Виды работ по развитию техники чтения в начальных классах. | Петькина Татьяна Петровна. Работа №339943
Виды работ по развитию техники чтения в начальных классах.Чтение – это окошко, через которое дети видят и познают мир и самого себя. Чтение – это и то, чему обучают младших школьников, посредствам чего их воспитывают и развивают. Умения и навыки чтения формируются не только как важнейший вид речевой и умственной деятельности, но и как сложный комплекс умений и навыков, имеющий общеучебный характер, используемый учениками при изучении всех учебных предметов, во всех случаях внеклассной и внешкольной жизни. Предлагаю рассмотреть некоторые приемы и виды упражнений по развитию техники чтения учащихся начальных классов.
Виды работ по развитию техники чтения в начальных классах.
• Ежеурочные пятиминутки чтения.
Любой урок дети начинают с пяти минут в режиме жужжащего чтения, затем идёт обычный урок по расписанию. Тренировочное чтение увеличивает время чтения (в неделю: 5 минут*4 урока*5 дней = 100 минут дополнительного чтения).
• Трёхразовое чтение. (Из системы И. Т. Федоренко и И. Г. Пальченко.)
Один текст одновременно читают все дети в течении 1 минуты. Замер темпа с записью в дневник. Второй раз читают этот же текст, большее количество слов вызывает положительные эмоции. Третий раз (первые 20 секунд) дети читают в темпе скороговорки, а новая часть текста автоматически читается в повышенном темпе.
• Жужжащее чтение.
Все ученики в течение 5 минут читают одновременно вслух, вполголоса, чтобы не мешать товарищу, каждый со своей скоростью.
• Чтение перед сном.
Именно последние события дня фиксируются эмоциональной памятью, и то время, когда человек спит, он находится под их впечатлением .Здесь заранее проводим беседу с родителями о выборе подходящей литературы.
• Самозамер скорости чтения.
В конце каждого урока чтения оставляем 3 -4 минуты для того, чтобы провести самозамер скорости чтения. Результат записываем в дневник. Через некоторое время многие учащиеся видят рост количества слов, прочитанных за 1 минуту, и это даёт положительный настрой и повышение самооценки («Я могу, у меня получается».)
• Зрительные тексты И. Т Федоренко.
Работа с текстом не должна быть однообразной. Предлагаю перечень видов заданий, которые помогут сделать процесс чтения ещё и занимательным.
1. Работа над скороговоркой.
Цель: развитие артикуляции, фонематического слуха.
2. Задание на внимательность. (Тренаж произвольного внимания.)
Цель: повысить уровень концентрации внимания, переключаемость внимания; повысить упражняемость учащихся по отношению к однообразным зрительным раздражителям в условиях длительной перегрузки зрительного анализатора. На первых этапах развивает способность различать отдельные буквы, умение сосредоточиться на определённой задаче.
3. Чтение самого красивого места в произведении.
4. Нахождение по началу или концу предложения всего предложения (позднее – отрывка, абзаца).
5. Чтение «выше нормы». Это домашнее задание, когда ребёнок, зная свою норму, читает на 10 – 15 слов больше.
6. Нахождение предложения (отрывка), содержащего основную мысль произведения.
7. Чтение и установление, что правдиво, а что вымышлено (для сказки).
8. Чтение отрывка, к которому можно подобрать пословицу или поговорку(или соответствующее данной).
9. Чтение о том, что понравилось.
10. Установление путём чтения причинно-следственных связей.
11. Чтение по ролям.
12. Ответ на вопрос путём выбора его в тексте.
13. Чтение, пересказ прочитанного с помощью замены слов жестами, мимикой, позой.
14. «Живая картинка». Один читает, а другой ученик мимикой реагируем на прочитанное.
15. Нахождение самого длинного места в тексте, абзаце, предложении.
16. Нахождение и чтение словосочетаний: Сущ.+прил., гл.+сущ. и др.
17. Чтение с пометкой непонятных слов.
18. Чтение описаний героя, явления, предмета.
19. Комбинированное чтение (учитель – ученики).
20. Нахождение и чтение отрывка, который нужно прочитать с заданным чувством (с мольбой, презрительно, с жалостью, строго, с возмущением, весело, печально, зло).
21. Нахождение и чтение предложений с разными знаками препинания.
22. Конкурсное чтение.
23. Чтение слова в предложении на заданное учителем правило.
24. Чтение через слово.
25. Чтение с пропуском какой-то части речи.
Творческое чтение сродни исследованию. Оно проявляет, развивает и выражает индивидуальные личностные, духовные особенности ребёнка, его интересы, позиции, отношения, сферу интеллекта и ума – его самосознание. Таким процессом чтения движет любознательность. А это создаёт готовность к деятельному соучастию, к реальным поступкам.