Виды штрихов и их исполнение на скрипке | Пис Артур Владимирович. Работа №328971
Одной из главных задач обучения игре на скрипке является воспитание умения добиваться чистого и певучего звука. Теснее всего работа над штрихами связана с овладением звукоизвлечения. Овладение техникой и рост исполнительского мастерства не возможен без работы над штрихами. Данная работа структурирует виды штрихов по группам. Автор рассматривает детальную работу над каждым штрихом. Объектом работы являются как технические особенности исполнения, так и музыкально-художественная выразительность штрихов при исполнении на скрипке.
Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования
города Нижневартовска
«Детская школа искусств №1»
Доклад на тему:
подготовил
преподаватель струнного отделения
Пис А.В.
Нижневартовск
2022
Содержание
Введение
Плавные штрихи - легато и деташе.
Отрывистые штрихи- мартле и стаккато.
Прыгающие штрихи - спиккато и сотгийе.
Смешанные, переходные и комбинированные штрихи.
Заключение
Список использованной литературы
Введение
Одной из главных задач обучения игре на скрипке является воспитание умения добиваться чистого и певучего звука. Теснее всего работа над звукоизвлечением связана с овладением звукоизвлечения. Овладение штриховой техникой и рост исполнительского мастерства не возможен без работы над штрихами.
Под словом штрих следует понимать типичный приём звукоизвлечения, характерный для данного музыкального инструмента и отвечающий характеру музыкальной фразы. Штрих в скрипичной игре - это тип движения смычка, с помощью которого добиваются того или иного характера звука. Каждый штрих можно рассматривать с точки зрения его музыкального содержания и со стороны специфики исполнения.
По характеру звучания штрихи делятся на две основные группы: связные и отрывистые штрихи. По исполнительским качествам они имеют целый ряд специфических оттенков в зависимости от музыкальных факторов. Принимая в зависимость правую руку, определённые штрихи разделяют на плавные и размашистые.
В верхней части смычка штрихи исполняются при наиболее активном участии предплечья, в нижней части-движением плеча; в средней части необходимо равномерное действие плеча и предплечья. Учитывая исполнительское содержание штриховой техники, штрихи подразделяются на 3 группы:
- плавные (деташе, легато)
- отрывистые ( мартле, стаккато)
- прыгающие ( спиккато, соттийе)
Плавные штрихи - легато и деташе
С помощью плавных, лежащих штрихов - легато и деташе, добиваются основного качества скрипичной игры - певучести, протяжённости, непрерывности и ровности звучания. Штрих легато исполняется с одинаковой лёгкостью и целым смычком и отдельными частями. Деташе используется в различных частях смычка, наиболее удобен в верхней и средней части смычка. Смычок, который лежит на струне, обеспечивает точность руководства штрихами деташе и легато. Именно в штрихе деташе необходимо научить учеников контролировать ровность звука на всём протяжении смычка.
Правильное исполнение деташе зависит от положения пальцев на трости: как слишком разбросанные, так и собранные пальцы мешают свободе движения. Важно для хорошего звучания ощущение веса руки и смычка, а также всех пальцев. Это нужно обеспечить свободным положением пальцев, которые находятся на трости и кисти, находящейся выше плоскости трости, почти не прогибая её при движении вниз. Большой палец контролирует ощущение веса руки и смычка.
Полное звучание деташе может быть достигнуто двумя способами:
- за счёт ширины штриха, т.е. большей скорости проведения
- за счёт плотности смычка.
Преимущество отдаётся первому способу, он благоприятствует ясному звучанию основного тона и есть возможность использовать размашистый способ в широком деташе, а это увеличивает эмоциональность исполнения.
Вторым основным штрихом является легато, т.е. связный. Его признакизаключаются в том, что на одно движение смычка исполняется несколько звуков. Легато используют тогда, когда музыка требует певучести и беспрерывности. Базируется легато, главным образом, на плавной форме движения правой руки и на равномерном движении смычка по струне. Певучести легато, как и в деташе, способствует свобода пальцев на трости смычка и на ощущении их веса. Трудности исполнения легато возникают при соединении струн. При переходе на новую струну смычок недолжен на неё падать - это нарушит плавность движения, смычок следует постепенно приближать к струне по округлённой линии. Приближение смычка к струне осуществляется двумя способами:
- равномерно, на протяжении всего звука
- в конце
звука.
Первым способом пользуются на коротких звуках, вторым - на длинных звуках.
В общем, приближение смычка к струне не должно занимать большой отрезок смычка. Подготовка смены струны во время легато и деташе осуществляется во всей правой руке, а не только в кисти; плоскость предыдущей струны на плоскость новой струны должно сменить плечо, затем кисть. В случае частой смены струн оставляют плечо на среднем уровне и тогда делают смену. Изолированных движений кисти при сменах следует избегать. Её активность допускается в последний момент перед звучанием новой струны. Готовить переход на новую струну на легато должны и пальцы левой руки. Прежде чем смычок коснётся новой струны, её должен коснуться палец для обеспечения плавности соединения звуков. Палец, который последним участвовал в игре на предыдущей струне, оставляют на месте. Таким образом, исполнение легато требует подготовки, с одной стороны, задержания пальцев, с другой - в момент смены струны.
Отрывистые штрихи - мартле и стаккато
К группе отрывистых штрихов принадлежат «лежащие» штрихи, в которых смычок делает остановки между звуками, не отрываясь от струны. Это штрихи мартле и стаккато. Они используются в музыкальных фразах энергичного, шутливого характера. Мартле в переводе с французского означает чёткий; этот штрих характерен для музыки сильного динамического оттенка и небольшого темпа. Специфика его исполнения заключается в следующем: упругий нажим смычка на струну, необходимый для акцентированного начала звука, должен смениться быстрым проведением смычка после акцента и закончиться остановкой. Важную роль играет пауза, остановка и начало движения смычка. Чёткое звучание мартле зависит от активности движения смычка. Таким образом, нажим не должен быть сильным ни в паузах между штрихами, ни во время атаки звука. С другой стороны, лёгкое проведение смычка должно быть не поверхностным; следует сохранять постоянное устойчивое касание волоса смычка к струне, как в деташе. Несмотря на большую скорость ведения, штрих должен быть пластичным. Пластичным должно быть увеличение нажима руки на смычок, поэтому при исполнении мартле в начале обучения не следует требовать большой остроты и акцентирования, так как это может привести к резкости звучания и зажиму руки. Правильный путь изучения мартле - акцентированное деташе. Затем происходит сокращение протяжённости каждого звука за счёт увеличения скорости смычка и отделение звука паузой. При исполнении мартле выполняется нажим на смычок с помощью вращательного движения. Изолированного нажима кисти не должно быть.
Штрих стаккато (отрывистый) - по характеру звучания напоминает мартле, но стаккато применяется в подвижных фразах на слабых нюансах. Подобно мартле, в стаккато акцентирование в начале и ослабление в конце, звуки чередуются с паузами. Особенность стаккато заключается в том, что на один смычок исполняется несколько звуков коротким отрезком смычка.
Мартле и стаккато имеют отличия - разный характер нажима на струну. Трудность исполнения стаккато - необходимость использовать плавную и размашистую форму движения руки. Она проявляется в сгибании и разгибании плеча и предплечья. Каждый звук исполняется с помощью короткого вращательного размаха руки. Изолированное движение кисти не может использоваться для акцентирования. Стаккато сочетает элементы легато и мартле. Трудность его исполнения в том, что акцентирование и отделяемые звуки должны соединяться в плавную линию на одном поступательном движении смычка. Для овладения стаккато необходимо осваивать его смычком вверх и вниз, причём вверх смычок лежит с обычным наклоном трости, вниз поворачивается более прямо (слегка в сторону подставки).
Прыгающие штрихи - спиккато и соттийе
Прыгающие штрихи, по сути, отрывистые штрихи, но паузы здесь достигаются не путём остановки смычка на струне, а путём подъёма его со струны. От лежащих отрывистых штрихов прыгающие отличаются лёгкостью и грациозностью звучания. В прыгающих штрихах нужен такой темп и сила колебаний трости, которые отвечали бы темпу и силе двигательных импульсов правой руки скрипача. Для этого нужно согласовать следующие факторы:
- участок смычка
- размах и высоту подъёма над струной
- характер опускания на струну
- характер держания трости
- характер движения мышц.
Основные виды: спиккато и соттийе.
Спиккато (ясный, чёткий) - это штрих для относительно спокойного темпа музыки. Специфика его исполнения заключается в том, что каждый прыжок смычка на струне осуществляется отдельным движением предплечья и плеча. По высказыванию Флеша « при игре спиккато исполнитель активен, смычок пассивен». Чтобы при спиккато дать возможность выявиться собственным колебаниям трости смычка, нужно использовать незначительную силу и следить, чтобы в руке не было напряжения.
К штриху присоединяется вертикальное и горизонтальное движение (протяжение). Они оба должны быть согласованы друг с другом. Если преобладает вертикальное движение, штрих будет сухой, короткий; при горизонтальном протяжении штрих потеряет чёткость, ибо смычок перестанет прыгать.
Штрих соттийе (прыгающий) - близок к спиккато по характеру звучания. Этот штрих используется в быстром темпе. Штрих соттийе представляет собой ускоренное и облегчённое спиккато. Смычок в соттийе руководствуется импульсом не на каждый звук, на группу звуков. Он прыгает по струне, главным образом, благодаря проявлению собственных колебаний трости и за счёт скорости смычка. Смычок держат легко, кисть пассивна и находится на уровне предплечья. Важно проследить, чтобы пальцы были слегка подобранными и организованными, благодаря чему они отойдут от трости сверху и создадут свободные колебания. Характер движения правой руки является размашистым, но движение совершается в минимальном диапазоне с максимальной скоростью. В основе работы над соттийе работа предплечья, плеча и кисти играют вспомогательную роль, хотя кисть внешне выглядит активной. Как и в спиккато, в соттийе присутствуют элементы горизонтального движения. Смычок опускают с наименьшей высоты и протягивают с наименьшей шириной смычка.
Смешанные, переходные и комбинированные штрихи
Кроме основных типов штрихов, техника смычка имеет в своём распоряжении смешанные и переходные штрихи, которые формируются на базе основных. К смешанным принадлежат штрихи, обладающие качеством двух видов портато, в которых соединяются легато и стаккато. Летучее стаккато имеет признаки спиккато, звуки отделяются не паузами на струне, а скачками над струной.
Штрих saltando (сальтандо) использует качества пружины смычка (смычок должен сам прыгать). Рикошет относится к группе броских штрихов. На один смычок играется большое количество нот. Тгеmоlо (тремоло) -соттийе также охватывает несколько звуков на смычок. Рикошет и тремоло, как правило, исполняются в верхней частичасти смычка, ближе к концу смычка.
Смешанными типами штрихов не ограничивается арсенал техники. Много штрихов переходного типа: раздельное акцентированное деташе - мелкое мартле.
Эти штриховые разновидности содержат общие компоненты между спиккато и деташе: где протяжённость смычка велика для спиккато и мала для деташе. Иногда в старинной музыке эпохи барокко (Бах, Гендель,Вивальди и др.) применяется специальный характерный смычковый штрих рогtato (портато), который представляет в некотором роде раздельное подчёркнутое деташе.
Комбинированные штрихи - это такие штрихи, где сочетаются элементы разных штрихов. Они могут быть симметричными и несимметричными.
Заключение
Работа над штрихами - это не абстрактное изучение их качеств, это способ выражения конкретной музыкально-художественной эмоции, каждый штрих должен иметь художественную цель. Даже изучение штриха в упражнении не может быть лишено хотя бы элементарных черт художественной выразительности. Например, изучение мартле на открытой струне невозможно без проявления бодрости, энергичности, собранности. Работа над штрихами в упражнении принесёт пользу тогда, когда штрихи будут изучаться на разных струнах, в разных частях смычка. Окончательное овладение штрихом невозможно на конструктивном материале без шлифования на музыкально-художественном материале.
Штрихи - важный способ артикуляции в музыке, что помогает выявлять художественный характер произведения; точно, грамотно, выразительно передавать характерные стилевые особенности музыкальной эпохи, индивидуальный музыкальный почерк каждого композитора. Реализация художественного характера связана с выбором штриховых приёмов, придания оттенков звучания. С помощью декламационно-выразительных штрихов выявляется характерность, образность музыкального произведения.
Список использованной литературы
А.Готсдинер «Начальное обучение игре на скрипке и развитие музыкальных способностей»
М.Либерман «Штрихи - важный способ артикуляции в обучении игре на скрипке»
Ю.Янкелевич «О первоначальной постановке скрипача»
Н.В.Марчук « Воспитание
музыкально-исполнительских навыков в начальном этапе обучения в классе скрипки»