Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 17.11
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Вербальное и невербальное речевое общение дошкольника | Гтоева Виктория Александровна. Работа №310818

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Взаимосвязь вербальных и невербальных средств общения в процессе реализации речевой деятельности

 

Различают вербальные и невербальные средства коммуникации. К первым относят письменную и устную речь, которые участвуют в процессе передачи информации, а ко вторым - слушание и чтение, служащие для в восприятии информации.

Речь является основным средством передачи информации. Осуществление вербальной коммуникации реализуется в основном посредством языка. К основным функциям языка в процессе коммуникации относятся: коммуникативная (функция обмена информацией); конструктивная (формулирование мыслей); апеллятивная (воздействие на адресата); эмотивная (непосредственная эмоциональная реакция на ситуацию); фатическая (обмен ритуальными (этикетными) формулами); метаязыковая (функция толкования, которая выполняется при необходимости проверить, пользуются ли собеседники одним и тем же кодом) 

Взаимосвязь вербальных и невербальных средств общения в процессе реализации речевой деятельности

 

Различают вербальные и невербальные средства коммуникации. К первым относят письменную и устную речь, которые участвуют в процессе передачи информации, а ко вторым - слушание и чтение, служащие для в восприятии информации.

Речь является основным средством передачи информации. Осуществление вербальной коммуникации реализуется в основном посредством языка. К основным функциям языка в процессе коммуникации относятся: коммуникативная (функция обмена информацией); конструктивная (формулирование мыслей); апеллятивная (воздействие на адресата); эмотивная (непосредственная эмоциональная реакция на ситуацию); фатическая (обмен ритуальными (этикетными) формулами); метаязыковая (функция толкования, которая выполняется при необходимости проверить, пользуются ли собеседники одним и тем же кодом) [..]

Функция, которую выполняет язык, определяется видом высказывания и отбор слов. В зависимости оттого, какие цели имеют участники коммуникации, можно выделить такие типы высказываний: мнение, совет, рекомендация, вывод, критическое предложение, замечание, ответ, комплимент, вопрос, сообщение, суждение, резюме.

Речь принято делить на внешнюю и внутреннюю. К внутренней относят общение человека с самим собой, которое не несёт в себе передачу информации, а, следовательно, не является коммуникацией. Внешняя речь включает в себя диалог, монолог, устную и письменную речь.

При изучении процесса коммуникации основной акцент делается на проблему диалога. Диалог – вид речи, характеризующийся зависимостью от обстановки разговора, обусловленностью предыдущими высказываниями. [..]

Выделяют следующие виды диалога: информативный (процесс передачи информации); манипулятивный (скрытое управление собеседником). Речевыми средствами манипуляции являются: эмоциональное воздействие, использование общественных норм и представлений, лингвистическая подмена информации; полемический; фатический (поддержание контакта).

В ходе процесса коммуникации возможно возникновение так называемых коммуникативных барьеров:

1. Если у собеседников различны виды мышления и формы, то они общаются на уровне понимания или непонимания и возникает логический барьер.

2. При неправильной организации сообщения информация не будет соответствовать ее содержанию, тогда возникает стилистический барьер. Сообщение должно быть построено: от внимания к интересу; от интереса к основным положениям; от основных положений к возражениям и вопросам, ответам, выводам, резюмированию.

3. Различия речевого поведении людей разных культур или несовпадение лингвистического словаря со смысловой информацией порождают смысловой барьер – семантический.

4. Особенности речи говорящего, его интонация, логические ударения дикция, и тому подобные, становятся препятствием в общении, это фонетический барьер. Четкая, внятная, достаточно громкая речь- залог успеха коммуникации.

К барьерам, мешающим эффективной коммуникации так же относят: отвлечение внимания; высокая скорость умственной деятельности (мы думаем быстрее, чем говорим); антипатия к чужим мыслям; избирательность внимания; потребность в реплике.

Для правильного понимания позиции партнера необходимо такое условие, как умение слушать, то есть сосредоточиваться на воспринимаемом, понимать значение, смысл сказанного.

В правильном понимании уметь слушать это означает:

- воспринимать информацию от говорящих, при этом воздерживаясь от выражения своих эмоций;

- поощряющее относится к оппоненту, стимулируя его продолжать разговор;

- аккуратно воздействовать на говорящего, для способствования развития его мысли.

Умение слушать помогает собеседнику снизить уровень эмоционально настроится и начать логично рассуждать по поводу возникшей проблемы; повышает самооценку собеседника; ослабляет воздействие стресса и психического напряжения; развивает у человека чувство уверенности в себе; способствует росту искренности и взаимопонимания; демонстрирует уважение к чувствам другого.

Назовём виды слушания:

1. Направленное, критическое слушание – сначала осуществляется критический анализ сообщения, а затем делается попытка его понимания. Данный вид слушания эффективен при дискуссиях, спорах, но не рекомендуется на лекциях, семинарах.

2. Эмпатическое слушание (сопереживание) – понимание отношения человека к тому, что он говорит.

3. Нерефлексивное слушание (умение “правильно молчать”) – минимальное вмешательство в речь собеседника при максимальной сосредоточенности на ней. При таком слушании целесообразно подавать невербальные сигналы, подтверждающие внимание и включенность в процесс коммуникации.

4. Активное рефлексивное слушание – осмысленное высказывание, проверка и уточнение понимания, выяснение степени его адекватности сказанному. Данный вид слушания наиболее эффективен при деловом общении.

Нужно уметь выбрать вид слушания, наиболее подходящий в конкретной ситуации общения, так как своевременное применение принципов хорошего слушания станет залогом успешного контактирования с собеседником, позволит сделать диалог наиболее плодотворным.

Зрительный контакт между участниками коммуникации является важным условием эффективного слушания.

Повсеместно, в процессе коммуникации для передачи своих мыслей, настроений, желаний, наряду с вербальной (словесной) речью люди пользуются жестикулярно-мимической речью, то есть невербальными средствами (мимикой, языком жестов и телодвижений), занимающими не последнее место в процессе общения и взаимопонимания. Параллельно с речевым восприятием, между людьми, постоянно курсируют сообщения, которые они принимают и на которые они реагируют, прежде чем сознание подвергнет их рациональному анализу.

Визуальная (невербальная) коммуникация - это обмен и интерпретация людьми невербальных сообщений, т. е. сообщений, закодированных и передаваемых особым образом посредством выразительных движений тела, звукового оформления речи, определенным образом организованной микросреды, окружающей человека, использования материальных предметов, имеющих символическое значение. [ ]

Общаясь, мы слушаем не только словесную информацию, но и смотрим в глаза друг другу, воспринимаем тембр голоса, интонацию, мимику, жесты. Слова передают нам логическую информацию, а жесты, мимика, голос эту информацию дополняют. Если внимательно отнестись к тем безмолвным сигналам, которые присутствуют при передаче информации, то можно почерпнуть для себя много важного и интересного об оппоненте, и научившись правильно использовать средства невербального общения можно извлечь огромную пользу – например, правильная жестикуляция может благоприятно расположить к вам собеседника. Казавшиеся незначительными внешние признаки, например, направление взгляда, или наклон головы помогают нам догадаться о намерениях и чувствах других людей по отношению к вам. Так, сидящий собеседник, подавшись вперед, сообщает нам, что хочет говорить сам. Отклонившись же назад, он уже сам хочет нас слушать. Наклоненный вперед подбородок свидетельствует о волевом напоре, желании жестко отслеживать свои интересы. Если же подбородок приподнят, а голова прямая, то партнер считает себя в позиции силы. Демонстрация открытых ладоней лектора говорят об доброжелательности и открытости говорящего, что располагает аудиторию к выступающему и, напротив, сложенные на груди руки говорят о сжатости, не желании открытого диалога.

На самом деле количество произнесённых слов, мене значительны по сравнению с огромным количеством сигналов, передаваемых с помощью жестов и связанных с ними символов. По мнению экспертов, по невербальным каналам связи к человеку поступает до двух третей информации передаваемой собеседником, и так как невербальное общение трудно контролируется даже профессиональными артистами, поэтому оно является существенно более надежным, можно сказать более правдивым, чем вербальное.

Возникая бессознательно, невербальное общение может стать дополнением словесное общение, усилить его смысловую нагрузку или, напротив ему противоречить и ослабить. Хотя невербальное общение и является часто бессознательным процессом, в настоящее время оно достаточно хорошо изучено и для достижения нужного эффекта с успехом может контролироваться.

От вербальных сообщений невербальные отличает большая многозначность, ситуативность, спонтанность.

Она не имеет достаточно выраженного формального выражения и структуры, как вербальное. Нет в мире таких словарей и правил мимики, интонации, жестов, при помощи которых мы в состоянии однозначно передаём свои чувства. Такая передача зависит от очень многих факторов и часто происходит неоднозначно. Часть невербального языка универсальна: все младенцы одинаково плачут и смеются. Другая часть, например, жесты, различается в разных культурах.

Невербальное общение складывалось постепенно на протяжении многих тысячелетий. Поэтому оно по своей сути очень емко и компактно. Овладевая языком невербального общения, мы приобретаем эффективный и экономичный язык. Моргнув глазом, кивнув головой, помахав рукой, мы передаем свои чувства быстрее и лучше, чем сделали бы это при помощи слов. Возможность передачи своих чувств и эмоций без слов играют большую роль в процессе коммуникации людей с дефектами речи. Поэтому оптимизация невербального общения у детей с заиканием является необходимым условием для их полноценного развития и существования в социуме.

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×