Виртуальная экскурсия как средство развития научного и познавательного интереса обучающихся | Тараскина Евгения Михайловна. Работа №345402
Аннотация. В статье рассматриваются возможности использования виртуальных экскурсий как средства развития научного и познавательного интереса у обучающихся на уроках географии. Виртуальные экскурсии позволяют перенести учащихся в самые удаленные уголки мира, исследовать уникальные природные и культурные объекты, что делает процесс обучения более увлекательным и доступным. Приведены примеры использования виртуальных экскурсий в образовательном процессе, а также их влияние на развитие критического мышления, аналитических способностей и глубокого понимания изучаемых тем.
Ключевые слова: виртуальная экскурсия, география, научный интерес, познавательный интерес, критическое мышление, цифровые технологии.
Виртуальная экскурсия как средство развития научного и познавательного интереса обучающихся
Тараскина Евгения Михайловна, учитель географии
МБОУ Лицей №103 «Гармония»
Аннотация. В статье рассматриваются возможности использования виртуальных экскурсий как средства развития научного и познавательного интереса у обучающихся на уроках географии. Виртуальные экскурсии позволяют перенести учащихся в самые удаленные уголки мира, исследовать уникальные природные и культурные объекты, что делает процесс обучения более увлекательным и доступным. Приведены примеры использования виртуальных экскурсий в образовательном процессе, а также их влияние на развитие критического мышления, аналитических способностей и глубокого понимания изучаемых тем.
Ключевые слова: виртуальная экскурсия, география, научный интерес, познавательный интерес, критическое мышление, цифровые технологии.
В современном мире технологии играют ключевую роль в образовательном процессе, предлагая инновационные инструменты, которые помогают сделать обучение более интерактивным и увлекательным. Одним из таких инструментов является виртуальная экскурсия — цифровой формат, который позволяет студентам исследовать географические объекты и явления, не покидая классной комнаты. Виртуальные экскурсии не только повышают интерес к изучению географии, но и способствуют развитию научного и познавательного интереса, активизируют когнитивные процессы и предоставляют уникальные возможности для исследования объектов, доступ к которым в реальной жизни был бы ограничен.
Одним из ключевых преимуществ виртуальных экскурсий является возможность показать учащимся разнообразие природных ландшафтов, культур и природных объектов. Например, благодаря таким платформам, как Google Earth или National Geographic Virtual Tours, учащиеся могут совершить «путешествие» по самым известным географическим объектам мира — от горных вершин Гималаев до глубин Большого Барьерного рифа. Исследуя эти объекты, студенты могут не только увидеть их в деталях, но и изучить географические, климатические и экологические особенности регионов. Это способствует развитию у них не только познавательного интереса, но и научного мышления, так как виртуальные экскурсии часто сопровождаются аналитическими заданиями: сравнение ландшафтов, описание экологических проблем или изучение климатических условий региона.
Примером использования виртуальной экскурсии на уроке географии может быть изучение вулканов. Вместо стандартного объяснения о том, как функционируют вулканы, можно предложить учащимся виртуальную экскурсию к вулканам, например, на Гавайях или в Италии, где они смогут увидеть кратеры, лавовые поля и окружающие экосистемы. Во время экскурсии ученики могут наблюдать за структурой вулканов, а также за изменениями, которые происходят в этих регионах под влиянием вулканической активности. После виртуальной экскурсии преподаватель может предложить учащимся обсудить влияние вулканов на окружающую среду и на жизнь людей, что способствует развитию критического мышления и углубленному пониманию темы.
Виртуальные экскурсии также играют важную роль в развитии познавательного интереса. Исследования показывают, что учащиеся, которые получают доступ к новым технологиям и интерактивным форматам, лучше усваивают материал и проявляют большее желание к изучению новых тем. Виртуальные экскурсии могут сделать уроки географии более динамичными, вовлекая учащихся в процесс исследования и поиска ответов на вопросы. Например, при изучении темы «Национальные парки мира» виртуальная экскурсия в парк Йеллоустоун или Серенгети позволяет студентам лично «побывать» в этих местах и увидеть природное многообразие флоры и фауны. Преподаватель может предложить учащимся исследовать, как климатические условия влияют на биоразнообразие этих регионов, что мотивирует их глубже изучить тему.
Еще одним важным аспектом использования виртуальных экскурсий является развитие научного интереса. Многие виртуальные экскурсии сопровождаются научными комментариями, статистическими данными и фактами, которые помогают учащимся не просто визуально воспринимать информацию, но и анализировать её с научной точки зрения. Например, при изучении темы «Климатические изменения» можно предложить учащимся виртуальную экскурсию по регионам Арктики, где они смогут наблюдать таяние ледников и его последствия для местной экосистемы. Такие экскурсии позволяют учащимся увидеть глобальные проблемы, понять их значимость и осознать важность научного анализа этих процессов.
Интеграция виртуальных экскурсий в учебный процесс также помогает развивать у учащихся навыки самостоятельного исследования. Преподаватель может предложить студентам индивидуальные или групповые проекты, в рамках которых они будут исследовать определенные регионы или объекты с помощью виртуальных экскурсий. Например, учащимся можно поручить изучить культурные и природные особенности стран Африки, создав на основе виртуальных экскурсий собственные отчеты или презентации. Это способствует формированию исследовательских навыков, развивает у учащихся умение работать с информацией, анализировать её и представлять результаты своей работы.
Кроме того, использование виртуальных экскурсий помогает учащимся развивать пространственное мышление. Например, при изучении геологических процессов, таких как эрозия или тектонические движения, виртуальные экскурсии позволяют студентам увидеть реальные примеры этих явлений и лучше понять, как они формируют земную поверхность. Это особенно важно в тех случаях, когда учащиеся не могут увидеть эти процессы в реальной жизни из-за их масштабов или удаленности. Виртуальная экскурсия на Гранд-Каньон, например, позволит учащимся наглядно увидеть, как река Колорадо сформировала этот природный объект в течение миллионов лет. Это помогает студентам лучше усваивать сложные географические понятия и связывать их с реальными примерами.
Важно отметить, что виртуальные экскурсии можно эффективно сочетать с другими методами обучения, такими как традиционные лекции, практические занятия или обсуждения в классе. Например, после виртуальной экскурсии преподаватель может организовать дискуссию, где учащиеся будут обсуждать, что они узнали, какие выводы сделали, и как можно использовать эти знания в реальной жизни. Важно также предоставлять учащимся возможность задавать вопросы и искать ответы на них с помощью виртуальных экскурсионных ресурсов. Это поддерживает развитие самостоятельного мышления и исследовательских навыков, которые играют важную роль в обучении.
Таким образом, виртуальные экскурсии — это мощное средство, которое позволяет значительно расширить возможности географического образования. Они помогают учащимся развивать научный и познавательный интерес, предоставляют уникальный доступ к удаленным объектам и процессам, которые в реальной жизни могут быть недоступны. Виртуальные экскурсии не только повышают уровень вовлеченности студентов в учебный процесс, но и способствуют развитию навыков анализа, критического мышления и пространственного восприятия. Преподавателям важно активно использовать этот инструмент в своей практике, чтобы делать процесс обучения географии более современным, увлекательным и эффективным.
Список литературы
Белоус Н.Н., Вакулина Е.В., Савченко Е.С. Виртуальные экскурсии как сре
дство активизации познавательной деятельности школьников через ознакомление с окружающим миром // Казачество. 2024. №75 (2). URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/virtualnye-ekskursii-kak-sredstvo-aktivizatsii-poznavatelnoy-deyatelnosti-shkolnikov-cherez-oznakomlenie-s-okruzhayuschim-mirom
(дата обращения: 30.09.2024).
Жорабекова
М.К.
,
Амандык
А.А.
О
собенности применения цифровых технологий в образовании
// НИР/S&R. 2024. №1 (17). URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-primeneniya-tsifrovyh-tehnologiy-v-obrazovanii
(дата обращения: 30.09.2024).
Платунова
Е. В. Виртуальные экскурсии как средство формирования познавательных универсальных учебных действий обучающихся / Е. В.
Платунова
. — Текст
:
непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 14 (148). — С. 645-647. — URL:
https://moluch.ru/archive/148/41549/
(дата обращения: 30.09.2024).