Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Вербальные средства выразительной речи | Карпова Ольга Анатольевна. Работа №329964

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Как сделать речь педагога более выразительной и доходчивой. Достаточно ли использовать в подаваемом материале только законы риторики. Необходима эмоциональность, выразительность, аргументированность, нужна техника речи. И, прежде всего, должна быть индивидуальность говорящего, ибо, мы слушаем, прежде всего, не текст, мы слушаем человека. Речь - это человек в целом. И педагогу, практически, как актеру, необходимо владеть хорошо поставленным голосом, грамотной, выразительной речью. Донести материал ученикам порой важнее чем актеру зрителям.

 

Развитие речи через эффективные вербальные средства.
Основным орудием производства педагога является речь. А речь – это человек в целом, ведь каждое высказывание представляет собой мгновенное раскрытие всего опыта, характера, намерений и чувств конкретного человека. Устная речь является важнейшим элементом профессионального мастерства современного педагога и служит не только решению учебных задач. И для того, чтобы доносить учебный материал до каждого ученика, необходимо умело создавать атмосферу коллективного эстетического переживания, ситуацию эстетической коммуникации. Педагогический смысл овладения образными средствами языка, определяется тем, что в них выражается оценочное отношение человека к миру, служащее важным фактором интеллектуально - эмоционального воздействия на учащихся.
Надо сказать, что для умения владеть вниманием аудитории класса, педагог должен опираться на знание четырех основных законов риторики. Это:
Первый закон - закон гармонического диалога оратора и слушателей.
То есть, должна быть общая ценностная ориентация педагога и учеников; доходчивость, конкретность и наглядность изложения, достаточная исходная осведомленность в данной теме и их заинтересованность в ней; кроме того, необходимо, чтобы любая речь, даже если это пространный монолог, была диалогизирована (не по форме, а сути). Диалог (здесь – не как обмен высказываниями, а как обмен чувствами, духовный резонанс) – это исходные условия достижения должной степени гармонии между учителем и учениками. Не надо забывать, что диалогическая речь – это речь поддерживаемая; собеседник ставит в ходе ее уточняющие вопросы, подавая реплики, может помочь закончить мысль (или переориентировать ее).
В число испытанных приемов диалогизации речевых действий входит: Во-первых, внимание к адресату (хорошо знать учеников, их слабые места, психологическую атмосферу в классе и тд.).
Во-вторых, близость темы к слушателю. Близкой адресату должна быть не только тема в целом, но и подход к ней, угол зрения, а также ее частные аспекты. Всего важнее же – общность оценочной позиции (если только вы не ставите своей целью переубеждение слушателей), бесспорность примеров и авторитетов. Надо также знать параметры, по которым тема может оказаться близкой данному адресату. (Это в основном касается преподавателей гуманитарных дисциплин: литературы, истории, музыки или преподавателя театрального искусства). К этому следует добавить, что если умело подать интересный материал, то вместе с ним слушатель охотно воспримет и некоторую порцию неинтересного материала, даже если он не связан непосредственно с интересным.
В-третьих, конкретность и наглядность. Образ, пример, иллюстрация, колоритные сравнения, модели и аналогии – без них не обойдется даже самая строгая научная лекция. Более того, чем абстрактнее материал по своей природе, тем в большей конкретизации он нуждается, чтобы быть усвоенным.
Закон гармонического диалога оратора и слушателей является главным, а три остальных раскрывают его и служат средствами его реализации.
Второй закон - Закон хронотопической ориентации адресата (закон ориентации адресата в структуре речи). То есть построить подачу материала таким образом, чтобы получатель видел ее конечную целью Важно не только дать ученикам тему речи и ее план (последний соблюдается далеко не во всех речевых жанрах), но и периодически давать им понять, в каком месте речевого маршрута находятся в данный момент педагог и обучающиеся. Важно также выделить структурные части выступления особыми фразами, интонацией и жестами, дабы адресат мог точно рассчитать расход своих сил на оставшуюся часть речи. Лучше закончить чуть раньше, чем этого ожидает слушатель. Краткость – одно из несомненных достоинств педагога.
Третий закон - закон эмоциональности речи. Эмоциональная окраска во многих (хотя и не во всех) видах устных выступлений весьма желательна, а в некоторых – просто необходима. Эмоции часто являются кратчайшим путем к сердцу слушателей.
Четвертый закон - закон положительной психологической настройки слушателей. Приятному оратору верят больше, чем неприятному. То же относится и к его речи.
Кроме того педагог должен знать и использовать приемы основных функциональных целевых видов речи, которые делятся на три вида: информирующая речь– сообщает знания (цель любого урока). Аргументирующая речь– прививает убеждения (аргументы, как доказательства истины). Эмоциональная речь– создает настроение.Чем ярче эмоциональная отзывчивость учителя, тем богаче его речь мелодичной выразительностью. Если этого нет, речь педагога можно назвать бесчувственной.).
Надо сказать, что эстетические и этические критерии, представление о месте человека в жизни понимание задач, целей - всё это определяет характер речевой деятельности педагога, и методы создания определённого речевого воспитания. Мы не можем изменить индивидуальные особенности речи, но сделать ее более яркой и правильной в состоянии любой педагог, ведь выразительная речь помогает учителю. Речевое искусство педагога можно условно разделить на 5 частей: Техника речи. Логика речи. Нормативность речи. Экспрессивность речи. Эктосемантичность.
Техника речи включает в себя следующие элементы: Речевое дыхание, голос, дикция, артикуляция.
Речевое дыхание можно рассматривать, как процесс, обеспечивающий подачу потока воздуха для работы голосовых связок, энергию, для порождения звуков речи. При длительной речи, педагогу может не хватить воздуха, произойдет срыв дыхательного ритма. Важно так тренировать дыхание, чтобы доборы воздуха были не заметны.
Голос - это совокупность разнообразных по высоте, силе, тембру звуков, издаваемых человеком и служащих целям устной речи. Тембральная окраска-главное голосовое богатство конкретного педагога. В мастерстве устной речи средства ритмомелодики имеют огромное значение
Дикция - четкое произношение согласных звуков. Артикуляция - правильное произношение гласных. Дикция и Артикуляция - необходимое условие хорошей речи, неотъемлемое требование к её культуре. Как уже было сказано, что одна из функций речи педагога - познавательная. Невозможно сообщить учащимся какую- либо информацию, делая частые ошибки в произношении, проглатывать окончания слов, шепелявить, присвистывать, картавить акать или окать, заикаться....
Логика речи. Педагогу никак не обойтись без такого критерия, как Логика. Логические ошибки не совместимы с понятием хорошая речь. Последовательность, обоснованность, доказательность, рассудительность, причинно- следственные связи, соблюдение законов тождества, обеспечивают соответствие действительности и информативности речи.
Нормативность речи, т.е. с принятые литературно-языковые нормы произношения. Как сказал Д.И Писарев: Неправильное словоупотребление ведёт за собой ошибки в области мысли, а затем и в жизни.
Экспрессивность речи означает её эмоциональную выразительность, речевой артистизм, речевое творчество, проявление в речи личности педагога, а это всегда вызывает эмоциональный отклик слушающих. Сюда входят: Энергетика речи - единство манеры поведения и произнесения речи педагогом.. Недаром замечено, если педагог любит свой предмет, то, и говоря с учениками, эмоционально чеканит фразы, от которых веет уверенностью. Создаётся эмоциональное биополе, в которое попадают все присутствующие. Чем ярче личность, чем тоньше внутренняя культура педагога, тем быстрее попадают слушатели под влияние добра, незаурядности, духовности! Активность - это интенсивность речи, характеризуется постоянным изменением темпа подачи информации. Выразительность речи связана с ассоциативностью и образностью, вызовом сопереживания и размышлений, постоянным обращением к эмоциональной памяти учащихся. Происходит мощная стимуляция душевных и интеллектуальных резервов.
Интонационное разнообразие речи - это зеркало эмоциональной жизни педагога. Еще Аристотель сказал: Мы слушаем не речь, а человека, который говорит.
Эктосемантичность - это невербальный язык речи педагога, а значит на ней, я останавливаться не буду, хотя нельзя не отметить, что умение владеть своим телом (принятие поз), владение красивой и выразительной жестикуляцией играет не малую роль в образе педагога.
На основании всего можно сказать: Речь - это человек в целом. Выразительная речь помогает учителю добиваться внимания и понимания практически любого ученика, конечно, при условии знания и любви педагогом своего предмета преподавания.
Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×