Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 22.12
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

"Вечная борьба добра и зла" в романе Мастер и Маргарита | Мой кабинет. Работа №346851

Дата публикации:
Автор:
Описание:

«ВЕЧНАЯ БОРЬБА ДОБРА И ЗЛА» В РОМАНЕ «МАСТЕР И МАРГАРИТА»

 

Копина Виктория Сергеевна, учитель

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №5»

 

Аннотация. В данной статье рассматривается тема вечной борьбы добра и зла в романе Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита». Анализируются основные персонажи, символика и философские идеи, представленные в произведении. Через призму сюжета и конфликтов между добром и злом Булгаков создает многослойное произведение, затрагивающее важные вопросы человеческой морали, свободы выбора и природы зла.

Ключевые слова: Мастер и Маргарита, Булгаков, добро и зло, философия, персонажи, мораль.

«ВЕЧНАЯ БОРЬБА ДОБРА И ЗЛА» В РОМАНЕ «МАСТЕР И МАРГАРИТА»

 

Копина Виктория Сергеевна, учитель

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №5»

 

Аннотация. В данной статье рассматривается тема вечной борьбы добра и зла в романе Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита». Анализируются основные персонажи, символика и философские идеи, представленные в произведении. Через призму сюжета и конфликтов между добром и злом Булгаков создает многослойное произведение, затрагивающее важные вопросы человеческой морали, свободы выбора и природы зла.

Ключевые слова: Мастер и Маргарита, Булгаков, добро и зло, философия, персонажи, мораль.

 

Роман Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита» представляет собой уникальное полотно, где переплетаются реальность и фантазия, история и современность, но в центре всего этого лежит тема вечной борьбы добра и зла. Это произведение, написанное в условиях политического и социального напряжения, стало не только отражением эпохи, но и глубоким философским размышлением о природе человеческой жизни и ее моральных выборах.

Одним из центральных персонажей романа является Воланд, который олицетворяет зло. Однако Булгаков не изображает его как простого антагониста. Воланд — сложная фигура, которая, хотя и выступает в роли искусителя, одновременно предоставляет людям возможность выбора и самопознания. Его действия в Москве приводят к тому, что люди сталкиваются со своими истинными желаниями и страхами. Например, сцена с балом у Воланда демонстрирует не только его власть, но и моральные слабости людей, пришедших на праздник. Каждый гость сталкивается с собственными пороками, и этот момент становится ключевым для понимания борьбы добра и зла.

На противоположной стороне находится образ Мастера, который символизирует добро, творчество и страсть. Его любовь к Маргарите и преданность своему делу служат контрастом к хаосу, который приносит Воланд. Мастер — это человек, который заплатил высокую цену за свои убеждения, столкнувшись с бездушной системой, подавляющей свободу творчества. Его страдания и поиски смысла жизни отражают внутреннюю борьбу между добром и злом, где добро представлено в форме истинной любви и искусства.

Маргарита, в свою очередь, становится олицетворением силы любви и готовности идти на жертвы ради своего любимого. Ее путь от обыденной жизни к превращению в ведьму под руководством Воланда демонстрирует, как любовь может трансформировать человека и придавать ему силы. Когда Маргарита вступает в сделку с Воландом, она не предает добро, а, наоборот, стремится защитить своего возлюбленного и восстановить справедливость. Ее действия показывают, что борьба добра и зла не всегда черно-белая, и порой для достижения высоких целей необходимо принимать непростые решения.

Философская составляющая романа становится особенно заметной в диалогах между Воландом и другими персонажами, где Булгаков поднимает вопросы о смысле жизни, свободе воли и сущности зла. Например, в разговоре о том, что люди сами создают свое зло, Булгаков утверждает, что зло — это неотъемлемая часть человеческой природы, и каждый сам решает, как с ним бороться. Это позволяет читателю задуматься о том, что добро и зло не являются абсолютами, а находятся в постоянном взаимодействии.

Символика, использованная в романе, также подчеркивает борьбу между добром и злом. Черный кот Бегемот, служащий Воланду, является не только комическим персонажем, но и олицетворением хаоса и разрушения. Он умеет манипулировать людьми, показывая, как зло может использовать человеческие слабости в своих интересах. В контексте борьбы, представленной в романе, Бегемот становится тем элементом, который нарушает привычный порядок, заставляя людей сталкиваться с собой.

Другим важным элементом является судьба Иешуа Га-Ноцри, который символизирует высшую мораль и истинное добро. Его философия любви и прощения противопоставляется жестокости и неразберихе, характерным для волшебного мира Воланда. В контексте романа, Иешуа выступает как образец того, как можно преодолеть зло через любовь и сострадание, что вновь подчеркивает многослойность концепции борьбы.

В финале романа Булгаков показывает, что истинное добро и зло находятся в каждом человеке, и выбор между ними зависит от личных убеждений и обстоятельств. Мастер и Маргарита, обретающие покой и счастье, становятся символом победы над злом не в традиционном понимании, а через силу любви и преданности. Эта идея о том, что добро может быть найдено даже в самых сложных условиях, является одной из ключевых в романе.

Таким образом, «Мастер и Маргарита» — это не просто история о борьбе добра и зла, но и глубокое философское произведение, заставляющее читателя задуматься о природе человеческой жизни, выборах и последствиях. Через образы и события, представленные в романе, Булгаков создает многогранную картину, где добро и зло существуют в постоянном противостоянии, а человек, его внутренний мир и моральные выборы становятся центром этого конфликта. Роман остается актуальным и сегодня, приглашая новых читателей к размышлениям о том, как важно сохранять человечность и моральные ориентиры в мире, полном искушений и испытаний.

 

Список литературы

Булгаков М. А. Пьесы. Романы / составление, вступительная статья и примечание В. М. Акимова. Москва: Правда, 1991. 768 с. Текст: непосредственный

Колмакова О.А., Боброва А.О. Интерпретация библейского текста в романе М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита» // Вестник Бурятского государственного университета. Язык. Литература. Культура, 2021, (1), 42-47.

Абдурахман Д. Об образной системе романа М. А. Булгакова «Мастер Маргарита»: принципы поливалентности и антиномизма // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Литературоведение, журналистика, 20

2

3, (1), 27-33.

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×
УЗНАТЬ ПОДРОБНЕЕ
X