Витраж — одно из самых замечательных явлений декоративно-прикладного искусства, от французского слова «vitrage» — стекло. | ЧЕРНЫХ ЕЛЕНА ПАВЛОВНА. Работа №355324
Витраж — одно из самых замечательных явлений декоративно-прикладного искусства. Свое название он получил от французского слова «vitrage» — стекло. Под этим определением понимается орнаментальная или сюжетная декоративная композиция (в окне, двери, перегородке, в виде самостоятельного панно) из стекла или другого материала, пропускающего свет.
Витраж — одно из самых замечательных явлений декоративно-прикладного искусства. Свое название он получил от французского слова «vitrage» — стекло. Под этим определением понимается орнаментальная или сюжетная декоративная композиция (в окне, двери, перегородке, в виде самостоятельного панно) из стекла или другого материала, пропускающего свет. По данным ученых, простейшие витражи существовали уже в Древнем Египте со II тысячелетия до н.э., а с I тысячелетия н.э. — в Древнем Риме. Во все времена самыми роскошными и нарядными считались окна в виде витражей. «Когда сквозь высокие проемы окон проникают солнечные лучи, витражи-картины, витражи-узоры как будто вспыхивают, загораются ярким цветом, начинают светиться, преображая внутреннее пространство, наполняя его фантастической игрой цветного стекла». Эти слова весьма точно отражают зрительный эффект, достигаемый создателями витражей в восприятии человека. Почувствовав эту великую магию цветного стекла, духовные отцы ввели витражи в оборот церковной жизни как элемент для оформления храмов. Так, выйдя за пределы материальной культуры, витраж становится знаковым носителем определенных духовных ценностей. В X-XII вв. в романских соборах Франции появляются витражи с религиозными сюжетами, которые состоят из кусков цветного стекла. Стекла вырезаны по контуру изображений и скреплены свинцовыми полосками. В эпоху готики витражи обогащаются цветовым набором стекол, усложняются сюжеты.
Постепенно, наряду с религиозными сюжетами, появляются бытовые, и в витражах главное место занимает роспись. Формы мельчают и дробятся. В эпоху Возрождения витраж чаще предстает как живопись на стекле со светскими сюжетами. В эпоху классицизма и барокко витраж вырождается в настенные картины на стекле.
В отличие от Западной Европы витражное искусство в России имеет сравнительно недолгую историю. Ученые связывают ее с первой четвертью XIX века, когда в 1820 г. отечественными фабрикантами были предприняты первые опыты в столь деликатной области стеклоделания. Уже к 1900—1910 гг. витражное искусство в России достигло расцвета. С момента своего появления в России витражи сразу же стали весьма распространенным украшением в интерьерах богатых русских дворянских особняков. Однако революция 1917 г. прервала развитие русского витража.
Во второй половине XX века попытки возрождения витража сводятся к декоративной стилизации, не имевшей большого художественного значения. Витраж превращают в перегородки для защиты от ветра перед входом в здание, в панно с подсветом и т.п. Наряду с витражами все чаще появляется имитирующая роспись по стеклу.
Сегодня благодаря новым технологическим возможностям витражное искусство получило свое дальнейшее развитие. Современные материалы позволяют заниматься созданием витражей и росписью в витражной технике не только специалистам, но и любителям и даже детям. С этим видом декоративно-прикладного творчества могут соприкоснуться, познакомиться и освоить даже дети дошкольного возраста. Декорирование витражными красками стеклянных предметов (посуды, баночек, рамочек и т.п.), рисование маленьких оконных картинок приводит детей в полный восторг. Творческий процесс способствует, прежде всего, развитию мелкой моторики и пространственного мышления, художественного вкуса, дети приобретают навык уверенного рисования по контуру. Все эти факторы важны будущим первоклассникам!
ЧЕРНЫХ ЕЛЕНА ПАВЛОВНА,
преподаватель
МБУ ДО «Хлевенская детская школа искусств»