Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 23.11
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Важность социализации детей с ограниченными возможностями здоровья в современном обществе | Сергушенкова Екатерина Юрьевна. Работа №351750

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Процесс социализации детей с особенностями – это сложный, противоречивый и динамичный процесс. Успешность социализации личности особенного ребёнка во многом зависит от влияния социализирующих агентов, помогающих ему осваивать необходимые социальные роли, ценности и нормы, стереотипы поведения. Также включение ребёнка с особыми потребностями в общество определяется многими факторами: организацией образовательного процесса и свободного времени, условиями обучения, воспитания, компетентностью педагогов, социальным окружением, доступностью среды, полноценным участием в общественной и культурной жизни и многими другими. Важность социальной адаптации детей с ОВЗ сложно переоценить. Она помогает им «включиться» в общество, стать его частью, освоить нормы поведения, подготовиться к самостоятельной жизни. В процессе социализации ребёнок приобретает знания, умения и навыки, необходимые для жизни среди людей. Активное участие таких детей в жизни общества способствует дальнейшему развитию экономики страны и её стабильному функционированию, ведь среди них есть талантливые ребята, способные привнести что-то новое в общество, поэтому очень важно уделять особое внимание их социализации.

Важность социализации детей с ограниченными возможностями здоровья в современном обществе

Человек – единственное существо на Земле, которое вынуждено проходить сложный и долгий процесс социализации, отдельные формы которой протекают на протяжении даже всей его жизни. Если новорождённого ребёнка оставить в лесу и там он чудесным образом выживет, то в дальнейшем он не сможет удачно взаимодействовать с представителями своего вида. В отличии от животных, которые благодаря инстинктам все же имеют больше шансов влиться в «общество» своих сородичей. Именно поэтому для каждого человека важна социализация.

Социализация – это процесс и результат усвоения человеком социальных ценностей, в том числе, и норм поведения, необходимых для его функционирования в данном обществе. Особенно важна социализация для детей с ограниченными возможностями здоровья. В силу своих особенностей они больше «оторваны» от общества и нуждаются в повышенном внимании, так как в жизни таких детей и в семьях, в которых они воспитываются, возникает много трудностей и проблем.

Основными социальными проблемами семей с детьми с ограниченными возможностями здоровья являются барьеры в осуществлении прав на охрану здоровья, социальную адаптацию, образование, свободу передвижения и трудоустройство для родителей. К сожалению, не везде имеется доступная среда не только в культурно-досуговых учреждениях, спортивных, но даже медицинских. А специальные образовательные учреждения распределены по стране крайне неравномерно. Это приводит к тому, что дети с особенностями здоровья часто вынуждены учиться в специальных школах интернатах. Попадая в такую школу, они оказываются изолированными от семьи, от нормально развивающихся сверстников и от общества в целом, что ограничивает их социализацию. Подобные образовательные учреждения позиционируются как социализирующие. Однако, практика показывает, что далеко не каждый выпускник данного учреждения продолжает обучаться в профессиональном училище. И, конечно, не все они имеют возможность трудоустроиться после окончания обучения в коррекционном учреждении по специальности, полученной в нём. С трудоустройством родителей также возникают сложности, так как не каждый работодатель готов предоставить льготы для них. Сталкиваясь с подобными трудностями у семей часто опускаются руки, так как они не всегда могут рассчитывать на помощь и поддержку от окружающих.

Главная же проблема самих детей с ОВЗ заключается в нарушении их связи с миром, в бедности контактов со сверстниками и взрослыми, ограниченной мобильности, недоступности ряда культурных ценностей, а иногда и образования. Эта проблема является следствием не только субъективного фактора, которым является состояние психического и физического здоровья самого ребёнка, но и результатом социальной политики. К большому сожалению, наше общество всё ещё не готово принять детей-инвалидов. До сих пор существует предвзятое отношение к людям с особенностями и «навешивание социальных ярлыков». Не многие в обществе готовы спокойно воспринимать отличающееся от признанных норм поведение человека. Ребёнок, имеющий инвалидность, может быть также способен и талантлив, как и его сверстник, не имеющий проблем со здоровьем, но обнаружить свои возможности, развить их, приносить с их помощью пользу обществу, ему мешает неравенство возможностей. Кроме того, не каждый знает, как общаться с особенными людьми или, как помочь им, даже, если есть желание.

Проблемы социализации детей с ограниченными возможностями решаются в условиях целенаправленного социально-педагогического воздействия через их включение в доступные области бытовой, индивидуальной и общественно значимой деятельности с учётом личных интересов и возможностей детей. Процесс социализации будет иметь положительный результат, при условии интеграции таких ребят в общество, чтобы они могли приобрести и усвоить определенные ценности и общепринятые нормы поведения, необходимые для жизни в обществе. При этом эффективность социальной интеграции лиц с ОВЗ во многом будет зависеть от:

- полноты и достоверности информации о проблемах детей с ОВЗ;

- правовой грамотности в их отношении учителей и учащихся различных образовательных учреждений;

- в целом толерантности к людям с ограниченными возможностями и воспитания её в общеобразовательных школах, а также желания и умения оказать детям-инвалидам помощь в их самореализации.

Для достижения целей социализации особенным детям должны оказывать поддержку не только родители, но и разные специалисты: педагоги, психологи, логопеды, дефектологи, социальные службы и многие другие. В России формируется и действует сеть реабилитационных учреждений, школ-интернатов, центров социальной помощи семье и детям, спортивно-адаптивных школ и многое другое. Кроме того, постепенно вводят инклюзивное образование – подход, который обеспечивает равные возможности для обучения и развития всех учащихся, включая детей с ограниченными возможностями здоровья. Основная идея такого образования состоит в том, чтобы предоставить всем детям доступ к качественному образованию в общем образовательном учреждении, а не учить детей с ОВЗ отдельно в специальных учебных заведениях. Инклюзивное образование стремится создать безбарьерную среду, которая учитывает индивидуальные потребности каждого ученика и предоставляет соответствующую поддержку и адаптацию программы обучения. Таким образом дети с малых лет учатся взаимодействовать друг с другом и принимать особенности каждого из членов коллектива.

Всё это направлено на помощь особенным деткам в их адаптации к современному обществу, но всё равно их социализация проходит сложнее, чем у основной массы детей. Многие авторы, например, Л.М. Шипицына, Т. Н. Пименова, С. В. Паршутина, пишут о том, что ребёнок с ограниченными возможностями испытывает сложности проникновения в суть человеческих взаимоотношений, поскольку он не в состоянии их испытать теми способами, которые доступны остальным детям. Основная проблема у особенного ребёнка содержится в нарушении его отношения с миром в целом: бедность контактов со ровесниками и взрослыми, ограниченная мобильность, недостижимость ряда культурных ценностей, образования и так далее. Так же в силу ограниченности контактов, успешность его социализации во многом будет зависеть от влияния людей, которые помогают этому ребёнку осваивать необходимые социальные роли, ценности, нормы и стереотипы поведения. Именно поэтому очень важно готовить профессиональный, квалифицированный педагогический персонал, который будет сопровождать детей с особенностями в школьном коллективе, готовить их к дальнейшей взрослой жизни и консультировать родителей о тонкостях воспитания и социализации. Решение социальных проблем особенных детей может быть только комплексным, с участием органов управления социальной защиты населения, экономики, здравоохранения, культуры, образования, транспорта, строительства и прочее. При комплексном взаимодействии различных государственных и общественных структур можно достичь такого уровня адаптации детей с ОВЗ, что они смогут в будущем трудиться и вносить свой посильный вклад в развитие экономики страны

В заключение стоит отметить, что процесс социализации детей с особенностями – это сложный, противоречивый и динамичный процесс. Успешность социализации личности особенного ребёнка во многом зависит от влияния социализирующих агентов, помогающих ему осваивать необходимые социальные роли, ценности и нормы, стереотипы поведения. Также включение ребёнка с особыми потребностями в общество определяется многими факторами: организацией образовательного процесса и свободного времени, условиями обучения, воспитания, компетентностью педагогов, социальным окружением, доступностью среды, полноценным участием в общественной и культурной жизни и многими другими. Важность социальной адаптации детей с ОВЗ сложно переоценить. Она помогает им «включиться» в общество, стать его частью, освоить нормы поведения, подготовиться к самостоятельной жизни. В процессе социализации ребёнок приобретает знания, умения и навыки, необходимые для жизни среди людей. Активное участие таких детей в жизни общества способствует дальнейшему развитию экономики страны и её стабильному функционированию, ведь среди них есть талантливые ребята, способные привнести что-то новое в общество, поэтому очень важно уделять особое внимание их социализации.

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×