Виммельбух для организации речевого развития | Соколова Маргарита Владимировна . Работа №334079
В статье раскрыта технология Виммельбух, которая может быть использована в работе с детьми старшего дошкольного возраста для организации речевого развития. В современном мире компьютеры и гаджеты окружают нас повсюду, и они уже стали неотъемлемой частью нашей жизни. Однако, стоит отметить, что в изменившемся мире изменились и дети. В результате, дети проводят больше времени за компьютером, планшетом или телефоном и меньше общаются с книгами. Возникает вопрос: в какой форме мы можем представить ребенку речевой материал, чтобы его заинтересовать и вызвать желание сотрудничать? Наряду с традиционными методами и приемами, вполне разумно использовать оригинальные и творческие методы – инновационные образовательные технологии, эффективность которых уже доказана. Одной из таких находок стала технология «Виммельбух».
Виммельбух в работе с детьми старшего дошкольного возраста как пособие для организации речевого развития
Прекрасным материалом для развития речи и мысли являются образы, непосредственно воспринятые из внешнего мира.
Константин Дмитриевич Ушинский говорил: «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету».
Сегодня компьютеры, гаджеты окружают нас повсюду, они уже сейчас незаменимы, нельзя не отметить и то, что в изменившемся мире изменился и ребенок. Как следствие, дети больше времени проводят за компьютером, планшетом, телефоном и очень мало уделяют общению с книгой. У нас возникает вопрос, в какой форме мы можем представить ребенку речевой материал, чтобы заинтересовать его, вызвать желание сотрудничать? Наряду с традиционными методами и приемами вполне разумно использовать оригинальные, творческие методы – инновационные образовательные технологии, эффективность которых очевидна. Такой находкой стала технология «Виммельбух».
В переводе с немецкого «wimmelbuch» – «книга с мельтешащими картинками». Книга содержит минимум текста (иногда текста нет), а рисунки насыщены деталями. С героями книг происходят интересные и забавные события в течение суток, дней, месяцев, а может быть даже в течение года. Это даёт возможность ребёнку каждый раз по-новому «читать» картинки и придумывать новые истории. Основное назначение такой книги — ознакомление с окружающим миром, развитие речи и воображения.
Альфонс Митгуч, взялся за свой первый виммельбух благодаря совершенному кругосветному путешествию. Записывать все это в виде текста он не стал, а образы, которые остались в его голове, нашли отражение на разворотах большой книги. Это детская развивающая книжка крупного формата с яркими, максимально насыщенными визуальной информацией иллюстрациями. Они называются также «книги-искалки», «книги-находилки», «книги для разглядывания", «книги –комиксы», «книги –головоломки»,и выполнены они все в технологии «Виммельбух».
Особенности «Виммельбухов».
— Отсутствие или минимальное количество текста.
— Страницы из плотного картона (от 5-7 до 15-18).
— Полностью задействованное пространство.
— Каждый разворот – яркая красочная картина, целый мир! (Обратите внимание на стиль художника, у каждого –он свой).
— Невероятно огромное количество деталей, чётких, продуманных, качественно и мелко прорисованных
— Нет чёткого сюжета(в нашем привычном классическом понимании), все сюжетные линии разворачиваются одновременно, а сам сюжет создаётся читателями во время «чтения»
Обычно каждый «виммельбух» посвящен конкретной теме (можно найти свою лексическую тему). Например, лексическая тема «Домашние животные» , или тема связанная с транспортом.
Как работать с «Виммельбухом»? Можно:
- находить знакомые предметы- просто так или соревноваться, кто быстрее;
-искать на всех разворотах книги одного и того же персонажа;
-составлять истории с персонажем – кто он, откуда и куда идет, кого встретил, что делает;
-сравнивать изображения в книге с реальным пространством, окружающим ребёнка (парк, улица, дом, искать похожие предметы ),
-закрыть разворот после рассматривания и предложить малышу назвать то, что там было изображено.
Давайте рассмотрим виммельбух на тему «Транспорт».
-что мы видим на картинке (строительная площадка);
-как называются машины(строительная техника: самосвал, бетоносмеситель, бульдозер, кран…);
-что машины делают (копают, чистят, смешивают, сыпят…);
-сюжет можно придумывать самим.
Другой вариант – это игра в загадки, например:
-нужно найти на картинке животное, оно быстрое, с пятнышками и в его названии есть звук Ль (олень);
-найди животное, которое летом одето в серенькую шубку, а зимой в белую и начинается на звук З (заяц).
Посчитаем. А давай посчитаем, сколько зайцев (енотов, лисиц…) гуляет (один заяц, два зайца...). Занимаемся развитием и тренировкой согласования числительного с существительным.
Работая в технике « Виммельбух» мы развиваем:
- познавательные процессы - память (произвольное запоминание), внимание, воображение, восприятие, мышление, речь(связную, монологическую, внутренне согласованную);
- обогащаем активный словарь ребёнка;
- тренируем усидчивость и самоконтроль;
- умение ориентироваться в пространстве и времени;
- мелкую моторику рук (раскраски).
Психологи одобряют виммельбухи, потому при совместном чтении можно отследить проблемы, беспокоящие кроху. Зачастую дети выносят в ситуации с вымышленными или сказочными героями проблемные моменты из своей жизни.
Предлагаю вам один из вариантов работы с детьми по первому развороту книги Виммельбух «Увлекательные истории в картинках из
жизни маленького городка Мирославля». (Автор Запесочная Елена
Алексеевна)
- Я предлагаю вам познакомиться с новой необычной книгой. А точнее
– с одной из её страниц.
— Какое время года здесь изображено? (Зима)
— Как вы догадались, что это зима? (Всё покрыто снегом. На деревьях
нет листьев. Люди тепло одеты и т.д.)
— Скажите, как называется здание, которое находится в центре? (Дом)
— Почему вы так решили? (Потому что там расположены комнаты –
кухня, спальня, гостиная, есть лестницы и балконы.)
- Чем занимаются люди в доме? (Делают уборку, наряжают ёлку и т.д.)
— Чем занимаются дети на улице? (Они играют, мальчик гуляет
собакой…)
— А чем заняты взрослые? (Общаются с другими людьми, идут гулять
с детьми, ожидают транспорт на остановке ….)
- Каких животных вы заметили? (Кошка, собака, лошадь, белки...)
- Какие птицы здесь изображены? (Голуби, вороны, дятел, сороки,
синицы, снегири)
- Найдите и сосчитайте транспорт на этой странице.
- Что ещё интересного вы здесь увидели?
Спасибо за ответы.
А теперь с помощью опорной таблицы давайте попробуем придумать интересную историю по этой странице.
Педагогам предлагается придумать рассказ по опорной таблице (даётся 1-2 минуты), затем предоставляется слово представителю каждой группы. В результате должен получиться связный рассказ.
Всем остальным коллегам я предлагаю подумать, какие задачи может
решить педагог в ходе выполнения подобных заданий с детьми.
(Обсуждение, дать слово 2-3 человекам).
обогащение словаря (прилагательных и глагольного),
- развитие лексико-грамматического строя речи,
- развитие связной речи.
Большое спасибо за активное участие.
Таким образом, технология «Виммельбух» подтверждает высказывание Константина Дмитриевича Ушинского, о том, что детям необходимо давать упражнения, возбуждающие мысль и порождающие выражение этой мысли в речи. Умение правильно наблюдать, сопоставлять и получать полные и яркие образы о предметах окружающей среды обеспечит сознательное усвоение знаний. Данная технология может быть полезна не только для воспитателей, но и для логопедов, а также пригодится в процессе организации работы с родителями.
Используемые ресурсы.
1. Завгородняя Татьяна Анатольевна Мастер-класс для педагогов ДОУ на тему "Использование технологии Виммельбух в образовательной деятельности детского сада" https://nsportal.ru/detskiy-sad/logopediya/2023/02/06/master-klass-dlya-pedagogov-dou-natemu-ispolzovanie-tehnologii2
2. Журавлёва К. В. «Виммельбух как средство развития речи дошкольников» https://infourok.ru/master-klass-na-temu-vimmelbuh-kak-sredstvo-razvitiya-rechidoshkolnikov-4212863.html
3. Tataniolla ВИММЕЛЬБУХИ: что такое? Как читать? https://www.youtube.com/watch?v=CMEOtw4BwEo