Ведь-ава – хозяйка воды | Бояркина Е.И. Погодина М.С.. Работа №268616
Автор: Бояркина Е.И. Погодина М.С.
Формировать простейшие географические представления через знакомство детей с картой республики. Продолжать знакомить детей с божествами, обрядами мордовского народа. Закрепить знания детей о водоемах Мордовии. Учить детей правилам поведения на воде.
Развивать эмоционально-чувственную сферу детей, воображение, Фантазию, наблюдательность, внимание. Развивать интерес в процессе экспериментирования с водой. Совершенствовать умение сравнивать, анализировать, делать выводы. Активизировать и обогащать словарь детей новыми словами.
Воспитывать у детей любовь к родному краю, бережное отношение к воде, к богатствам природы. Воспитывать умение работать сообща, помогать друг другу.
Программное содержание:
Формировать простейшие географические представления через знакомство детей с картой республики. Продолжать знакомить детей с божествами, обрядами мордовского народа. Закрепить знания детей о водоемах Мордовии. Учить детей правилам поведения на воде.
Развивать эмоционально-чувственную сферу детей, воображение, Фантазию, наблюдательность, внимание. Развивать интерес в процессе экспериментирования с водой. Совершенствовать умение сравнивать, анализировать, делать выводы. Активизировать и обогащать словарь детей новыми словами.
Воспитывать у детей любовь к родному краю, бережное отношение к воде, к богатствам природы. Воспитывать умение работать сообща, помогать друг другу.
Методические приемы: рассматривание, наблюдение, чтение стихов, загадки, опыт, игра.
Оборудование: глобус, карта, фотографии, стаканы с водой, фильтры, цветные кружочки из бумаги, знаки охраны водоемов.
Предварительная работа: работа с глобусами, с картой, чтение произведений, беседы о воде, родном крае, рассматривание иллюстраций, загадывание загадок, знакомство с правилами.
Ход НОД
Воспитатель: Наш дом родной, наш общий дом –
Земля, где мы с тобой живем!
Леса, и горы, и моря –
Все называется Земля!
Ты из окна ракеты,
Увидишь шар наш голубой
Любимую планету.
- Давайте посмотрим на модель нашей планеты. Как она называется? (глобус)
- А теперь вопрос такой:
Так почему же голубой?
Наш общий дом,
Наш шар земной. ( потому что большая часть земли покрыта водой. Это океаны, реки, и моря изображены голубым цветом).
- Ребята, а в какой стране мы живем? (в России)
- А как называется наша республика? (Мордовия)
- Давайте рассмотрим нашу республику на карте. Найдем город, в котором мы живем. (мы живем в городе Саранске)
Ребенок: Мой милый край! Мордовия родная!
Разливы рек, бескрайние поля
И я не знаю лучше края
Чем наша славная Мордовская земля!
Воспитатель: Ребята, скажите какого цвета больше на карте? (зеленого)
- Что обозначено зеленым цветом? (в Мордовии много лесов, полей, лугов)
- А как вы думаете, что обозначают тонкие синие полоски? (это реки)
Сюрпризный момент входит Ведь-ава.
Ведь-ава: Здравствуйте, ребята! Вы знаете кто я? Я богиня воды Ведь-ава.
Наши далекие предки полагали, что мир вокруг нас наполнен многими божествами. У каждого божества было свое место обитания. Вот например, чтобы человеку зайти в лес нужно было попросить разрешения у покровительницы леса – Вирь – авы.
С особым почтением люди относились и поклонялись богине Земли. Ее звали Мастор – ава. Народ просил у нее хорошего урожая и хорошего зоровья.
А я - ребята, хозяйка воды. И когда долго не было дождей и наступала засуха, крестьяне ходили все вместе молиться к роднику. Считалось, что вода имеет целебную и чудодейственную силу. Наши предки верили, что каждая речка, озеро или родник имели своего Вель-аву.
- Ребята скажите, а какая река протекает в нашем городе? (Саранка)
Воспитатель: Название каких рек Мордовии вы еще знаете? (Алатырь, Исса, Сивинь, Мокша, Сура)
Воспитатель: Мокша и Сура – это самые крупные реки нашей республики. А самое большое озеро в Мордовии – Инерка. В переводе с мордовского это означает Великое озеро
- Давайте посмотрим фотографии и послушаем стихи, которые ребята приготовили
Звучит музыка
Ребенок: Сура! Красавица! Богиня наша!
Не знаю величавее пока
Не знаю неизбывнее и краше
Плывут, плывут над нею облака
Гудят леса, щебечут громко птицы
И из глубины бьет рыбина хвостом
Течет, играет, буйствует, струится
Переливаясь, вьется под холмом.
Ребенок: Сивинь ты, синеокая
Журчишь, как песни поешь
Ты светлая, широкая
Без устали воды несешь
Ребенок: Моя речушка Мокшей называется
Я видел ее маленький исток
И Родина отсюда начинается
Как этот склоненный к воде листок.
Воспитатель: Вода на земле самое распространенное вещество.
- А откуда же берется вода?
- В каких водоемах находится вода? (океан, море, озеро, река, родник, болото, пруд)
- Каких водоемов нет в Мордовии? (океан, море)
- Какой водоем самый маленький? (ручей0
- А саамы большой? (океан)
Словесная игра Вода, какая?
- В море вода, какая? – морская
- В реке? - речная
- Озере? – озерная
- В роднике? – родниковая
- Океане? – океаническая
- в болте? – болотная
- А как называется вода, которая течет из крана? (водопроводная)
- А теперь, ребята, представим себе, что мы очутились у реки и немножко с вами поплаваем.
Физкультпауза
К речке быстро мы спустились
Наклонились и умылись
Вот как славно освежились
А теперь поплыли дружно
Делать так руками нужно
Вместе – раз – это брасс.
Качаясь на волне – плывем мы на спине.
Вышли на берег крутой
И отправились домой.
- Освежились, ребята? Молодцы!
- А кто же живет в этих водоемах? Хотите узнать?
Загадки на тему Обитатели водоемов
Пестрая крякуша
Ловит лягушек,
Ходит в вразвалочку,
Спотыкается (улитка)
Ползет наоборот,
Задом наперед,
Все под водой
Хватает клешней. (рак)
Скачет зверушка,
Не рот, а ловушка
-