Название статьи:
ВИРТУАЛЬНЫЕ ЭКСКУРСИИ КАК СРЕДСТВО ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ | Кузнецова Наталья Александровна. Работа №363166
Дата публикации:
21.03.2025
Автор:
Кузнецова Наталья Александровна
Описание:
В статье раскрыты актуальность и содержание патриотического воспитания в современных условиях, дается подробное описание этапов виртуальной экскурсии, рассматриваются основные аспекты подготовки будущих педагогов к патриотическому воспитанию посредством инновационных технологий.
Ключевые слова: патриотическое воспитание, образовательная среда, инновационная среда, формирование готовности, инновационные технологии.
ВИРТУАЛЬНЫЕ ЭКСКУРСИИ КАК СРЕДСТВО ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ
Кузнецова Н.А., преподаватель
Государственное профессиональное образовательное автономное
учреждение Амурской области Амурский педагогический колледж
В статье раскрыты актуальность и содержание патриотического воспитания в современных условиях, дается подробное описание этапов виртуальной экскурсии, рассматриваются основные аспекты подготовки будущих педагогов к патриотическому воспитанию посредством инновационных технологий.
Ключевые слова: патриотическое воспитание, образовательная среда, инновационная среда, формирование готовности, инновационные технологии.
В современной Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, патриотизм – это чувство и сформировавшаяся позиция верности своей стране и солидарности с ее народом. Кроме того, патриотизм можно определить и как нравственное качество человека, выражающееся в его любви и преданности своей Родине, стремлении служить ее интересам и готовности выполнять конституционные обязанности по ее защите. Данное качество играет роль своеобразного духовного ориентира в массовом сознании граждан и является важнейшим ресурсом развития современного российского общества, нравственной основой жизнеспособности государства.
Патриотическое воспитание будущих педагогов и подготовка их к воспитанию патриотов России должны осуществляться в процессе всего периода обучениЯ. В результате будущий педагог должен быть подготовлен к реализации задач патриотического воспитания, взаимосвязанными компонентами которого являются:
– развитие качеств и свойств личности, позволяющих демонстрировать положительные примеры поведения для обучающихся;
– приобретение знаний, умений и навыков, необходимых для эффективной работы в данном направлении в условиях образовательной организации;
– накопление и переосмысление существующего практического опыта деятельности
При этом важно соблюдать принципы добровольности, поддерживать проявления инициативы и творчества, только тогда молодежь станет активно приобщаться ко всем мероприятиям по патриотическому воспитанию, не воспринимая их как повинность или формальность.
Информационные технологии в сфере образования приобретают огромное значение в условиях быстро меняющегося мира. Все шире проявляется роль информационных технологий в системе образования. Виртуальное общение с ценностями культуры рассматривается как подготовительный этап. Оно позволяет закрепить изучаемый материал, создать условия для комфортного вхождения в экскурсионную деятельность, как в качестве экскурсовода, так и экскурсанта.
Экскурсия является наиболее значимыми инструментом для ознакомления детей с окружающим миром. Именно она позволяет ребенку наглядно увидеть, то, о чем он уже слышал от педагога, посетить памятные места города, музеи, центры культуры и т. д. [1]
Благодаря виртуальным экскурсиям образовательный процесс становится более разнообразным, интересным, эффективным. Эта технология позволяет реализовывать принципы научности и наглядности. Данная технология актуальна тем, что позволяет увидеть те места, которые не доступны для реального посещения детьми, а педагогу – повысить уровень компетентности в использовании информационно-коммуникационных технологий. Однако такая форма обучения как виртуальная экскурсия требует предварительной подготовки. Воплощая проекты виртуальных экскурсий по тем или иным темам, педагог составляет определенный алгоритм действий, позволяющий добиться успешного результата.
Патриотизм как базовая национальная ценность лежит в основе целостного пространства духовно-нравственного развития и воспитания школьников, т. е уклада школьной жизни, определяющего урочную, внеурочную и внешкольную деятельность обучающихся.
Например, виртуальная экскурсия По дорогам славы Александра Невского способствует погружению учащихся в исторические события нашей Родины. Величие славных предков в том, что каждый из них служил своему Отечеству и своему народу не славы ради. Они по достоинству заслужили благодарную память потомков. Их жизнь стала для многих ориентиром, по которому сверяется своя.[2].
Один из них – святой благоверный князь Александр Невский. Что повлияло на становление его, как великого полководца и мудрого правителя? Какие качества, сформированные в детстве, помогли ему подготовить себя к служению Отечеству? Какие факты его жизни могут стать для нас нравственным ориентиром? Ответы на эти вопросы младшие школьники могут получить на внеурочных занятиях курса По дорогам славы предков, через проведение виртуальных экскурсий.
Александр Невский родился в г. Переславле-Залесском, правил в Новгороде, победу над немецкими рыцарями одержал под Псковом, жизненный путь свой закончил в г. Городце, погребён был во Владимире, позже мощи святого благоверного князя перенесли в г. Санкт-Петербург, где они и находятся в настоящее время.[2].
В 2006 году Волгоград с одобрения Русской православной церкви обрел духовного покровителя. Им стал святой благоверный князь Александр Невский. Как утверждают историки, Александр Невский был первым, кто заговорил о необходимости создания на Волге сторожевой крепости. Позже на этом месте действительно был основан Царицын (ныне г. Волгоград). Одно из главных исторических мест города-героя Волгограда – это Аллея героев, расположенная в центре города. У начала Аллеи – знак Нулевой километр. Отсюда начинаются все дороги Волгоградской области.
Первым пунктом виртуальной экскурсии может стать поселок Верхняя Ельшанка, который находиться в Советском районе города Волгограда. Поселок основан в 1832 году переселенцами из Курской губернии. В 1931 году поселок включен в состав Сталинграда.Деревянная церковь во имя святого благоверного князя Александра Невского появилась в поселке стараниями царицынских купцов Александра Александровича Репникова и Константина Васильевича Воронина. Ее освятили 17 сентября 1895 года (по другим данным, храм был построен на средства Василия Алексеевича и Константина Васильевича Ворониных в 1905 году)[3]
Вторым пунктом нашей экскурсии является часовня, расположенная на аллее Героев в Центральном районе Волгограда. Она стоит на фундаменте Александро-Невского собора.
Кирпичная восьмигранная часовня выполнена в псевдорусском стиле завершается невысоким шатром, увенчанным главкой с крестом. На гранях часовни мозаичные изображения святых: благоверных князей Александра Невского и Дмитрия Донского, равноапостольного князя Владимира, великомученика Георгия Победоносца, воина Феодора (Ушакова) Санаксарского. Современное здание часовни возведено в 2005 году и является точной копией часовни, построенной на Городской площади Царицына в память о погибшем императоре Александре II. Освятили часовню 4 апреля 1882 года, простояла она 38 лет и была разрушена в 1920 году. [4]
Двигаясь дальше по нашему маршруту – площадь Павших борцов. Это место изначально было площадью, но носило разные названия: Городская, Базарная, Александровская.
Здесь установлен памятник князю Александру Невскому, его торжественное открытие состоялось 24 февраля 2007 года. Это третья остановка нашей экскурсии
Бронзовая скульптура выполнена известным волгоградским скульптором Сергеем Щербаковым. Высота фигуры князя три метра двадцать сантиметров, гранитного постамента – почти четыре метра. Общая высота памятника – семь метров, вес – полторы тонны.
Автор изобразил князя в полный рост в военных доспехах с боевым знаменем в правой руке. На знамени запечатлен Спас Нерукотворный. Взор бронзового Александра устремлен на затрибунную часть площади.
В октябре 1888 года около станции Борки терпит крушение поезд, в котором ехал Государь Император Александр III со своей семьей. В благодарность Богу, за то, что императорская семья чудом осталась жива, по всей стране стали возводиться храмы в честь святого благоверного князя Александра Невского - небесного покровителя Императора. Не остается в стороне и Царицын.
В мае 1899 г. в командировку в Оренбург из Царицына отправляется делегация, в составе которой архитектор Ю.Н. Терликов, купцы А. Шлыков и В. Рысин, они осматривают оренбургский собор и остаются в восторге от увиденного. Спроектирован собор был академиком архитектуры Александром Ященко.
Экскурсия по дорогам славы Александра Невского завершится посещением Собора, построенного в честь святого благоверного князя Александра Невского.
Проект этого храма архитектор Ю.Н. Терликов и купцы А. Шлыков и В. Рысин привозят в Царицын и вносят в него незначительные изменения. В высоту храм был 57,5 метров (18-ти этажный дом), в длину 51 метр, в ширину 42 метра. Строительство началось в 1901 году, освящен храм был в 1918 году. Это был величественный храм, расположившись на центральной площади города и придававший ему неповторимый облик и красоту. Собор стал визитной карточкой Царицына. [5].
Следы пребывания Александра Невского на Волгоградской земле связаны с посещением им Орды ради сохранения мира и веры православной. Непросто было ему в те времена уговаривать русских людей не противиться ордынской власти, а копить силы для битвы. Во время поездок на Нижнюю Волгу он проявил себя как мудрый политик и дипломат.
Оценка трудов Александра Невского как государственного деятеля выражена в словах министра иностранных дел России С. В. Лаврова: Александр Невский заложил основы много векторной российской дипломатии. Экскурсии к местам пребывания Александра Невского помогают школьникам лучше познать историю родной земли и своего Отечества периода правления Александра Невского.
Таким образом, проведение виртуальных экскурсий в условиях образовательной организации позволяет побывать в недоступных для реального посещения местах, познакомиться с памятниками архитектуры и искусства, вернуться в прошлое, закрепить знания и расширить информационное поле в области исторических дат и событий, актуализировать знания биографии великих русских людей и патриотов России.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК:
Данилюк А. Я. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России [Текст] / А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков. — 4-е изд. — Москва: Просвещение, 2014. — 23 с.; 21 см. — (Стандарты второго поколения) (ФГОС)
Не славы ради. Рассказы о великих русских людях. Книга для чтения в семье и школе. – Рязань: Зёрна-Слово, 2015. – 312 с.
Назаренко Елена. Александр Невский: символ Победы/ Е. Назаренко // Газета Звезда.- 13.12.2019.-№ 95 (11845) с. 9.
Памятник Александру Невскому. [Электронный ресурс]. Режим доступа:http://volfoto.ru/volgograd/pavshih_bortsov/pamyatnik_alexandru_nevskomu/
Прохорова Н. Павел Корин: Русь уходящая, мозаики метро и фрески для Елизаветы Федоровны. По материалам виртуального музея Павла Корина. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.pravmir.ru/pavel-korin-rus-uhodyashhaya-mozaiki-metro-i-freski-dlya-elizavetyi-fedorovnyi/
Скачать работу
Кузнецова Н.А., преподаватель
Государственное профессиональное образовательное автономное
учреждение Амурской области Амурский педагогический колледж
В статье раскрыты актуальность и содержание патриотического воспитания в современных условиях, дается подробное описание этапов виртуальной экскурсии, рассматриваются основные аспекты подготовки будущих педагогов к патриотическому воспитанию посредством инновационных технологий.
Ключевые слова: патриотическое воспитание, образовательная среда, инновационная среда, формирование готовности, инновационные технологии.
В современной Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, патриотизм – это чувство и сформировавшаяся позиция верности своей стране и солидарности с ее народом. Кроме того, патриотизм можно определить и как нравственное качество человека, выражающееся в его любви и преданности своей Родине, стремлении служить ее интересам и готовности выполнять конституционные обязанности по ее защите. Данное качество играет роль своеобразного духовного ориентира в массовом сознании граждан и является важнейшим ресурсом развития современного российского общества, нравственной основой жизнеспособности государства.
Патриотическое воспитание будущих педагогов и подготовка их к воспитанию патриотов России должны осуществляться в процессе всего периода обучениЯ. В результате будущий педагог должен быть подготовлен к реализации задач патриотического воспитания, взаимосвязанными компонентами которого являются:
– развитие качеств и свойств личности, позволяющих демонстрировать положительные примеры поведения для обучающихся;
– приобретение знаний, умений и навыков, необходимых для эффективной работы в данном направлении в условиях образовательной организации;
– накопление и переосмысление существующего практического опыта деятельности
При этом важно соблюдать принципы добровольности, поддерживать проявления инициативы и творчества, только тогда молодежь станет активно приобщаться ко всем мероприятиям по патриотическому воспитанию, не воспринимая их как повинность или формальность.
Информационные технологии в сфере образования приобретают огромное значение в условиях быстро меняющегося мира. Все шире проявляется роль информационных технологий в системе образования. Виртуальное общение с ценностями культуры рассматривается как подготовительный этап. Оно позволяет закрепить изучаемый материал, создать условия для комфортного вхождения в экскурсионную деятельность, как в качестве экскурсовода, так и экскурсанта.
Экскурсия является наиболее значимыми инструментом для ознакомления детей с окружающим миром. Именно она позволяет ребенку наглядно увидеть, то, о чем он уже слышал от педагога, посетить памятные места города, музеи, центры культуры и т. д. [1]
Благодаря виртуальным экскурсиям образовательный процесс становится более разнообразным, интересным, эффективным. Эта технология позволяет реализовывать принципы научности и наглядности. Данная технология актуальна тем, что позволяет увидеть те места, которые не доступны для реального посещения детьми, а педагогу – повысить уровень компетентности в использовании информационно-коммуникационных технологий. Однако такая форма обучения как виртуальная экскурсия требует предварительной подготовки. Воплощая проекты виртуальных экскурсий по тем или иным темам, педагог составляет определенный алгоритм действий, позволяющий добиться успешного результата.
Патриотизм как базовая национальная ценность лежит в основе целостного пространства духовно-нравственного развития и воспитания школьников, т. е уклада школьной жизни, определяющего урочную, внеурочную и внешкольную деятельность обучающихся.
Например, виртуальная экскурсия По дорогам славы Александра Невского способствует погружению учащихся в исторические события нашей Родины. Величие славных предков в том, что каждый из них служил своему Отечеству и своему народу не славы ради. Они по достоинству заслужили благодарную память потомков. Их жизнь стала для многих ориентиром, по которому сверяется своя.[2].
Один из них – святой благоверный князь Александр Невский. Что повлияло на становление его, как великого полководца и мудрого правителя? Какие качества, сформированные в детстве, помогли ему подготовить себя к служению Отечеству? Какие факты его жизни могут стать для нас нравственным ориентиром? Ответы на эти вопросы младшие школьники могут получить на внеурочных занятиях курса По дорогам славы предков, через проведение виртуальных экскурсий.
Александр Невский родился в г. Переславле-Залесском, правил в Новгороде, победу над немецкими рыцарями одержал под Псковом, жизненный путь свой закончил в г. Городце, погребён был во Владимире, позже мощи святого благоверного князя перенесли в г. Санкт-Петербург, где они и находятся в настоящее время.[2].
В 2006 году Волгоград с одобрения Русской православной церкви обрел духовного покровителя. Им стал святой благоверный князь Александр Невский. Как утверждают историки, Александр Невский был первым, кто заговорил о необходимости создания на Волге сторожевой крепости. Позже на этом месте действительно был основан Царицын (ныне г. Волгоград). Одно из главных исторических мест города-героя Волгограда – это Аллея героев, расположенная в центре города. У начала Аллеи – знак Нулевой километр. Отсюда начинаются все дороги Волгоградской области.
Первым пунктом виртуальной экскурсии может стать поселок Верхняя Ельшанка, который находиться в Советском районе города Волгограда. Поселок основан в 1832 году переселенцами из Курской губернии. В 1931 году поселок включен в состав Сталинграда.Деревянная церковь во имя святого благоверного князя Александра Невского появилась в поселке стараниями царицынских купцов Александра Александровича Репникова и Константина Васильевича Воронина. Ее освятили 17 сентября 1895 года (по другим данным, храм был построен на средства Василия Алексеевича и Константина Васильевича Ворониных в 1905 году)[3]
Вторым пунктом нашей экскурсии является часовня, расположенная на аллее Героев в Центральном районе Волгограда. Она стоит на фундаменте Александро-Невского собора.
Кирпичная восьмигранная часовня выполнена в псевдорусском стиле завершается невысоким шатром, увенчанным главкой с крестом. На гранях часовни мозаичные изображения святых: благоверных князей Александра Невского и Дмитрия Донского, равноапостольного князя Владимира, великомученика Георгия Победоносца, воина Феодора (Ушакова) Санаксарского. Современное здание часовни возведено в 2005 году и является точной копией часовни, построенной на Городской площади Царицына в память о погибшем императоре Александре II. Освятили часовню 4 апреля 1882 года, простояла она 38 лет и была разрушена в 1920 году. [4]
Двигаясь дальше по нашему маршруту – площадь Павших борцов. Это место изначально было площадью, но носило разные названия: Городская, Базарная, Александровская.
Здесь установлен памятник князю Александру Невскому, его торжественное открытие состоялось 24 февраля 2007 года. Это третья остановка нашей экскурсии
Бронзовая скульптура выполнена известным волгоградским скульптором Сергеем Щербаковым. Высота фигуры князя три метра двадцать сантиметров, гранитного постамента – почти четыре метра. Общая высота памятника – семь метров, вес – полторы тонны.
Автор изобразил князя в полный рост в военных доспехах с боевым знаменем в правой руке. На знамени запечатлен Спас Нерукотворный. Взор бронзового Александра устремлен на затрибунную часть площади.
В октябре 1888 года около станции Борки терпит крушение поезд, в котором ехал Государь Император Александр III со своей семьей. В благодарность Богу, за то, что императорская семья чудом осталась жива, по всей стране стали возводиться храмы в честь святого благоверного князя Александра Невского - небесного покровителя Императора. Не остается в стороне и Царицын.
В мае 1899 г. в командировку в Оренбург из Царицына отправляется делегация, в составе которой архитектор Ю.Н. Терликов, купцы А. Шлыков и В. Рысин, они осматривают оренбургский собор и остаются в восторге от увиденного. Спроектирован собор был академиком архитектуры Александром Ященко.
Экскурсия по дорогам славы Александра Невского завершится посещением Собора, построенного в честь святого благоверного князя Александра Невского.
Проект этого храма архитектор Ю.Н. Терликов и купцы А. Шлыков и В. Рысин привозят в Царицын и вносят в него незначительные изменения. В высоту храм был 57,5 метров (18-ти этажный дом), в длину 51 метр, в ширину 42 метра. Строительство началось в 1901 году, освящен храм был в 1918 году. Это был величественный храм, расположившись на центральной площади города и придававший ему неповторимый облик и красоту. Собор стал визитной карточкой Царицына. [5].
Следы пребывания Александра Невского на Волгоградской земле связаны с посещением им Орды ради сохранения мира и веры православной. Непросто было ему в те времена уговаривать русских людей не противиться ордынской власти, а копить силы для битвы. Во время поездок на Нижнюю Волгу он проявил себя как мудрый политик и дипломат.
Оценка трудов Александра Невского как государственного деятеля выражена в словах министра иностранных дел России С. В. Лаврова: Александр Невский заложил основы много векторной российской дипломатии. Экскурсии к местам пребывания Александра Невского помогают школьникам лучше познать историю родной земли и своего Отечества периода правления Александра Невского.
Таким образом, проведение виртуальных экскурсий в условиях образовательной организации позволяет побывать в недоступных для реального посещения местах, познакомиться с памятниками архитектуры и искусства, вернуться в прошлое, закрепить знания и расширить информационное поле в области исторических дат и событий, актуализировать знания биографии великих русских людей и патриотов России.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК:
Данилюк А. Я. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России [Текст] / А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков. — 4-е изд. — Москва: Просвещение, 2014. — 23 с.; 21 см. — (Стандарты второго поколения) (ФГОС)
Не славы ради. Рассказы о великих русских людях. Книга для чтения в семье и школе. – Рязань: Зёрна-Слово, 2015. – 312 с.
Назаренко Елена. Александр Невский: символ Победы/ Е. Назаренко // Газета Звезда.- 13.12.2019.-№ 95 (11845) с. 9.
Памятник Александру Невскому. [Электронный ресурс]. Режим доступа:http://volfoto.ru/volgograd/pavshih_bortsov/pamyatnik_alexandru_nevskomu/
Прохорова Н. Павел Корин: Русь уходящая, мозаики метро и фрески для Елизаветы Федоровны. По материалам виртуального музея Павла Корина. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.pravmir.ru/pavel-korin-rus-uhodyashhaya-mozaiki-metro-i-freski-dlya-elizavetyi-fedorovnyi/