Виртуальные экскурсии как инструмент преподавания истории | Покровская Елена Петровна. Работа №354701
Аннотация. Статья посвящена исследованию возможностей применения виртуальных экскурсий в преподавании истории в системе среднего профессионального образования (СПО). Рассматриваются педагогические возможности данной технологии для повышения познавательной активности, формирования наглядных представлений о прошлом и вовлечения студентов в изучение исторического материала. Особое внимание уделяется особенностям организации и проведения виртуальных экскурсий, а также их значению для создания образовательного пространства, отвечающего требованиям современного информационного общества.
Ключевые слова: виртуальные экскурсии, преподавание истории, наглядность, СПО, цифровые технологии, образовательный процесс.
ВИРТУАЛЬНЫЕ ЭКСКУРСИИ КАК ИНСТРУМЕНТ ПРЕПОДАВАНИЯ ИСТОРИИ
Покровская Елена Петровна, преподаватель истории
ГАПОУ ЛО Всеволожский агропромышленный техникум,
г. Всеволожск
Аннотация. Статья посвящена исследованию возможностей применения виртуальных экскурсий в преподавании истории в системе среднего профессионального образования (СПО). Рассматриваются педагогические возможности данной технологии для повышения познавательной активности, формирования наглядных представлений о прошлом и вовлечения студентов в изучение исторического материала. Особое внимание уделяется особенностям организации и проведения виртуальных экскурсий, а также их значению для создания образовательного пространства, отвечающего требованиям современного информационного общества.
Ключевые слова: виртуальные экскурсии, преподавание истории, наглядность, СПО, цифровые технологии, образовательный процесс.
Современные образовательные технологии предоставляют преподавателям новые инструменты, позволяющие повысить эффективность обучения и заинтересовать студентов в изучении учебного материала. В условиях цифровизации особое значение приобретают виртуальные экскурсии как метод преподавания истории. Они способствуют углублённому освоению исторических знаний, формируют у студентов целостное представление о значимых событиях и явлениях прошлого, а также развивают их аналитические способности. Использование виртуальных экскурсий в системе среднего профессионального образования (СПО) открывает широкие перспективы для организации учебного процесса, обеспечивая связь теоретического материала с практическим опытом.
Историческое образование предполагает необходимость формирования у студентов конкретных представлений о событиях прошлого, что требует использования наглядности. Однако в условиях традиционного урока преподаватель зачастую сталкивается с трудностями в создании такой наглядности, особенно когда речь идёт о значительных культурных объектах или удалённых исторических памятниках. Виртуальные экскурсии позволяют решить эту проблему, предоставляя студентам возможность «посетить» исторически значимые места в цифровом формате. Благодаря современным технологиям создаётся эффект присутствия, который помогает студентам глубже проникнуть в атмосферу прошлого и визуально воспринять изучаемые явления.
Преимущество виртуальных экскурсий заключается в их доступности и гибкости. Они позволяют преподавателю организовать посещение всемирно известных музеев, архитектурных ансамблей и археологических раскопок без необходимости физического перемещения. Например, виртуальные туры по Лувру, Эрмитажу или Британскому музею обеспечивают доступ к уникальным историческим экспонатам, связанным с различными эпохами и культурами. Воспользовавшись этими ресурсами, студенты могут наглядно изучить произведения искусства, артефакты и документальные свидетельства, что существенно обогащает их восприятие учебного материала. Такой подход способствует развитию интереса к истории и формированию эмоциональной связи с изучаемым содержанием.
Применение виртуальных экскурсий также позволяет реализовать принцип междисциплинарности в преподавании истории. Интеграция цифровых технологий с гуманитарными и естественнонаучными дисциплинами способствует формированию системного мышления и умений работать с информацией. Виртуальные экскурсии могут быть дополнены анализом карт, исторических документов, а также интерактивными заданиями, которые предполагают самостоятельный поиск информации, её осмысление и обсуждение. Подобное сочетание теоретического материала и цифровых инструментов позволяет студентам лучше понять логику исторических процессов и выявить их взаимосвязь с современностью.
Для преподавателя истории в СПО виртуальные экскурсии становятся важным ресурсом для создания образовательного пространства, соответствующего требованиям XXI века. Они позволяют использовать современные методы подачи информации, которые отвечают когнитивным особенностям нового поколения студентов. Молодые люди, выросшие в цифровой среде, воспринимают информацию через визуальные и интерактивные каналы, что делает виртуальные экскурсии особенно эффективными для формирования устойчивого интереса к предмету. Преподаватель, в свою очередь, получает возможность варьировать образовательные подходы и внедрять в уроки элементы исследовательской и проектной деятельности.
Однако успешное использование виртуальных экскурсий требует от преподавателя тщательной подготовки. Необходимо выбирать ресурсы, которые отличаются высоким качеством контента и достоверностью представленных материалов. Важно также учитывать образовательные цели занятия, интегрируя виртуальные туры в общую структуру урока. Например, перед началом экскурсии преподаватель может предложить студентам подготовительные вопросы, которые помогут сфокусировать их внимание на ключевых аспектах экскурсии. После просмотра виртуального тура полезно организовать обсуждение увиденного, провести анализ исторического контекста и предложить студентам задания на обобщение материала.
С точки зрения образовательного эффекта виртуальные экскурсии способствуют развитию у студентов важнейших компетенций, включая аналитическое и критическое мышление, навыки работы с информацией и способность к рефлексии. Через визуальное восприятие и обсуждение исторических объектов студенты учатся делать выводы, формулировать собственное мнение и находить доказательства для обоснования своих суждений. Таким образом, виртуальные экскурсии становятся не только инструментом наглядности, но и методом, который развивает интеллектуальные и личностные качества обучающихся.
В заключение следует отметить, что виртуальные экскурсии как инструмент преподавания истории создают новые возможности для повышения качества образовательного процесса в системе СПО. Они позволяют студентам погрузиться в историческую реальность, расширяют их культурный кругозор и способствуют формированию глубокого понимания исторических процессов. Преподаватель, используя данный метод, не только делает обучение более увлекательным и динамичным, но и помогает студентам осознать ценность исторического наследия для современной жизни.
Список литературы
1. Баярысов, Жанали Режепулы. Виртуальная экскурсия как эффективный метод обучения и воспитания в условиях дистанцирования / Жанали Режепулы Баярысов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 6 (348). — С. 407-409.
2. Платунова Е. В. Виртуальные экскурсии как средство формирования познавательных универсальных учебных действий обучающихся / Е. В. Платунова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 14 (148). — С. 645-647.