Название статьи:
Виды словарной работы на уроках русского языка | Дворянчик Светлана Викторовна. Работа №341276. Номер работы: №341276
Дата публикации:
26.08.2024
Автор:
Дворянчик Светлана Викторовна
Описание:
Аннотация. В статье рассматриваются виды словарной работы на уроках русского языка, их значение для развития речевой культуры учащихся, а также приводятся примеры использования различных типов словарей в учебном процессе.
Ключевые слова: словарная работа, уроки русского языка, лексика, типы словарей, обучение, развитие речи.
ВИДЫ СЛОВАРНОЙ РАБОТЫ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА
Дворянчик Светлана Викторовна, учитель начальных классов
ГБОУ Херсонской области "Новогригорьевская школа Генического муниципального округа" , с. Новогригорьевка
Аннотация. В статье рассматриваются виды словарной работы на уроках русского языка, их значение для развития речевой культуры учащихся, а также приводятся примеры использования различных типов словарей в учебном процессе.
Ключевые слова: словарная работа, уроки русского языка, лексика, типы словарей, обучение, развитие речи.
Словарная работа является неотъемлемой частью уроков русского языка и играет важную роль в развитии лексической компетенции учащихся. Она способствует расширению словарного запаса, углублению понимания значений слов, а также формированию навыков их правильного употребления в речи. В школьной практике используются различные виды словарной работы, каждый из которых направлен на решение определенных задач, связанных с усвоением и закреплением лексического материала.
Одним из основных видов словарной работы является работа с толковым словарём. Это наиболее распространённый и универсальный тип словаря, который помогает учащимся уточнять значения незнакомых слов, находить синонимы и антонимы, а также разбираться в оттенках значений многозначных слов. Например, при изучении слова "искусство" ученики могут узнать из толкового словаря, что это слово имеет несколько значений: "творческая деятельность" и "мастерство". В ходе урока можно предложить задания, в которых школьники будут составлять предложения с каждым значением слова или находить другие слова, родственные по смыслу.
Этимологическая работа с лексикой также занимает важное место на уроках русского языка. Использование этимологических словарей помогает учащимся понять происхождение и развитие слов, что способствует более глубокому осознанию их значений. Например, разбирая слово "вдохновение", можно выяснить, что оно произошло от слова "дух", и обсудить, как эта связь влияет на восприятие слова в современном языке. Такое исследование помогает развивать аналитическое мышление и интерес к языковым явлениям.
Синонимическая работа направлена на обогащение речи учащихся синонимами, что делает их высказывания более выразительными и точными. Учителя могут использовать синонимические словари для подбора альтернативных слов к заданному, например, предложить ученикам найти синонимы к слову "красивый" (прекрасный, великолепный, восхитительный) и обсудить, в каких ситуациях уместнее использовать каждое из них.
Орфографическая работа с использованием орфографических словарей способствует формированию грамотности и умению правильно писать слова. Например, при изучении правила написания гласных в корне после шипящих можно предложить ученикам найти в словаре слова, соответствующие этому правилу, и объяснить их написание. Регулярное обращение к орфографическим словарям помогает учащимся закреплять орфографические навыки и повышать уровень грамотности.
Фразеологическая работа с фразеологическими словарями помогает учащимся овладеть устойчивыми выражениями, характерными для русского языка. Знание фразеологизмов и умение их правильно использовать в речи делает язык учащихся более живым и образным. Например, при изучении фразеологизма "сесть в лужу" учитель может предложить учащимся узнать значение этого выражения из словаря и придумать ситуацию, в которой оно может быть использовано.
Таким образом, словарная работа на уроках русского языка является важным инструментом в обучении учащихся, позволяя им не только расширять словарный запас, но и осваивать нормы употребления слов, их правописание и значения. Регулярное использование различных типов словарей способствует развитию речевой культуры, повышению уровня грамотности и общему интеллектуальному развитию школьников.
Список литературы
Достовалова Н.В., Курышева М.В. Методический аспект работы со словарями в начальной школе // Вестник ТГПУ. - 2018. - №1 (190). - С. 40-44.
Методика преподавания русского языка в начальных классах: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / М.Р. Львов, В.Г. Горецкий, О.В. Сосновская. – М.: Издательский центр Академия, 2017. – 464 с.
Павлинова И.А. Работа со словарями как источниками культуры речи младших школьников // Вестник ТГУ. - 2017. - №4 (168). - С. 66-73.
Скачать работу
Дворянчик Светлана Викторовна, учитель начальных классов
ГБОУ Херсонской области "Новогригорьевская школа Генического муниципального округа" , с. Новогригорьевка
Аннотация. В статье рассматриваются виды словарной работы на уроках русского языка, их значение для развития речевой культуры учащихся, а также приводятся примеры использования различных типов словарей в учебном процессе.
Ключевые слова: словарная работа, уроки русского языка, лексика, типы словарей, обучение, развитие речи.
Словарная работа является неотъемлемой частью уроков русского языка и играет важную роль в развитии лексической компетенции учащихся. Она способствует расширению словарного запаса, углублению понимания значений слов, а также формированию навыков их правильного употребления в речи. В школьной практике используются различные виды словарной работы, каждый из которых направлен на решение определенных задач, связанных с усвоением и закреплением лексического материала.
Одним из основных видов словарной работы является работа с толковым словарём. Это наиболее распространённый и универсальный тип словаря, который помогает учащимся уточнять значения незнакомых слов, находить синонимы и антонимы, а также разбираться в оттенках значений многозначных слов. Например, при изучении слова "искусство" ученики могут узнать из толкового словаря, что это слово имеет несколько значений: "творческая деятельность" и "мастерство". В ходе урока можно предложить задания, в которых школьники будут составлять предложения с каждым значением слова или находить другие слова, родственные по смыслу.
Этимологическая работа с лексикой также занимает важное место на уроках русского языка. Использование этимологических словарей помогает учащимся понять происхождение и развитие слов, что способствует более глубокому осознанию их значений. Например, разбирая слово "вдохновение", можно выяснить, что оно произошло от слова "дух", и обсудить, как эта связь влияет на восприятие слова в современном языке. Такое исследование помогает развивать аналитическое мышление и интерес к языковым явлениям.
Синонимическая работа направлена на обогащение речи учащихся синонимами, что делает их высказывания более выразительными и точными. Учителя могут использовать синонимические словари для подбора альтернативных слов к заданному, например, предложить ученикам найти синонимы к слову "красивый" (прекрасный, великолепный, восхитительный) и обсудить, в каких ситуациях уместнее использовать каждое из них.
Орфографическая работа с использованием орфографических словарей способствует формированию грамотности и умению правильно писать слова. Например, при изучении правила написания гласных в корне после шипящих можно предложить ученикам найти в словаре слова, соответствующие этому правилу, и объяснить их написание. Регулярное обращение к орфографическим словарям помогает учащимся закреплять орфографические навыки и повышать уровень грамотности.
Фразеологическая работа с фразеологическими словарями помогает учащимся овладеть устойчивыми выражениями, характерными для русского языка. Знание фразеологизмов и умение их правильно использовать в речи делает язык учащихся более живым и образным. Например, при изучении фразеологизма "сесть в лужу" учитель может предложить учащимся узнать значение этого выражения из словаря и придумать ситуацию, в которой оно может быть использовано.
Таким образом, словарная работа на уроках русского языка является важным инструментом в обучении учащихся, позволяя им не только расширять словарный запас, но и осваивать нормы употребления слов, их правописание и значения. Регулярное использование различных типов словарей способствует развитию речевой культуры, повышению уровня грамотности и общему интеллектуальному развитию школьников.
Список литературы
Достовалова Н.В., Курышева М.В. Методический аспект работы со словарями в начальной школе // Вестник ТГПУ. - 2018. - №1 (190). - С. 40-44.
Методика преподавания русского языка в начальных классах: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / М.Р. Львов, В.Г. Горецкий, О.В. Сосновская. – М.: Издательский центр Академия, 2017. – 464 с.
Павлинова И.А. Работа со словарями как источниками культуры речи младших школьников // Вестник ТГУ. - 2017. - №4 (168). - С. 66-73.