Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 21.11
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Влияние алкоголя на психическое развитие ребенка. | Лопатина Татьяна Юрьевна. Работа №340160

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Алкоголизм-это болезненное пристрастие к алкоголю, развивающееся вследствие привычного его употребления и ведущее к утрате человеком социально ценных духовных и физических качеств.

Данная тема исследования актуальна, т.к. борьба с алкоголизмом в нашей стране и в мире приобретает все большее значение. Это связано с тем, что данное заболевание наносит вред не только здоровью пьющего, но и является комплексной проблемой, включающей ряд аспектов: социальный, экономический, воспитательный, правовой, психологический. Особую тревогу вызывает проблема семейного алкоголизма. Не случайно среди причин развода в экономически развитых странах алкоголизм одного из родителей достигает 60-80% случаев. В настоящее время в России половина разводов происходит по инициативе женщин в связи с алкоголизмом мужа.

Алкогольный синдром плода – это сборный термин, означающий определенные отклонения в развитии малыша. Причем такие отклонения могут быть как физические, так и умственные. Причина этого явления – прием будущей мамой спиртных напитков.

 

Тема: «Влияние алкоголя на психическое развитие ребенка.

Алкогольный синдром плода».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Белгород 2024

 

Содержание

Введение……………………………………………………………..….............3

Глава 1. Алкоголизм и его влияние на развитие детей ……………………4

Глава 2. Понятие «алкогольный синдром плода»..………………………….14

Заключение……………………………………………………………………..20

Список литературных источников…………………………………………....21

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Алкоголизм-это болезненное пристрастие к алкоголю, развивающееся вследствие привычного его употребления и ведущее к утрате человеком социально ценных духовных и физических качеств.

Данная тема исследования актуальна, т.к. борьба с алкоголизмом в нашей стране и в мире приобретает все большее значение. Это связано с тем, что данное заболевание наносит вред не только здоровью пьющего, но и является комплексной проблемой, включающей ряд аспектов: социальный, экономический, воспитательный, правовой, психологический. Особую тревогу вызывает проблема семейного алкоголизма. Не случайно среди причин развода в экономически развитых странах алкоголизм одного из родителей достигает 60-80% случаев. В настоящее время в России половина разводов происходит по инициативе женщин в связи с алкоголизмом мужа.

Алкогольный синдром плода – это сборный термин, означающий определенные отклонения в развитии малыша. Причем такие отклонения могут быть как физические, так и умственные. Причина этого явления – прием будущей мамой спиртных напитков.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1. АЛКОГОЛИЗМ И ЕГО ВЛИЯНИЕ НА РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ

 

Хроническая, травмирующая психику ситуация в семье неблагоприятно отражается на здоровье всех ее членов. В таких семьях складывается обстановка, делающая невозможным полноценное воспитание и обучение детей: постоянные скандалы, грубость, насилие со стороны родителей, отсутствие взаимопонимания - все это ведет к умственной ограниченности и психофизическому недоразвитию детей. Изучение детей родителей, злоупотребляющих алкоголем показало, что пьянство, даже в самой безобидной форме, оказывает отрицательное влияние на физическое и психическое развитие ребенка. Случаи, когда у злостных алкоголиков рождаются «вполне нормальные» дети, не доказывает безвредности алкоголизма родителей, а свидетельствует лишь о том, что фактор пьянства действует в совокупности с большим количеством других факторов.

Следует отметить, что детальный анализ особенностей развития этих так называемых «нормальных детей» показывает наличие у них отклонений в эмоционально-волевой и личностных сферах. Будущим родителям надо знать, что эпизод употребления алкоголя (например, матерью во время беременности) может сыграть роковую роль в развитии ребенка. Этот случай может оказаться той единственной каплей, которая переполняет сосуд и дает возможность излиться неблагополучному грузу наследственности или проявится другим неблагоприятным предпосылка развития.

Несмотря на большое разнообразие направлений, и характера психического и физического развития детей в условиях семейного алкоголизма, выявляются и его общие закономерности.

Алкоголизм родителей ведет к соматической патологии: преждевременным родам, отставание в физическом развитии ребенка. Такие дети плохо развиваются, страдают различными заболеваниями. В некоторых случаях алкоголизм одного из родителей ведет к рождению ребенка с различными уродствами. В медицине есть специальный термин для обозначений нарушений у детей алкоголиков: грубые пороки развития систем организма плода под действием алкоголя называют алкогольной эмбриопатией.

Для этого состояния характерны в первую очередь недоразвитие или неправильное развитие отдельных частей тела, врожденные пороки сердца, дефекты в строении верхней и нижней челюсти, глазные аномалии, неправильное развитие суставов.

Обычно дети матерей алкоголичек обращают на себя внимание не по возрасту малым весом и ростом, маленькой головой. Дисфункция со стороны нервной системы проявляется уже с первых дней и месяцев жизни в форме специфической задержки психомоторного развития.

Нарушение умственного развития детей, родителей, страдающих алкоголизмом, могут быть обусловлены не только олигофренией, но и задержанным темпом развития центральной нервной системы. В этих случаях дети, хотя и не являются умственно отсталыми, но по темпу своего психического развития отстают от своих нормально развивающихся сверстников. Эта группа детей в отечественной литературе обозначается как дети с задержкой психического развития, у которых отличается отставание в развитии таких умственных операций, как анализ, сравнение, синтез.

Усилению или появлению генетических отклонений в поведении у детей способствует неправильное воспитание или отсутствие его как такового. Это случаи, когда дети брошены на произвол судьбы родителями, ведущими аморальный образ жизни, когда ребенок является лишним, отвергнутым и видит постоянные примеры жестокости, конфликтов и фальши со стороны взрослых. Патология порождает патологию, подобно тому, как родители, страдающие алкоголизмом, чем больше изменены характерологически и лишены чувства ответственности за здоровье и воспитание детей, тем больше имеют отклонений в отношениях с ними.

Такая наследственность и социальная ситуация развития ребенка (недостаток заботы и ласки, жизнь в состоянии постоянного страха и непредсказуемость поведения родителей) провоцируют формирование специфических черт характера, обусловленных переживаниями ребенка и его внутренним конфликтом в ответ на действие идущих извне стрессовых факторов психологического порядка. Внутренний конфликт является результатом столкновения в сознании ребенка противоположных, аффективно окрашенных отношений к близким людям при семейном алкоголизме подобные переживания возникают очень часто: это может быть двойственное отношение к пьющему отцу или матери либо сочетание обиды и любви к родителям у детей, воспитывающихся в детских домах и интернатах.

Выделим то общее, что присуще детям алкоголиков в плане становления их характера как сочетания врожденных и внешних влияний. Прежде всего, дети из семей алкоголиков очень впечатлительны. Впечатлительность близко примыкает к эмоциональности как особая разновидность долговременной эмоциональной памяти. Она способствует запоминанию неприятных событий, их фиксации. Ребенок долго помнит обиду, оскорбление, страх, возвращается своими переживаниями в прошлое и не может так легко, как другие, отталкиваться в своих действиях и поступках от настоящего. Почти все дети алкоголиков не могут идентифицировать или выразить свои чувства.

Ребенок попросту изолирован от чувств. С рождения он ощущает диссонанс между поведением родителей и уверениями их, что «все в порядке», «ничего не произошло». Ребенок учится не замечать, не реагировать на чувства других, свои переживания старается держать в себе.

То есть импрессивность (склонность к внутренней переработке чувств и переживаний) - качество, также присущее большинству детей из алкогольных семей. Особенно тяжело дети переживают обиду, полученную от родителей, которые в состоянии алкогольного опьянения оскорбляют, угрожают побоями или даже убивают их.

Дети ни с родителями, ни в среде сверстников никогда не скажут об этом, о своих страданиях. Ведь вполне естественно для детей гордиться своими родителями, однако, кота они понимают, что их семьи невыгодно отличаются от других, но все равно начинают защищать свою семью. Дети лучше пережинают все в душе, они убеждены, то о чем не высказано вслух, того не существует. Сохранение этого «большого секрета» является более важным, чем рассказать о своих чувствах. Также дети из алкогольных семей обладают внутренней неустойчивостью, обусловленной наличием трудносовместимых, противоположно направленных чувств и переживаний, склонностью к беспокойству и волнениям.

Последнее качество детерминируется, повышенной эмоциональной чувствительностью, потрясениям и испугами, заостряющими эмоциональность, или передачей тревоги и беспокойства со стороны родителей, неразрешимостью какой-либо жизненно важной ситуации для ребенка, блокированием его насущных потребностей, интересов и влечений, неспособностью утвердить себя, отсутствием внутреннего единства.

Неразрешимые для детей переживания обусловлены хронической психотравмирующей ситуацией, источником постоянного психического напряжения. На этом фоне дополнительно действующие психические травмы усиливают патогенность жизненной ситуации, поскольку ребенок не может справиться с ними.

Положение осложняется тем, что дети могут из-за своего ограниченного и уже деформированного опыта, условий воспитания и отношений в семье эмоционально отреагировать на накапливающееся нервно-психическое напряжение.

Все эти нарушения приводят к различным формам неправильного поведения у детей. Ученые выделяют формы, поведения детей алкоголиков. Прежде всего, это реакции протеста. Такие реакции чаще всего возникают при наличии алкоголизма одного из родителей. Ребенок становится грубым, непослушным, стремится все сделать назло. Наряду с активными реакциями протеста могут отличаться пассивные реакции, когда ребенок уходит из дома, боится родителей и не возвращается, затем постепенно начинает избегать общения и со сверстниками. На этом фоне у ребенка легко возникают невротические расстройства: нарушения сна, неустойчивость настроения. Могут наблюдаться тики, заиками, энурез. Более резким проявлением пассивного протеста являются попытки самоубийства, в основе которых лежит чрезмерно выраженное чувство обиды, желание отомстить, напугать. В некоторых случаях эти попытки носят демонстративный характер.

Другой формой нарушения поведения детей при семейном алкоголизме является имитационное поведение. У детей в силу их обшей невротизации, повышенной внушаемости, эмоционально-волевой неустойчивости имеется повышенная склонность к возникновению социально отрицательных форм имитационного поведения, как сквернословие, хулиганские поступки, мелкое воровство, бродяжничество. Эти данные убедительно показывают роль окружения и предупреждении нарушений поведения и патологии характера у детей алкоголиков.

В условиях хронически тяжелой семейной обстановки указанные трудности поведения постепенно нарастают и приобретают для ребенка характер привычного поведенческого стереотипа.

Все указанные нарушения могут стать основной для формирования стойких патологических свойств личности, затрудняющих ее социальную адаптацию.

Невысокий уровень развития речи и мышления обследованных детей раннего возраста (до 3- 4 лет) ограничивает возможности выполнения тех требовании, которые предъявляет общество к нормально развивающимся детям этого возраста. Поэтому в их поведении нередко появляются примитивные, неадекватные возрасту и ситуации поведенческие реакции. Будучи ограничены в средствах общения с окружающими их людьми, такие дети нередко отстаивают свою точку зрения криком, плачем, агрессивными выходками или наоборот, чрезмерной ласковостью, прилипчивостью, привязчивостью.

Если нормально развивающийся ребенок к этому времени начинает овладевать своим поведением, то дети обследованного контингента вплоть до 6- 7-летнего возраста находятся во власти аффекта.

Неслучайным поэтому является нарастание признаков социальной дезадаптации у детей второй возрастной группы (4-8 лет). В возрасте 4- 5 лет им недоступно понимание условностей и принятие ролей в сюжетно-ролевых играх, а в 6 - 7 лет они испытывают трудности при участии в играх с правилами. Чрезмерная импульсивность, аффективная взрывчатость, безответственность не позволяют им завоевать симпатии сверстников и занять устойчивую позицию в коллективе.

В то же время именно в возрасте 4 - 7 лет у этих детей интенсивно развивается речь, возникает возможность элементарного обобщения и систематизации предметов и явлений. Они справляются с предложенными заданиями, но при условии помощи со стороны взрослого. В норме к этому возрасту возможности самостоятельной организации деятельности выше.

Ведущую роль среди психических процессов в старшем дошкольном возрасте у нормально развивающихся детей играет память. Для детей, родители которых страдают алкоголизмом, в возрасте 4-8 лет характерно преобладающее развитие восприятия по сравнению с памятью. Такое место восприятия в ряду других психических процессов, с одной стороны, и отмеченная выше нерасчлененность эффективно-потребностной сферы с другой, лежит в основе слабой осознанности и произвольности своего поведения.

В характеристиках педагогов, воспитателей, родственников детей родителей, страдающих алкоголизмом, нередки указания на случаи мелкого воровства уже в дошкольном возрасте. Эти поступки не могут расцениваться как асоциальные, так как в них нет элементов умышленности, полной осознанности и произвольности. Напротив, именно отсутствие этих элементов и приводит к совершению таких действий, т. е. внешняя ситуация действует как побудительная сила, а механизмы произвольной регуляции еще не сформированы.

Жалобы, с которыми обращаются педагоги и родители детей 7-8-летнего возраста, в первую очередь, касаются их неусидчивости, невнимательности, не целенаправленности, нежелания трудиться и т. п.

При обследовании этих детей отчетливо обнаруживаются признаки социально-педагогической запущенности в виде ограниченности словарного запаса, бедности знаний и сведений об окружающем мире, недостаточной усвояемости многих навыков (счет, чтение, письмо, рисование и др.). Они усвоили элементарные обобщающие понятия (животные, растения, транспорт, мебель и др.), но при самостоятельном определении понятий ориентируются не на существенные, а на конкретно-ситуационные признаки.

Что касается личностных особенностей детей 9 - 12-летнего возраста то для них характерны завышение уровня притязаний и самооценки, отсутствие переживаний при неудачах.

Переживания детей, родители которых страдают алкоголизмом, поверхностны и неустойчивы, не оказывают существенного влияния на мотивационную и интеллектуальную сферы, и на поведение в целом. Это связано с недостаточным осознанием детьми своих переживаний; не попадая в сферу сознания, они быстро забываются и в результате дети редко задумываются о последствиях своих поступков и не планируют их.

Отставание в общем психическом развитии, с одной стороны, и высокие требования со стороны школы с другой, приводят к возникновению конфликтных ситуаций, основным способом выхода из которых в младшем школьном возрасте является уход: прогулы занятий, побеги из дома.

Недоступность выполнения многих социальных требований, например, связанных с обучением в школе, приводит к поиску обходных путей самоутверждения, в частности к антиобщественны поступкам.

Нарушения психического развития детей при семейном алкоголизме могут усугубляться за счет таких нервно-психических заболеваний, как эпилепсия, умственная отсталость, дефекты зрения и слуха.

Непатологические формы нарушений поведения имеют ситуационный характер, т.е. возникают в отпет на ту или иную ситуацию. и отличаются кратковременностью и неустойчивостью проявлений, отсутствием нарушений социальной адаптации и соматовегетативных расстройств (нет нарушения сердечной деятельности. учащения пульса, нарушений дыхания, усиленного потоотделения, изменений окраски кожных покровов и т.д.).

Особенностью этих форм поведения является их направленность на лицо, вызвавшее у ребенка конфликтное переживание, которое проявляется в виде грубости, стремления досадить определенному лицу.

Иногда эти непатологические формы поведения при отсутствии правильных воспитательных мероприятий могут принимать затяжное течение, что приводит к нарушениям социальной адаптации. В этих случаях их структура усложняется, и к ним присоединяются различные соматовегетативные нарушения в виде сердцебиений, усиленной потливости, насильственного кашля, рвоты и т. д.; тогда реакции протеста приобретают уже патологический характер.

В основе патологических форм нарушений поведения лежат органические расстройства центральной нервной системы. Они носят диффузный характер, т. е. проявляются не только в той микро социальной среде, в которой возникли переживания, но и за се пределами. Отмечается их нечеткая направленность на определенное лицо или на определенную ситуацию, в связи с чем даже при изменении ситуации поведение носит патологический стереотипный характер.

При патологических формах нарушений поведения всегда наблюдаются невротические расстройства в виде нарушений настроения, сна, сердечной деятельности, дыхания и т.п.

Так, при патологических реакциях пассивного протеста ребенок не только отказывается посещать школу или отдельные уроки, но даже при напоминании о необходимости их посещения у него возникают различные невротические реакции: тики, насильственный кашель, рвота, сердцебиение, повышенная потливость. Настроение у такого ребенка обычно подавленное, сон нарушен.

Частыми патологическими формами поведения у детей родителей, страдающих алкоголизмом, являются двигательная расторможенность и повышенная аффективная возбудимость, а также склонность к истерическим реакциям.

Отклонения в психическом развитии детей при семейном алкоголизме часто нарушают их адаптацию к школе, учеба большинству из них дается с большим трудом. Дети тяготятся пребыванием в школе, надоедают товарищам своей расторможенностью и дурашливостью. Личность этих детей формируется дисгармонично у них нет цельности переживаний, внутренняя неуверенность в себе часто сочетается с повышенной самооценкой, внешнее безразличие к окружающим - с чрезмерной ранимостью. У мальчиков наблюдается стремление к онанизму.

Лица с указанными формами нарушения поведения составляют «группу риска» в отношении алкоголизации и токсикомании.

Начальный период алкоголизации у них часто сопровождается проявлениям бравады в сочетании с не критичностью, отсутствием полевого контроля и в ряде случаев - с расторможением влечений. Подобные сочетания приводят к более выраженной личностной патологии, к социальной дезадаптации. Углубление социальной дезадаптации усиливает тяготение к алкоголю, с помощью которого подросток ищет «выход» из постоянно возникающей конфликтной ситуации. Таким путем начинает формироваться психическая, а затем и физическая зависимость от алкоголя с проявлениями похмельного синдрома. По мере нарастания социальной дезадаптации происходит включение механизма саморазвития алкоголизма как болезни.

Энн Смит, известный американский нарколог, так же посвятила свою деятельность изучению психики детей и даже внуков алкоголиков. В процессе работы в качестве нарколога она обследовала много семей и выделила основные черты, присущие детям алкоголиков. Во - первых, это низкая самооценка. Невозможно, воспитываясь в обстановке эмоционального пренебрежения или, в лучшем случае, противоречивого воспитания, обрести достаточную уверенность в себе. Появление низкой самооценки детей алкоголиков зависит в основном от роли, которую они играли и своих семьях.

Специалисты по детской психиатрии считают, что первые пять лет жизни ребенка являются решающими в формировании здоровой и положительной концепции собственного «Я». Многие нарушения происходят до формирования памяти ребенка. Поэтому работу с детьми важно начать как можно раньше.

Во-вторых, это фокусировка на внешнее окружение. Алкогольные семьи вынашивают мысль, что если выждать достаточное время, то все встанет на свои места без принятия определенных мер. Постоянная жизнь в атмосфере стресса, когда превалирует чувство беспомощности, приводит к мысли о том, что не стоит что-либо изменять, т.к. ни к чему хорошему это не приведет.

Каждый день дети алкоголиков оценивают по поступкам, мыслям, чувствам других. Эта способность развивается в силу необходимости и семье алкоголика, где моральный климат полностью зависит от того, что алкоголик делает или что делал.

Третья черта-это неспособность идентифицировать или выразить свои чувства. У детей алкогольных семей отсутствует возможность учитывать в качестве примера для выражения чувств отношения своих родителей. Они могут точно знать, что должны чувствовать и даже как реагировать при этом, но в действительности сами не чувствуют в полном смысле этого слона. Взрослые дети алкоголиков могут хорошо понимать других страдающих людей и даже помогать им, но оказываются не в состоянии справиться со своими переживаниями.

Четвертая черта - неспособность попросить о помощи поскольку отрицание является главным симптомом алкоголизма, то в самой природе заболевания заложено стремление скрыть употребление алкоголя и связанных с этим семейных трудностей. Поэтому как бы ни было тяжело детям, они не попросят о помощи, скроют обстановку в себе.

И последняя характерная черта - экстремальное мышление. Наша способность принимать решения рассматривать альтернативы и соответственно действовать в трудных ситуациях зависит в большей степени от примеров, преподанных нам в семьях. Семьи алкоголиков, которые чуть ли не постоянно живут под стрессами, имеют уникальные способы уживаться со стрессом. А когда признанная ситуация неизбежна, то процесс принятия решения и последующих действий, сводится к поиску виновного, а затем наблюдается или чрезмерная активность, или почти полная пассивность.

 

 

 

 

ГЛАВА 2. ПОНЯТИЕ «АЛКОГОЛЬНЫЙ СИНДРОМ ПЛОДА»

 

Первое упоминание об алкогольном синдроме плода зафиксировано ещё в 19 веке – французским ученым, исследовавшим взаимосвязь алкоголизма матери и отставание в развитии ребенка. Собранные и идентифицированные симптомы позже были объединены в синдром, который назвали алкогольным, или фетальным.

Опрос показывает, что потенциальные будущие матери не имеют четкого понятия о том, насколько алкоголь может быть вреден для здоровья малыша. Более того, многие склонны утверждать, что красные вина могут даже принести пользу, если их употреблять во второй половине беременности.

Тем не менее, исследования показали, что алкоголь опасен не только во время вынашивания, но и даже до наступления этого периода – на этапе планирования.

Под алкогольным синдромом плода (АСП) понимают множественные и в разной степени выраженные отклонения в физическом и психическом развитии младенца вследствие употребления матерью алкоголя до беременности и в период вынашивания плода. Одни отклонения могут проявиться у ребенка вскоре после рождения, а другие – в более поздний период развития.

Алкогольный синдром плода подразумевает под собой определенные отклонения будущего малыша, причиной которых выступает употребление спиртных напитков женщиной до и в момент беременности. Они могут быть различной степени тяжести и проявляются у каждого ребенка индивидуально. Выявлен перечень наиболее часто встречающихся. Так, у малыша симптомы могут возникнуть сразу после рождения или проявиться в период взросления.

Алкоголь оказывает токсическое воздействие на организм плода. Причиной возникновения АСП является токсическое воздействие алкоголя и продуктов его расщепления на плод. Алкоголь легко проникает через плаценту и оказывает действие на ткани плода длительное время, так как он медленно обезвреживается в связи с отсутствием в печени плода алкогольдегидрогеназы.

Вредное действие на плод не зависит от вида спиртного напитка. Более того, опасным является любое, даже небольшое, количество алкоголя. Хотя чем большее количество алкогольных напитков употребляет беременная женщина, тем более выражены повреждения у плода.

Особенно опасно воздействие алкоголя в ранние сроки беременности, когда идет закладка органов.  Пороки сердца, аномалии внутренних органов, поражение головного мозга, – такие повреждения возможны при употреблении спиртных напитков в первом триместре.

Нарушается нормальное обеспечение тканей (в том числе и головного мозга) кислородом и питательными веществами, подавляется синтез клеток.

В третьем триместре алкоголь задерживает быстрый рост плода, характерный для этого периода беременности. Отмечается также повышенная повреждаемость нервных клеток плода в этот период.

Учитывая тот факт, что организм младенца продолжает рост и развитие и после рождения, ребенок может пострадать от спиртных напитков, если мать употребляет их в период грудного вскармливания.

Симптоматика АСП достаточно разнообразна.  По степени выраженности проявления могут быть легкими, среднетяжелыми и тяжелыми.

Клинические проявления АСП можно условно поделить на 4 группы:

-дородовая и послеродовая дистрофия;

-черепно-лицевая патология;

-физические уродства и аномалии органов;

-повреждения ЦНС (головного мозга).

Новорожденные имеют низкий вес при рождении и недостаточную длину тела. Отстают в физическом развитии детки и после рождения.

Чем больше и чаще употребляла мать алкоголь, тем больше отстает малыш в развитии. Иногда отставание настолько выражено, что новорожденных приходится госпитализировать.

  Отставание в развитии отмечается на протяжении всей жизни, даже если детям создаются благоприятные условия.

Черепно-лицевые аномалии обычно возникают такие:

-маленький размер глаз, выраженная внутренняя складка века, косоглазие, птоз век;

-седловидная форма носа, носогубная складка слабо выражена;

-тонкая, выступающая вперед, верхняя губа;

-большой размер глубоко расположенных ушей;

-удлиненная форма лица;

-недоразвитие верхней или нижней челюсти;

-«волчья пасть» (часто встречается).

Возможны поражения костно-мышечной системы: дисплазия или вывих тазобедренных суставов, неправильное расположение пальцев, аномалии грудной клетки, укорочение стоп.

Более значительными являются изменения со стороны внутренних органов: недоопущенные яички (у мальчиков), недоразвитые половые губы и удвоение влагалища (у девочек); нарушения в строении и функции почек, фиброз печени.

Врожденная патология сердечно-сосудистой системы встречается часто (до 50% случаев): чаще всего это дефекты перегородок в полостях сердца.

Со стороны нервной системы нарушения могут появиться уже после рождения младенца: беспокойство, дрожание конечностей и подбородка, повышение мышечного тонуса или, наоборот, снижение тонуса мышц, судороги. Могут отмечаться нарушения сосательного и хватательного рефлексов.

В более поздний период может развиваться гидроцефалия и умственная отсталость, проблемы со слухом и зрением. Окружность головы маленькая, развивается микроцефалия (малый размер мозга).

Выраженность умственных отклонений может быть различна: от минимальных проблем с мышлением до тяжелой степени отсталости, неадекватности поведения, при которых невозможна социальная адаптация и общение со сверстниками.

Такие дети гиперактивны, у них нарушен самоконтроль, низкая обучаемость, невозможность сосредоточить внимание, отсутствует абстрактное мышление. Они не способны обобщать, не понимают категорий пространства и времени. Особую трудность представляют точные науки. В случае поражения мозжечка отмечается неуклюжесть, нарушение координации и повторяющиеся судороги.

Симптоматика алкогольного синдрома у ребенка крайне выражена. По степени поражения организма плода алкоголем, выделяют легкое состояние, среднетяжелое и тяжелое.

Дети, рожденные от матерей, злоупотребляющих алкоголем, имеют характерный для их состояния дефицит массы тела, а также низкий рост или же длину тела. Развитие таких детей значительно отстает от их сверстников – они поздно начинают держать голову, ползать, реагировать на свет, запах, звук, не говоря уже о том, чтобы полноценно ходить и разговаривать.

Степень отставания ребенка от своих сверстников в развитии полностью зависит от того, какое количество алкоголя его мать употребляла в период беременности. Причем, улучшить самочувствие ребенка, повысить степень его развития и адаптировать в обществе будет крайне сложно, даже если такие дети будут расти в очень комфортных и действительно благоприятных условиях.

Алкогольный синдром плода диагностируется очень редко. Это из-за того, что такие проявления имеют некие сходства с иными наследственными заболеваниями. При постановке диагноза учитывается информация о чрезмерном употреблении алкоголя родителей и отклонений у детей. По необходимости могут быть проведены генетические исследования.

Если в семье родился такой малыш, то следует произвести обследование и других детей. При своевременном диагностировании лечение может помочь.

Характерные нарушения в деятельности внутренних органов нельзя исправить, поэтому они остаются с ребенком на всю жизнь. Некоторые аномалии можно устранить оперативным методом: порок сердца, дисплазия суставов.

Также присутствуют значительные проблемы с обучением. В результате чего ребенок обучается в специализированном учреждении. Если наблюдаются отклонения в поведении, то проводится консультация психолога.

Не существует видов алкоголя, которые бы не насели вреда здоровью плода. Все спиртные напитки оказывают воздействие на будущее потомство.

проблема заключается в употреблении продукции во время беременности.

Кроме того, не желательно злоупотреблять спиртными напитками до беременности, если имеются половые связи и отсутствуют меры предосторожности. В таком случает от него стоит вообще отказаться.

Существуют виды продукции, которые нужно использовать с осторожностью в период беременности:

-лекарственные препараты;

-настойки из трав;

-использование ополаскивателей для рта;

-питание сладостями, в составе которых имеется алкоголь.

Если присутствует алкогольный синдром плода, то стоит вообще отказаться от спиртного.

 

 

Заключение

 

Таким образом, в качестве вывода можно сказать, что алкоголизм является комплексной проблемой, включающей в себя ряд аспектов: социальный, медицинский, воспитательный, психологический. Особую проблему в настоящее время представляет собой семейный алкоголизм, т.к. пьющие родители наносят вред не только своему здоровью, но и будущему. Почти все дети из алкогольных семей рождаются с дефектами: от незначительных нарушений до грубых пороков развития и уродства.

А если ребенок родился физически здоровым, то неуклонно страдает его психическое развития, т.к. воспитывается он в условиях постоянного страха скандалов, неуравновешенного поведения родителей, а часто жестокости и насилия с их стороны. В итоге дети вырастают нервными. эмоционально неустойчивым и. с заниженной самооценкой, с различными формами патологического поведения. Все эти нарушения значительно затрудняют процесс воспитания и обучение детей, а ограниченный и деформированный жизненный опыт не позволяет детям успешно адаптироваться асоциальной среде.

Список литературных источников

 

1. Абрамова, O.A. Медико-социальные аспекты формирования врожденных пороков развития плода : автореф. дисс. канд. мед. наук: 14.00.09 / O.A. Абрамова; Самарский гос. ун-т. - Самара, 2009. - 25 с.

2. Авдеева, Т.Г. Влияние алкоголизма матери на состояние здоровья новорожденных / Т.Г. Авдеева, И.Л. Алимова // Педиатрия. - 1994. - № 5. - С. 57-58.

3. Алферов, В.П. Алкогольный синдром плода: Лекция для врачей-слушателей; Ленингр. гос. инстусоверш. врачей им. С.М. Кирова, Каф. педиатрии 3 с курсом неонатологии / В.П. Алферов, З.Е. Евхаритская. -Ленинград : ЛенГИДУВ, 1988. - С.3-16.

4. Бехтерев, В.М. Вопросы алкоголизма и меры борьбы с его развитием: Речь при открытии экспериментально-клинического института по изучению алкоголизма - СПб, 1992. С.89

5. Вегхейн, П.В. Алкогольный синдром плода / П.В. Вегхейн, Л. Лейстнер // Акушерство и гинекология. - 1981. — № 1. - С.36-37.

Григорович, И.Н. Алкогольный синдром плода / И.Н. Григорович // Росс, вестн. перинат. и пед. - 2006. - Т. 51. - № 1. - С. 10-13.

6. Донец, О.Ю. Психические нарушения у потомства матерей, больных хроническим алкоголизмом (клинические и иммунологические аспекты) /О.Ю.Донец: Автореф. дис. канд. мед. наук. - Томск, 2012. - 25 с.

7. Иванова, Н.В. Характеристика физического и нервно-психического развития детей от больных алкоголизмом родителей / Н.В. Иванова, Г.В. Мамуров, Н.Б. Куприенко, [и др.] // Журнал неврологии и психиатрии им. С.С. Корсакова. - 1993. - № 2. - С.62-63.

8. Куниковская, Л.С. Влияние хронического алкоголизма матерей на формирование клинической картины умственной отсталости у потомства /Л.С. Куниковская: Автореф. дис. канд. мед. наук. -М., 2008. - 19 с.

9. Моховиков, А.Н. Женский алкоголизм и алкогольная эмбриопатия потомства /А.Н. Моховиков: Автореф. дис. канд. мед. наук. -Томск, 1986. - 26 с.

10. Ушаков, Г.К. Детская психиатрия /Г.К. Ушаков. - М., 2013. С.112

11. Эрисман, Ф.Ф. К вопросу об алкоголизме в России и о санитарном вреде спиртных напитков вообще /Ф.Ф.Эрисман //Общественно-санитарное обозрение. - 1997. - № 1. - С. 4-8.

 

 

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×