Виды словарной работы на уроках русского языка в начальных классах | Юсупова Филия Хасановна. Работа №350055
Аннотация. В статье рассматриваются различные виды словарной работы, применяемые на уроках русского языка в начальных классах. Словарная работа играет ключевую роль в развитии языковой и коммуникативной компетенции младших школьников, способствуя расширению их словарного запаса, обогащению лексического фонда и формированию культуры речи. В статье раскрывается значение каждого вида словарной работы для формирования у детей осмысленного подхода к использованию и пониманию слов, а также описывается вклад этой работы в успешное освоение норм и правил русского языка. Особое внимание уделено дидактическим приемам, направленным на активное усвоение детьми новых лексических единиц, улучшение грамматических навыков и развитие у учащихся интереса к родному языку.
Ключевые слова: словарная работа, начальная школа, русский язык, культура речи, лексический запас, обучение языку.
ВИДЫ СЛОВАРНОЙ РАБОТЫ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ
Юсупова Филия Хасановна, учитель начальных классов
МБОУ «СШ №23», г. Норильск
Аннотация. В статье рассматриваются различные виды словарной работы, применяемые на уроках русского языка в начальных классах. Словарная работа играет ключевую роль в развитии языковой и коммуникативной компетенции младших школьников, способствуя расширению их словарного запаса, обогащению лексического фонда и формированию культуры речи. В статье раскрывается значение каждого вида словарной работы для формирования у детей осмысленного подхода к использованию и пониманию слов, а также описывается вклад этой работы в успешное освоение норм и правил русского языка. Особое внимание уделено дидактическим приемам, направленным на активное усвоение детьми новых лексических единиц, улучшение грамматических навыков и развитие у учащихся интереса к родному языку.
Ключевые слова: словарная работа, начальная школа, русский язык, культура речи, лексический запас, обучение языку.
Словарная работа является важной частью преподавания русского языка в начальной школе. В начальных классах у детей закладываются основы речевой культуры, усваиваются нормы и правила грамматики, обогащается словарный запас. Поэтому задача учителя начальных классов — эффективно организовать работу с лексикой, чтобы обеспечить полноценное овладение детьми родным языком. Словарная работа должна быть разнообразной и учитывать возрастные особенности учащихся, их уровень языковой подготовки и интерес к учебному материалу. Словарная работа — это не только запоминание новых слов, но и понимание их значения, употребление в речи, а также умение выбирать уместные выражения и формулировать мысли грамотно и точно.
Одним из важнейших направлений словарной работы в начальных классах является формирование осмысленного восприятия слова. Для младших школьников слова представляют собой нечто большее, чем просто набор звуков и букв; они символизируют предметы и явления окружающего мира. Чтобы учащиеся понимали смысл слова, учителю необходимо подробно объяснять его значение, показывать его на примерах и, по возможности, использовать наглядные пособия. Например, если учитель объясняет слово, обозначающее объект, который дети не могут увидеть в классе, он может воспользоваться иллюстрациями или видеоматериалами. Благодаря этому дети начинают не только лучше понимать смысл слов, но и связывать их с визуальными образами, что способствует долговременному запоминанию лексики.
Еще одним аспектом является работа с многозначными словами, что особенно важно для развития умения детей понимать оттенки значения и выбирать нужное слово в зависимости от контекста. Учитель может предложить ученикам примеры, где одно и то же слово используется в разных значениях, чтобы они научились различать смысловые оттенки. Такое задание помогает детям понять, что язык богат и разнообразен, а также тренирует их способность к аналитическому восприятию речи. Кроме того, работа с многозначными словами развивает у детей языковую интуицию и помогает им лучше понимать тексты, в которых слова могут быть использованы в необычном или переносном смысле.
Для начальных классов также актуальна работа с антонимами, синонимами и омонимами. Изучение синонимов помогает расширить словарный запас детей, научить их выражать мысли более точно и разнообразно. Например, при подборе синонимов дети учатся выбирать подходящие слова в зависимости от ситуации и эмоциональной окраски речи. Антонимы способствуют развитию логического мышления и помогают детям научиться более четко выражать свои мысли. Работа с омонимами, в свою очередь, учит детей внимательному отношению к словам и контексту, что имеет большое значение для их дальнейшего обучения.
Особое внимание в словарной работе уделяется фразеологизмам. Фразеологические выражения делают речь выразительной и образной, и в то же время они требуют от детей осознанного подхода к использованию языка. Для младших школьников фразеологизмы могут показаться сложными, но с помощью наглядных примеров и игрового подхода учитель может доступно объяснить их значение и употребление. Например, можно использовать рисунки или задания на составление предложений, чтобы дети не только запомнили фразеологизмы, но и научились правильно использовать их в речи.
Следующим важным направлением словарной работы является работа с трудными словами. В русском языке есть много слов, правописание которых не поддается правилам и требует запоминания. Важно, чтобы учащиеся не только запоминали написание этих слов, но и понимали их значение и уместное употребление. Учитель может предложить задания, где дети должны употребить трудные слова в контексте или составить с ними предложения. Это способствует не только запоминанию правописания, но и развитию способности использовать слова в собственной речи.
Для успешного усвоения детьми лексики необходимо также обучать их самостоятельной работе со словарями. Хотя в начальных классах эта работа только начинается, важно сформировать у детей элементарные навыки поиска информации и обращения к словарю как к источнику знаний. Учитель может проводить с учащимися упражнения на поиск значения слов, их правописания и происхождения. Работа со словарем способствует формированию у младших школьников умений работать с информацией, что становится важным навыком в дальнейшем обучении.
Кроме того, в словарной работе необходимо учитывать развитие у детей умения осознанного использования слов в речи. Учитель может давать задания на пересказ прочитанных текстов, описание событий, предметов и явлений с использованием новых слов. Это помогает детям осваивать лексику и одновременно учит их формулировать свои мысли, выражать эмоции и передавать содержание текста. Такой подход к словарной работе способствует повышению речевой культуры учащихся, делает их речь более точной и выразительной.
Таким образом, словарная работа в начальных классах русского языка является многоаспектным процессом, охватывающим разные виды деятельности и направленным на формирование у младших школьников культуры речи и языковой компетенции. Освоение лексики помогает детям не только расширить свой словарный запас, но и научиться грамотно и осознанно использовать слова в речи. Задача учителя — сделать этот процесс интересным, разнообразным и соответствующим возрастным особенностям учащихся. Словарная работа закладывает фундамент для успешного освоения школьниками русского языка и их дальнейшего речевого развития, а также играет важную роль в формировании их общей культуры и кругозора.
Список литературы
1. Кужанкулова Г. Р. Словарная работа по русскому языку в начальных классах / Г. Р. Кужанкулова, Р. Н. Боязитова, Н. А. Ерёмина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 12 (116). — С. 883-885.
2. Шаламова М. И. Методы и приемы работы со словарными словами в начальной школе / М. И. Шаламова, Н. В. Гамова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 7 (297). — С. 259-262.