, мы формируем правильную осанку. Это особо важно в дошкольном возрасте, когда происходит формирование изгибов позвоночника. (4,с.7)

Упражнения, укрепляющие диафрагму - основную дыхательную мышцу, межреберные мышцы брюшного пресса, развивают возможность дышать глубже. Для организма ребенка это имеет особое значение:

- окислительные процессы в тканях у ребенка проходят интенсивнее, чем у взрослого, поэтому тканям необходимо больше кислорода

- у ребенка значительное количество энергии расходуется на рост и развитие тканей

- потребность в кислороде велика, а маленький ребенок даже при незначительном физическом напряжении задерживает дыхание, не умеет согласовывать его с характером движения.

Ритмичность упражнений формирует навыки рационального дыхания:

Умение регулировать силу и длительность входа и выдоха

Способность сочетать ритм и частоту дыхания с движениями

В процессе выполнения общеразвивающих упражнений развивается быстрота реакций, координация, умение распределять внимание. Ребенок учится осознанию выполнять определенные движения, повторять действия за взрослым в нужной последовательности. Красивая правильная осанка способствует повышению усидчивости, помогает выдерживать школьные нагрузки. Все это говорит о том, что любые физические упражнения приносят пользу, главное - правильно их выполнять, дозировать нагрузку.

Мы рассмотрели значение физических упражнений для детей дошкольного возраста. В дошкольном учреждении организуются разнообразные формы работы по физическому воспитанию. Это гимнастика, подвижные игры, спортивные игры и упражнения, физкультурные занятия, разнообразная физкультурно-оздоровительная работа в режиме дня, активный отдых, самостоятельная двигательная деятельность детей, домашние задания по физической культуре, задания, направленные на развитие двигательного творчества, подвижно - дидактические игры. (31, с.86)

Рассмотрим такое понятие, как утренняя гимнастика, ее значение для детей дошкольного возраста, структура, содержание и методику организацию и проведение в разных возрастных группах.

Комплекс общеразвивающих упражнений, дополнительный дозированной ходьбой, бегом, упражнениями для профилактики плоскостопия, - это и есть хорошо знакомая всем утренняя гимнастика.

Утренняя гимнастика, несмотря на свою непродолжительность, но благодаря регулярность и разнообразию поведения, несёт в себе значительные возможности для разностороннего развития детей. Включая в неё смежный с физкультурным дополнительный материал, используя закаливающие факторы, возможность проведения её в различных условиях, мы повышаем её эффективность, стимулируем интерес детей.

Утреннюю гимнастику полезно проводить на свежем воздухе. Если она проводится в помещении, то во время выполнения движений необходимо обеспечить доступ свежего воздуха - это способствует лучшему снабжению организма кислородом.

Одежда для утренней гимнастики должна быть изготовлена из легких, гигроскопичных материалов, на ногах - чешки или носки. Можно заниматься и босиком.

Для утренней гимнастики подбираются упражнения, доступные детям, соответствующие строению и функциям опорно-двигательного аппарата дошкольника. Упражнения должны быть простыми, чтобы детям не пришлось затрачивать много усилий для их освоения. Если движение сложное для ребенка, он не может хорошо его выполнить.

В детском саду новые упражнения разучиваются на физкультурных занятиях. В домашних условиях, перед тем, как выполнить зарядку соответствующем темпе, упражнения надо разучить, т.е. выполнять их медленно, обращая внимание на правильность движений. Если комплекс хорошо знаком ребёнку, то можно выполнять его под музыку.

В домашних условиях можно также приучать ребёнка двигаться заданном направлении, останавливаться в указанном месте, выполнять ходьбу с заданиями (пройти «змейкой», по кругу, обходить углы, делая фиксированное движение на повороте и т.д.). При этом хорошо использовать различные зрительные ориентиры, особенно для малышей.

Для детей дошкольного возраста рекомендуется отрабатывать повороты направо, налево, кругом, вполоборота и т.д. Упражнения должны быть рассчитаны на разные группы мышц. Такие упражнения неутомительные, т.к. при их выполнении одни мышцы включаются в работу, а другие отдыхают.

Первая группа упражнений направлена на укрепление мышц плечевого пояса и рук.

Эти упражнения:

Способствуют выпрямлению позвоночника

Укрепляют грудную клетку и всю дыхательную мускулатуру

Формирует правильную осанку

Чтобы дыхание было свободным, детей приучают, как следует выпрямлять руки и поднимать их как можно выше.

Вторая группа упражнений предназначена для повышения гибкости позвоночника и укрепления мышц спины.

При выполнении этих упражнений нужно четко соблюдать правильное исходное положение: если ребёнок сидит, выпрямив или скрестив ноги, то ноги должны быть, зафиксированы (неподвижны). Взрослый обращает внимание детей на то, чтобы при выполнении упражнений (особенно наклонов) колени не сгибались.

Третья группа упражнений направлена на укрепление мышц брюшного пресса, развитие мышц ног и свода стопы.

При выполнении этой группы упражнений дети должны стараться держать спину прямо, во время приседаний отрывать пятки от пола, хорошо сгибать колени. При организации утренней гимнастики в разных возрастных группах так же внимание необходимо учитывать темп проведения утренней гимнастики. Во-первых, для детей разного дошкольного возраста он должен отличаться. Во-вторых, темп выполнения упражнений на протяжении всей утренней гимнастики различен.

Учитывая физиологические особенности дошкольников, темп выполнения упражнений должен замедляться постепенно. Например, после бега вначале дается быстрая ходьба с постепенным замедление, а после прыжков предлагается ходьба на месте. Нагрузка увеличивается и уменьшается постепенно, чтобы вывести организм в относительно спокойное состояние.

Поэтому выполнение дыхательных упражнений после утренней гимнастики нежелательно, т.к. вновь начинает увеличиваться нагрузка, снова включается в работу сердечная мышца. (12, с.43)

Организм детей дошкольного возраста еще только формируется и поэтому все необходимо делать, опираясь на знания физиологии ребенка.

Несмотря на то, что утренняя гимнастика полезна, существуют и противопоказания - как к определенным исходным положениям, так и к подбору упражнений для детей дошкольного возраста.

Движение для укрепления мелких мышц (кисть руки,пальцы) включаются в упражнения, охватывающий крупные мышечные группы, а не даются отдельно. Например, сгибание кисти руки в кулаках сочетается с подъемом рук в стороны, вверх.

Упражнения подбираются с таким расчетом, чтобы не создавать чрезмерной нагрузки и не вызывать у детей утомления. Не используются односторонние, однообразные движения. Все тело или его отдельные части не должны длительное время оставаться в одном положении. При таких статистических нагрузках нарушается приток крови к мышцам и костям, возникает мышечное утомление.

Не рекомендуется выполнять силовые упражнения, например, сгибание рук в упоре у стула, т.к. при этом работают все мышцы тела и дается слишком большая нагрузка на мышцы плечевого пояса, дыхательную и сердечно - сосудистые системы ребёнка, что, безусловно, вредно.

Малышам с трудом дается расчленять движения на отдельные звенья, они воспринимают упражнения в целом. Поэтому гимнастика дошкольников строится главным образом на движениях, правильное выполнение которых зависит от активной работы крупных мышечных групп. При организации утренней гимнастики необходимо продумать ее организацию, в том числе и исходные положения.

Исходное положение влияет на правильность выполнения движений и общую устойчивость тела.

1) Исходные положения всего тела. Основные исходные положения в утренней гимнастике - стоя и сидя.

Упражнения с исходным положением «сиди на полу» можно выполнять только при наличии тёплого пола или ковра.

2) Исходные положения для ног. Основная стойка - пятки поставлены вместе, а носки слегка разведены - употребляется при упражнениях для мышц верхних и нижних конечностей.

В младшей группе дети стоят, расставив ноги на ширину ступни.

(27, с.235)

Стойка, при которой ноги расставлены на ширину плеч, ступни ног ставится параллельно друг другу. Такая стойка обеспечивает небольшую устойчивость и правильное распределение давления массы тела на конечности, способствует предупреждению плоскостопия. Эта стойка используется при упражнениях для туловища во всех группах.

3) Исходные положения для рук.

Руки свободно опущены ладонями к туловищу, плечи слегка отведены.

Не рекомендуется обхватывать кистью одной руки локоть другой.

Руки за спину - руки свободно лежат за спиной, кисть одной руки держит кисть другой, положении лопатки расходятся, а не сближаются.

Руки на поясе обе руки, согнутые в локтях, находятся на поясе, четыре пальца прижаты один к другому, направлены вперед, а большой палец назад, лопатки сближены.

Руки согнуты в локтях, отведены назад - обе руки, согнутые в локтях, отведены назад так, чтобы предплечья располагались горизонтально. Пальцы сжаты в кулаки, ладони обращены друг к другу (вовнутрь) или вниз (к полу). Плечи отведены назад, лопатки сомкнуты.

Выпрямленные руки отведены назад и находится на расстоянии немного уже плеч. Пальцы прижаты к друг другу (могут быть сжаты в кулаки), ладони обращены друг другу, лопатки сомкнуты. Руки перед грудью - руки согнуты в локтях, кисти находится перед грудью, немного ниже плеч, локти на высоте плеч, отведены назад, лопатки сомкнуты, пальцы сжаты в кулаки или вытянуты, ладони обращены вниз. Руки в стороны - руки подняты в стороны на высоту плеч и отведены назад. Ладони обращены вниз, вперёд или вверх. Руки вверх - руки вытянуты вверх шире плеч, ладони обращены друг другу (вовнутрь) или вперёд

Утренняя гимнастика для малышей естественно отличается многим от зарядки для детей старшего дошкольного возраста.

У детей 2-3 лет развивается речь, постепенно внимание становится более устойчивым, совершенствуется память. Однако малыш быстро утомляются, легко возбуждаются. Движение ребёнка ещё недостаточно сформированы, не до конца произвольно. Малыш импульсивен, не может придерживаться точно заданной формы движений, но способен действовать подражательно. Для создания у ребят положительного отношения к занятиям физкультурой гимнастика проводится в игровой форме: дети с удовольствием имитируют голоса и движения животных, изображают различные предметы. Длительность утренней гимнастики в этом возрасте - 4-5 минут. Комплексы состоят из 2-3 игровых, подражательных упражнений. Упражнения выполняются 4-5 раз.

Трехлетний ребенок очень активен, старается делать все самостоятельно. На 4-ом году жизни продолжается интенсивное развитие функций головного мозга, совершенствуется память, развивается воображение. Двигательная деятельность усложняется. В этом возрасте ребенок может выполнить упражнение большое количество, длительность утренней гимнастики увеличивается. К старшему дошкольному возрасту количество упражнений в комплексе увеличивается до 5-6, время проведения утреней гимнастики до 15 минут.

Так же различна и методика проведения утренней гимнастики. В младшем дошкольном возрасте педагог использует зрительные ориентиры, собственный показ, не использует команд, а чаще предлагает детям упражнения имитационного, подражательном характера. Обеспечивая более или менее слаженной двигательной реакции, воспитатель проговаривает действия и выполняет их вместе с детьми.

В среднем дошкольном возрасте у ребят уже имеется двигательный опыт, и методика организации утренней гимнастики отличается. Ребята учатся выполнять упражнения под счет, знакомятся с исходными положениями, постепенно педагог начинает использовать предварительный показ с объяснением, и ребята учатся выполнять упражнения самостоятельно, без показа взрослого. Но педагог использует подсказки, советы, указания.

Старшие дошкольники должны выполнять упражнения четко, слажено, ритмично. Педагог все чаще использует словесное описание упражнений, использует команды.(11,с.70)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.4. Методика проведения утренней гимнастики в разных возрастных группах

В дошкольных учреждениях утренняя гимнастика проводится ежедневно перед завтраком, в детских садах с круглосуточным пребыванием детей - сразу же после ночного сна (зарядка). Утренняя гимнастика включается в режим с первой младшей группы. Она направлена главным образом на решение оздоровительных задач. Сочетание утренней гимнастики с водными процедурами очень полезно для закаливание детского организма. В процессе утренней гимнастики решаются в той или иной степени и другие задачи физического, умственного, нравственного, эстетического и трудового воспитания.(19,с.15-16)

Начинается она со строевых упражнений. Затем следует разные виды ходьбы в чередовании с бегом, которые усиливают дыхание, кровообращение. После ходьбы и бега дети перестраиваются для выполнения общеразвивающих упражнений. За ними даются пряжки и более интенсивный бег. Заканчивается утренняя гимнастика ходьбой с различными положениями рук. В конце дети могут прочитать хором стихи, в которых подчеркивается значение утренней гимнастики, или спеть песню маршевого характера (стоя на месте или во время ходьбы).

Таким образом, мы можем выделить структуру утренней гимнастики:

Вступительная часть: построение, 2-3 вида ходьбы, 1 вид бега, упражнение на внимание. Заканчивается вступительная часть обычной ходьбой построением для выполнения ОРУ.

Основная часть: упражнение на дыхание и для мышц рук и плечевого пояса, упражнение для мышц туловища, для ног и туловища, прыжки с чередованием ходьбы, упражнение на дыхание.

Заключительная часть (ходьба, хороводы и т.д.).

Микулич П.В, Орлов Л.П. Гимнастика. - М.: Физкультура и спорт - 1979 - 375с.

При составлении индивидуального комплекса следует позаботиться, чтобы он удовлетворял следующим требованиям:

Упражнения должны соответствовать функциональным возможностям организма, специфике трудовой

деятельности

Выполняться в определенной последовательности

Носить преимущественно динамический характер, выполняться без значительных усилий и задержки дыхания

Нагрузка должна постепенно возрастать с некоторым снижением к концу зарядки

Комплекс следует периодически обновлять, так как привычность упражнений снижает эффективность занятий.

Рекомендуется следующая примерная схема последовательности упражнений утренней гимнастики:

Упражнения, способствующие постепенному переходу организма из заторможенного состояния в работе (ходьба, бег, потягивание)

Упражнения, активизирующие деятельность

сердечно сосудистой

системы (махи руками в разных направлениях, неглубокие выпады и т.д.)

Упражнения, укрепляющие мышцы тела, тренирующие дыхание, улучшающие мозговое кровообращение (вращение и наклоны головы, повороты вправо и влево и т.д.)

Упражнения на развитие силовых возможностей

Упражнения, способствующие подвижности суставов

Упражнения для мышц брюшного пресса

Упражнения для ног,

включая приседания на одной ноге, подскоки

Завершают утреннюю гимнастику упражнения на расслабление и восстановление дыхания.

В процессе утренней гимнастики необходимо обеспечить правильную физическую, психическую и эмоциональную нагрузку.

Физическая нагрузка возрастает постепенно: достигнув наивысшей величины во время прыжков и бега, она снижается концу

утренней гимнастики. Моторная плотность утренней гимнастики должна быть высокой, поэтому на объяснение и показ упражнений, на раздачу физкультурного инвентаря и перестроения отводится минимальное время.

Физическая нагрузка возрастает за счет увеличения количества повторений каждого движения, темпа их выполнения и уменьшения интервала между упражнениями. Она зависит и от общей продолжительности утренней гимнастики: в первой младшей группе длительность 4-5 минуты, во второй младшей 5-6 минут. На утренней гимнастике используются знакомые детям упражнения, поэтому психическая нагрузка почти всегда бывает умеренной.(13,с.164)

Физические упражнения благотворнее влияют на организм, когда они вызывают жизнерадостное настроение, положительные эмоции. И воспитатель, правильно чередуя упражнения, давая достаточную нагрузку, создает у детей интерес к утренней гимнастике.

Музыкальное сопровождение на утренней гимнастике помогает детям одновременно начинать и своеобразно заканчивать упражнения, определяет темп отдельных элементов движения, вызывает положительные эмоции и создает бодрое настроение. Дети учится слушать музыку и согласовывать движение с её характером, выполнять упражнения чётко, выразительно, плавно.

Весной и летом, как правило, утренняя гимнастика проводится с детьми всех возрастных групп на участке. Воспитатель в зависимости от погоды подбирают упражнения и регулирует физическую нагрузку: при понижении температуры увеличивает её, изменяя темп выполнения; при повышении температуры снижает, чтобы избежать перегревание организма.

Поздней осенью и зимой утренняя гимнастика может проводиться на участке с детьми, наиболее физически подготовленными и закаленными. Упражнения подбираются с учётом температуры, одежды и выполняются

в более энергичным темпе. Особенно тщательно надо следить за тем, чтобы дети не охлаждались.

Если дети в группе резко отличаются по возрасту (от 2-3 до 6-7), то утреннюю гимнастику проводят отдельно с каждой подгруппой.

Если разница в возрасте между детьми небольшая, то утреннюю гимнастику можно проводить одновременно со всеми. При перестроении старшие дети помогают младшим выполнить задание. В ходьбе старшим детям даются более сложные задания. ОРУ подбираются такие, чтобы они были доступны обеим подгруппам, и все дети одновременно начинают их выполнять. Затем дети младшего возраста отдыхают, а старшие продолжают выполнять упражнение в более быстром темпе. Когда дают бег и прыжки, то для детей старшего возраста увеличивается дозировка.

 

1.5. Анализ вариативных программ по утренней гимнастике

Проанализируем примерные общеобразовательные программы, представленные в Федеральном реестре в образовательной области «Физическое развитие».

К комплексным программам, прошедшим экспертизу и получившим гриф «Допущено Министерством образования РФ» относятся: «Радуга», «Детство», «Истоки», «Преемственность», «Программа обучения и воспитания в детском саду». Одним из разделов данных комплексных программ, включающих все основные направления формирования личности ребенка, является раздел, посвященный физической культуре:

Программа

дошкольного образования

«Радуга» (руководитель Т.Н.Доронова

) рассчитана на работу с детьми от двух месяцев до восьми лет и охватывает все стороны образования д

етей в условиях детского сада.

Особое место авторы программы отводят физическому воспитанию как самому важному в процессе воспитания, от которого зависит здоровье человека. Поэтому одной из ключевых целей данной программы является «сохранение и укрепление здоровья детей, формирование у них привычки к здоровому образу жизни».

Разделы: «Формируем привычку к здоровому образу жизни», «Физическая культура».

В разделе «Физическая культура» подробно сформулированы задачи: охраны и укрепления здоровья, формирования привычки к здоровому образу жизни, содействие своевременному и полноценному психическому развитию, способствуя становлению деятельности путём развития основных видов движений, содействие своевременному и полноценному психическому развитию, способствуя становлению сознания, содействие своевременному и полноценному психическому развитию, закладывая основы личности.

Следует отметить, что цель данных разделов заключается в раскрытии основных анатомо - физиологических особенностей детей, условий здорового образа жизни (режим дня, организация сна, бодрствования, прогулки, питания) и правил формирования полезных привычек, навыков самообслуживания.

Раздел «Физическая культура» в соответствии с каждой возрастной группы имеет разные название и структуру. Например, для детей старшего дошкольного возраста в программе представлены: перечень двигательных навыков, правила организации физических упражнений, особенности организации прогулок (длительность, назначение и этапы прогулки, требования к одежде детей в соответствии со временем года), организация и особенности проведения утренней гимнастики и гимнастике после сна.

Осуществлять физическое развитие и воспитание детей предлагается на основе имеющихся рекомендаций в предыдущих возрастных группах. Поэтому, успешное решения поставленных задач возможно при условии комплексного использования всех средств физического воспитания.

Значительное внимание в программе отводится физическим упражнениям как средству физического воспитания. Им отводится профилактическая, реабилитационная, лечебная и развивающая роль. Поэтому, при проведении утренней гимнастики можно использовать упражнения с элементами коррекции.

Авторы программы «Детство» В.И.Логинова, Т.И. Бабаева, Н.А. Ноткина разработали программу с позиции гуманистической педагогики на основе личностного

-

деятельностного подхода к развитию и образованию детей дошкольного учреждения.

Одной из приоритетных задач развития воспитания детей является - укрепление физического и психического здоровья ребёнка, формирование основ его двигательной и генетической культуры.

Образовательная область «Физическое развитие» раздел «Содержание образовательной деятельности» состоит из двух частей: «Двигательная деятельность» и «Становление у детей ценности здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами».

В первом разделе представлены задачи физического воспитания детей дошкольного возраста; перечень общеразвивающих и спортивных упражнений, ритмичных движений; содержание физических упражнений (строевые упражнения, основные движения, игры, спортивные упражнения), которые можно использовать в процессе проведения утренней гимнастики.

Программа «Истоки» под редакцие

й Л.А.Парамоновой, Т.И.Алиевой,

А.Н.Давидчук основана на многолетних психологических и педагогических исследованиях авторского коллектива, учитывает важнейшие достижения в области отечественных и мировой науки о дошкольном детстве. Содержание данной программы ориентирована на детей от рождения до 7 лет.

В разделе «Физическое развитие» отражены современные представления о здоровье ребёнка. Здоровье рассматривается и как одно из условий, определяющих возможность полноценного физического и психического развития ребёнка, и как результат процесса нормального хода развития ребёнка. В данном разделе также определены показатели развития дошкольников, позволяющие судить об особенностях психического развития детей, показатели физического, функционального развития физической подготовленности.

Программа «Преемственность» направлена на сохранение и укрепление здоровья детей, позволяющее им в дальнейшем успешно овладеть школьной программой. Главными принципами программы являются: адекватность содержания физической подготовки индивидуальному состоянию ребёнка, свободы выбора формы физической активности в соответствии с личными склонностями и способностями каждого ребёнка.

Формировать двигательный опыт детей предлагается путём освоения многообразных двигательных координаций. В связи с этим выделяются подразделы:

«Общеразвивающие упражнения»;

«Гимнастика»;

«Легкая атлетика»;

«Спортивные игры»;

«Планируемые результаты».

Программа ориентирована на детей старшего дошкольного возраста.

«Программа обучения и воспитания в детском саду» (под ред. М.А.Васильевой, Т.С.Комаровой) направлена на создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и

индивидуальными особенностями, подготовка ребенка к жизни в современном обществе.

В «Программе обучения и воспитания в детском саду» не представлены показатели физической подготовленности детей. В программе выделен подраздел «Что дети могут к концу года». Программа ориентирована на детей от рождения до 7 лет.

К парциальным программам относятся: «Примерная общеобразовательная программа воспитателя, обучения и развитие детей раннего и дошкольного возраста», «Театр физической воспитания и оздоровления детей дошкольного и младшего школьного возраста», «Физическая культура - дошкольникам».

«Примерная общеобразовательная программа воспитателя, обучения и развитие детей раннего и дошкольного возраста» (руководитель Л.А.Парамонова) направлена на разностороннее

и полное развитие детей, на сохранение их физического и психического развития.

Программа состоит из трех основных взаимосвязанных блоков:

1 блок - характеристика детей каждого из 4-х психологических возрастов;

2 блок посвящен содержанию обучения, воспитания и развития детей всех семи групп детского сада, которое сконструировано по 4-м основным направлениям. Всё содержание представлена форме задач, стоящих перед педагогом, которая предлагает три вектора решения;

3 блок составляют интегральные показатели развития, отражающие основные достижения детей каждого психологического возраста. Программа ориентирована на детей от рождения до 7 лет.

Парциальные программы включает в себя одно или несколько направлений формирования личности ребёнка.

Программа «Театр физической воспитания и оздоровления детей дошкольного и младшего школьного возраста» (автор Н.Н.Ефименко, 1999, гриф Министерства просвещения Украины).

Программа ориентирована на детей первых 10 лет жизни. Автор основывается на открытых им для педагогики физического воспитания «семи золотых формулах естественного деятельного развития детей».

Все многообразие физических упражнений у дошкольников, считает автор, можно свести к условным ступеням двигательного развития, расположенным в их последовательности, от более легких - к более сложным. В связи с этим Н.Н.Ефименко предлагает несколько двигательных режимов: «сидячий, стоячий, ходьбовой, лазательный, беговой, прыжковый». Под основным режимом подразумевается реализуется в жизни основные движения, их методическое обеспечение, а также наличие необходимого материально-технического оборудования.

В программе изменена традиционная структура основных движений. Упражнения, сидя автор, предлагает считать полноценным основным движением.

Н.Н.Ефименко предлагает свою систему планирования - большое и малое.

«Физическая культура - дошкольникам»

. Программа и программные требования

(автор

Л.Д.Глазырина

, 1999).

Цель программы - оптимально реализовать оздоровительное, воспитательное и образовательное направление физического воспитания, учитывая индивидуальные возможности развития ребенка во все периоды дошкольного детства.

Автор предлагает три принципа, на которых строится деятельность педагога.

Содержание материала распределяется не по возрастным группам, а в соответствии со средствами физического воспитания: массаж, закаливание, физического упражнения.

К программе прилагаются методические пособия для педагогов, работающих с детьми младшего, среднего и старшего возрастов, в которых представлены задачи физического воспитания, особенности развития детей. Даны конспекты занятий и к ним методические рекомендации. Помимо традиционного физкультурного инвентаря, автор использует нетрадиционный.

 

1.6. Анализ научных исследований и передового педагогического опыта по проблеме утренней гимнастики

Опыт работы по утренней гимнастике представлен в книге Н.Н.Кильпио «Занятия гимнастикой и подвижными играми в детском саду». Н.Н.Кильпио говорил, о необходимости использования разнообразных методов и приемов на утренней гимнастике. Он отмечал, что важен не столько сам прием, сколько желание отойти от шаблона, найти новые пути в работе с детьми, но сам Кальпио, однако, предостерегает от излишнего увлечения такой формой построения утренней гимнастики, отмечая, что дети, увлечены сюжетом, с трудом слушают указания воспитателя. Николай Николаевич подчёркивает ценность и важность таких методических приемов, как показ в сочетании с указаниями взрослого, необходимость построенного повторения упражнений, применение новых приемов.

Н.Н.Кильпио считал, что занятия утренней гимнастики является одним из ценных средств, помогающих воспитателю осуществлять задачи всестороннего развития личности. Он также считал необходимым участие врача в работе по физическому воспитанию детей. Большинству детей дошкольного возраста, даже ослабленным, не противопоказаны занятия гимнастикой. Тем не менее, указания врача важны, так как они помогают установить правильный индивидуальный подход к каждому ребёнку и к группе в целом. (23, с.18)

Однако, по словам Кильпио, много ещё нужно сделать: вопрос о связи воспитательной работы с работой врача (форма и содержание) ещё далеко не решен, а между тем это очень важно для правильной постановки физического воспитания в детском саду.

Идею Н.Н.Кильпио продолжала В.Г.Алямовская, которая считает целесообразным использованием нетрадиционных подходов в организации утренней гимнастики в ДОУ.

В.Г.Алямовская предложила проводить утреннюю гимнастику в форме ритмической гимнастики. И в этом видела ряд положительных моментов: ритмическая гимнастика хорошо поднимает тонус, настроение детей после сна и считается одним из лучших средств профилактики и устранения психоэмоционального напряжения.

Большая двигательная активность на фоне эмоционального подъема при выполнении музыкально - ритмической гимнастики несёт мощный оздоровительный заряд.

Наряду и исследованиями Н.Н.Кильпио и В.Г.Алямовской, мы анализировали исследования опытного педагога физического воспитания Ларисы Дмитриевны Глазыриной и ее систему «Ненасильственная парадигма физического воспитания». Особое внимание в данной системе уделяется сотворчеству воспитателя и воспитуемого. В основе предлагаемой методики лежит 3 принципа:

 

Принцип фисцинации.

Одним из важнейших факторов в физическом совершенствовании детей дошкольного возраста является развитие у них интереса к движению и двигательным действиям, делающим учебно-воспитательный процесс более легким и плодотворным и способствующим формирования у детей положительных эмоций.

Всякий раз воспитателю важно открывать для ребёнка новые детали предмета очарования, но не без помощи самого ребёнка. Не торопитесь решать за детей любую двигательную задачу, дайте им попробовать это сделать самим. И покажите потом, как бы вы это сделали. Для каждого занятие вносите в себе что-то новое. Дети должны обращать на вас внимание. Они должны учиться и очаровываться друг другом.

На занятиях по физической культуре открывается большие возможности проявления дружеских отношений друг к другу. Особенно при изучении наших внешних отличительных особенностей. Дети рассматривают друг друга, восхищаются, выполняют движения руками, ногами, головой и т.д.

Принцип синкретичный.

Он отражает наличие общих истоков единства в выборе средств и методов воздействия на ребенка. В практике физического воспитания удается достаточно эффективно управлять процессом двигательной деятельности детей и на этой основе целенаправленно развития умения и способности личности ребенка лишь в том случае, когда мы опираемся не только на имеющиеся средства, методы, принципы, а привлекает что находится в поле видимости самого ребенка.

В процессе физического образования и воспитания как неотъемлемую составляющей всестороннего развития личности дошкольника необходимо создать также условия, на котором решается ряд задач:

Оздоровительные задачи.

Подготовить ребенка к встречи с холодами, научить ребенка двигаться, одеваться, бегать и т.д. рассказать не только на словах, но и проиграть с ребенком все возможные варианты и ситуации.

Воспитательные задачи.

Воспитатель спрашивает детей: «В снежки играете? Друг в друга снежки бросаете? В лицо бросать нельзя. Давайте снежки бросать в цель. Придумайте для себя мишень».

Образовательные задачи.

Воспитатель может принести снежок с улицы и сравнить его с

искусственным

, показать их разную природу. И все это

в процессе

двигательной деятельности и различных манипуляций с предметом. За ним можно наблюдать как в группе, так и на улице.

Принцип творческой направленности.

В результате этого принципа ребенок самостоятельно создает новые движения, пробуждающего к творческой деятельности. В процессе выполнения заданий, упражнений воспитатель дает полную возможность ребенку самому создавать различные двигательные ситуации или задач. Система данных принципов предполагает отсутствие, какого бы то ни было насилия над ребёнком. Воспитатель должен организовывать процесс так чтобы сотворчество с ним ни на минуту не прерывалось. Особое значение в реализации этих признаков принадлежит методикам, используемым в процессе физического воспитания детей дошкольного возраста. Желаемого эффекта можно добиться тогда, когда при разработанных заданиях на занятиях будет иметь месть сюрпризам.

Основы подготовки воспитателя по данной системе:

Воспитатель должен четко представлять тему занятия утренней гимнастики и формулировать ее образно.

Воспитатель проводит комплекс упражнений, решает задачи обучения двигательным умениям и навыкам, использует сюжетно-образн

ое изложение, эмоциональный фон, используя тремя указаниями выше принципами.

Содержание занятий, утренней гимнастики должно быть приближено к тем явлениям, которые ребенок наблюдал в данный день на улице. За окном зима - ходьба по сугробам. Весна - перепрыгивание через ручейки. Лето - бег по траве. Осень - сбор урожая.

При подготовке необходимо привлекать разнообразную литературу и использовать ее в соответствии со своими способами

(например, если воспитатель выразитель читает, то он может давать детям задания в стихотворной форме).

Сюжеты полностью не должны повторяться. Каждый раз должна быть встреча с новым. Особое место должно отводиться «сюрпризным моментам»

Есть смысл помимо целей и задач занятий, коротко излагать в самом начале освоения этой системы свое видение, содержание занятий. Спустя некоторое время воспитатель находит неограниченное количество собственных слов, выражений, подходов, применительно к тому или иному разделу программы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВЫВОД ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ

 

Проведя данную исследовательскую работу, все больше внимания дошкольные образовательные учреждения уделяют физическому воспитанию дошкольников и приобщению их к здоровому образу жизни. Необходимым условием гармоничного развития личности ребенка является достаточная двигательная активность. Воспитание стремления к физическому совершенству можно начинать уже с того времени, когда ребенок овладевает свободой движений, будет уметь следить за своей осанкой. Исследователи и врачи отмечают среди дошкольников большой процент детей с нарушением осанки. Утренняя гимнастика позволяет осваивать двигательные умения непосредственно в игровой, эмоциональной, занимательной форме, а это в свою очередь способствует более качественному выполнению упражнений и повышению двигательной активности детей. Это еще раз доказывает необходимость проведения утренней гимнастики в определенной системе и в различных формах.

Анализ психолого-педагогических исследований показал, что научных исследований по проблеме утренней гимнастики существует немного. Но имеются исследования ученых - педагогов по проведения физкультурных занятий, которые могут быть использованы и для проведения утренней гимнастики в нетрадиционной форме. Тематическая утренняя гимнастика проводится в игровой форме, а игра является ведущим видом деятельности дошкольника. Сюжетная утренняя гимнастика, в упражнениях которой присутствует тот или иной сказочный образ, вызывает у ребенка живой интерес и желание качественно выполнять движения, повышает эмоциональный тонус, способствует активизации знаний об окружающем мире, развитию воображения, обобщения, памяти, речи. Для того, чтобы ребенок с удовольствием посещал утреннюю гимнастику, необходимо обогатить её игровым содержанием. Утренняя гимнастика или зарядка имеет большое значение в жизни ребенка, она решает не только оздоровительные, воспитательные, но и образовательные задачи. Утренняя гимнастика полезна для детей уже в возрасте 1 года. Детям старшего возраста упражнения вдвойне полезны для общего развития. Особенностью развития детей дошкольного возраста является то, что двигательные навыки у них находятся на стадии формирования. Поэтому перед взрослым, занимающимся воспитанием ребенка, стоит важная задача - укрепление организма малыша и своевременное развитие движений.

В дошкольном учреждении организуются разнообразные формы работы по физическому воспитанию. Это гимнастика, подвижные игры, спортивные игры и упражнения, физкультурные занятия, разнообразная физкультурно-оздоровительная работа в режиме дня, активный отдых, самостоятельная двигательная деятельность детей, домашние задания по физической культуре, задания, направленные на развитие двигательного творчества, подвижно - дидактические игры.

Важной задачей дошкольного воспитания и обучения является создание здоровье-сберегающей среды, привитие детям здорового образа жизни, желания быть здоровыми и заниматься спортом. Необходимо заботиться о здоровье детей всегда и везде: на любом занятии, при проведении любого режимного момента, любой формы работы.

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Аксенова Н. Повышение уровня двигательной активности и дозировка физической нагрузки на физкультурных занятиях.// Дошкольное воспитание. - 2000. - №6.- с.37-48.

2. Аршавский И.А. Ваш малыш может не болеть. - М.,2010

3. Ашмарин Б.А. Теория и методика педагогических исследований в физическом воспитании: Пособие для студентов, аспирантов и преподавателей ИФК.- М.: Физкультура и спорт, 1978.-223 с.

4. Бабанский Ю.К. Оптимизация процесса обучения.- Ростов-на-Дону: РГПИ,1972.-316 с.

5. Баевский Р.М. Оценка и классификация уровней здоровья с точки зрения адаптации // Вестник АМН СССР.-2009.№8.- С.73-79.

6. Вавилова Е.Н. Развивайте у дошкольников ловкость, силу, выносливость: пособие для воспитателей детского сада.- М.: Просвещение, 2001.- 96 с.л.

7. Ванюшин В.С. Адаптация сердечной деятельности людей 5-7 лет к физическим нагрузкам различной мощности // Теория и практика физической культуры.-2008.-№7.- с. 16-18

8. Глазырина Л.Д. Физическая культура - дошкольникам: Программа и программные требования.- М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС,2001.- 144с.

9. Грохольский Г.Г. Двигательная активность детей дошкольного возраста: Метод. Рекомендации, АФВ и СРБ.- Мн,2002.-44с.

10. Егоров Б. Развивающая педагогика оздоровления. Оздоровительно-воспитательная работа с ослабленными детьми.// Дошкольное воспитание.2001-№12- с.11.

11. Замотаева Н. Организация физкультурных занятий по принципу круговой тренировки.// Дошкольное воспитание.2001-№5- с.36-48.

12. Здоровый малыш: Программа оздоровления детей в ДОУ/ под ред. З.И.

Бересневой. М.: ТЦ СФЕРА 2004- 32 с.

13. Здоровый дошкольник: Социально-оздоровительная технология XXI века. (Авторы - составители: Антонов Ю.Е., Кузнецова М.Н., Саулина Т.Ф.) изд. 2-е испр. И доп. - М.: АРКТИ,2001 - 80 с.

14. Здоровьесберегающее физическое развитие: Развивающие двигательные программы для детей 5-6 лет: Пособие для педагогов дошкольных учреждений. М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС,2001- 336 с.

15. И.Е.Аверина. Физкультурные минутки и динамические паузы в ДОУ. «Айрис пресс», 2008-144с.

16. Кенеман А.В., Хухлаева Д.В. Теория и методика ФВ детей дошкольного возраста: учебник - М.: Просвещение,2005.- 271с.

17. Кильпио Н.Н. 80 игр для детского сада. М.: 1973

18. Ковалько В.И. Азбука физкультминуток для дошкольников: Средняя, старшая, подготовительные группы.- М.: ВАКО,2008.- 176с.

19. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика: Учебное пособие для студентов средних педагогических учебных заведений.- 2-е изд., переработанное и дополнительное.- М.: Издательский центр «Академия», 2000.- 416с.

20. Кудрявцев В.Т., Егоров Б.Б. Развивающая педагогика оздоровления (дошкольный возраст): Программно-методическое пособие. М.: ЛИПКА - ПРЕСС,2000-296с.

21.Кудрявцев В.Т. Физическая культура и развитие здоровья ребенка (Психолого-педагогические основы).// Дошкольное восп.- 2004-№1-4.

22. Кузнецова М.Н. Система комплексных мероприятий по оздоровлению детей дошкольных образовательных учреждений: Пособие для медработников и воспитателей.- М.: АРКТИ,2003- 64с.

23. Кузнецова М.Н. Современные пути оздоровления дошкольников.// Дошкольное восп.-2002.-№11.- с.14-19

24. Осокина Т.И. и др. Игры и развлечения детей на воздухе / Т.И. Осокина, Е.А.Тимофеева, Л.С.Фурмина. - 2-е изд., дораб. - М.: Просвещение,2003-224с.

25. Осокина Т.И. и Тимофеева Е.А. Физические упражнения и подвижные игры для дошкольников. 2-е изд., дораб. - М.: Просвещение,2001.

26. Пензулаева Л.И. Подвижные игры и игровые упражнения для детей 5-7 лет. - М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС,2002.- 112с.

27. Пензулаева Л.И. Физкультурные занятия с детьми 5-6 лет. М.: 2008.

28. Программа воспитания и обучения в детском саду. / Под ред. М.А.Васильевой. М.,2005.- 174с.

29. Рунова М.А. Дошкольное учреждение: оптимизация режима двигательной активности // Дошкольное воспитание- 2008.-№6.- с.81-86.

30. Степаненкова Э.Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка. - М.: Издательский центр «Академия» 2001.- 368с.

 

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×