Вариативные способы распространение педагогического опыта педагога | Шатилова Мария Олеговна. Работа №314950
Изучение педагогического опыта по своему характеру есть исследовательская деятельность, требующая непосредственного наблюдения живого педагогического процесса, научного осмысления изучаемого педагогического явления, анализа и сравнения результатов, подтверждения конкретными примерами педагогической деятельности автора опыта, что требует специальных знаний, высокого уровня педагогической квалификации и, что немаловажно, достаточного количества времени.
К вариативным способам распространения педагогического опыта можно отнести такие виды взаимодействия, как руководство производственной практикой, которое включает в себя: мастер-классы, подготовка и проведение массовых городских туристско-краеведческих мероприятий, походы и экскурсии, профориентационную работу.
Таким образом, я рекомендую педагогам дополнительного образования, описанный опыт работы, как один из эффективных способов распространения педагогической деятельности на Муниципальном уровне.
Муниципальное учреждение дополнительного образования
«Дворец творчества детей и молодежи» г. Воркуты
«Вариативные способы распространение педагогического опыта педагога туристско-краеведческой направленности»
Автор: Шатилова Мария Олеговна,
педагог дополнительного образования
МУДО «ДТДиМ» г. Воркуты.
E-mail: maryblond07@mail.com
2023
Введение
Только опыт и незаметный каждодневный труд …
…дают возможность создать что-то более верное и законченное.
Винсент Ван Гог
Современная ситуация в образовании, изменение статуса и задач дополнительного образования, новые требования к нему со стороны государства, детей и родителей, а также ряд других причин придают особую актуальность профессиональной компетентности педагога. Профессионально компетентным можно назвать педагога, который на достаточно высоком уровне осуществляет не только непосредственную педагогическую деятельность, педагогическое общение, достигает стабильно высоких результатов в обучении и воспитании учащихся, но и педагога, способного обобщать и делиться собственным опытом.
Туристско-краеведческая деятельность, как и в целом дополнительное образование, имеет неограниченные возможности в вопросах трансляции и распространения педагогического опыта.
К педагогическому опыту относят такую практику, которая содержит в себе элементы творческого поиска, новизны, оригинальности, то, что иначе называется новаторством. Такой педагогический опыт особенно ценен потому, что он прокладывает новые пути в педагогической практике и педагогической науке.
Находя и используя всё новые и новые оригинальные приёмы или по-новому, эффективно сочетая старые, педагог постепенно становится подлинным новатором. Из этого следует, что распространять и внедрять в практику организаций образования надо анализировать, обобщать и распространять любой положительный опыт педагогов.
Передовой педагогический опыт должен быть источником решения педагогических проблем. Основной проблемой туристско-краеведческой направленности является кадровая недостаточность, особенно остро стоит вопрос - отсутствия достаточного количества квалифицированных специалистов в данной области.
Поэтому уникальность распространения представляемого опыта, описанного в данной методической рекомендации, – это нестандартные – вариативные способы передачи педагогического опыта студенческой молодежи.
Методические рекомендации предназначены для педагогов дополнительного образования, а также будут полезны другим педагогическим работникам.
Традиционные формы распространения педагогического опыта
Педагогический опыт в широком смысле – это такое мастерство педагогов, которое дает стабильно высокие результаты в обучении и воспитании учащихся; в развитии конкретного педагога, воспитателя, руководителя; в самосовершенствовании профессионально-педагогической компетенции педагогических работников образовательных учреждений.
Педагогический опыт в узком смысле означает такую педагогическую практику, которая творчески использует все лучшее из теории, вносит новизну и прокладывает дорогу неизвестному, позволяющему совершенствовать качество и результаты образовательно-воспитательной деятельности.
Изучение, обобщение и распространение педагогического опыта является одним из наиболее трудоемких и сложных направлений в должностных обязанностях методистов и, как правило, в большинстве дошкольных учреждений это наиболее труднореализуемый раздел методической работы с кадрами.
Распространение опыта проводится в различных формах и осуществляется на различных уровнях: внутри образовательной организации, на муниципальном, республиканском, всероссийском и т.д.
Выделяют три основных вида распространения опыта:
● публичное выступление: доклад, выступление.
● описание практики: статья, методические рекомендации.
● демонстрация практики: мастер-класс.
Публичное выступление – процесс передачи информации, основная цель которого убедить слушателей в правильности тех или иных положений. Наиболее распространенными формами публичного выступления при обобщении инновационных педагогических практик являются доклад и выступление.
Доклад – развернутое сообщение, которое раскрывает какую – либо важную профессиональную проблему. По времени доклады могут длиться от 10-15 минут до 2-3 часов. Выступление – краткое сообщение по какому – либо вопросу. Выступления всегда кратки – 3-5 минут, тема может быть выбрана заранее в рамках обсуждаемой проблемы, либо сформулирована в ходе обсуждения проблемы.
Статья – одна из важных форм обобщения инновационной педагогической практики. Главная цель публикации – это возможность раскрыть оригинальные аспекты и индивидуальные алгоритмы решения педагогических задач.
Статья представляет собой самостоятельную описательную текстовую единицу, законченное произведение, освещающее определенную тему, идею, вопрос, содержащее элементы их анализа, и предназначена для периодического, продолжающегося издания или непериодического сборника. В статье конкретно и в сжатой форме излагается современное состояние описываемого вопроса, ключевые тенденции в исследовании и практический опыт автора по его решению. Обобщение инновационного педагогического опыта обычно представлено в форме научно-методической или методической статей. Цель научно-методической статьи – освещение актуальной педагогической проблемы, разработка определённого способа ещё решения на уровне методики и технологии. Методическая статья носит практико-ориентированный характер, предполагает раскрытие методических аспектов освещаемой автором педагогической проблемы. представлять собой дидактически и методически обработанный и систематизированный автором словесный материал и отвечать основным формальным требованиям: точность и достоверность приведенных сведений; четкость и ясность изложения материала; доступность информации; лаконичность; логичность и последовательность; систематичность и преемственность излагаемого материала; четкость структуры; соответствие языка изложения нормам литературной речи.
Методические рекомендации – один из наиболее распространенных видов печатной методической продукции, способ обобщения инновационной педагогической практики. Методические рекомендации содержат в себе раскрытие одной или нескольких частных методик. Их задача - рекомендовать наиболее эффективные, рациональные варианты, образцы действий, применительно к определенной группе лиц или деятельности.
Демонстрация инновационной педагогической практики Мастер-класс – это одно из основных средств передачи концептуальной идеи авторской педагогической системы, форма обобщения и распространения педагогического опыта. Цель мастер-класса – создать условия для профессионального самосовершенствования педагога.
Традиционные виды распространения опыта - популярны, эффективны, но чаще всего не являются вариативными.
Вариативные способы распространение педагогического опыта педагога туристско-краеведческой направленности
С 2014 года в рамках договора о сотрудничестве с Государственным профессиональным образовательным учреждением «Воркутинский педагогический колледж» и Муниципальным учреждением дополнительного образования «Дворец творчества детей и молодежи» г. Воркуты, являюсь руководителем производственной практики студентов 2-3х курсов специальности «Преподавания в начальных классах» Междисциплинарного курса «Основы организации работы физкультурно-оздоровительной деятельности».
Практика имеет целью комплексное освоение студентами всех видов профессиональной деятельности, формирование общих и профессиональных компетенций, а также приобретение необходимых умений и опыта практической педагогической работы.
Цель нашей совместной деятельности – формирование общих и профессиональных компетенций будущих педагогов.
В ходе производственной практики распространение опыта происходит в различных формах, которые позволяют:
- на экскурсиях - познакомить будущих педагогов с нашим Дворцом, как с крупнейшим учреждением дополнительного образования города;
- дать информационную справку об основных существенных отличиях общего образования от дополнительного (таких как, например, свободный выбор ребенком вида занятий, отсутствие стандартов и обязательных программ);
- продемонстрировать современное занятие в системе дополнительного образования, познакомить с методами и технологиями образовательного процесса, раскрыть секреты собственных методических находок таких, как, например, – адаптированные туристические игр. Ну и конечно показать форму самоанализа и анализа занятия;
- провести ряд мастер-классов по предметной туристической компетенции (установка и снятие палатки, вязка туристических узлов, «переноска пострадавшего на дальнее расстояние», определение азимута объекта);
- привлечь студентов к организации и проведению традиционных туристических мероприятий (Туристический слет учащихся образовательных учреждений города и коррекционной школы-интерната 7 вида). Студенты выступали в качестве судей и помощников судей.
- «нельзя понять смысл туризма – сидя дома», поэтому обязательной частью производственной практики является эффективная форма передачи опыта - туристический поход по местам - Ущелье Сапсан, Хребет Уральских гор, вблизи станции Собь, в ходе которого студенты получают уникальный практический туристско-краеведческий и педагогический опыт.
- завершается производственная практика обобщением результатов – составлением портфолио, состоящее из: самоанализа студентов, в котором отражаются полученные компетенции за время практики, методические материалы, полученные во время занятий и мастер-классов, фото отчеты, отзывы.
Все представленные формы являются вариативными, могут меняться в зависимости от целей и задач практики, подготовленности студентов, погодных и других условий.
Вариативность распространения же педагогического опыта заключается в том, что в процессе производственной практики происходит комплексное, всестороннее воздействие на студентов в различных формах передачи опыта, в процессе которого студенты (будущие педагоги) могут проявить себя в различных видах деятельности.
Конечно в этой работе были и сложности: отмена традиционных городских мероприятий, после длительной качественной подготовки, а, следовательно, и невозможность реализации планов; короткий по продолжительности период практики (2 недели); дополнительная нагрузка в виде заполнения отчетной документации.
Несмотря на это, благодаря представленной форме работы, на практических занятиях, в походах, экскурсиях у нас появляются дополнительные необходимые нам человеческие ресурсы, в учебно-воспитательный процесс вносятся новые современные веяния, креативные идеи, а распространение педагогического опыта происходит системно, без отрыва от основной деятельности.
Главным результатом использования вариативных способов распространения собственного педагогического опыта, является ежегодное трудоустройство выпускников Государственного профессионального образовательного учреждения «Воркутинский педагогический колледж» во Дворец творчества детей и молодежи г. Воркуты.
Таким образом, вариативные способы (руководство производственной практикой, подготовка и проведение массовых городских туристско-краеведческих мероприятий, походы и экскурсии, профориентационная работа) – доказывают эффективность распространения педагогического опыта на Муниципальном уровне.
Заключение
Изучение педагогического опыта по своему характеру есть исследовательская деятельность, требующая непосредственного наблюдения живого педагогического процесса, научного осмысления изучаемого педагогического явления, анализа и сравнения результатов, подтверждения конкретными примерами педагогической деятельности автора опыта, что требует специальных знаний, высокого уровня педагогической квалификации и, что немаловажно, достаточного количества времени.
К вариативным способам распространения педагогического опыта можно отнести такие виды взаимодействия, как руководство производственной практикой, которое включает в себя: мастер-классы, подготовка и проведение массовых городских туристско-краеведческих мероприятий, походы и экскурсии, профориентационную работу.
Таким образом, я рекомендую педагогам дополнительного образования, описанный опыт работы, как один из эффективных способов распространения педагогической деятельности на Муниципальном уровне.
Можно выделить следующие рекомендации для педагогов по вопросам распространения опыта:
- У каждого педагога есть передовой опыт, которым можно поделиться, признайте это!
- Оценивайте критически свой опыт. Говоря об успехах, не забудьте рассказать о недостатках, трудностях, ошибках. Главный критерий хорошего опыта - результаты.
- Сохраняйте и накапливайте материалы, отражающие опыт вашей работы (планы, конспекты, дидактические пособия, контрольные и творческие работы учащихся, их вопросы, ответы, свои наблюдения за развитием учащихся).
- Помните, что, обобщая педагогический опыт, вы выполняете важную профессиональную обязанность, способствующую дальнейшему самосовершенствованию и совершенствованию образовательного процесса.
Литература
1. Волынкин В.И. Педагогика в схемах: учеб. пособие – Ростов-н/Д: Феникс. - 2007.
2. Губина Н. Методическая копилка – папка достижений учителя // Сельская школа. 2005. - №4. – С.25-26
3. Кискаев И.А. Оценочный лист профессиональной активности педагога //Методист. – 2006.- №7. –С.46-48
4. Настольная книга методиста / сост. С.А. Титова. – Мн.: Красико-Принт. – 2006.
5. Пахомова Е.М. Проблемы выявления, изучения, обобщения и распространения педагогического опыта в работе учреждений методической службы // Методист. – 2005 - №2.
6. Кузьмина О. М. Учитель из Татева Сергей Александрович Рачинский / О. М. Кузьмина // Традиции и новации в профессиональной подготовке и деятельности педагога. - Тверь : Тверской государственный университет, 2010. - Вып. 9. - С. 305-310.