Виды туше и артикуляции при игре на баяне/аккордеоне. | Городнина Наталья Игоревна. Работа №221513
Автор: Городнина Наталья Игоревна
Данная статья направлена на рассмотрение одной из ключевых тем для музыкантов-исполнителей и педагогов, обучающих игре на баяне/аккордеоне. Вопрос туше и артикуляции непосредственно связан с главной задачей всех музыкантов - качеством звукоизвлечения. Так как каждый музыкальный инструмент имеет свои специфические особенности звукоизвлечения, в данной статье рассмотрены ключевые моменты, касающиеся исполнительства на баяне/аккордеоне.
Артикуляция и туше.
Разновидности, технология исполнения.
Выразительные, исполнительские средства. Достоинства (возможность влиять на звук не только при его атаке, но и непосредственно во время его звучания и окончания, уровень динамики) и недостатки (плоский звук, невозможность рельефного выделения темы в фуге, например) баяна и аккордеона. Расширение музыкально-художественных возможностей исполнения при игре на выборных инструментах.
Понятие о красоте и выразительности звучания. Постоянное стремление к совершенствованию качества звучания при исполнении пьес, этюдов, упражнений и т.п. «Ваш звук – это Вы сами» - Ю.Шишкин. Зависимость характера звучания от художественного содержания исполняемого музыкального произведения.
Условия звукообразования на баяне и аккордеоне зависят от двух факторов: скорости открытия клапана для попадания струи воздуха на металлический язычок (голос) и интенсивности подачи воздуха на этот голос. Другими словами, на процесс звукоизвлечения и звукообразования влияют характер туше и способ ведения меха.
Туше в переводе с франц. означает трогать, прикасаться, ощупывать, осязать. Говоря о туше, нужно выяснить, каким способом мы воздействуем пальцами на клавиши баяна (аккордеона). Зачастую, выделяют два основных вида туше:
-с использованием естественного веса руки (нажим) - в кантиленой музыке
-с применением пальцевого удара мелкая техника, виртуозная игра.
Область туше, связанная с использованием веса руки бесконечно разнообразна. От мягкого, плавного «погружения» пальца в клавиатуру до резкого, активного толчка. Выбор туше зависит от художественных задач, поставленных автором произведения, его стилистическими особенностями. Выбор характера туше диктуют исполнителю многие факторы: темп, штрих, фразировка, фактура, динамика и прочее.
Технология исполнения различных видов туше и область их применения. Роль музыкального слуха в развитии звукоизвлечения, в тонкости исполнения музыки.
На баяне (аккордеоне), в отличие от фортепиано, органа, звук управляем на всех трех стадиях – атаке, звучании, окончании.
Игра на инструменте, извлечение звуков сродни произношению звуков с помощью голоса. Также как и произношение слов и предложений звук на инструменте должен нести смысловую и качественную окраску, для этото исполнитель должен владеть разного вида артикуляцией.
В музыкальной теории под артикуляцией подразумевается искусство исполнять музыку, и прежде всего мелодию, с той или иной степенью расчлененностью или связностью ее тонов. Артикуляция – произношение. Следовательно, средства артикуляции равнозначны средствам произношения.
Реальное звучание достигается в результате непосредственной работы пальцев (туше) и меха, причем способы прикосновения пальцев к клавишам и способы ведения меха постоянно дополняют друг друга и находятся в тесной взаимосвязи друг с другом и с исполняемой музыкой.
С помощью работы пальцев и меха исполнитель может влиять на начало (атаку) звука, продолжение его звучания и его окончание.
В зависимости от художественных задач, может быть выбран нужный вид атаки на звук, нужный вид артикуляции:
1. сначала работа пальца, потом меха (меховая артикуляция),
2. сначала работа меха, потом пальца (пальцевая артикуляция),
3. одновременная работа меха и пальца (мехо-пальцевая артикуляция).
Также с помощью разного вида артикуляции исполнитель может влиять на окончание звука
1. окончания с помощью остановки меха (меховая артикуляция), при этом мехом можно делать крещендо или диминуэндо, или просто ровно остановить его движение (в старинной музыке, эпохи Бароко).
2. окончание звука с помощью поднятия пальца с клавиатуры, но при продолжающемся меховедении (пальцевая артикуляция), при этом снятие пальца также, как и атака, может происходить разными способами…
3. окончания звка с помощью одновременного снятия пальца с клавиатуры и остановки меха (мехо-пальцевая артикуляция).
Также с помощью пальцев и меха, исполнитель может влиять на процесс внутри звучащей ноты. В средней фазе звука, в звучащем тоне можно назвать следующие варианты:
- ровное звучание
- увеличение или ослабление его интенсивности
- так называемая филировка – усиление и ослабление внутри одного тона
- ослабление и усиление внутри одного тона