Влияние человеческого фактора на дтп | Васильева Ньургуйаана. Работа №208842
Автор: Васильева Ньургуйаана
Влияние человеского фактора на дтп
Сведения об авторе
Человеческий фактор на Дорожно-транспортных происшествиях.
Аннотация
Мир, в котором мы живем, полон опасностей. Они подстерегают нас везде и в быту, на производстве, в пути, на отдыхе и других условиях обитания. Со временем человечество накопило богатый опыт выхода из опасных ситуаций.
Как известно, жизнедеятельность – это самый сложный биологический процесс, который происходит в организме человека, оно позволяющет сохранить здоровье и работоспособность. Необходимым и обязательным условием протекания биологического процесса является деятельность. В свою очередь, деятельность означает разносторонний процесс создания человеком условий для своего
Безопасность и человеческий фактор, сейчас тесно связаны друг с другом, во многих опасных и необходимых профессиях есть доля влияния человеческого фактора. Об этом можно сказать, свидетельствует большое количество аварий которые происходят по вине человека. Безопасность является состоянием объекта защиты, при котором воздействие на него всех потоков энергии, вещества и информации не превышает максимально допустимых значений. [1]
Ключевые слова: человечество, здоровье, жизнедеятельность, безопасность, человеческий фактор, авария, защита.
В современном мире, человеческий фактор в контексте безопасности дорожного движения – это явление многогранное: человек – среда - машина. Действительно, если рассмотреть и определить факторов дорожно-транспортных происшествий выделяются: состояние дорог, погодные условия, время суток, пропускная способность улиц, техническая исправность автомобиля, его оснащенность средствами безопасности (машина) и конечно главное сам человек, его характер и темперамент, состояние здоровья, настроение и этическое воспитание.
Как нам известно, безопасность движения на транспорте обеспечивается нормальным функционированием всех составляющих комплекса «человек - транспортное средство - окружающая среда». Между тем, недостаточная надёжность элементов этой системы (низкая дисциплина участников движения, неудовлетворительное техническое состояние транспортных средств и дорог) является причиной дорожно-транспортных происшествий и аварий на транспорте. Безопасность движения на транспорте является одним из наиболее актуальных проблем, напрямую зависящая от так называемого человеческого фактора, удельный вес которого среди причин транспортных происшествий достигает 90% и более. [2]
Понятием человеческого фактора характеризуется чрезвычайной многогранностью и сложностью. Это комплекс всех качеств человека, которые оказывают влияние на безопасность жизнедеятельности, происхождение транспортных происшествий и аварий. Теоретически в это понятие также могут быть включены все явления в организации безопасности движения, так или иначе связанные с человеком. Вот основные моменты, которые определяют уровень надежности и роль человеческого фактора в системе «человек - транспортное средство - окружающая среда»: физиологическое и психологический состояние человека, инженерно-психологическая и профессиональная подготовка, морально-волевые качества работника, медицинский и психологический отбор, контроль функционального состояния во время работы, медицинская и психологическая поддержка.
Дорожно-транспортное происшествие (ДТП) – это событие, которое возникло в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, сооружения, грузы либо причинён иной материальный ущерб. По факту автомобильный транспорт является самым небезопасным из всех доступных человеку. По всем данным именно Дорожное происшествие ставят на первое место по числу погибших и пострадавших. По этим параметрам автомобили значительно обгоняют железнодорожный, авиационный и водный транспорт. Они происходят по многим причинам, среди которых есть как технологические, так и человеческие факторы. По отношению к участникам движения водителей можно разделить на две группы. Первая группа, преследуя свою стратегическую цель поездки, принимает тактику движения, исходя из общих закономерностей транспортных ситуаций, приспосабливаясь к ним и не нарушая целостности транспортного потока. Вторая группа использует автомобиль, дорожные условия и дорожно-транспортные ситуации для своих личных целей, как мне удобно, так и еду. Можно с уверенностью утверждать, что водители первой группы стоят выше по пониманию смысла правил дорожного движения, чем второй, которые, как правило, управляют автомобилем на пределе физических, а иногда и психических возможностей. Любая авария может случиться по вине усталости водителя, из-за обледенения дорожного покрытия или неисправности тормозной системы. Однако риск ДТП часто обусловлен сторонними факторами, такими как, день недели, месяц и время суток. Водитель и автомобиль в совокупности представляют собой биотехническую систему, в управлении которой ведущую роль играет биологический элемент - человек. Автомобиль - технический элемент биотехнической системы позволяет лишь человеку двигаться быстрее. Вот почему эффективность и безопасность процесса управления автомобилем в подавляющей степени определяются способностью водителя воспринимать и перерабатывать информацию, принимать правильные решения и своевременно их реализовывать, манипулируя средствами управления. Но оказывается, что человек не всегда в одинаковой степени способен управлять автомобилем. С учетом таких факторов, как внимание, восприятие, мышление, время реакции, мышечная сила и другие психофизиологические характеристики, водитель автомобиля не в состоянии держаться на одном уровне в течение длительного времени, и именно в периоды снижения работоспособности наиболее часто происходят дорожные происшествия.[3]
Несмотря на то, что между возникновением ДТП и психологическими особенностями водителя взаимозависимость, на первый взгляд, не очевидна, тем не менее она существует. Обращает на себя внимание и повторяемость ДТП и нарушений ПДД у одних и тех же водителей, при относительной благополучности условий движения. Естественно, что профессиональное обучение и тренировка еще не могут гарантировать 100 % отсутствие ДТП. Есть такие психологические особенности, которые «предрасполагают к аварийности», хотя и не являются фатальными. Значительная часть ДТП с самыми тяжелыми последствиями и смертельным исходом может происходить в хороших дорожных условиях, при достаточной видимости, свободной дороге и надежном автомобиле, на прямых участках дорог. Таким образом, водитель совершает столько самых разнообразных отклонений от правильной езды, нередко ведущих к ДТП, потому, что его участие в процессе движения обуславливается совокупностью личностных характеристик и психологических закономерностей.
Вывод
Условия аварии почти всегда носят экстремальный характер. Причины того, что оператор оказался не в состоянии овладеть ситуацией и не допустить аварии, могут быть никак не связаны с небрежностью или некомпетентностью. Так, правильность принятия решения в нетипичной обстановке зависит от таких качеств психики, которые обусловливают способность осознать в данный промежуток времени изменившиеся условия и на основе поступившей информации выбрать единственно верный способ действия. При этом нужно учитывать, что поведение человека, особенно в критической ситуации, определяется не только и не столько общими психофизиологическими закономерностями, но и теми индивидуально-психологическими особенностями, которые присущи данной личности. Более того, психологи давно отмечают тот факт, что профессиональные психологические качества оператора, необходимые для эффективного функционирования в экстремальной ситуации, не только существенно отличаются от тех качеств, которые необходимы и важны для успешной работы в обычном, нормальном режиме деятельности, но иногда и вступают в противоречие с ними.
Список литературы:
Анофриков
В.Е
, С.А. Бобок, М.Н. Дудко, Г.Д. Елистратов "Безопасность жизнедеятельности: Учебное пособие для вузов" / ГУУ. – М.: ЗАО "
Финстатинформ
", 1999.
Безопасность жизнедеятельности. Учебник для студентов / Белов С.В. Данилов В.А,
Козьяков
А.Ф. и др. под общей редакцией С.В., Белова – М.:
Высш
.
Шк
., 2000. – 343 с.
Безопасность России. Правовые, социально-экономические и научно-технические аспекты. Человеческий фактор в проблемах безопасности. М.: Изд-во МГФ Знание, 2008.
Вишняков Я. Д., Грацианский Е. В.,
Махутов
Н. А. ЧФ в управлении рисками и безопасностью: как научить управлять рисками // Вестник университета (ГУУ). 2002. № 1 (4).