Визуальные стратегии в работе с младшими школьниками с ТМНР | Петровская Елена Сергеевна. Работа №316202
Ребенок с тяжелыми множественными нарушениями развития, испытывает трудности при адаптации к новой социальной среде , поступая в школу. Ребенку необходимо принимать определенные правила и нормы поведения, выполнять произвольные действия , общаться с педагогами и сверстниками.При знакомстве с новой средой, среда может оказывать психотравмирующее влияние на псхоэмоциональную сферу. Описанные в статье визуальные стратегии, помогут педагогам упорядочить поведение ребенка в сложный момент адаптации.
Как правило, в период раннего и дошкольного возраста ребенка с множественными нарушениями развития родители преимущественно уделяют внимание медицинской реабилитации, чем социальному развитию своего ребенка. По достижении школьного возраста, у такого ребенка недостаточно опыта нахождения в группе с другими детьми, т.к. он никогда не оставался долго без мамы и не готов к произвольной регуляции своего поведения в новых условиях. Внутри семьи не всегда есть возможность сформировать навыки, которые помогут ребенку адаптироваться к школьной системе и обучаться в классе с другими ребятами.
Педагоги и родители сталкиваются с тем, что ребенок с ТМНР, испытывает трудности при адаптации к новой социальной среде, поступая в школу т.к. присутствуют посторонние взрослые, другие дети, ребенку необходимо принимать определенные правила и нормы поведения, выполнять произвольные действия, общаться с педагогом и сверстниками.
При знакомстве ребенка с новой средой, среда может оказывать травмирующее влияние на психоэмоциональную сферу ребенка, в некоторых случаях обострять неврологические проблемы и, как следствие, формировать нежелание ребенка взаимодействовать с предложенной средой.
Такие свойства, как агрессия, стереотипии, оказываются, как правило, результатами блокированного взаимодействия. Следовательно, на передний план педагогического воздействия выступает коммуникативный аспект, т.е. обучение ребенка взаимодействию, обучение желанию вступать в контакт.
Что это значит, это значит необходимость выбора адекватных коммуникативных систем и средств которые помогут упорядочить поведение ребенка в сложный момент адаптации к школьному обучению, закрепить имеющиеся навыки ребенка и эффективно продвигаться с ними к более сложному уровню поведения и коммуникации.
Я хотела бы предложить, один из способов безболезненного или менее травмирующего включения ребенка в школьную жизнь, а так же для развития коммуникации – календарь.
Календарь -— это символическая система коммуникации, в которой символы или предметы-символы используются для представления основных видов деятельности в течение определенных временных промежутков и всего дня.
Благодаря календарной системе ребенок включается в ежедневную последовательность событий и видов деятельности, что становится основой обучения и воспитания, а так же для развития различных средств коммуникации
Календарная система как методика была разработана в Голландии. Ее авторами являются Я. Ван Дайк, М. Джансен, Т. Виссер (J.van Dijk, M.Janssen, Т. Visser) и др.
Разработка календаря это творческая, но в то же время трудоемкая работа. Календари могут быть предметными, картинные, имеющие рельефные, контурные, барельефные изображения предметов (для слепых); фотокалендари, календари, содержащие письменные таблицы для глобального восприятия; календари-расписания с использованием письменной формы речи; календари-дневники и др.
Выбор вида и направленности этого наглядного пособия зависит от физических, сенсорных, моторных, психических и интеллектуальных возможностей ребенка. Работая с календарем, педагог учит детей связывать сигналы (предмет, символ, рисунок, жест) с определенными реакциями или поведением, что является важным условием для обучения вообще, а для обучения коммуникации в особенности, родителю необходимо закреплять этот навык дома, поэтому совместно с педагогом обсуждается вид календаря и этапы его использования.
В учебно-диагностический период появляется необходимость включения детей со сложными нарушениями младшего возраста в условия этого режима, и в этом весьма помогает использование календаря, так как у детей, только что поступивших в учебное заведение, еще отсутствует контакт с педагогом. Ребенок не знает, как вести себя, что делать, как организовать свои действия, и эта неуверенность связана со всеми основными режимными моментами.
С самого начала дети осваивают средства и формы общения в элементарных ситуациях в рамках дома и классно- урочной деятельности.
Вся их деятельность состоит из ряда таких ситуаций:
Дома: Подъем, Одевание, Прием пищи, Школа, Возвращение домой, Сон, Прогулка ит.д.
Школа: Урок, Посещение туалета Перемена, Прием пищи, Возвращение домой. А, каждая ситуация в свою очередь складывается из цепочки определенных действий.
На раннем этапе обучения оправдано составление предметного календаря:
1.Предметный календарь, в котором в качестве символов задействованы как натуральные, так и миниатюрные схематизированные предметы.
Это контейнер в виде скрепленных коробок или одной деревянной коробки с разграниченными неглубокими отделениями, или это может быть шкафчик либо этажерка с несколькими отделениями, или отдельные коробки.
Число коробок или отделений может варьировать от трех до восьми в зависимости от уровня развития ребенка и его возраста. Подбирается комплект предметов-символов, каждый из которых соответствует тому или иному виду деятельности.
Целесообразно использование раздельных календарей на первую, а затем и на вторую половину дня. День ребенка начинается с пробуждения и одевания — именно с них начинается и работа с календарем. Совместно с родителем ребенок раскладывает по коробкам предметы-символы в определенной последовательности. Например, для календаря на первую половину дня: подъем (будильник), умывание (зубная паста), тактильные мячи (зарядка), рубашка (одевание), ложку (завтрак), рюкзак (школа). (ПОКАЗ)
Далее в рамках класса учитель, подхватывает работу. Ребенку предлагаются предметы: тетрадь или предмет в соответствие с расписанием уроков (урок), колокольчик (перемена), чашка (второй завтрак), туалетная бумага (посещение туалета), тарелку (обед), шапку (прогулка, возвращение домой).
Т.к. предметный календарь состоит из тактильных символов, которые обладают определенными свойствами:
-содержат ясные, чувственные связи с тем, что они отражают;
-для своего осмысления требуют меньшие познавательные :способности;
-они конкретны и постоянны;
-ими можно манипулировать;
-они узнаваемы при систематическом показе, СЛЕДОВАТЕЛЬНО, их можно рекомендовать для работы с различными категориями детей.
Кроме того, дети легко находят и определяют их, используя для этого такие простые моторные реакции, как показ, дотрагивание, перекладывание, удерживание.
Их восприятие не требует хороших навыков мелкой моторики, поэтому могут быть доступны детям с тяжелыми нарушениями опорно-двигательного аппарата.
Этот вид календарей целесообразно также вводить в обучение детей с расстройствами зрения: предметы легко опознаются тактильно, поэтому слепые дети могут отличать их один от другого.
Важно отметить, что получив от ( родителя) педагога предмет-символ, ребенок совместно с ним и под его руководством внимательно обследует этот предмет. Сначала речевые (и жестовые) комментарии делает (родитель) педагог: Аня, смотри. Это — чашка. Аня будет пить (устная речь и жест). Постепенно ребенок, по возможности, учится повторять их за родителем (педагогом), а затем делает это самостоятельно. После выполнения каждого вида деятельности (соблюдается строгая их последовательность, согласно календарю) соответствующий предмет-символ укладывается в предназначенную для этого коробку-контейнер, что означает законченность действия. Ребенок вместе с родителем ( педагогом), используя устную и жестовую речь, обозначают завершенность определенной деятельности и переходят к следующей.
Учитывая положительную динамику развития средств общения, можно усложнять и разнообразить эту работу. Предметный календарь заменяется картинным.
2.Картинный календарь с изображениемкакого-либо предмета, вида деятельности или места ее осуществления.
Картинный календарь может быть выполнен полиграфическим способом, сделан самим педагогом. Календари этого типа можно вводить в работу по развитию коммуникации у детей, имеющих сохранное зрение, — глухих или слабослышащих умственно отсталых, умственно отсталых с нарушениями речи и др. Все определяется тем, какой календарь лучше воспринимает тот или иной ребенок.
Сначала в нем отображаются лишь те объекты, которые до этого использовались в предметном календаре. Карточки с картинками изготавливаются совместно с ребенком. Постепенно картинки усложняются, изменяется и внешний вид календаря — он становится похожим на маленький фотоальбом. (ПОКАЗ)
Некоторые дети оказываются в состоянии овладевать другими видами календарей.
3.Календарь, в котором изображение дополнено словом.
Так, картинки, фото календари, подкрепленные табличками со словами, доступны тем детям, которые лучше воспринимают фотографические изображения и способны со временем овладеть навыками глобального чтения. (ПОКАЗ) т.е. календарь ,в котором изображение дополнено словом.
В сущности таблички со словами для глобального восприятия подкладываются к картинкам. Однако этот тип календарей для детей более сложен. Его можно предлагать тем, кто уже прошел определенные этапы обучения, овладел некоторыми навыками восприятия, сравнения, выделения, отличия и т.д.
Итак, одна из задач работы с календарем — планирование деятельности на определенный отрезок времени. Кроме того, календарь может послужить опорой для развития памяти, для накопления и расширения словаря. Постепенно у ребенка складывается привычка обращаться к систематизированным предметам или картинкам-символам по требованию педагога, а иногда и самостоятельно использовать их в целях коммуникации.
Еще одна стратегия обучения детей с различными нарушениями развития, в частности детей с расстройствами аутистического спектра, которая помогает предотвратить нежелательное поведение в школе, общественных местах, дома, активно используемая нами в начальной школе это метод социальных историй.
Автором этого метода является Кэрол Грэй – директор Центра Грей по социальному научению и пониманию в городе Зиланд, США.
Социальные истории являются описанием жизненной ситуации, события или деятельности с участием ребенка или другого персонажа его заменяющего. В некоторых случаях социальная история может включать информацию:
Чего можно ожидать в этой ситуации
Почему ?
А также варианты социально одобряемого поведения
В каких ситуациях могут помочь социальные истории?
После переживания драматического события или сложной стрессовой ситуации (смерть близкого человека или животного, авария, разбитая коленка, падение с велосипеда, начало занятий в садике или в школе, посещение мест большого скопления людей)
для развития навыков по уходу за собой (как принять душ, почистить зубы, одеться и т.д.),
для развития академических способностей т.е обучение новым навыкам и знаниям;
в поведенческой стратегии (помогают бороться со страхами и навязчивыми мыслями, помогают успокоиться, когда ребенок злится или нервничает и т.д.)
для наглядного объяснения, как отреагируют окружающие на ситуацию, и чего будут ждать от самого ребенка;
в качестве помощи аутичному ребенку при изменении привычного расписания (когда идет дождь, я не выхожу гулять на улицу, вместо этого я …)
Чтобы процесс обучения был интересен и ребенку и взрослому, можно собрать Лэпбук (lapbook) – интерактивную самодельную книжку или папку, которая содержит внутри множество кармашков, книжек-раскладушек, картинок, конвертиков, окошек, дверок и других деталей. Все материалы лэпбука соответствуют определенной теме и несут в себе познавательную и развивающую функции. Лучше сделать это отдельно на листах, так как подача материала ребенку будет поэтапной.
Это поможет:
структурировать сложную информацию
заинтересовать, закрепить уже сформированные навыки или полученные знания или познакомить с новым материалом
развивает познавательный интерес и творческое мышление
разнообразить даже самую скучную тему
научить простому способу запоминания
объединить всю семью ( для увлекательного и полезного занятия)
Надеюсь, что данный вид работы поможет родителям и педагогам эффективно подготовить ребенка к дальнейшему сотрудничеству.