Утро, день, вечер и ночь. Обучение детей распознаванию частей суток | Иванцова Татьяна Владимировна. Работа №298671
Автор: Иванцова Татьяна Владимировна
При обучении детей распознаванию частей суток достаточно ограничиться соотнесением правильного обозначения каждой из частей суток (утро, день, вечер и ночь) с соответствующим промежутком времени и научить определять этот промежуток по характерной для него деятельности и внешним признакам.
Дети самостоятельно приобрести эти знания о частях суток не могут – это подтверждается результатами обследования представлений детей. При обследовании выяснилось, как дети определяют части суток по деятельности, характерной для того или иного отрезка времени, знают ли названия суток, как ориентируются по времени в течение дня. Детям предлагали ответить на следующие вопросы: «Когда тебя мама приводит в детский сад? Когда вы занимаетесь? Когда вы в детском саду спите? Когда тебя забирают из детского сада? Когда ты спишь дома?»
При обучении детей распознаванию частей суток достаточно ограничиться соотнесением правильного обозначения каждой из частей суток (утро, день, вечер и ночь) с соответствующим промежутком времени и научить определять этот промежуток по характерной для него деятельности и внешним признакам. Поэтому в «Программе воспитания в детском саду» рекомендуется начинать развитие представлений о времени в младшем дошкольном возрасте с различения отдельных частей суток, а в средней группе на этой основе показать последовательность, сменяемость частей суток и суток в целом (одни сутки сменяют другие, и наступает новый день).
Дети самостоятельно приобрести эти знания о частях суток не могут – это подтверждается результатами обследования представлений детей. При обследовании выяснилось, как дети определяют части суток по деятельности, характерной для того или иного отрезка времени, знают ли названия суток, как ориентируются по времени в течение дня. Детям предлагали ответить на следующие вопросы: «Когда тебя мама приводит в детский сад? Когда вы занимаетесь? Когда вы в детском саду спите? Когда тебя забирают из детского сада? Когда ты спишь дома?»
При этом использовали набор из четырех картинок, где были изображены виды деятельности, характерные для каждой части суток. Картинки предъявляли детям поочередно и задавали вопрос: «Когда это бывает?» По содержанию деятельности, изображенной на картинке, и некоторым объективным показателям дети должны были определить и назвать время. Пытаясь определить время действия, дети называли в основном день и ночь. Если на картинках была изображена любая активная деятельность при дневном освещении, дети говорили, что это день; картинки с сумеречным освещением или электрическим светом, в интерьерах которых имелись кровати, определяли как ночь. Конкретность мышления детей выразилась в том, что они соотносили изображенную на картинке деятельность со своим личным опытом, например: «Это бывает, когда мы идем домой из сада. Ночью мы с мамой идем» (т.е. зимним вечером); «Мальчик ест кашу. И я утром ем кашу».
Дело в том, что названия «утро» и «ночь» ребенок чаще других слышит от взрослых как дома, так и в детском саду. «Спокойной ночи». «Доброе утро», - говорит часто мать, а воспитатель приглашает: «Приходи утром в детский сад». Кроме того, для утра и ночи характерны постоянные виды деятельности (подъем, одевание, гимнастика, ночной сон). Различению утра и ночи способствует и типичные объективные показатели: свет или темнота за оном, восход солнца и луны. Все это помогает детям в процессе повседневной жизни научиться, более активно различать, и называть эти части суток.
Различение и называния дня и вечера как частей суток больше затрудняет детей. Вероятно, это связано с тем, что дети реже слышат эти слова, к тому же слово «день» используется в разных значениях (день как сутки, как половина суток и как часть суток). Для этих промежутков времени характерно многообразие видов деятельности, границы их расплывчаты, объективные показатели (летом – для вечера, зимой – для дня) весьма относительны. Поэтому в активном словаре детей слова «день» и «вечер» встречаются реже.
Вместе с тем анализ показывает, что даже если слова-названия отсутствуют в словаре ребенка, это еще не означает, что у него нет представления об этих отрезках времени. Слова «день» и «вечер» заменяются часто указанием конкретных действий, совершаемых в данное время («День – когда обедаем», «Вечер – когда мама за мной придет» и т.п.). Иногда дети затруднялись ответить на вопрос: «Когда это бывает?» - и потому, что не понимали значения самого вопросительного слова «когда?».
Следовательно, в процессе обучения необходимо в большей мере включать объективные показатели для распознавания частей суток – положение солнца в разное время дня, различную силу освещенности земли, неба, а также различную окраску всего окружающего в разные части суток. Признак цвета сможет служить показателем различных частей суток, т.е. появится возможность использовать цветные знаки (например, кружки желтого, красного, зеленого и черного цвета) как модели, символизирующие один из значимых признаков каждой части суток.
В таком цветном знаке можно отразить существенные признаки каждой из частей суток, связанные с различным положением солнца и степенью освещенности земной поверхности. Обобщенные знаки могут служить наглядным материалом, как для распознавания частей суток, так и для установления последовательности между ними, помогут детям составить представление о продолжительности суток.
Для закрепления знаний детей использовали чтение отрывков из рассказов, стихотворений, в которых описывались характерные для данной части суток практические действия, например:
Спать пора! Уснул бычок.
Лег в коробку на бочок.
Сонный мишка лег в кровать,
Только слон не хочет спать…
(А. Барто.)