Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Витраж — одно из самых замечательных явлений декоративно-прикладного искусства, от французского слова «vitrage» — стекло. | ЧЕРНЫХ ЕЛЕНА ПАВЛОВНА. Работа №355324

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Витраж — одно из самых замечательных явлений декоративно-прикладного искусства. Свое название он получил от французского слова «vitrage» — стекло. Под этим определением понимается орнаментальная или сюжетная декоративная композиция (в окне, двери, перегородке, в виде самостоятельного панно) из стекла или другого материала, пропускающего свет.  

Витраж — одно из самых замечательных явлений декоративно-прикладного искусства. Свое название он получил от французского слова «vitrage» — стекло. Под этим определением понимается орнаментальная или сюжетная декоративная композиция (в окне, двери, перегородке, в виде самостоятельного панно) из стекла или другого материала, пропускающего свет. По данным ученых, простейшие витражи существовали уже в Древнем Египте со II тысячелетия до н.э., а с I тысячелетия н.э. — в Древнем Риме. Во все времена самыми роскошными и нарядными считались окна в виде витражей. «Когда сквозь высокие проемы окон проникают солнечные лучи, витражи-картины, витражи-узоры как будто вспыхивают, загораются ярким цветом, начинают светиться, преображая внутреннее пространство, наполняя его фантастической игрой цветного стекла». Эти слова весьма точно отражают зрительный эффект, достигаемый создателями витражей в восприятии человека. Почувствовав эту великую магию цветного стекла, духовные отцы ввели витражи в оборот церковной жизни как элемент для оформления храмов. Так, выйдя за пределы материальной культуры, витраж становится знаковым носителем определенных духовных ценностей. В X-XII вв. в романских соборах Франции появляются витражи с религиозными сюжетами, которые состоят из кусков цветного стекла. Стекла вырезаны по контуру изображений и скреплены свинцовыми полосками. В эпоху готики витражи обогащаются цветовым набором стекол, усложняются сюжеты.

Постепенно, наряду с религиозными сюжетами, появляются бытовые, и в витражах главное место занимает роспись. Формы мельчают и дробятся. В эпоху Возрождения витраж чаще предстает как живопись на стекле со светскими сюжетами. В эпоху классицизма и барокко витраж вырождается в настенные картины на стекле.

В отличие от Западной Европы витражное искусство в России имеет сравнительно недолгую историю. Ученые связывают ее с первой четвертью XIX века, когда в 1820 г. отечественными фабрикантами были предприняты первые опыты в столь деликатной области стеклоделания. Уже к 1900—1910 гг. витражное искусство в России достигло расцвета. С момента своего появления в России витражи сразу же стали весьма распространенным украшением в интерьерах богатых русских дворянских особняков. Однако революция 1917 г. прервала развитие русского витража.

Во второй половине XX века попытки возрождения витража сводятся к декоративной стилизации, не имевшей большого художественного значения. Витраж превращают в перегородки для защиты от ветра перед входом в здание, в панно с подсветом и т.п. Наряду с витражами все чаще появляется имитирующая роспись по стеклу.

Сегодня благодаря новым технологическим возможностям витражное искусство получило свое дальнейшее развитие. Современные материалы позволяют заниматься созданием витражей и росписью в витражной технике не только специалистам, но и любителям и даже детям. С этим видом декоративно-прикладного творчества могут соприкоснуться, познакомиться и освоить даже дети дошкольного возраста. Декорирование витражными красками стеклянных предметов (посуды, баночек, рамочек и т.п.), рисование маленьких оконных картинок приводит детей в полный восторг. Творческий процесс способствует, прежде всего, развитию мелкой моторики и пространственного мышления, художественного вкуса, дети приобретают навык уверенного рисования по контуру. Все эти факторы важны будущим первоклассникам!

 

ЧЕРНЫХ ЕЛЕНА ПАВЛОВНА,

преподаватель

МБУ ДО «Хлевенская детская школа искусств»

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×