Виды заданий для формирования УУД детей с нарушениями слуха дошкольного возраста | Барабанова Татьяна Кондратьевна. Работа №232533
Автор: Барабанова Татьяна Кондратьевна
В статье перечислены виды заданий для фрмирования личностных, регулятивных, коммуникативных и познавательных универсальных учебных действий дошкольников с нарушениями слуха.
Виды заданий для формирования УУД детей с нарушениями слуха дошкольного возраста
Для формирования личностных УУД используются следующие задания:
самооценка выполнения задания
– детям предлагается оценит
ь свою работу, свои достижения
на занятии или в игре;
дневники достижений
– ведутся с целью повышения сво
ей эффективности и самооценки,
дети приклеивают в альбомы наклейки за какое-то достижение;
участие в обсуждениях, спорах
– во
время об
суждений, рассуждений и споров дети учатся аргументировать
и
отстаивать свою
точку зрения;
подведение
промежуточных итогов и итогов
занятия
самостоятельно или с помощью педагога
– во время подведения итогов у детей происходит
осмысление полученных знаний и опыта;
творческие задания
– во время творческих заданий
повышается интерес к проц
ессу познания, изучению нового
материала.
Для формирования регулятивных УУД используются следующие виды заданий:
поиск нужного материала (картинок)
–
требуется найти среди п
редложенных картинок, картинки
по заданной теме;
взаимоконтроль
– детям предлагается проверить правильность выполнения того или иного задания у другого;
взаимный диктант (задание
)
– работа проводится в парах, детям предлагается придумать задание из предложенного материала по теме для своего напарника и про
верить правильность выполнения
этого задания;
заучивание материала наизусть
– предлагается выучить
стихотворение,
потешку
и
др. наизусть;
«преднамеренные ошибки»
– детям предлагаются задания с заранее обдуманными ошибками, которые они должны найти, назвать и обосновать
;
«исправь ошибки»
– могут быть предложены задания, где надо исправить ошибки, например
,
в словах, или отыскать неправильно написанные буквы;
контрольный опрос
– может использоваться как в конце занятия, так и во время занятия, с целью осуществления контроля по пониманию темы. Можно предложить детям самостоятельно придумать вопросы по теме для других детей.
Для формирования коммуникативных УУД можно предложить следующие виды заданий:
«составь рассказ», «опиши предмет»
– детям предлагается составить рассказ или описать предмет с опорой на картинку или без нее;
«придумай задание»
– дети составляют задание друг для друга;
«что хорошо, что плохо»
– детям предлагается высказать свое мнение, например
,
о поведении детей на картинке (хорошо, плохо), о предметах (красиво, не красиво);
групповая работа
– любая совместная групповая работа фо
рмирует
коммуникативные УУД;
«объясни…»
– можно объяснять
выполнение своих действий, или
прокомментировать картинку;
«ответь на вопросы»
– детям предлагается ответить на вопросы пе
дагога или группы по изучаемой
теме или по определенному заданию.
Для формирования познавательных УУД используются игры и упражнения для развития психических процессов
Игры и упражнения для развития памяти, внимания, восприятия и воображения:
«Запомни картинку»
«Чего (кого) не стало?»
«Что появилось?»
«Что поменялось местами?»
«Что изменилось?»
«Запомни пары картинок»
«Запомни расположение предметов»
«Найди те предметы, которые были на рисунке»
«Запомни, где что стоит»
«Заполни таблицу по памяти»
«Вспомни соседей»
«Где, что лежало?»
«Выложи предметы по памяти»
«Запомни предмет, найди по памяти такой же»
«Запомни, как было, выложи по памяти»
«Найди сходства и отличия»
«Сравни картинки (предметы)»
«Найди нужный предмет…»
«Найди такой же, как в рамке»
«Что изменилось?»
«Найди пару»
«Распутай… (дорожки, следы)»
«Найди контур»
«Найди тень»
«Найди силуэт»
«Чей след?»
«Найди два одинаковых предмета»
«Найди ошибку»
«Что забыл нарисовать художник?»
«На что похоже?»
«Дорисуй фигуры»
«Что на что похоже?»
«Чего не хватает?»
«Волшебный мешочек»
«Придумай рассказ»
«Выложи из фигур и палочек»
«Преврати фигуры в предметы»
«На что похоже?»
Игры и упражнения для развития мышления и логики:
«Четвертый лишний»
«Третий подходящий»
«Я знаю 5 названий… (цветов, одежды)»
«Разложи по местам»
«Продолжи ряд»
«Чего не хватает в каждом ряду?»
«Что из чего сделано?»
«Кому что принадлежит?»
«Лабиринты»
«Сложи картинку»
«Объедини по группам»
«Часть и целое»
«Противоположности»
«Загадки»
Математические отношения:
большой – маленький, высокий – низкий, длинный – короткий, широкий – узкий,
толстый – тонкий, тяжелый –легкий и др.
«Расставь по порядку, найди середину»
«Сделай больше (меньше)»
«Где широкий, а где узкий? Где одинаковые»
Ориентировка в пространстве:
слева, справа; вверху, внизу; впереди, сзади;
между, посередине;
предлоги (на, в, над, под, за, перед, около)
«Что где находится?»
«Разложи предметы»
«Кто куда идет, плывет, смотрит…?»
«Кто (что)впереди, между…»
Ориентировка во времени:
сегодня, вчера, завтра; раньше, позже
«Что сначала, что потом»
«Разложи по порядку»,
«Что когда было (будет)?»
«Кто кем (чем) был?»,
«Кто кем (чем стал?)»
«Кто раньше, кто позже?»
Ориентировка на листе бумаги:
«Графический диктант»
«Повтори узор»,
«Срисуй фигуры»
«Заполни таблицу»
«Перенеси фигуры симметрично»