Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Виды словарной работы на уроках русского языка в начальной школе | Арсланова Альмира Руслановна. Работа №351209. Номер работы: №351209

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Аннотация. Статья посвящена вопросам организации словарной работы на уроках русского языка в начальной школе. Рассматриваются основные виды словарной работы, направленные на развитие языковой культуры и обогащение словарного запаса младших школьников. Автор подчеркивает значимость систематической словарной работы для формирования грамотности, активного и осознанного владения языком. Описаны эффективные методы и подходы, которые способствуют закреплению новых слов и пониманию их значений. Статья будет полезна учителям начальной школы, стремящимся сделать уроки русского языка интересными и результативными.

Ключевые слова: словарная работа, начальная школа, словарный запас, языковая культура, грамотность, русский язык, младшие школьники.

ВИДЫ СЛОВАРНОЙ РАБОТЫ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

 

Арсланова Альмира Руслановна, учитель начальных классов

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 1», п. Никель

 

Аннотация. Статья посвящена вопросам организации словарной работы на уроках русского языка в начальной школе. Рассматриваются основные виды словарной работы, направленные на развитие языковой культуры и обогащение словарного запаса младших школьников. Автор подчеркивает значимость систематической словарной работы для формирования грамотности, активного и осознанного владения языком. Описаны эффективные методы и подходы, которые способствуют закреплению новых слов и пониманию их значений. Статья будет полезна учителям начальной школы, стремящимся сделать уроки русского языка интересными и результативными.

Ключевые слова: словарная работа, начальная школа, словарный запас, языковая культура, грамотность, русский язык, младшие школьники.

 

Словарная работа является важной частью процесса обучения русскому языку в начальной школе, поскольку она способствует расширению словарного запаса учащихся, развитию их языковой интуиции и повышению уровня грамотности. Задача учителя — не только научить детей новым словам, но и развить у них понимание особенностей словоупотребления и структуры языка. Словарная работа выполняет функцию связующего звена между речью и письменностью, помогая младшим школьникам овладеть языковыми нормами и использовать слова точно и осознанно.

Одним из базовых видов словарной работы является работа над лексическим значением слов. Важно, чтобы младшие школьники не только запоминали новые слова, но и понимали их значения и оттенки, улавливали различия между синонимами, усваивали особенности употребления слов в различных контекстах. Для этого учитель может использовать методы объяснения значений слов, рассматривание их в контексте предложений, обсуждение примеров, в которых новые слова будут использованы. Работа над лексическим значением слов помогает детям научиться точному употреблению слов и развивает у них способность подбирать нужные слова для выражения мыслей и чувств.

Еще одним важным направлением словарной работы является работа с многозначными словами. Многозначные слова составляют значительную часть русского языка, и для младших школьников важно осознать, что одно и то же слово может иметь несколько значений в зависимости от контекста. На начальных этапах обучения русский язык может казаться детям сложным, поскольку они сталкиваются с трудностями при различении значений многозначных слов. Учитель может использовать различные упражнения, направленные на выявление и анализ значений многозначных слов. Например, детям можно предложить задание на подбор иллюстраций к каждому значению слова, составление предложений с разными значениями одного и того же слова или создание небольших рассказов, в которых это слово будет употребляться в разных смыслах. Такие задания помогают детям глубже понять суть многозначности и расширяют их представление о богатстве и выразительности русского языка.

Словарная работа также включает знакомство детей с синонимами, антонимами и омонимами, что помогает обогатить их словарный запас и развить навыки точного и выразительного использования слов. Изучение синонимов позволяет учащимся выбрать наиболее подходящее слово для выражения нужного оттенка смысла, а также обогащает их речь и делает её более выразительной. Работа с антонимами помогает детям улавливать и использовать противоположности в речи, что способствует развитию логического мышления. Омонимы, в свою очередь, развивают у детей языковую интуицию, позволяя различать слова, которые звучат одинаково, но имеют разное значение. Учитель может предлагать детям упражнения на подбор синонимов и антонимов к заданным словам, составление предложений с использованием омонимов и работу с текстами, где омонимы создают особый смысловой эффект. Эти виды работы помогают развить у школьников умение работать с оттенками смысла, расширяют их языковую интуицию и прививают интерес к изучению языка.

Отдельное место в словарной работе занимает работа с фразеологизмами. Фразеологизмы обогащают речь детей, делают её яркой и выразительной, но для младших школьников их значение может быть трудно понимаемым. Важно объяснять детям значения фразеологизмов, раскрывая переносное значение выражений и приводя примеры их использования. Учитель может предложить детям интересные задания на составление предложений с фразеологизмами, разыгрывание сценок или создание иллюстраций, отражающих смысл фразеологизмов. Такой подход способствует пониманию детьми образности языка, развивает у них чувство юмора и помогает запоминать устойчивые выражения, которые они смогут использовать в повседневной речи.

Также необходимо уделять внимание работе с диалектными и устаревшими словами. Диалектные слова помогают детям понять региональные особенности языка, увидеть, что язык богат и разнообразен. Устаревшие слова позволяют взглянуть на русский язык как на живую систему, которая меняется со временем, и дают школьникам возможность прикоснуться к языковому прошлому. Знакомство с диалектными и устаревшими словами помогает детям развивать интерес к истории и культуре России, понимание того, что язык отражает время, обычаи и быт людей. Учитель может использовать задания на поиск устаревших слов в художественных текстах, чтение произведений, написанных с использованием диалектизмов, что помогает детям лучше понять русскую литературу и историю языка.

Особое внимание уделяется работе с орфографическим словарем, которая развивает у школьников навыки грамотного письма. Учитель может организовать работу со словарем в виде самостоятельного поиска и анализа написания слов, что способствует выработке у детей умения работать с дополнительными источниками информации.

Таким образом, словарная работа на уроках русского языка в начальной школе играет ключевую роль в формировании языковой культуры младших школьников, помогает обогатить их словарный запас и развивает у них навыки точного и осознанного использования слов. Систематическое проведение словарных занятий позволяет детям глубже понимать особенности родного языка, стимулирует интерес к изучению его закономерностей и создает основу для успешного овладения языком в дальнейшем.

 

Список литературы

 

1. Кужанкулова Г. Р. Словарная работа по русскому языку в начальных классах / Г. Р. Кужанкулова, Р. Н. Боязитова, Н. А. Ерёмина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 12 (116). — С. 883-885.

2. Шаламова М. И. Методы и приемы работы со словарными словами в начальной школе / М. И. Шаламова, Н. В. Гамова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 7 (297). — С. 259-262.

 

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×