Поможем подготовиться к аттестации! Получите готовые документы!
Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Вклад учителя-ветерана в развитие образования | Степанова Тамара Ивановна. Работа №362019

Дата публикации:
Автор:
Описание:

МБОУ «Сунтарская средняя общеобразовательная школа №1 имени А. П. Павлова»

 

 

 

 

 

Вклад учителя-ветерана в развитие образования

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила:

Степанова Тамара Ивановна учитель

изобразительного искусства и технологии,

высшей квалификационной  категории,

Сунтарской средней общеобразовательной

школы №1 имени А. П. Павлова

 

 

 

 

 

 

 

с. Сунтар 2025 г.

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение…………………………………………………………………………………..…..3

Глава 1. Исследовательская работа………………………………………………………….4

1.1.            Переход к всеобщему семилетнему образованию в Сунтарском школе……..…..4

1.2.            Из биографии Иева Спиридоновича…………………………………………..……4

1.3.            Руководитель строительства школ и учебных зданий –

Семенов Иев Спиридонович……………………………………………………..….5

1.4.            О строительстве первой начальной школы……………………………………...….6

1.5.       Летние трудовые лагеря……………………………………………………………..…7

Глава 2. Практическая работа…………………………………………………………….….8

2.1. Изучение мнения учащихся о знаниях истории школ своего улуса……………….…8

2.2.        Краткое интервью от моих учителей, выпускников начальной школы – построенный под руководством Иева Спиридоновича в 1946 году……………………………………..9

2.3.       Заключение………………………………………………………………………..…..10

2.4.       Использованная литература……………………………………………………….…11

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

      За долгие годы в школах улуса трудились поистине выдающиеся педагоги, учителя – энтузиасты. Одним из них является ветеран-учитель нашей школы, Иев Спиридонович Семенов,  по его инициативе и под руководством строительства, построены несколько школ, интернат и базы школ в Сунтарском улусе. Иев Спиридонович  проработал учителем 55 лет.

Проблема: Увековечение работ учителя - ветерана.

 Актуальность: Передать значения и важность работ ветерана-учителя современному поколению.

Цель: Выполнить проектно – исследовательскую работу о вкладе в развитии образования Сунтарского улуса – ветерана учителя, Иева Спиридоновича Семенова. 

Задачи:

- изучить биографию, учителя ветерана – И. С. Семенова;

- изучить историю строительства школ, учебных зданий, интерната, построенные по инициативе и по руководству Иева Спиридоновича Семенова;

- изучить трудовые лагеря учащихся, в котором руководил Иев Спиридонович;

- работа с архивными документами, с изданиями;

- поисковые работы в библиотеках, в музеях;

- беседа с выпускниками Сунтарской начальной школы;

- изучить мнения учащихся о знаниях истории школ своего улуса;

- создать буклет.

Предмет исследования: Вклад Иева Спиридоновича в развитие образования улуса

Объект исследования: Истории строительства школ, учебных зданий, интерната, а так же трудовые работы учащихся под руководством И. С. Семенова. 

Практическая значимость: данная проектно-исследовательская работа, материалы исследования могут найти применение в музеях, на уроках и внеурочном занятии, работы учителя-ветерана может стать примером  современному поколению.

Гипотеза:  Передать значения и важность труда учителя-ветерана - современному поколению.

   Методы работы:

- чтение литературы; 

- работа в библиотеках, в районном архиве;

- информации от выпускников школ;

- работа со старыми фотографиями, фотографирование;

- анкетный опрос учащихся, составление буклета.

Новизна работы:

Первая исследовательская работа о вкладе в образовании улуса  И. С. Семенова.

 

Глава 1. Жизнь и деятельность И. С. Семенова

1.1. Переход к всеобщему семилетнему образованию в Сунтарском школе.

       В 1946 году был принят первый послевоенный пятилетний план восстановления и развития народного хозяйства СССР на 1946-1950 годы. В области народного образования в пятилетнем плане было намечено восстановить и расширить сеть начальных школ, осуществить до конца всеобщее обязательное обучение детей с семилетнего возраста. Переход к окончательному осуществлению всеобщего семилетнего образования в республике начался с 1949 года.

       Школа направила свою работу на выполнение плана всеобщего обязательного обучения. С этой целью она развернула широкую кампанию

по учету и охвату детей, оставшихся за стенами школы: принимались конкретные меры по оказанию материальной помощи круглым сиротам и необеспеченным детям. Увеличено количество мест в государственном интернате, улучшилось снабжение продуктами питания и необходимой мебелью. В 1948 году построен и введен в эксплуатацию новый корпус интерната на 75 мест. Так как в районе была единственная средняя школа, резко увеличилось количество учащихся со всего района, особенно в старших классах.

      Расширилась и материальная база школы. В 1947 году закончилось строительство второго корпуса школы на 240 мест (одноэтажное деревянное здание).

 

 

1.2. Из биографии Иева Спиридоновича

 

Родился 12 июня 1914 г. в наслеге Туойдах; 1923 г. поступил в Сунтарскую единую трудовую школу 1 ступени; 1930 г. окончил семилетнюю школу; 1930-1932 учеба в Вилюйском педтехникуме; 1932 г. заведующий Тойбохойской 4 кл. школой; 1935 г. начал работу учителем географии в Сунтарском семилетнем школе; 1941-1944 гг. – служил в армии (в Монголии); с 1944 г работает учителем географии Сунтарском среднем школе до выхода в пенсии. С 1935 г. работает адвокатом в народном суде.

 

 

 

1.3.Руководитель строительства школ и учебных зданий - Семенов Иев Спиридонович

 

Педагогическая работа Иева Спиридоновича начался с 1932 года,, 18-летним паренем, после окончания Вилюйского педтехникума, учителем, заведующим в Тойбохойской начальной школе. Через три года под его руководством было построено здание школы. Школа расширялась стала семилетней.

В 1935 году он был переведен в Сунтарскую семилетнюю школу преподавателем географии, где он проработал до выхода на пенсию.

 

Впервые с 1932-33 учебного года было введено всеобщее обязательное начальное образование. Классы были разновозрастными: в первых классах учились дети от 8 до 15 лет. Под школы приспосабливали жилые дома, реквизированные у богатых. Якутские семьи жили по своим аласам, в отдалении друг от друга. Учащимся приходилось добираться до школы пешком, преодолевая ежедневно немалое расстояние. Учитель того времени, проработав в школе две смены, вечерами занимался со взрослыми, родителями.

       Несмотря на такую загруженность, Иев Спиридонович находил время для занятий с учителями ближних школ (25-30 км) по повышению квалификации. Это были общеобразовательные кружки, методические секции.

Наступил суровый 41-й. Молодого учителя призвали в армию. Прослужив в Монголии три года, по ходатайству Министерства образования ЯАССР вернулся на родину и продолжил педагогическую деятельность. 

Прекрасный учитель, методист, много внимания уделявший отстающим детям, Иев Спиридонович материально помогал плохо обеспеченным детям, а некоторых принимал в свою семью, давая возможность окончить школу.

       Всем, кто знаком со школьной жизнью послевоенных лет, поймут, как трудно было заниматься строительством. Под непосредственным руководством Иева Спиридоновича были построены: здания начальной школы (1946 г.), интернат (1948 г.), спортзал, мастерская (1958 г.), гараж (1962 г.).

На родине с. Туойдаах в 1947 году он добился строительства и открытии 4-х классной школы, в те трудные времена он быстро разобрался и помог с материалами, сделав большую помощь.

1961 г. – добился открытия начальной школы в наслеге Илимнир.

 

 

 

1.4.            О строительстве первой начальной школы

 

       Каждый год в Сунтарской средней школе учеников становилось все больше. Не хватало мест для учебы, поэтому надо было построить второй корпус школы. За руководством строительства взялся Иев Спиридонович. В те годы, послевоенные, были недостаточно денег и материалов на строительство, а также не хватало работников. При этом руководитель строительства не исключил, что в соответствующих учреждениях могут возникнуть проблемы и с финансированием. Гвозди, окна, краски все материалы должны были привезти из г. Якутска зимней дорогой.

В строительстве школы в те времена затрагивала почти все население – колхозников, учителей, учащихся.

«…Мы помогали в строительстве нового здания для начальных классов, прорабом у нас был Иев Спиридонович Семенов. Мы на носилках по трапу таскали землю, песок для потолка.»

Из воспоминания Васильева (Федорова) Надежда Петровна выпускница 1949  г. и учитель (1955-1960 гг.)  Сунтарской средней школы.

 Вследствие сплоченной работы со стороны общественности, новый корпус школы открылся своевременно, в установленные сроки.

 

 

Строители Сунтарской начальной школы.

 

         «Мой отец Пахомов Василий Васильевич, родом из села Жархан, работал в колхозе. Вернувшись с войны, помог на строительстве Сунтарской начальной школы. Мой отец, Василий Васильевич, Пахомов Осип Васильевич (отец Иннокентия Осиповича), Пахомов Прокопий Михайлович (житель с. Аллага) и Иев Спиридонович Семенов (прораб) они все вместе строили здание Сунтарской начальной школы. В конце школы, сбоку была большая комната, которая в последующие годы была медкабинетом, буфетом, учительской. После строительства ночуя в этой комнате, отец смастерил наличники окон, со сложными и красивыми узорами, которые до сих пор красят окна школы.

Пахомова Мария Васильевна

 

 

 

О ходе строительства школы. (Из архивного документа и районной газеты)

 

Докладная о состоянии подготовки к новому учебному году. По состоянии на 20 июня. Строительства и капитальный ремонт.   Строительство

1.      Достраивается средняя школа (второй корпус), остается незначительными обшивка потолка, доделка крыши (отсутствием досок-тёсу, промкомбинат не обеспечил, ввиду неисправности лесопилки). Стёкол нет. Осталось сложить 2 печи. Об этом подробно в отчёте стройкома.

2.      Решением исполкома строится типовое здание интерната на 50 мест. Проделано:

а). Заготовлено 861 шт. брёвен лиственницы. Окантовано 60 брёвен.

б). Земляные, фундаментальные  работы закончены. Залаживается фундамент.

Из архивного документа, 20.06.1946 г.

Сана оскуола тутуллар.     «Сталин суола» хаьыат, бэс ыйын 30 кунэ, 1946 с.

       Биьиги оройуонна барар сана тутуулартан биир улахан тутуунан Сунтаар орто оскуолатыгар 250 о5о киирэр начаалынай оскуоланы, быйыл сайын бала5ан ыйын 1 кунугэр диэри тутан бутэрии буолар. Бу оскуола тутуутугар оройуон туьааннаах колхозтарын быьаччылаах кемелере наада. Хомойуох иьин, угус колхозтар ессе да улэьит дьоннорун уонна анаммыт келелеру ыыта иликтэр. Ол тумугэр 60 былааннаах улэьиттэн билигин 31 эрэ киьи улэлиир…

Маннык эппиэтэ суох сыьыан суьаллык туоратыллара наада.                    

А. Федоров.

Из этих проблем можно понять, что послевоенные годы рабочих рук везде не хватало.

 

1.5. Летние трудовые лагеря

 

Иев Спиридонович каждое лето организовал летние трудовые лагеря школьников. Из информации одного из этих трудовых лагерей: «13 учеников Сунтарской средней школы выехали в Илимнирский участок колхоза имени Энгельса на уборку сена, ими руководит один из старейших учителей Иев Спиридонович Семенов.

В первые шесть дней силами учащихся проведена посадка капустной рассады, уход посева капусты просева картофеля и сгребли 57 тонн силосуемой зеленой массы.

Сейчас они продолжают работать по уходу за посевом и на уборке кормов общественного скота».

 

Глава 2. Исследовательская работа.

 

2.1. В ходе исследования проведено анкетирование. Изучено мнения учащихся о знаниях истории школ своего улуса.

Чтобы  узнать о том, знают ли дети историю школ своего села, а так же выявить отношение к историям школ, были проведены анкетные опросы учащихся 7б класса Сунтарской СОШ №1, участвовали 28 учащихся. Анкетирование было направлено на изучение мнения учащихся по следующим направлениям:

1.      Знаете ли вы ветерана - учителя Иева Спиридоновича Семенова, ответ – не знают.

2.      Знаете ли в каком году был построен старое здание начальной школы, ответ: приблизительный год ответил 1 ученик.

3.      А кто был руководителем постройки этой начальной школы, ответ – не знают.

4.      А кто из вас учился в этой начальной школе, ответ – 3 учащихся.

5.      Хотели бы узнать историю стройки начальной школы и про ветерана-учителя Иева Спиридоновича, который руководил постройкой школ и зданий для школ. Ответ – да 28 учащихся. И я рассказала о работе Иева Спиридоновича, прожитую жизнь за будущее детей.

Результат опроса: Учащиеся к сожалению не знают историю строительства первой начальной школы улуса. По мнениям учащихся был выявлен интерес к истории школы и интерес о работе учителя – ветерана Иева Спиридоновича. Таким образом, что современное общество осознаёт значение и важность истории школ и труда учителей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2.  Краткое интервью от коллег- учителей, выпускников начальной школы – построенный под руководством Иева Спиридоновича в 1946 году.

 

ФИО учителя Сунтарской СОШ №1

Дата поступления в начальную школу

Дата окончания начальной школы

Краткое воспоминание начальной школы

Афанасий Спиридонович Матвеев – директор нашей школы

 1962 год

1966 год

Были у меня хорошие учителя, поэтому я учился хорошо.

Валентина Владимировна Николаева – зам. Директора УВР

 1973 год

1977 год

В столовой еда была очень вкусная, были хорошие учителя.

Ирина Николаевна Сивцева – педагог библиотекарь

 1970 год

1974 год

На перемене играли «Цепи кованные» и другие подвижные игры

Антонина Антоновна Прокопьева – методист, руководитель НОУ

1964 год

1968 год

Учителя организовали разные интересные игры

 

Создали буклет о жизни Иева Спиридоновича

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

       Эта исследовательская работа - дань уважения человеку, который посвятил свою жизнь детям, ветеран учитель – Иев Спиридонович Семенов.

       Люди, которые «сеяли доброе, вечное» – это наши ветераны-учителя. О них надо знать и помнить подрастающему поколению. Ведь знать историю своего села, замечательных людей, творивших и создававших историю, нужно всем молодым людям, так как человек, не знающий своего прошлого, не будет знать настоящего. Ведь только тот человек, который знает всё о своих корнях, может по-настоящему любить свою землю и гордиться тем, что он на ней живет, и будет стараться жить так, чтобы преумножить славу родной земли.

Иев Спиридонович Семенов  руководитель строительства нескольких школ, интерната и базы школы в Сунтарском районе. Иев Спиридонович проработал учителем 55 лет, 59 лет работал адвокатом.

Мы, благодарны учителям-ветеранам. Их самоотверженный труд, вклад в развитии образования, останется в истории образования и в сердцах многих людей.

        Созданный буклет о жизни и труде Иева Спиридоновича, подарим нашему школьному музею.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Использованная литература:

 

1.      Первая улусная школа. МБОУ «Сунтарская СОШ №1 имени А. П. Павлова», 2012. Оформление. ООО «Компания «Дани Алмас», 2012.

2.      Кэм кэрдии кэрэьэтэ. Составитель Иванова Альбина Григорьевна.

АО «Национальная издательская компания»Бичик» им. С. А. Новгородова». 2020

3.      Сунтаар улууьугар норуот уерэ5ириитин сайдыыта

4.      Журнал «Алаьа». Сунтарская СОШ №1. Май 2015, №21

5.      «Сталин суола» районная газета. Бэс ыйа 1947 с.

6.      «Ильич уоттара» районная газета. 07.06.94

7.      «Отчет о подготовку к 1947-48 учебному году». Районный архив.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

МБОУ «Сунтарская средняя общеобразовательная школа №1 имени А. П. Павлова»

 

 

 

 

 

Вклад учителя-ветерана в развитие образования Сунтарского улуса

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила:

Степанова Тамара Ивановна учитель

изобразительного искусства и технологии,

высшей квалификационной категории,

Сунтарской средней общеобразовательной

школы №1 имени А. П. Павлова

 

 

 

 

 

 

 

с. Сунтар 2025 г.

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение…………………………………………………………………………………..…..3

Глава 1. Исследовательская работа……………………………………………………….4

Переход к всеобщему семилетнему образованию в Сунтарском школе…

…..

..4

Из биографии Иева Спиридоновича

………………………………………

…..

……4

Руководитель строительства школ и учебных зданий

Семенов Иев Спиридонович……………………………………………………..….5

О строительстве первой начальной школы

…………………………………

…...

….6

Летние трудовые лагеря………………………………………………

…………

…..

…7

Глава 2. Практическая работа…………………………………………………………….….8

2.1. Изучение мнения учащихся о знаниях истории школ своего улуса……………….…8

Краткое и

нтервью

от моих

учителей

, выпускников начальной школы

– построенный

под руководством Иева Спиридоновича в 1946 году

……………………………

……..9

Заключение………………………………………………………………………

..

…..10

Использованная литература………………………………………………………

.

…11

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

За долгие годы в школах улуса трудились поистине выдающиеся педагоги, учителя – энтузиасты. Одним из них является ветеран-учитель нашей школы, Иев Спиридонович Семенов, по его инициативе и под руководством строительства, построены несколько школ, интернат и базы школ в Сунтарском улусе. Иев Спиридонович проработал учителем 55 лет.

Проблема: Увековечение работ учителя - ветерана.

Актуальность: Передать значения и важность работ ветерана-учителя современному поколению.

Цель: Выполнить проектно – исследовательскую работу о вкладе в развитии образования Сунтарского улуса – ветерана учителя, Иева Спиридоновича Семенова.

Задачи:

- изучить биографию, учителя ветерана – И. С. Семенова;

- изучить историю строительства школ, учебных зданий, интерната, построенные по инициативе и по руководству Иева Спиридоновича Семенова;

- изучить трудовые лагеря учащихся, в котором руководил Иев Спиридонович;

- работа с архивными документами, с изданиями;

- поисковые работы в библиотеках, в музеях;

- беседа с выпускниками Сунтарской начальной школы;

- изучить мнения учащихся о знаниях истории школ своего улуса;

- создать буклет.

Предмет исследования: Вклад Иева Спиридоновича в развитие образования улуса

Объект исследования: Истории строительства школ, учебных зданий, интерната, а так же трудовые работы учащихся под руководством И. С. Семенова.

Практическая значимость: данная проектно-исследовательская работа, материалы исследования могут найти применение в музеях, на уроках и внеурочном занятии, работы учителя-ветерана может стать примером современному поколению.

Гипотеза: Передать значения и важность труда учителя-ветерана - современному поколению.

Методы работы:

- чтение литературы;

- работа в библиотеках, в районном архиве;

- информации от выпускников школ;

- работа со старыми фотографиями, фотографирование;

- анкетный опрос учащихся, составление буклета.

Новизна работы:

Первая исследовательская работа о вкладе в образовании улуса И. С. Семенова.

 

Глава 1. Жизнь и деятельность И. С. Семенова

Переход к всеобщему семилетнему образованию в Сунтарском школе.

В 1946 году был принят первый послевоенный пятилетний план восстановления и развития народного хозяйства СССР на 1946-1950 годы. В области народного образования в пятилетнем плане было намечено восстановить и расширить сеть начальных школ, осуществить до конца всеобщее обязательное обучение детей с семилетнего возраста. Переход к окончательному осуществлению всеобщего семилетнего образования в республике начался с 1949 года.

Школа направила свою работу на выполнение плана всеобщего обязательного обучения. С этой целью она развернула широкую кампанию

по учету и охвату детей, оставшихся за стенами школы: принимались конкретные меры по оказанию материальной помощи круглым сиротам и необеспеченным детям. Увеличено количество мест в государственном интернате, улучшилось снабжение продуктами питания и необходимой мебелью. В 1948 году построен и введен в эксплуатацию новый корпус интерната на 75 мест. Так как в районе была единственная средняя школа, резко увеличилось количество учащихся со всего района, особенно в старших классах.

Расширилась и материальная база школы. В 1947 году закончилось строительство второго корпуса школы на 240 мест (одноэтажное деревянное здание).

 

 

Из биографии Иева Спиридоновича

 

Родился 12 июня 1914 г. в наслеге Туойдах; 1923 г. поступил в Сунтарскую единую трудовую школу 1 ступени; 1930 г. окончил семилетнюю школу; 1930-1932 учеба в Вилюйском педтехникуме; 1932 г. заведующий Тойбохойской 4 кл. школой; 1935 г. начал работу учителем географии в Сунтарском семилетнем школе; 1941-1944 гг. – служил в армии (в Монголии); с 1944 г работает учителем географии Сунтарском среднем школе до выхода в пенсии. С 1935 г. работает адвокатом в народном суде.

 

 

 

Руководитель строительства школ и учебных зданий

- Семенов Иев Спиридонович

 

Педагогическая работа Иева Спиридоновича начался с 1932 года,, 18-летним паренем, после окончания Вилюйского педтехникума, учителем, заведующим в Тойбохойской начальной школе. Через три года под его руководством было построено здание школы. Школа расширялась стала семилетней.

В 1935 году он был переведен в Сунтарскую семилетнюю школу преподавателем географии, где он проработал до выхода на пенсию.

 

Впервые с 1932-33 учебного года было введено всеобщее обязательное начальное образование. Классы были разновозрастными: в первых классах учились дети от 8 до 15 лет. Под школы приспосабливали жилые дома, реквизированные у богатых. Якутские семьи жили по своим аласам, в отдалении друг от друга. Учащимся приходилось добираться до школы пешком, преодолевая ежедневно немалое расстояние. Учитель того времени, проработав в школе две смены, вечерами занимался со взрослыми, родителями.

Несмотря на такую загруженность, Иев Спиридонович находил время для занятий с учителями ближних школ (25-30 км) по повышению квалификации. Это были общеобразовательные кружки, методические секции.

Наступил суровый 41-й. Молодого учителя призвали в армию. Прослужив в Монголии три года, по ходатайству Министерства образования ЯАССР вернулся на родину и продолжил педагогическую деятельность.

Прекрасный учитель, методист, много внимания уделявший отстающим детям, Иев Спиридонович материально помогал плохо обеспеченным детям, а некоторых принимал в свою семью, давая возможность окончить школу.

Всем, кто знаком со школьной жизнью послевоенных лет, поймут, как трудно было заниматься строительством. Под непосредственным руководством Иева Спиридоновича были построены: здания начальной школы (1946 г.), интернат (1948 г.), спортзал, мастерская (1958 г.), гараж (1962 г.).

На родине с. Туойдаах в 1947 году он добился строительства и открытии 4-х классной школы, в те трудные времена он быстро разобрался и помог с материалами, сделав большую помощь.

1961 г. – добился открытия начальной школы в наслеге Илимнир.

 

 

 

О строительстве первой начальной школы

 

Каждый год в Сунтарской средней школе учеников становилось все больше. Не хватало мест для учебы, поэтому надо было построить второй корпус школы. За руководством строительства взялся Иев Спиридонович. В те годы, послевоенные, были недостаточно денег и материалов на строительство, а также не хватало работников. При этом руководитель строительства не исключил, что в соответствующих учреждениях могут возникнуть проблемы и с финансированием. Гвозди, окна, краски все материалы должны были привезти из г. Якутска зимней дорогой.

В строительстве школы в те времена затрагивала почти все население – колхозников, учителей, учащихся.

«…Мы помогали в строительстве нового здания для начальных классов, прорабом у нас был Иев Спиридонович Семенов. Мы на носилках по трапу таскали землю, песок для потолка.»

Из воспоминания Васильева (Федорова) Надежда Петровна выпускница 1949 г. и учитель (1955-1960 гг.) Сунтарской средней школы.

Вследствие сплоченной работы со стороны общественности, новый корпус школы открылся своевременно, в установленные сроки.

 

 

Строители Сунтарской начальной школы.

 

«Мой отец Пахомов Василий Васильевич, родом из села Жархан, работал в колхозе. Вернувшись с войны, помог на строительстве Сунтарской начальной школы. Мой отец, Василий Васильевич, Пахомов Осип Васильевич (отец Иннокентия Осиповича), Пахомов Прокопий Михайлович (житель с. Аллага) и Иев Спиридонович Семенов (прораб) они все вместе строили здание Сунтарской начальной школы. В конце школы, сбоку была большая комната, которая в последующие годы была медкабинетом, буфетом, учительской. После строительства ночуя в этой комнате, отец смастерил наличники окон, со сложными и красивыми узорами, которые до сих пор красят окна школы.

Пахомова Мария Васильевна

 

 

 

О ходе строительства школы. (Из архивного документа и районной газеты)

 

Докладная о состоянии подготовки к новому учебному году. По состоянии на 20 июня. Строительства и капитальный ремонт. Строительство

Достраивается средняя школа (второй корпус), остается незначительными обшивка потолка, доделка крыши (отсутствием досок-тёсу, промкомбинат не обеспечил, ввиду неисправности лесопилки). Стёкол нет. Осталось сложить 2 печи. Об этом подробно в отчёте стройкома.

Решением исполкома строится типовое здание интерната на 50 мест. Проделано:

а). Заготовлено 861 шт. брёвен лиственницы. Окантовано 60 брёвен.

б). Земляные, фундаментальные работы закончены. Залаживается фундамент.

Из архивного документа, 20.06.1946 г.

Сана оскуола тутуллар. «Сталин суола» хаьыат, бэс ыйын 30 кунэ, 1946 с.

Биьиги оройуонна барар сана тутуулартан биир улахан тутуунан Сунтаар орто оскуолатыгар 250 о5о киирэр начаалынай оскуоланы, быйыл сайын бала5ан ыйын 1 кунугэр диэри тутан бутэрии буолар. Бу оскуола тутуутугар оройуон туьааннаах колхозтарын быьаччылаах кемелере наада. Хомойуох иьин, угус колхозтар ессе да улэьит дьоннорун уонна анаммыт келелеру ыыта иликтэр. Ол тумугэр 60 былааннаах улэьиттэн билигин 31 эрэ киьи улэлиир…

Маннык эппиэтэ суох сыьыан суьаллык туоратыллара наада.

А. Федоров.

Из этих проблем можно понять, что послевоенные годы рабочих рук везде не хватало.

 

Летние трудовые лагеря

 

Иев Спиридонович каждое лето организовал летние трудовые лагеря школьников. Из информации одного из этих трудовых лагерей: «13 учеников Сунтарской средней школы выехали в Илимнирский участок колхоза имени Энгельса на уборку сена, ими руководит один из старейших учителей Иев Спиридонович Семенов.

В первые шесть дней силами учащихся проведена посадка капустной рассады, уход посева капусты просева картофеля и сгребли 57 тонн силосуемой зеленой массы.

Сейчас они продолжают работать по уходу за посевом и на уборке кормов общественного скота».

 

Глава 2. Исследовательская работа.

 

2.1. В ходе исследования проведено анкетирование. Изучено мнения учащихся о знаниях истории школ своего улуса.

Чтобы узнать о том, знают ли дети историю школ своего села, а так же выявить отношение к историям школ, были проведены анкетные опросы учащихся 7б класса Сунтарской СОШ №1, участвовали 28 учащихся. Анкетирование было направлено на изучение мнения учащихся по следующим направлениям:

Знаете ли вы ветерана - учителя Иева

Спиридоновича Семенова

, о

твет – не знают.

Знаете ли

в каком году был построен старое здание начальной школы, ответ: приблизительный год ответил 1 ученик.

А кто был руководителем постройки этой начальной школы, ответ – не знают.

А кто

из вас

учился в этой начальной школе, ответ – 3 учащихся.

Хотели бы узнать историю стройки начальной школы и про ветерана-учителя

Иева Спиридоновича,

который руководил постройкой школ и зданий для школ

. Ответ – да 28 учащихс

я. И я рассказала

о работе Иева Спиридоновича, прожитую жизнь за будущее детей.

Результат опроса: Учащиеся к сожалению не знают историю строительства первой начальной школы улуса. По мнениям учащихся был выявлен интерес к истории школы и интерес о работе учителя – ветерана Иева Спиридоновича. Таким образом, что современное общество осознаёт значение и важность истории школ и труда учителей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Краткое и

нтервью

от коллег-

учителей

, выпускников начальной школы

– построенный

под руководством Иева Спиридоновича в 1946 году.

 

ФИО учителя Сунтарской СОШ №1

Дата поступления в начальную школу

Дата окончания начальной школы

Краткое воспоминание начальной школы

Афанасий Спиридонович Матвеев – директор нашей школы

1962 год

1966 год

Были у меня хорошие учителя, поэтому я учился хорошо.

Валентина Владимировна Николаева – зам. Директора УВР

1973 год

1977 год

В столовой еда была очень вкусная, были хорошие учителя.

Ирина Николаевна Сивцева – педагог библиотекарь

1970 год

1974 год

На перемене играли «Цепи кованные» и другие подвижные игры

Антонина Антоновна Прокопьева – методист, руководитель НОУ

1964 год

1968 год

Учителя организовали разные интересные игры

 

Создали буклет о жизни Иева Спиридоновича

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Эта исследовательская работа - дань уважения человеку, который посвятил свою жизнь детям, ветеран учитель – Иев Спиридонович Семенов.

Люди, которые «сеяли доброе, вечное» – это наши ветераны-учителя. О них надо знать и помнить подрастающему поколению. Ведь знать историю своего села, замечательных людей, творивших и создававших историю, нужно всем молодым людям, так как человек, не знающий своего прошлого, не будет знать настоящего. Ведь только тот человек, который знает всё о своих корнях, может по-настоящему любить свою землю и гордиться тем, что он на ней живет, и будет стараться жить так, чтобы преумножить славу родной земли.

Иев Спиридонович Семенов руководитель строительства нескольких школ, интерната и базы школы в Сунтарском районе. Иев Спиридонович проработал учителем 55 лет, 59 лет работал адвокатом.

Мы, благодарны учителям-ветеранам. Их самоотверженный труд, вклад в развитии образования, останется в истории образования и в сердцах многих людей.

Созданный буклет о жизни и труде Иева Спиридоновича, подарим нашему школьному музею.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Использованная литература:

 

Первая улусная школа. МБОУ «Сунтарская СОШ №1 имени А. П. Павлова», 2012. Оформление. ООО «Компания «Дани Алмас», 2012.

Кэм кэрдии кэрэьэтэ. Составитель Иванова Альбина Григорьевна.

АО «Национальная издательская компания»Бичик» им. С. А. Новгородова». 2020

Сунтаар улууьугар норуот уерэ5ириитин сайдыыта

Журнал «Алаьа». Сунтарская СОШ №1. Май 2015, №21

«Сталин суола» районная газет

а. Бэс ыйа 1947 с.

«Ильич уоттара» районная газета

. 07.06.94

«Отчет о подготовку к 1947-48 учебному году». Районный архив.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×