Визуализация учебного материала как одно из средств формирования читательской грамотности учащихся начальных классов. | Мой кабинет. Работа №351924
В нашу жизнь стремительно ворвалось развитие информационных технологий, которое, с одной стороны, привело к интеллектуальному расширению пространства и времени, с другой – к перенасыщенности информацией. Кроме того, информатизация накладывает свой отпечаток не только на организацию знания в современной картине мира – изменились способы и приёмы мышления. Особенно остро отрицательная сторона этого явления сказалась на детях.
Особое место в решении проблемы формирования учебных способностей занимает исследование возможностей визуализации обучения.
Визуализация является неотъемлемым компонентом активизации мыслительных навыков учащихся, заметно повышает мотивацию обучаемых, приводит к лучшему усвоению нового материала.
МБОУ Самарская ООШ № 2 Азовского района
Учитель начальных классов: Коцубинская Нина Александровна
Визуализация учебного материала как одно из средств формирования читательской грамотности учащихся начальных классов.
В нашу жизнь стремительно ворвалось развитие информационных технологий, которое, с одной стороны, привело к интеллектуальному расширению пространства и времени, с другой – к перенасыщенности информацией. Кроме того, информатизация накладывает свой отпечаток не только на организацию знания в современной картине мира – изменились способы и приёмы мышления. Особенно остро отрицательная сторона этого явления сказалась на детях.
Особое место в решении проблемы формирования учебных способностей занимает исследование возможностей визуализации обучения.
Визуализация учебного материала — одно из средств формирования читательской грамотности учащихся начальных классов.
Формирование читательской грамотности у школьников является одной из важнейших задач современного образования.
Читательская грамотность предполагает не только умение прочитать текст, но и его осмысление, анализ, интерпретацию и критическое восприятие.
В этом процессе особую роль могут сыграть приёмы визуализации, которые значительно облегчают понимание сложных текстов и делают процесс чтения более увлекательным для учащихся. Визуальные образы помогают ученикам лучше воспринимать информацию, связав её с личным опытом, а также стимулируют активное мышление и творческое восприятие.
Визуализация как метод подразумевает использование зрительных образов, карт, схем и других визуальных инструментов для облегчения восприятия информации.
Преимущества визуализации:
помогает обучающимся правильно организовывать и анализировать информацию;
способствует усвоению больших объёмов данных;
даёт возможность связать полученную информацию в целостную картину о том или ином явлении или объекте;
позволяет быстро охватить большой объём данных;
воспроизвести и реконструировать разные процессы и события;
излагает учебный материал в увлекательной, запоминающейся форме.
Задача педагога – сделать так, чтобы данная информация была качественно переработана обучающимися.
На практике, используется большое количество методов и приѐмов визуального структурирования . Память человеческая устроена таким образом, что запоминается не то, что постоянно перед глазами, а то, что мелькает: то есть, то нет. Если мы хотим освоить какие-то умения, довести их до автоматизма, до уровня навыка, то мы не должны проводить длительные по времени упражнения, а предлагать их обучающимся короткими порциями, но с большей частотой.
Достижению целей современного образования способствует использование таких форм наглядности, которые не только дополняли бы словесную информацию, но и сами являлись носителями информации, активно вовлекались в процесс педагогического воздействия, способствовали воспитанию личностного отношения учащихся к содержанию обучения. Задачи визуализации – представить и структурировать основной учебный материал; дополнить основной материал; обеспечить логичность в изложении информации; продемонстрировать взаимосвязь между текстом и графическими изображениями, способствующими активному восприятию учебного материала. Рассмотрим некоторые современные приемы визуализации урока литературного чтения в начальной школе.
Инфографика
– это графический способ передачи данных
. Для её организации могут быть использованы различные таблицы, диаграммы и графические элементы. Работа с инфографикой подразумевает активное взаимодействие с наглядным пособием.
Также учащимся необходимо сформулировать вопросы по пройденному материалу и прийти к выводу.
Часто учитель предлагает задания на функциональное чтение, где школьникам требуется:
охарактеризовать персонажа или событие;
оформить данные в таблицу и дать прогноз на дальнейшие изменения;
составить план рассказа;
дополнить рассказ недостающими элементами, опираясь на инфографику.
Инфографикой называется процесс предоставления большого объема информации в интересном, компактном и читаемом виде. Хорошо сделанная инфографика представляет собой завершенный информативный блок, который можно изучить самостоятельно, не прибегая к помощи со стороны. Инфографика дает возможность быстро находить общий язык с ребенком, общаться с ним, используя язык образов и ассоциаций. Главная функция инфографики – это информирование и представление большого объема информации в сжатом виде, пригодном для изучения и осмысления.
Ментальные карты
- э
то визуальное представление информации, которое помогает ученикам понять структуру и основные идеи литературного произведения.
На уроках чтения – это герои, сюжетные линии, ключевые моменты, главные мысли автора и читающего. Ментальная карта – способ развития визуального восприятия, воображения. Она позволяет не только фиксировать уже имеющуюся информацию, но и развивать мысль. Ментальная карта отличается от кластера активной позицией составителя – блоки могут дополняться ассоциациями, развиваться в том направлении, который будет желаем. Главная тема помещается в центре листа, от нее ответвляются все остальные элементы. Вместо фраз записываются только ключевые слова, несущие основную смысловую нагрузку.
Скрайбинг
- п
роцесс создания коротких анимационных видеороликов, в которых ученики иллюстрируют основные моменты литературного произведения.
Отличается от ментальной карты возможным отсутствием логических связей хаотичностью и раздробленностью. Если ментальная карта напоминает таблицы или схемы, то скрайб – это прежде всего небольшой рисунок. Рисунок высвобождает творческий потенциал, развивает воображение и поможет запомнить основную информацию.
Скрайбинг можно использовать в школе на любом уроке, на любом этапе и при изучении любой темы. Подойдет скрайбинг для объяснения нового материала и проверки усвоенного, обобщения изученного материала и выполнения домашнего задания, проведения «мозгового штурма» и рефлексии на уроке.
Коллажи
. Это процесс сбора и объединения различных элементов, таких как иллюстрации или их фрагменты, в единое целое.
Таймлайны
или
«Лента времени» – это временная шкала, на которую в хронологической последовательности наносятся события.
Позволяют ученикам визуализировать хронологию событий в литературном произведении, что помогает им лучше понять развитие сюжета и взаимосвязь между персонажами и событиями.
На уроках литературного чтения в виде ленты времени можно представить жизненный путь изучаемых писателей и поэтов, развитие литературного процесса на протяжении определенного отрезка времени, развитие литературного персонажа, если в произведении его характер раскрывается на достаточно продолжительном временном отрезке и т.п. Лента времени на уроке позволяет активизировать межпредметные связи, когда, например, на представленный на ленте жизненный путь писателя добавляются значимые исторические события, повлиявшие на его творчество, события из мира музыки, живописи, архитектуры, а также можно добавить важные научные открытия, пришедшиеся на тот или иной период. Благодаря таким вариантам использования ленты времени, у учащихся будет складываться целостная картина мира, а не фрагментарные знания в различных областях.
Приём «Синквейн». Синквейн – это стихотворная форма из пяти строк. Как же пишется дидактический синквейн? Правила составления дидактического синквейна. На первой строке записывается одно слово – существительное. Это и есть тема синквейна. На второй строке пишутся два прилагательных, раскрывающих тему сиквейна. Третья строка – три глагола, описывающих действия, относящиеся к теме синквейна. На четвёртой строке размещается целая фраза – афоризм, при помощи которого нужно выразить своё отношение к теме. Таким афоризмом может быть крылатое выражение, цитата, пословица или составленная самим учеником фраза в контексте с темой. Пятая строка включает слово-резюме, которое даёт новую интерпретацию темы, выражает личное отношение автора синквейна к теме. Чёткое соблюдение правил написания синквейна не обязательно. Например, для улучшения текста в четвёртой строке можно использовать три или пять слов, а в пятой строке – два слова. Возможны варианты использования и других частей речи. В данном случае речь идёт о творческой работе по выяснению уровня осмысления текста.
Приѐм «Древо мудрости»: сначала быстро, но внимательно дети читают текст. Затем каждый пишет записку, в которой задаѐтся вопрос по тексту и крепит еѐ к нарисованному дереву (на доске). Далее по очереди каждый подходит к дереву, ―срывает‖ записку и отвечает на вопрос вслух. Остальные оценивают вопрос и ответ. Прежде, чем срывать с дерева листочки-вопросы, дети ещѐ раз прочитывают заданный текст. В конце определяются лучшие знатоки.
Приѐм «Командные прения» можно использовать на уроках чтения при составлении характеристики героев какого-либо произведения. Класс делится на две группы. Одна группа готовит доказательства положительных качеств героя, используя текст и свой жизненный опыт, другая - отрицательных, подкрепляя свой ответ цитатами из текста. Данный приѐм используется после чтения всего произведения. В конце урока делается совместный вывод.
Приѐм «Шепчем вместе» Нередко бывает, что все дети одновременно хотят ответить на вопрос. Предлагаемая игра побуждает их останавливаться и делать паузу, прежде чем сказать ответ. Они учатся сосредотачиваться, у детей развивается произвольное внимание, медлительные дети получают больше времени для размышлений. Обучающимся, которые знают ответ, предлагается поднять руку и сложить пальцы в кулак, а большой палец поднять вверх. Когда все получат достаточно времени для размышлений, начинаю считать: «Раз, два, три…» На счѐт «три» все ребята вместе должны прошептать ответ.
Визуализация является неотъемлемым компонентом активизации мыслительных навыков учащихся, заметно повышает мотивацию обучаемых, приводит к лучшему усвоению нового материала.
Формирование читательской компетентности младших школьников на уроках будет эффективным, если:
- создать положительную мотивацию обучающихся к читательской деятельности путем использования активных форм и методов обучения;
- в структуре урока использовать речевые разминки, направленные на формирование у младших школьников навыка чтения, включающего правильность, беглость, выразительность и сознательность чтения;
-включать в содержание урока творческие задания с использованием технологий визуализации;
_визуальные средства обучения должны быть разнообразными и цветными, сосредотачивающие внимание всех детей;
-демонстрация визуальных средств должна сочетаться со словом учителя;
-каждый раз, используя те или иные визуальные средства обучения, учитель должен отдавать себе отчѐт в том, какую роль они должны сыграть в решении учебных задач.
Предлагаю воспользоваться некоторыми рекомендациями по поводу использования визуальных средств обучения в процессе обучения чтению младших школьников.
Визуализацию можно использовать на всех этапах обучения: при объяснении нового материала; при повторении; при закреплении; при контроле и систематизации; при обобщении; при выполнении домашних заданий, заучивании наизусть; при работе с текстом произведения; при самостоятельной работе, которые учитель самостоятельно определяет в учебном процессе.