Виртуальные экскурсии - метод формирования традиционных семейных ценностей | Строганова Алина Ильинична . Работа №351716
Современная система образования сталкивается с изменений культурных ориентиров. В этих условиях возрастает необходимость сохранения и трансляции традиционных семейных ценностей, которые играют ключевую роль в формировании личности младшего школьника. Одним из эффективных инструментов, способствующих сохранению культурных и нравственных традиций, является внеурочная деятельность в форме виртуальных экскурсий. В данной статье рассматриваются темы, с помощью которых внеурочные занятия могут способствовать передаче и закреплению традиционных семейных ценностей у младших школьников.
Строганова Алина Ильинична, студентка 3 курса
ВИРТУАЛЬНАЯ ЭКСКУРСИЯ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ТРАДИЦИОННЫХ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ СЕМЕЙНЫХ ЦЕННОСТЕЙ В РАМКАХ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Современные образовательные технологии стремительно внедряются в образовательный процесс. Использование инновационных форм обучения во внеурочной деятельности предоставляют возможности общения в реальном времени и являются эффективным средством коммуникации. Среди множества сетевых ресурсов, объединяющих образовательный процесс с реальной жизнью, и знакомства с предметами и явлениями в их естественной среде, особое место занимают виртуальные экскурсии, благодаря своему интерактивному характеру способствуют формированию традиционных духовно-нравственных семейных ценностей в начальной школе.
2024 год согласно Указу Президента РФ В.В. Путина объявлен Годом семьи в целях популяризации государственной политики в сфере защиты семьи, сохранения традиционных семейных ценностей. В Год семьи особое внимание должно уделяться сохранению традиционных семейных ценностей, к ним относятся любовь, верность, уважение, взаимопонимание и поддержка. [1]
ФГОС НОО определяет личностные результаты освоения программы начального общего образования через достижение единства учебной и воспитательной деятельности в соответствии с традиционными российскими социокультурными и духовно-нравственными ценностями, принятыми в обществе правилами и нормами поведения и способствуют процессам самопознания, самовоспитания и саморазвития, формирования внутренней позиции личности. [2]
Программа воспитания предусматривает приобщение обучающихся к российским традиционным духовным ценностям. В разделе 1.2 направления воспитания раскрывается целевой ориентир - формирование традиционных российских семейных ценностей. Формирование личности младшего школьника связана с ролью семьи, ее направляющей и регулирующей функцией в сотрудничестве с образовательной организацией. [3]
В федеральной образовательной программе начального общего образования определены традиционные российские духовно-нравственные ценности, среди которых выделяют служение Отечеству, высокие нравственные идеалы, крепкая семья, преемственность поколений, единство народов России. [4]
Формирование семейных ценностей происходит как в урочной, так и во внеурочной деятельности, которая направлена на достижение планируемых результатов. Внеурочная деятельность как важнейшая часть учебно-воспитательного процесса способствует формированию духовно-нравственных семейных ценностей и сохранению традиций семьи. Однако важно процитировать пункт пояснительной записки из федеральной рабочей программы воспитания: программа реализуется в единстве урочной и внеурочной деятельности, осуществляемой совместно с семьёй и другими участниками образовательных отношений, социальными институтами воспитания.
Проведение внеурочных занятий с использованием виртуальных экскурсий по разным направлениям внеурочной деятельности позволяют обучающимся путешествовать по историческим, культурным и природным объектам, не покидая класса. Это расширяет их кругозор, улучшает качество усвоения учебного материала. В контексте поднятой темы, обучающие могу познакомиться с различными традициями и обычаями разных народов России.
Виртуальные экскурсии используются в спортивно-оздоровительной, проектно-исследовательской, коммуникативной, художественно-эстетической деятельности, развивают информационную культуру. Также виртуальные экскурсии могут нести соревновательный характер. Доступность, интерактивность, развитие социального опыта, гибкость в обучении являются основными преимуществами виртуальных экскурсий, способствующих качественному усвоению информации, воспитанию уважения к старшему поколению, культурному наследию, сохранению семейных традиций и возможностями адаптировать содержание виртуальных экскурсий под конкретные учебные цели, связанными с воспитательными задачами внеурочной деятельности.
Направление
Тема
Виртуальная экскурсия
Примечание
Спортивно-оздоровительная деятельность
Движение есть жизнь!
Спортивный комплекс Сириус в Сочи
Проводится с целью подготовки к состязанию моя спортивная семья
Проектно-исследовательская деятельность
Достопримечательности родного края
Парки и усадьбы Москвы
Ознакомление с важностью семейного совместного похода по достопримечательностям
Коммуникативная деятельность
Становлюсь грамотным читателем: читаю, думаю, понимаю
Литературный музей А.С.Пушкина
С семьи начинается чтение
Художественно-эстетическая творческая деятельность
Рукотворный мир
Музей дымковской игрушки
Совместное творчество семьи и ребенка
Художественно-эстетическая творческая деятельность
Искусство иллюстрации
Художественная студия юного иллюстратора
Роль семьи в формировании творческих качеств у ребенка
Информационная культура
Мои помощники словари
Школьная библиотека
Семейные словари
Интеллектуальные марафоны. Мероприятия-соревнования
Заповедники России
Природные парки и заповедники России
Связь природы и семья
Интеллектуальные марафоны.
Игры-путешествия
Я – путешественник
Золотое кольцо России
С целью ознакомления с разными семейными традициями и ценностями народов России
Учение с увлечением! Учебная лаборатория
Читаю в поисках смысла
Технопарк
Традиция семейного чтения
Таким образом, использование виртуальных экскурсий как инновационных форм обучения во внеурочной деятельности является средством формирования и инструментом воспитания традиционных духовно-нравственных семейных ценностей.
Список источников:
http://publication.pravo.gov.ru/document/0001202311220013 - Указ Президента Российской Федерации от 22.11.2023 № 875"О проведении в Российской Федерации Года семьи"
https://shkolapriobskaya-r86.gosweb.gosuslugi.ru/netcat_files/userfiles/FGOS/1._Ob_utverzhdenii_federalnogo_gosudarstvennogo_obrazovatelnogo_standarta_nachalnogo_obschego_obrazovani.pdf - ФГОС НОО, редакция от 17 февраля 2023 г.
https://институтвоспитания.рф/upload/medialibrary/ddc/sr3zcu3teyyu74meajjj1vzn171157v9.pdf - Федеральная рабочая программа воспитания.
https://sudact.ru/law/prikaz-minprosveshcheniia-rossii-ot-18052023-n-372/federalnaia-obrazovatelnaia-programma-nachalnogo-obshchego/ - Федеральная образовательная программа начального общего образования
[‹Письмо> Минобрнауки России от 18.08.2017 N 09-1672