Поможем подготовиться к аттестации! Получите готовые документы!
Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Узбекская литература первой половины XX века. Обзорная лекция к уроку литературы. 9 класс. | Успенский Иван Юрьевич. Работа №363538

Дата публикации:
Автор:
Описание:

В начале XX века зародилось национально-просветительское движение — джадидизм. Одним из лидеров туркестанских джадидов был Мунаввар Кары Абдурашидханов (1878—1931) — узбекский просветитель и руководитель организации Шура-и-Ислам в Туркестане. С.Абдугаффаров был первым коренным туркестанцем, освоившим русский язык, мусульманским просветителем[22] В начале 1880 годов Абдугафаров одним из первых представителей местной интеллигенции пришел к выводу о необходимости модернизации структуры традиционного образования подрастающего поколения (с сохранением системы исламских ценностей)[23] другим просветителем из Ташкента был А.Авлони, который в 1904 году стал одним из руководителей джадидов, а в 1909 году он создал организацию «Жамияти хайратия». В 1907 году Авлони основал газету «Шухрат». Авлони первым предложил преподавать географию, химию, астрономию и физику в национальных школах Туркестана[24]

Ташкентский реформатор, Исмаил Обиди (1880—1941) с 1906 году начал выпускать джадидистскую газету «Таракки» на узбекском языке, но вскоре газета была закрыта властями из-за ряда критических статей. В Ташкенте стал известен как Исмаил Таракки. Другим выходцем из Ташкента был Абдурахман Садык огли (1879—1918) видный узбекский просветитель, переводчик-полиглот, журналист, джадидист. В 1908 году знакомится с Мунавваркары Абдурашидхановым, через которого познакомился с идеями джадидизма. В 1915 году открыл общественно-политический журнал «Аль-Ислах», который был закрыт властями в 1918 году из-за критических статей. Редактором журнала являлся сам Абдурахман Садык огли. Он написал ряд трудов по исламской этике и о истории священных мусульманских городов. Выходцем из Ташкента был первый узбекский адвокат У. Асадуллаходжаев — из основателей общества Туран (1913). Он основал в Ташкенте газету «Садои Туркистон» (4 апреля 1914 г.) и был ее редактором. Он был председателем общества Шура-и Исламия. Секретарь и член Центрального Совета мусульман Туркестана, созданного на Первом съезде мусульман-мусульман Туркестана (апрель 1917 года). Член ЦК Всероссийского мусульманского совета (1917)[25].

Советская узбекская литература

[править | править код]

Среди советских узбекских поэтов, писателей можно выделить Гафура Гуляма, Абдуллу Каххара, Ойбека, Абдуллу Арипова, Эркина Вахидова, Самига Абдукаххара, Шарафа Башбекова, Садриддин Бухарий и др.

Первый большой роман Айбека «Священная кровь» (1943), посвящён жизни народов Средней Азии, Узбекистана в годы Первой мировой войны. Этот роман был экранизирован на студии «Узбекфильм». Ещё с юных лет Айбек был увлечен произведениями великого узбекского поэта и мыслителя Алишера Навои. Но прежде чем написать произведение о нем, писатель тщательно изучил и просмотрел огромный архивный материал. В 30-е годы Айбек работал над созданием образа великого мыслителя, поэта и политического деятеля А. Навои. Айбек хотел, чтобы над землей, как соловей, летели песни Навои. В 1939 году он написал поэму о великом поэте, а в 1943 году был завершен роман, в котором Айбек показал Навои только как общественного и государственного деятеля. О его творческом пути говорится лишь мимоходом и то лишь в конце книги. Значение романа «Навои», как одного из лучших реалистических произведений, выходит далеко за пределы узбекской литературы. Он переведен на многие языки, в том числе и на русский.

В 20—30-х гг. XX века узбекская литература стала многожанровой. Появляются роман и повесть («Минувшие дни», 1925; «Скорпион из алтаря», 1929, Абдулла Кадыри). Драматургия стала неотъемлемой частью литературы, когда широкий размах получило театральное искусство. Появились политическая сатира, фельетон, памфлет.[26]

Интерес писателей в годы войны был обращен и к исторической тематике. Хамид Алимджан создал стихотворную историческую драму «Муканна» (1942—43) о борьбе народа против арабских завоевателей во 2-й половине 8 в. Перу Айбека принадлежит роман «Ветер золотой долины» (1950) о жизни кишлака в первые послевоенные годы. О жизни в колхозе написаны роман «Огни Кошчинара» (1951—52) и остроконфликтная повесть «Птичка-невеличка» (1958) Каххара. Своеобразную дилогию о тружениках села составляют повесть «Победители» (1951) и роман «Сильнее бури» (1958) Рашидова. Большое место в литературе продолжает занимать историческая советская тема, которую развивали Хамид Гулям (р. 1919) в романе «Светоч» (1958), Мирза Калон Исмаили (р. 1908) в романе «Фергана до рассвета» (1958, 2-я ред. 1966), Джуманияз Шарипов (р. 1911) в романе «Хорезм» (1960—69).[26]

 

Тема урока: Узбекская литература первой половины XX века. Обзор.

Советская узбекская литература

[править | править код]

Первый большой роман Айбека «Священная кровь» (1943), посвящён жизни народов Средней Азии, Узбекистана в годы Первой мировой войны. Этот роман был экранизирован на студии «Узбекфильм». Ещё с юных лет Айбек был увлечен произведениями великого узбекского поэта и мыслителя Алишера Навои. Но прежде чем написать произведение о нем, писатель тщательно изучил и просмотрел огромный архивный материал. В 30-е годы Айбек работал над созданием образа великого мыслителя, поэта и политического деятеля А. Навои. Айбек хотел, чтобы над землей, как соловей, летели песни Навои. В 1939 году он написал поэму о великом поэте, а в 1943 году был завершен роман, в котором Айбек показал Навои только как общественного и государственного деятеля. О его творческом пути говорится лишь мимоходом и то лишь в конце книги. Значение романа «Навои», как одного из лучших реалистических произведений, выходит далеко за пределы узбекской литературы. Он переведен на многие языки, в том числе и на русский.

В 20—30-х гг. XX века узбекская литература стала многожанровой. Появляются роман и повесть («Минувшие дни», 1925; «Скорпион из алтаря», 1929, Абдулла Кадыри). Драматургия стала неотъемлемой частью литературы, когда широкий размах получило театральное искусство. Появились политическая сатира, фельетон, памфлет.[26]

Интерес писателей в годы войны был обращен и к исторической тематике. Хамид Алимджан создал стихотворную историческую драму «Муканна» (1942—43) о борьбе народа против арабских завоевателей во 2-й половине 8 в. Перу Айбека принадлежит роман «Ветер золотой долины» (1950) о жизни кишлака в первые послевоенные годы. О жизни в колхозе написаны роман «Огни Кошчинара» (1951—52) и остроконфликтная повесть «Птичка-невеличка» (1958) Каххара. Своеобразную дилогию о тружениках села составляют повесть «Победители» (1951) и роман «Сильнее бури» (1958) Рашидова. Большое место в литературе продолжает занимать историческая советская тема, которую развивали Хамид Гулям (р. 1919) в романе «Светоч» (1958), Мирза Калон Исмаили (р. 1908) в романе «Фергана до рассвета» (1958, 2-я ред. 1966), Джуманияз Шарипов (р. 1911) в романе «Хорезм» (1960—69).[26]

 

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×

Гороскоп педагога

Как планеты влияют на ваш
урок? Подпишитесь на Telegram
бота и проверьте бесплатно!

Получить прогноз