В. Г. Белинский - литературный критик. | Андреевичева Варвара Александровна. Работа №336248
Виссарион Григорьевич Белинский был выдающимся русским литературным критиком, публицистом и литературоведом. В юности Белинский проявил большой интерес к литературе и начал публиковать свои статьи в различных журналах и газетах. Он был сторонником демократических и либеральных идей и выступал за социальную справедливость и свободу слова. Виссарион критиковал феодальные порядки и социальные неравенства, а также выступал против цензуры и ограничений свободы печати. Его критические работы стали образцом для многих поколений писателей и критиков, а его идеи о свободе и социальной справедливости остаются актуальными и в наше время. Виссарион был известен своим критическим подходом к литературе и обществу. Он не боялся высказывать свое мнение и критиковать произведения и авторов, которые, по его мнению, не соответствовали высоким литературным стандартам. Его критические статьи и рецензии стали образцом для многих публицистов, которые начали применять аналитический и критический подход в своих работах.
Министерство образования Пензенской области
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Пензенской области
«Пензенский колледж информационных и промышленных технологий
(ИТ – колледж)»
Учебный комплекс информационных технологий
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ
В. Г. БЕЛИНСКИЙ - ЛИТЕРАТУРНЫЙ КРИТИК
Выполнила: Андреевичева Варвара Александровна
Обучающаяся 1 курса, группы 23ИТ11
по специальности 10.02.05
«Обеспечение информационной
безопасности автоматизированных
систем»
Оценка ____________________________
Проверил преподаватель:
Адельшина Елена Владимировна
Пенза,2024
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
3
1. Биография Виссариона Белинского
5
1.1. Семья Белинского
6
1.2. Личная жизнь и смерть Белинского
7
2. Творчество Белинского
10
2.1. Жизнь критика в Санкт-Петербурге и смена взглядов
12
2.2. Письмо к Гоголю
14
3. Белинский и Пенза
17
3.1. Памятники Белинскому в Пензе
18
3.2. Музей-усадьба В. Г. Белинского
20
Заключение
22
Список литературы
23
Приложение
ВВЕДЕНИЕ
Свою жизнь критик положил на алтарь служения русской литературе и предал ей то исключительное значение, какое она занимает в мировой культуре и сегодня. Уже в 1859 году начинают издавать собрание его сочинений, которое насчитывает 12 томов. А в своих статьях о творчестве Пушкина, Гоголя, Грибоедова, Лермонтова он один из первых развил теорию реализма, основой которой стали такие этические принципы, как народность, соответствие действительности и современность.
Белинский совместил в себе литературно-критический талант и пламенность революционного публициста. Бескомпромиссность стиля его изложения мысли и постоянное стремление к истине стали эталоном для становления журналистики в нашей стране. В царской России его имя запрещалось упоминать в печати, а в советское время «Письмо Н. В. Гоголю» учили наизусть.
Цель работы: познакомиться с жизнью и творчеством Виссариона Белинского.
Объектом исследования является литература
Предметом исследования является Виссарион Григорьевич Белинский.
Актуальность темы: критика Белинского важна не только для читателей, но и для тех, кто сочиняет книги. Виссарион вывел, что такое литература, чем она занимается, чему служит и ради чего мобилизует под свои знамёна наиболее замечательные умы.
Задачи
1.Изучить литературу о жизненном и творческом пути В. Г. Белинского; 2.Определить особенности критики Виссариона и его значение для Пензы; 3.Применить полученные сведения для создания биографической презентации.
Методы исследования
1. Анализ творчества
2. Изучение биографии
3. Оценивание статей
Тезис
Литература – это искусство слова, один из основных видов искусства. Этим термином обозначают любые произведения человеческой мысли, зафиксированные в письменном виде.
Виссарион Григорьевич Белинский был выдающимся русским литературным критиком, публицистом и литературоведом. В юности Белинский проявил большой интерес к литературе и начал публиковать свои статьи в различных журналах и газетах. Он был сторонником демократических и либеральных идей и выступал за социальную справедливость и свободу слова. Виссарион критиковал феодальные порядки и социальные неравенства, а также выступал против цензуры и ограничений свободы печати. Его критические работы стали образцом для многих поколений писателей и критиков, а его идеи о свободе и социальной справедливости остаются актуальными и в наше время. Виссарион был известен своим критическим подходом к литературе и обществу. Он не боялся высказывать свое мнение и критиковать произведения и авторов, которые, по его мнению, не соответствовали высоким литературным стандартам. Его критические статьи и рецензии стали образцом для многих публицистов, которые начали применять аналитический и критический подход в своих работах.
Следовательно, изучать творчество Виссариона Григорьевича очень интересно, ведь каждый, кто соприкоснётся со статьями критика, откроет для себя что-то своё: «За Белинским остаётся заслуга первой критической оценки Пушкина в связи с развитием новой русской литературы», - сказал Леонид Майков.
1 БИОГРАФИЯ ВИССАРИОНА БЕЛИНСКОГО
Виссарион Григорьевич Белинский родился 30 мая 1811 года в крепости Свеаборг в Финляндии. Его настоящая фамилия — Белынский, он сменит её на более привычную уху “Белинский” перед поступлением в Московский университет.
С 1816 г. жил с семьёй в г. Чембар (ныне Белинский) Пензенской губернии. Виссарион был любознательным трудолюбивым ребёнком. Выучившись чтению и письму, он поступил в местное уездное училище, после — в губернскую гимназию, однако, не доучившись и до 4 класса, разочаровался в уровне образования и принял решение поступать в Московский университет. Провинциал из бедной семьи, Виссарион воплощал собой то, что в то время было модно ненавидеть в студентах, не принадлежащих к высшему сословию. Тогда особенно остро ощущалось враждебное настроение студентов-дворян по отношению к своим менее родовитым сокурсникам; с нескрываемым презрением и неодобрением они относились к появлению всё большего количества разночинцев и провинциалов в стенах университета.
Тем не менее Белинский поступил на философский факультет. Молодой студент бедствовал: он жил в тесном общежитии, где подавали скверную еду. В хроническую стадию перешла его болезнь лёгких. Все лишения Белинского, которые он претерпевал ради учёбы, оказались напрасными — через 3 года его исключили из-за «слабости здоровья и ограниченности способностей». Под официальной формулировкой кроется истинная причина — написанная им антикрепостническая трагедия «Дмитрий Калинин». Текст так напугал цензурную комиссию, состоявшую тогда из профессоров университета, что они решили исключить вольнодумца. Белинский остался один в Москве, без денег и диплома.
1.1 СЕМЬЯ БЕЛИНСКОГО
Отец критика - Григорий Никифорович Белинский был образованным врачом: поступив в 1804г. в Петербургскую медико-хирургическую академию, он в 1809г. был выпущен из неё кандидатом медицины, затем семь лет прослужил в русском военном флоте на Балтийском море, участвовал в войнах с наполеоновской Францией. В 1816г. он вышел в отставку. Друг и родственник критика Д.П. Иванов даёт такую характеристику Г.Н. Белинскому: «Природный ум и доступное по времени образование…ставили его выше малограмотного провинциального общества. Совершенно чуждый его предрассудков, притом склонный к остротам и насмешке, он открыто высказывал всем и каждому в глаза свои мнения и о людях, и о предметах, о которых им и подумать было страшно». Григорий Никифорович имел сильное влияние на сына. Тот же Иванов подчёркивал: «По природе своей Виссарион ближе подходил к отцу, чем к матери. Высокие нравственные черты характера, прямодушие, стойкость убеждений, наклонность к шуткам, насмешке – наследовал он от отца; доброе чадолюбивое сердце (Белинский очень любил детей младенческого возраста), вспыльчивость, раздражительность, неумеренная чувственность перешли к нему от матери».
Мария Ивановна Белинская, мать будущего критика, по рассказам современников, была женщина чрезвычайно добрая, радушная, но «крайне восприимчивая, раздражительная». Материальные тяготы заставляли её пребывать в постоянном беспокойстве, как одеть, как накормить многочисленное семейство. Семейные раздоры тяжело переживались Белинским как в детстве, так и после переезда в Москву. В письмах он старается примирить родителей, он искренне любит их, хотя и понимает их недостатки. В одном из писем к брату Константину он восклицает: «Сколько раз просил я маменьку, чтобы она старалась укрощать свой пылкий до дикости и неистовства характер, сносила бы с терпением и кротостью…все несправедливости папеньки, старалась бы избегать с ним всяких бесполезных ссор и тушить пламя в самом его начале!» Криком души звучит его обращение к родителям в письме от 21 мая 1833г.: «Моя последняя к вам мольба, мой единственный завет: водворите мир и тишину в своём семействе, прекратите эти вечные и ни к чему не ведущие несогласия. Прошедшего воротить нельзя, и вам уже поздно теперь считаться между собою. Ваша жена – нам мать; а это слово – не пустой, бессмысленный звук! Смерть каждого из вас будет равно гибельна для ваших детей: так берегите же себя взаимно, если не для самих себя, то для нас». М.И. Белинская скончалась в августе 1834г. Так же у Белинского была родная сестра - Александра.
1.2 ЛИЧНАЯ ЖИЗНЬ И СМЕРТЬ БЕЛИНСКОГО
Семейная жизнь была для Белинского единственным спасением от холода одиночества. Хотя, как признавался сам критик в одном из своих писем, он «всегда смеялся над браком, любовью и всякими сердечными привязанностями».
«Жить становится всё тяжелее и тяжелее, — писал Белинский 9 декабря 1842 года. — Не скажу, чтобы я боялся умереть с тоски, а не шутя боюсь или сойти с ума, или шататься, ничего не делая, подобно тени, по знакомым. Стены моей квартиры мне ненавистны; возвращаясь в них, иду с отчаянием в душе, словно узник в тюрьму…».
Поэтому Белинский сделал шаг к семейной жизни обдуманно и взвешенно. Тем более что опыт разочарований у него уже был. В 1835 году сестра Михаила Бакунина Александра Александровна отвергла его любовь.
В конце 1838 года Александра Бакунина в одном из писем написала, касаясь недавнего романа с Белинским: «Его фантазия ко мне прошла… Бог услышал молитвы мои. Он теперь покоен, счастлив, и Бог пошлет ему ангела, который утешит, успокоит его в этом мире. Я страдала, я глубоко страдала с ним за него. Бог позволит мне и радоваться, смотря на его счастье».
Как признавался сам Белинский, «жажда любви» превратилась в нем «в какую-то томительную хроническую болезнь… Я стал мечтать о разумном браке, забывши, что – как бы ни был он разумен, а для него нужны средства и средства».
Всего несколько месяцев продлился роман Белинского с дочерью актера Михаила Щепкина – тоже Александрой. Но тут и все кончилось ничем. «Боже мой, сколько мук, подавляющих страданий, наконец, отчаяния, ужаса и унижения в собственных глазах!» – писал Белинский в октябре 1839 года.
Долгожданным ангелом стала для Белинского дочь священника Мария Орлова. Она училась в Московском Александровском институте, потом стала домашней гувернанткой, а затем — классной дамой Александровского института. Летом в 1843 году Белинский сделал ей предложение. По-видимому, как отмечают исследователи, Орлова выделялась из общей среды, из обычного «института» дам и девиц, иначе взыскательный и требовательный Белинский не мог бы обратить на неё внимание.
Свадьба Виссариона Белинского и Марии Орловой состоялась в Петербурге 12 ноября 1843 года. Казалось бы, спасение от одиночества было найдено. Тем нее менее, уже вскоре Белинский стал осознавать, что его кипучая натура не годится для безмятежной семейной жизни. «Жена Белинского имела, напротив, очень ясное понятие о значении своего мужа, которого любила и уважала глубоко. Только между ними никогда не было видно никакой излишней нежности, любовь их была слишком целомудренна, и оба не любили выказывать своих чувств. Белинский очень ценил литературный вкус и такт жены и подчас удивлялся меткости и верности ее суждений.
Много радости принесло Белинскому рождение дочери Ольги 13 июня 1845 года. Что же касается жены, то, похоже, что в разлуке он любил ее больше, чем дома. 24 ноября 1846 года в семье Белинских родился сын Владимир. Но в марте он умер.
Смерть ребенка и весна окончательно подкосили его. «Я болен и крепко болен» — сознавал сам Белинский. С юных лет он боялся заболеть туберкулезом, но именно он и свел его в могилу. В начале 1847 года Белинский отправился поправлять здоровье за границу, лечился во Франции и Германии, но это не помогло. Заграничные врачи оказались бессильны. Умер Белинский 7 июня 1848 года в возрасте 36 лет.
2 ТВОРЧЕСТВО БЕЛИНСКОГО
После отчисления из университета положение дел оказалось крайне неблагоприятным, юноша был вынужден искать любой заработок. Сначала это были какие-то уроки, потом Белинский попытался перевести французский роман, но труд не принёс долгожданного заработка.
Наконец, он снова вернулся к сочинительству и написал стихотворение «Русская быль». Его напечатали в маленьком журнале «Листок» и выплатили гонорар. Это единственное сохранившееся стихотворение Белинского. По стилистике оно близко к русской народной песне.
Через время в этом же журнале была напечатана его заметка об одной брошюре, разбиравшей «Бориса Годунова» Пушкина. Через редакцию журнала Белинский познакомился с поэтом Алексеем Кольцовым, с которым они сильно сдружились. Виссарион Григорьевич по достоинству оценил поэтическое дарование Кольцова и позже сделался его биографом.
В 1832 году Виссарион Григорьевич сблизился с университетским студенческим кружком Николая Васильевича Станкевича, который собрал вокруг себя многих выдающихся представителей русской молодёжи. Они занимались изучением трудов немецкой идеалистической философии: Кант, Фихте, Шеллинг и Гегель.
В 1833 году Виссарион Белинский лично познакомился с Николаем Ивановичем Надеждиным, издававшим московские журналы «Телескоп» и «Молва». Знакомство открыло Белинскому дорогу в публицистику. Надеждин, справедливо оценив талант юноши, сделал его литературным критиком в своих журналах.
В 1834 году в газете «Молва» (литературное приложение к «Телескопу») была напечатана первая большая статья Белинского «Литературные мечтания (Элегия в прозе)». В статье, которая помещалась частями в десяти номерах газеты, был изложен в виде стройной философской и эстетической концепции обзор истории русской литературы.
Статья произвела на читателей сильное впечатление. В ней ещё чувствовалось влияние Надеждина, критикующего романтизм за отвлечённые мечтания, и влияние кружка Станкевича, из которого Белинский почерпнул идею личного саморазвития, безотносительно к окружающей действительности. Тем не менее смелым ниспровержением старых авторитетов и литературных канонов, а также требованием к искусству быть народным, Белинский внёс в критику совершенно новый стиль повествования, а искренностью и стремлением к истине взял недосягаемую высоту.
Во время пребывания Надеждина в 1835 году за границей, редактура журналов была доверена Белинскому. За это короткое пребывание редактором Виссарион Григорьевич приложил много усилий, чтобы повысить читаемость «Телескопа» и «Молвы».
Он опубликовал ещё одну критическую статью «Ничто о ничём, или отчёт г. издателю „Телескопа“ за последнее полугодие (1835) русской литературы». В ней критик также указывает на отсутствие в России народной литературы, но связывает надежды с появлением повестей Гоголя и поэзией Кольцова. Отчёт также перекликается со статьёй Надеждина «Европеизм и народность в отношении к русской словесности». Оба автора критикуют теорию «официальной народности» и вступают в конфликт с журналом «Московский наблюдатель», который стоял на славянофильских позициях.
Осенью 1837 года он возвращается в Москву в мыслях о решении финансовых проблем.
Только в 1838 году Белинский смог найти работу. Уже убыточный на тот момент журнал «Московский наблюдатель» взял в аренду книготорговец и типографщик Степанов и принял на себя издательские обязанности. Неофициальным редактором «Московского наблюдателя» по его просьбе стал Виссарион Григорьевич. С его приходом обновился состав сотрудников за счёт бывших участников кружка Станкевича. Журнал стал рупором идей немецкой философии, в том числе философии Гегеля.
В своих многочисленных критических статьях, напечатанных в «Московском наблюдателе», Белинский продолжал отстаивать принцип примирения с действительностью, осуждая протестующее искусство и возвышая в творчестве созерцание жизни и внутреннюю гармонию, что наиболее полно, по мнению критика, было выражено в творчестве Гёте.
В 1839 году издание «Московского наблюдателя» прекратилось из-за недостатка подписчиков. При этом «неистовый Виссарион» даже не думал отступать от своих взглядов. Его не поколебали ни закрытие журнала, ни ссора с Александром Ивановичем Герценом и Николаем Платоновичем Огарёвым, которые стояли на позициях непременных политических изменений в России.
Белинский снова оказался без постоянного дохода, но уже в более выгодном положении. За время работы в «Телескопе» и «Московском наблюдателе» он сделал себе имя.
2.1 ЖИЗНЬ КРИТИКА В САНКТ-ПЕТЕРБУРГЕ И СМЕНА ВЗГЛЯДОВ
В апреле 1939 года издатель петербургского журнала «Отечественные записки» Андрей Краевский послал своего сотрудника, писателя Ивана Панаева, в Москву, чтобы договориться с Белинским о совместной работе. Виссарион Григорьевич сразу согласился взять на себя критический отдел в «Отечественных записках».
Первые три статьи Виссариона Григорьевича на новом месте («Бородинская годовщина», о «Горе от ума» и «Менцель, критик Гёте»), ещё с большей силой выражают веру в правильность примирения с действительностью. Как выразился Герцен, Белинский «дал по нас последний яростный залп».
Критик поселился на Грязной улице, близ Семёновских казарм, в деревянном двухэтажном доме, в котором занял одну комнату. Между тем действительность столичной жизни произвела не самое благоприятное впечатление на Белинского. Он так описывает первые дни пребывания в городе:
Санкт-Петербург сильно повлиял на Виссариона Григорьевича, именно в нём он увидел и ощутил, что действительность, в которой царит крепостное право, не соответствует разумности и гармонии. Сам Белинский признавался, что Санкт-Петербург убедил его в неверности идей примирения с действительностью больше, чем все словесные доводы. В Белинском произошла кардинальная ломка старых убеждений, он в письмах к друзьям «проклинал» своё примирение и чувствовал себя «выздоравливающим», а статью «Бородинская годовщина» определял как «промах» и «глупая статейка». В 1840 году Герцен и Белинский помирились.
К 1842 году Белинский окончательно приходит к убеждению о необходимости полного переустройства России революционным путём. Философской основой его литературной критики становится социализм. Как он сам признавался, социализм стал для него «идеей идей».
Работы в эти годы у Виссариона Григорьевича было немало. Редактор журнала возложил на него обязанность не только писать критические статьи о русской литературе, но и рецензии на азбуки, сонники, гадательные книги и много другое, в чём зачастую критик не разбирался. Работа сильно выматывала. В 1845 году у критика развилась чахотка. Для лечения он отправляется со своим другом, артистом Щепкиным, на юг России. Перед поездкой Белинский уходит из «Отечественных записок».
Вернувшись в Петербург, Виссарион Григорьевич узнаёт, что его друзья Николай Некрасов и Иван Панаев решили приобрести журнал «Современник». Возможность работать в том самом «Современнике», который когда-то издавал Пушкин, воодушевила критика. В 1847 году издание окончательно перешло в руки новым владельцам. «Современник» сразу же сделался самым популярным и авторитетным литературным и общественно-политическим журналом. К работе в нём помимо Белинского были привлечены самые выдающиеся писатели того времени. Как всегда, Виссарион Григорьевич с полной самоотдачей погрузился в работу, как будто не замечая постоянной физической боли. Однако его силы уже начинали таять.
2.2 ПИСЬМО К ГОГОЛЮ
В 1847 году Виссарион Григорьевич отправляется лечиться на немецкий курорт Зальцбрунн. Там он получает письмо Николая Васильевича Гоголя с ответом на критику своей последней книги «Выбранные места из переписки с друзьями». В этом произведении писатель выражает идеи славянофилов и говорит о христианском послушании, терпении и покорности русского народа. В своём письме Гоголь упрекает Белинского за резкость статьи о книге.
Письмо Гоголя разбудило в Белинском последние искры былого пламени «неистового Виссариона», как и прежде, он готов был наброситься на оппонента с полной силой, забывая о своей болезни. Его ответ Гоголю был не просто ответом писателю, это был ответ всей несправедливости, которая существовала в государстве.
«Россия видит своё спасение не в мистицизме, не в аскетизме, не в пиетизме, а в успехах цивилизации, просвещения гуманности. Ей нужны не проповеди (довольно она слышала их!), не молитвы (довольно она твердила их!), а пробуждение в народе чувства человеческого достоинства, сколько веков потерянного в грязи и навозе, права и законы, сообразные не с учением церкви, а со здравым смыслом и справедливостью… И в это время великий писатель, который своими дивно-художественными творениями так могущественно содействовал самосознанию России, давши ей возможность взглянуть на самое себя как будто в зеркале, — является с книгою, в которой во имя Христа и церкви учит варвара-помещика наживать от крестьян больше денег…
Проповедник кнута, апостол невежества, поборник обскурантизма и мракобесия, панегирист татарских нравов — что Вы делаете?!!» - отрывок из письма.
«Письмо Н. В. Гоголю» стало громом среди ясного неба. Публиковать его где-либо, было запрещено до 1905 года, и текст распространялся только в виде рукописных копий среди интеллигенции нелегально. Именно за чтение «Письма» Фёдора Михайловича Достоевского приговорили к смертной казни, которая была заменена каторгой. Ещё долгое время после смерти Белинского его имя не разрешалось упоминать в печати, и заменялось выражением «критик гоголевского периода».
Виссарион Григорьевич до конца своих дней был патриотом России и верил в её светлое и великое будущее. Он оставил глубокий след, как в литературной критике, так и в становлении революционных идей в нашей стране. О роли Белинского лучше всего написал поэт Николай Алексеевич Некрасов в произведении «Медвежья охота».
3 БЕЛИНСКИЙ И ПЕНЗА
Детство и юность великого литературного критика Виссариона Григорьевича Белинского прошли в небольшом уездном городке Чембаре Пензенской губернии, переименованном в 1948 году в город Белинский. Живописно раскинулся он на холмистом правом берегу реки Малый Чембар.
Впервые увидел город Виссарион Григорьевич пятилетним ребёнком осенью 1816 года, когда его отец – Григорий Никифорович Белынский, - выйдя в отставку, переехал сюда, в родные места, вместе с семьёй, состоящей из жены, тёщи, маленьких сыновей – Виссариона и Константина, грудной дочери Саши.
Теперь здесь Государственный музей-усадьба В.Г. Белинского. В мемориальном доме семь комнат: прихожая, кабинет Г.Н. Белынского, гостиная, детская, буфетная, столовая и спальня. Обстановка жилых комнат восстанавливалась по воспоминаниям современников и по письмам Белинского. Во дворе восстановлены две постройки – приёмная для больных и кухня, отделённая от дома просторными тёплыми сенями.
Будущий критик отличался живостью ума и прекрасной памятью. Он рано выучился грамоте и в 1822г. был принят в только что открывшееся Чембарское уездное училище. В Чембаре Белинский слыл за ученика даровитого и прилежного. Именно в училище к Виссариону пришла любовь к книгам и литературе.
Будучи ещё мальчиком Белинский общался с крестьянами. Посещая шумные чембарские ярмарки, слушал шутки и поговорки балагуров, знакомлся с народной поэзией, заунывными, полными тоски песнями нищих-слепцов, преданиями. Любил слушать военные истории отца – участника Отечественной войны 1812г. Виссарион Григорьевич был страстным читателем.
После окончания уездного училища осенью 1825 г. Виссарион Григорьевич поступил в Пензенскую гимназию. И именно в Пензе, будучи учеником гимназии, он впервые посетил театр, который полюбил на всю оставшуюся жизнь. В Пензе он жил самостоятельно и в большой бедности. Но тем не менее, несмотря на нехватку денег, критик находил средства, чтобы посещать спектакли крепостного театра, которыё содержал помещик Г.В. Гладков.
Любовь к дому, малой родине никогда не остывала в душе Белинского. На святки, пасху и летнюю вакацию он уезжал из Пензы в Чембар.
Стремясь к знаниям, Белинский в 1828 г. решил бросить обучение в гимназии и поступать в Московский университет. Успешно сдав экзамены, он стал студентом словесного отделения этого университета. (Прошение о приёме он подписал фамилией Белинский, смягчив букву «ы» на «и»). Уехав в Москву Виссарион Григорьевич продолжал интересоваться родными .
Спустя год, летом 1830 г., приехав на летние каникулы домой, В.Г. Белинский последний раз был в Чембаре, навестив пензенские края. Именно в Чембаре в 1830 г. он начал работу над своей драматической повестью «Дмитрий Калинин».
На протяжении всей своей жизни В.Г. Белинский ни разу не забыл о своей родине, он упоминал её и в своих критических статьях. Своеобразным признанием в любви к ней можно считать подпись «Чембар» под опубликованный им в «Молве» статье «Литературные мечтания».
Из всего вышесказанного можно сделать вывод о том, что Пензенский край оставил неизгладимый след в душе будущего критика – Виссариона Григорьевича Белинского. Именно здесь началось формирование его мировоззрения, именно здесь стали складываться эстетика и принципы его творчества.
3.1 ПАМЯТНИКИ БЕЛИНСКОМУ В ПЕНЗЕ
Первый памятник Белинскому в Пензе: от момента изготовления первого бюста Белинскому до его установки прошло более 10 лет!
В конце девятнадцатого века - 3 мая 1897 года общим собранием членов Пензенской общественной библиотеки имени М.Ю. Лермонтова было направлено обращение, с просьбой ходатайствовать соизволение на открытие всероссийской подписки на памятник В.Г. Белинскому в связи с исполнявшимся 26 мая следующего года 50-летием со дня смерти критика. Тогда Министерство внутренних дел разрешения на установить памятник не дало.
Однако это событие не осталось незамеченным. Дочь Белинского Ольга Виссарионовна Бенси, проживавшая во Франции, узнала о намерении пензенцев установить памятник ее отцу. И в ответ на это, в благодарностью откликнулась пензенцам. Очень скоро из Парижа был привезен небольшой бюст Белинского работы скульптора М.Я. Каплана. Бюст был привезен в Пензе председателем правления библиотеки имени М.Ю. Лермонтова В.М. Мануйловым в 1898 году.
Но до установки дело дошло не сразу... Это произошло лишь 1911 году, когда в Пензе торжественно отмечали столетие рождения великого критика. Именно тогда Бюст Белинского был установлен в Парке "Верхнее гулянье", а сам парк в это же время стали называть парком Белинского.
Однако в 1918 году бюст был разрушен во время белочешского мятежа.
Второй памятник Белинскому установлен на улице Московской, напротив Пензенского областного театра. Его можно назвать самым монументальным в Пензе. Сам памятник был заложен в 1948 году. На закладке присутствовали писатели: А. Фадеев, И. Эренбург, П. Замойский, Ф. Гладков, П. Вершигора, академик В. Виноградов и др. Сам памятник торжественно открыт спустя 6 лет 10 июля 1954 года.
Автором скульптуры является народных художник СССР, лауреат Ленинской премии Евгений Вучетич, который, так же, как и автор постамента, действительный член академии архитектуры СССР, лауреат государственной премии СССР Леонид Поляков, присутствовал при открытии памятника.
На постаменте высечена надпись: "Виссарион Григорьевич Белинский. 1811 – 1848".
Скульптура была отлита на Ленинградском заводе "Монументскульптура". Высота постамента 5 метров, самой скульптуры – 5,5 метров.
Этот памятник является объектом культурного наследия федерального значения.
Третий памятник (бюст) Белинскому находится в тихом сквере на перекрёстке улиц Белинского и Горького. До 1911 года улица Белинского носила название — Линия присутственных мест. Памятник появился же здесь в 1981 году. Его автор — уроженец Пензенской области Николай Акимович Теплов (1923 — 1984).
Интересно, что 1 июня 1911 года было освящено место под закладку Дома имени Белинского на углу современных улиц Белинского и Лермонтова. Но строительство было начато лишь в 1914 году в связи со столетием со дня рождения М. Ю. Лермонтова, но было прервано Первой мировой войной и последующими революционными событиям. Здание было завершено в 1928 году и стало Пензенской областной научной библиотекой им. М. Ю. Лермонтова.
3.2 МУЗЕЙ-УСАДЬБА В. Г. БЕЛИНСКОГО
Единственный в России музей-усадьба, посвящённый критику В.Г. Белинскому находится в Пензенской области, в городе, где известный публицист провёл детство и отрочество. Музей Виссариона Григорьевича был открыт в июне 1938 года в мемориальном доме семьи Белинских в городе Чембар (в 1948 году переименованном в город Белинский) при поддержке Н.К. Крупской. Основателем и первым директором музея был Александр Иванович Храмов.
Первоначально экспозиция музея размещалась в деревянном здании, возведенном на каменном фундаменте, где проживали Белинские. Дом с семью комнатами и кухней в наши дни представляет мемориально-бытовую экспозицию, где находятся личные вещи и предметы быта семьи критика, а также его личная библиотека. В 1942 году музею было передано одноэтажное здание Чембарского уездного училища, построенного в 1822 году по проекту архитектора Аллисандровского. Дом с четырьмя колоннами и небольшой верандой имеет три изолированные комнаты и достаточно просторный зал. В здании воссозданы интерьеры классных комнат гимназии с учебными пособиями и книгами русских и зарубежных писателей 18-19 вв. В 1969 году музей преобразован в музей-усадьбу, а двумя годами позже на территории усадьбы была установлена бронзовая скульптура русского мыслителя, публициста и критика В.Г.Белинского.
Музей-усадьба В.Г.Белинского, основной фонд которого составляет литературная экспозиция и прижизненные издания писателя, также содержит большое количество краеведческого материала. В 1992 году на территории музея-усадьбы была установлена скульптура "Журавушка"- символ города, изображённый на гербе.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Виссарион Григорьевич Белинский — литературный и театральный критик, историк и теоретик литературы и искусства, публицист. Он написал около 1,1 тыс. статей и рецензий. Его оценки творчества многих классиков русской литературы стали хрестоматийными.
Самая значительная заслуга Белинского перед отечественной словесностью это то, что критик «вывел, что такое литература, чем она занимается, чему служит и ради чего мобилизует под свои знамёна наиболее замечательные умы». Именно этим Белинский, положил начало такому органическому, живому литературному процессу, при котором дела устраивались по Дарвину, то есть стихи, проза журдэновского пошиба обрекались на прозябание в настоящем и забвение в будущем, а талантливой литературе… обеспечивался читатель. «…Белинский сделал для словесности то, что сделал для химии Менделеев, ибо он не изобрёл ничего, кроме порядка, открывшего широкую перспективу. И уже поэтому был титан» - писал В. Пьецух (2, с. 94).
В процессе работы над индивидуальным проектом, стало ясно: следует больше внимания уделить русским критикам и изучению их творчества, оценивать их вклад в жизнь современного общества. Поэты, писатели и критики подобные Виссариону Белинскому, были теми, кто хотел изменить жизнь с помощью своих произведений, достучаться до народа и показать, что происходит в стране.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Арзамасцев В.П. Музей-усадьба В.Г. Белинского / В.П. Арзамасцев, Е.А. Гра- чёв. – Саратов : Приволж. кн. изд-во, 2019. – 104 с
2. Гаецкий Ю.А. К далёкому утру. Повесть о Белинском / Ю.А. Га- ецкий. – М. : Детгиз, 2023. – 334 с.
3. Егоров Б.Ф. Литературно-критическая деятельность В.Г. Белинско- го : пособие для учителя / Б.Ф. Егоров. – М. : Просвещение, 2020. – 175 с.
4. Жизнь и творчество В.Г. Белинского. Материалы для выставки в школь- ной и детской библиотеке. – М. : Дет. лит., 2020. – 14 с., 25 л. ил.
5. Кийко Е.И. В.Г. Белинский : очерк лит.-крит. деятельности / Е.И. Кийко. – М. : Просвещение, 2022. – 176 с.
6. Козлова Л.П. Жил труженик с высокою душой : док. очерк / Л.П. Козло- ва, Т.В. Камчатова. – Л. : Дет. лит., 2021. – 128 с. : ил.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Рис. Виссарион Белинский